Торговля УССР

Торговля УССР, одна из важнейших отраслей нар. хозяйства, продвижения товаров и некоторых форм обслуживания через куплю-продажу от производства до потребителя. Объем Т. возрастает с развитием специализации производства и ростом нац. дохода. В УССР доля Т. (вместе с заготовками, материально-техн. Поставкой и др.). Выросла в нац. доходе с 6,6% в 1956 до 12,6% в 1975. Вся Т. делится на внутр. ( оптовую и розничную торивлю, общ. питание, бытовое обслуживание) и внеш.

Оптовая (опт.), или оптовая, Т. делится на Т. средствами производства (в большинстве подлежит союзно-респ. Гол. Управлению при Совете Мин-ов СССР по материально-техн. Поставки), силь.-хоз. продуктами (подлежит союзно-респ. министерству соль. хозяйства заготовок) и товарами нар. потребления (преимущественно подчиняется союзно-респ. министерству Т.). Сов. опт. Т. имеет мало общего с общ. принятым понятием Т. на Зап. Она происходит в центр. изготовленным планом, в котором подробно определен продавец и покупатель, спецификация и цена товара, время транзакции и т.д.. Деньги в этом процессе видограють исключительно расчетную роль. Опт. Т. является важным орудием в экон. политике СССР. Она назначена на то, чтобы в первую очередь обеспечить важные для государства отрасли оборонной и тяжелой промышленности и только в последнюю очередь населения продуктами потребления. Задачей опт. Т. с.-х. продуктами и сырьем является по * состоянии самая заготовка этих продуктов от колхозов. К сер. 1950-х pp. цены за них были номинальные, так что государство стягивала дань с соль. хозяйства на индустриализацию страны (см. Заготовки сельскохозяйственных продуктов). Опт. Т. товарами нар. потребления направлена ​​на обеспечение прежде местностей и районов, важных для режима ввиду потребности местн. верхушки, стратегическое положение и иностранных туристов. Объем оптовой торговли в Украине составил 1970 - 91 млрд руб. (1960 - 41,8), из чего на Т. средствами производства приходилось 59,4%, с.х. продуктами 11,0%, товарами нар. потребления 29,6%.

В розничной (разд.) Т. покупатель выч. возможность выбора продукта того или др.. предприятия, но цены (кроме колхозной Т., они определяются стихийно рынке) устанавливают гос. учреждения. Предприятия могут быть гос. (Обычн. обслуживают города и подлежат союзно-респ. Министерству торговли, но также др.. Министерствам и организациям) и кооп., Обслуживающих преимущественно села (подлежат Укоопсоюзу). В 1977 на гор. товарооборот приходилось 80,6%, на соль. - 19,4% (1950 - 76% и 24%), подобное соотношение было и во всем СССР; вместе с колхозной Т. - 64 - 36 (соответственно в 1950 - 57 и 43%). Несмотря на уменьшение колхозной разд. Т. на колхозных рынках Украины (1968 было их 2200) продано в 1975 - 15,3% от всего оборота продовольственных продуктов (во всем СССР - 6,8%). Цены на разд. продукты (в частности непродовольственные) выч. включают налог с оборота, что делает их значительно выше средств продукции (подробнее см.. сюр. 2127). От кон. 1950-х pp. на продовольственные продукты установлены цены ниже себестоимости. Потому что государство не решается ни повысить цены на эти продукты, ни снизить заготовительные цены (ввиду реакцию со стороны консументов в первом случае и колхозников во втором), она должна субсидировать соль. хозяйство (см. подробнее с. 2831 - 32).

Война уничтожила в большой степени предприятия разд. Т. в Украине. Их восстановление (1950 - 88% состояния на 1940) медленнее; чем важных для государства экон. секторов, до 1947 действовала карточная система, заведено с нач. войны. Развитие разд. Т. видно из таблицы:

1940 1950 1960 1970 1977
Товарооборот (в млн руб.) 2817 4941 11987 24582 36296
Количество предприятий (в тыс.) 92,1 81,5 121,8 148,2 146,8
Количество сотрудников (в тыс.) - 215 399 716 840

Рост товарооборота в СССР почти такое же, что во всем СССР. Не испытала существенных изменений структура товарооборота разд. Т.: на продовольственные товары приходилось 1976 51%, на непродовольственные - 49% (1950 - 52% и 48%). Товарооборот на душу населения увеличился с 409 руб. в 1965 до 582 в 1970 и 782 в 1977; он ниже в Украине, чем во всем СССР (в частности в с.). 1977 из товарооборота в разд. Т. приходилось на гос. Т. 69%, на кооп. - 31%>, на гор. - 80%, на соль. 20% (правда, в села приходилось 46% всех предприятий разд. Т., но их товарооборот был незначителен). И сейчас почти пол. соль. населения купус в гор. магазинах (причем расход времени на каждый закуп составляет в среднем 11,5 ч).. 1977 на 146 800 предприятий разд. Т. приходилось 114300 на магазины, 32500 на киоски; работники этих предприятий составили 4,4% всех работающих в СССР. Производительность разд. Т. Украине была немного лучше, чем во всем СССР, частично ввиду более распространено самообслуживания: в УССР в 69% (177 из 185 универмагов) гос. предприятий Украины, во всем СССР - только 31%. Кооп. магазины слабее оснащены, чем гос.; напр., только 60% из них имели окрошки (в гос. магазинах 90%). С внимания на чрезмерную централизацию управления разд. Т. функционирует неудовлетворительно, не только по сравнению с Зап., Но даже с соц. странами Европы. Снабжение продуктами является нерегулярное как в разные времена года, так и в разных районах (в частности в с. И меньших г.), помещения - примитивные, неприветливая оформление, большие очереди.

Общественное питание (Г.Х.) объединяет функции производства и продажи продуктов питания и организует их потребления на предприятиях (фабрики-кухни, столовые, рестораны, чайные, закусочные, кафе, буфеты и т.п.). Оно осуществляет в некоторой степени и перераспределение нац. дохода в форме бесплатного или льготного снабжения продовольствием в различных институтов (общежития и т.д.). Развитие г.х. в УССР видно из табл.:

Годы 1928 1940 1960 1970 1977
Количество предприятий (в тыс.) 3,4 18,7 26,1 47,7 54,7
Ч. мест (в тыс.) - 555 806 2042 3075
Оборот в млн. руб. 9 386 1360 2966 4114
Выпуск продукции в млн блюд - 1604 2842 4724 * -
Количество сотрудников (в тыс.) 187 384 465
  • 1967

75% предприятий было гос., 25% кооп.; 68% работало в г., 32% в с. На 100% мест было 26% на пром. предприятиях, 29% в школах, 22% на других предприятиях, 23% приходилось на самостоятельные учреждения.

По свидетельству туристов и информации прессы, общественное питание в Украине находится на низком уровне: выбор блюд ограничен, оформление грубая, помещения неудовлетворительные, большие очереди.

Бытовое обслуживание населения (П.о.н.) имеет задачу задоволяты потребности населения продукцией и восстановлением предметов потребления и обслуживать бытовые потребности. Оно включает различные участки: от строения и ремонта индивидуальных домов и мебели до фотографического дела и т.д.. После военной руины П.о.н. возобновилось в послевоенные годы. Ч. предприятий возросло с 31 900 в 1960 до 55700 в 1977, в них работало 466 600 человек (2,4% всех работающих Украины) 1/3 их действует в с., Остальные - в г. Стоимость П.о. н. на лицо гор. населения - 41,7, соль. - 16 руб. Наиболее распространенными являются предприятия ремонту и пошиву одежды (21,7%) и обувь (12,7%), ремонта бытовых машин (12,5%) и парикмахерские (15,3%). Их трудом управляет теперь респ. министерство бытового обслуживания. Работа этой области - неудовлетворительная: нерегулярное и несвоевременное выполнение услуг, низкое качество, большие региональные различия. Неудивительно, что в Украине, как и во всем СССР, широко развилось нелегальное личное обслуживания населения. Правда, цены в нем значительно выше офиц., Однако оформление лучше. Реж. материалы для этой частной прислуги преимущественно украденные из гос. предприятий.

Внеш. Т. Украины означает не только экон. связи со странами за пределами СССР, но и с др.. респ. СССР. Офиц. статистика о внеш. т. очень ограничена и касается преимущественно 1960-х pp. О внеш. т. Украина в 1960-х pp. см.. Внешняя торговля.

Развитие внеш. Т. Украине усилился за послевоенные годы скорее от роста нац. дохода, ввиду больше территориальное разделение труда и экон. интеграцию СССР, также из-за распространения участия СССР в экон. жизни всего мира, в частности стран соц. блока. Об этом свидетельствует рост ввоза в СССР грузов зал. и водным транспортом с 204,9 в 1950 до 1 000 900 000 т в 1975, а вывоза с 323,8 до 1020200000 т.

В внеш. Т. всего СССР доля Украины колеблется по послевоенных pp. между 2025%, она неодинакова для различных продуктов (например, весь горючий газ, который экспортирует СССР, идет с Украины, более 9/10 железной руды, почти 4/5 электроэнергии, 3/4 чугуна и угольных комбайнов, 1/3 металл. оборудования и 1/4 дизелей и дизельных генераторов). Украина экспортировала в 90 стран мира, а импортировала из 70. Из всего внеш. товарооборота ок. 70% приходилось на евр. соц. страны. Для них ввоз некоторых продуктов с Украины имел решающее значение. Напр., Черная металлургия всех этих стран работает преимущественно на укр. железной и марганцевой рудах. Венгрия, Румыния и Болгария покрывают почти весь свой спрос на уголь и кокс Украины, их хим. промышленность зависит в большой степени от импорта укр. горючего газа. Украина соединена с электросетью "Мир" и поставляет этим странам электроэнергию. Украина получает от этих стран преимущественно машины и оборудование: с Вост. Германии для целого ряда отраслей промышленности, с Чехословакии и Польши для. промышленности и транспорта, из Болгарии табак, цемент и електроприладдя. В 1959 - 68 Украина импортировала, в большинстве из этих стран, полное оборудование для 350 пром. предприятий. Товарооборот Украины был самый большой из Чехословакией, далее с Вост. Германией, Польшей и Венгрией. С позасоциалистичних стран интенсивные связи Украины имеет с Зап. Европой (ок. 13% внеш. Т.), в которых экспортируется гл. каменный уголь, руды и зерна. К странам, которые развиваются, укр. экспорт (9%) идет в виде машин и оборудования для предприятий, строение которых финансирует СССР; Украина принимала участие в построении 400 таких предприятий. Из капиталистических стран Украина импортирует гол. машины и оборудование. Положительный балянс внеш. Т. Украины 1966 составил 3 008 млн руб. (7,5% нац. Дохода Украины), в том ч. 2 383 млн приходилось на товарооборот с остальными СССР, а 625 млн с др.. странами.

Внеш. Т. Украина является интегральной частью экон. плана СССР, его целью является не повышение благосостояния ее населения, а осуществление определенных полет. и стратегических целей Москвы. Поэтому внеш. Т. не строится на принципах экон. целесообразности: некоторые продукты, которые следовало бы использовать экономно (например, донецкий уголь) экспортируется, а импортируются такие, что их можно "было бы производить в Украине (например, текстиль). Также экон. не оправдана направление внеш. Т. Украины : он должен быть направлен на сев. и зап. ввиду низкие транспортные средства через Черное м. и Дунай, однако, ввиду имперские интересы, он большей частью направляется на сев. и вост., хотя зал. транспорт стоит относительно дорого . Через институт гос. монополии внеш. Т. в СССР продукты Украины на экспорт скупаются по оптовым ценам, а импортируемые продаются по относительно высокие цены; разницу присваивает себе государство. Также положительное сальдо внеш. Т. Украина остается в диспозиции центр. власти в Москве . Фонды из обоих источников зуживаються на финансирование импорта, выч., технологически сложных продуктов, которые большей частью идут на развитие неукр. территорий СССР. Т.о., внеш. Т. является одним из важных орудий экон. эксплуатации Украины Москвой.

Внеш. Т. Украины подчинена союзном министерству внеш. Т. в Москве; в Украине действует его уполномоченный при Совете Мин. УССР (с 1958 ее член.).

И. Коропецкий


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубиевич. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Вовка Д. Украины в междунар. экон. связях СССР. К. 1966;
  • Украина на междунар. арене. К. 1968;
  • Супрун В., Вовка Д. Экон. основы сотрудничества со странами-член. СЭВ. К. 1971;
  • Bandera V. External and Intraunion Trade and Capital Transfers, in The Ukraine within the USSR; НьюЙорк. 1977.


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.