Надо Знать

добавить знаний



Торпедный катер



План:


Введение

Торпедный катер Комсомолец

Торпедный катер - класс быстроходного маломерного боевого корабля, основным оружием которого является торпеда.


1. Происхождение

По разным источникам, торпедные катера ведут начало или от изобретения морских мин вообще, или от самоходных мин, позже названных торпедами. С появлением мины встает вопрос о ее применении, а значит, и о носитель.

Ранними торпедными катерами можно считать первые суда, вооруженные минами (конец XVIII - начало XIX веков).

По другой версии, торпедные катера ведут начало с 1878 года.

2. История

Первые достоверные сведения о минных атаки относится к Войны за независимость американских колоний 1776-1783 гг Вооруженные минами гребные суда были применены колонистами в 1776 г. против британского линейного корабля "Игл" ( англ. HMS Eagle ), А также англичанами в начале 1803 - 1805 гг, во время Наполеоновских войн, в попытке уничтожить флотилию вторжения. [1] В первом случае мина конструкции американского изобретателя Бушнелла буксирувалась и вручную крепилась к кораблю-цели. Во втором - пускалась по течению в сторону цели с дистанции 1 2 каб. За вторым случаем применения стоят изобретения американца Роберта Фултона.

Более строго, родоначальниками торпедных катеров являются русские минные катера "Чесма" и "Синоп" под командованием С. О. Макарова, тогда лейтенанта, который впервые применил самоходную мину конструкции Уайтхеда 14 января 1878 г. при Русско-турецкой войны, против турецкого парохода "Интибах". [2]

Торпедный катер 76YA построения Yarrow, 1886

Первые торпедные катера имели водоизмещение 30 100 т, скорость хода 12 18 вуз, вооружение 1 2 торпеды калибра 7 дюймов (180 мм). Артиллерийское вооружение было легким (0,5 1,1 дюйма) или было полностью отсутствует.

Опыт применения в первых конфликтах ( 1878 - 1905) выявил преимущества нового класса - большую ударную мощь при очень скромных затратах, а также недостатки - высокую уязвимость, малый запас торпед, малую дальность хода и недостаточную мореходность, как и невысокие характеристики самих торпед. Стремление преодолеть недостатки привело к разработке тактики применения торпедных катеров: групповые атаки, ночью или при ограниченной видимости, вблизи берегов или в стесненных водах (проливы, вузины), залповая стрельба торпедами, затем уклонение от противника на максимальной скорости.

То же стремление привело к двух путей развития класса:

  1. Увеличение размеров и водоизмещения с целью вооружения кораблей более мощными и далекохиднимы, и, соответственно, более тяжелыми торпедами, увеличить их количество, усилить артиллерийское вооружение, увеличить дальность и мореходнисть, а позднее - применить частичное бронирование и конструктивная защита.
  2. Акцент на скорость и маневренность, как основные боевые характеристики и как лучшую защиту от противодействия противника. При этом катера строились небольшими, максимально облегченными, ограниченных размеров.

Первый путь привел к выделению нового класса кораблей - эскадренных миноносцев. В России этот путь отражен в терминах минный катер, миноноска, миноносец - все они применялись к минно-торпедных боевых кораблей. На Западе все они назывались общим термином англ. Torpedo Boat .

Второй - к появлению характерных черт собственно торпедных катеров, которые сохранились до самого их вытеснения ракетными катерами: небольшое водоизмещение (до 300 т), небольшое количество торпед (2 4) в однотрубных торпедных аппаратах калибром до 21 "(533 мм), высокая скорость (30 50 вуз), легкое вспомогательное вооружение (12,7 40 мм), отсутствие конструктивной защиты.

Первое удачное применение катеров такого типа состоялось во время Первой мировой войны, 7 апреля 1917 г. Это были английские катера фирмы "Торникрофт" ( англ. Thornycroft ). В литературе они упоминаются как "40-футовый катер" ( англ. 40-ft Coastal Motor Boat; 40-ft CMB ). [3] Четыре СМВ в районе Остенде атаковали отряд немецких эсминцев и потопили один из них.


3. Вторая мировая война

К началу войны все еще господствовало представление о крупные артиллерийские корабли как основу флота. Торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо. С началом войны строительство катеров резко увеличилось (см. таблицу).

Страна В строю 1939 В строю 1945 Потери
Великобритания 18 91 -
Флаг Третьего рейха Германия 17 117 112
США - 511 65
Япония - - -

(Япония строила и использовала миноносцы)

СССР в 1938 года придерживался стратегии развития легких сил, включая катера, в основном по причине ограниченных возможностей по строительству крупных судов. К началу войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.

Британский торпедный катер MTB 5

3.1. Типичные торпедные катера времен войны

Англия. Торпедные катера отражались MTB ( англ. Motor Torpedo Boat ). MTB фирмы "Воспер" ( англ. Vosper ) Имел скорость 37 вуз, два 533-мм однотрубных торпедных аппарата, 2-3 пулемета калибра 7,62 - 12,7 мм, до 4 глубинных бомб.

Немецкий торпедный катер типа S-100

Германия. Торпедные катера назывались нем. Schnellboot или нем. S-Boot . (Союзники их обозначали e-boat). Тип S-26 имел следующие характеристики: водоизмещение 115 т, длина 34,95 м, скорость до 40 вуз, вооружение два 533-мм торпедных аппарата (с двумя резервными торпедами) и два 20-мм зенитных автомата. [4]

Американские торпедные катера типа PT 103

США. Торпедные катера отражались PT ( англ. Patrol Torpedo boat ). Катер типа PT 103 имел водоизмещение 50 т, длину 24 м, скорость до 45 вуз, четыре 533-мм однотрубных торпедных аппарата, 12,7-мм пулеметы и 40-мм зенитные автоматы. [5]

Американский торпедный катер доставляет на берег спасенных. Гвадалканал, 1942

Тактика применения торпедных катеров оставалась постоянной, и дополнялась лишь взаимодействием с другими силами - прежде всего авиацией и надводными кораблями, для повышения боевой устойчивости. Однако, когда заставляла обстановка, катера действовали и самостоятельно, например, в борьбе между США и Японией за Соломоновы острова. Кроме основной задачи, на катера время возлагались дополнительные: разведка и стоит, высадка и эвакуация разведывательно-диверсионных партий, охрана прибрежных конвоев, борьба с подводными лодками в прибрежных водах.


4. Послевоенное развитие

Шведский торпедный катер швед. Norrtlje

С появлением ракетного оружия большинство стран прекратили строительство торпедных катеров в пользу ракетных. Некоторые, оставшиеся включали СССР, ФРГ, Норвегию, Швецию, Китай, Израиль.

Основным назначением катеров вместо атаки крупных кораблей стали патрульная служба, борьба с легкими силами и подводными лодками противника. Некоторые их типы не несут противокорабельных торпед, а только противолодочные. Типичной также стала передача катеров, стареют, флотам "малых" морских стран. Например, немецкие катера перешли к Турции.

Торпедный катер проекта 206, египетских ВМС (торпедные аппараты снят)

Послевоенный советский торпедный катер (проект 206) имеет водоизмещение 268 т, длину 38,6 м, скорость хода 42 вуз, четыре 533-мм однотрубных торпедных аппарата (торпеды "53-56"), 2 спаренные автоматические артустановки АК-230 (30 мм ).

Появились также катера со смешанным ракетно-торпедным вооружением: Израиль (тип "Дабур"), Китай (тип "Хэгу"), Норвегия (тип "Хоук"), ФРГ (тип "Альбатрос"), Швеция (тип "Нордчепинг" ).

К 2000 года в составе флотов мира остались 162 катера со смешанным ракетно-торпедным вооружением и 47 собственно торпедных катеров: Бангладеш - 1, Бирма - 10, Египет - 8, Израиль - 17, Россия - 5, Северная Корея - 6. [6]

Общая тенденция к исчезновению торпедных катеров из флотов в XXI веке сохраняется.


Примечания

  1. The Trafalgar Campaign: 1803-1805. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, pp. 82-84.
  2. Кузьмин А. Записки по истории торпедных катеров. - М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939, с. 17-20. приводится по: [1] - militera.lib.ru/tw/kuzmin_a/02.html
  3. British Motor Torpedo Boats 1939-45. Osprey, 2002 - ...
  4. Jane's War at Sea ...
  5. Sea Warfare. Chris Bishop, ed. Orbis publishing Ltd., 1999, pp. 18-29.
  6. Jane's Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам