Надо Знать

добавить знаний



Тотемизм



Тотем?зм - вера в мистический связь, т.е. "кровное" родство определенного рода, племени каким-то видом животных или растений ( тотемом).

Уже в палеолите возникают первые религиозные представления. Это проявлялось в особом отношении к животному миру. Чрезвычайного распространение получил на территории Европы своеобразный культ медведя (исследователи считают, что речь шла о пещерного медведя). Археологам известны многочисленные культовые хранилища черепов этого ископаемого хищника - во Франции, Швейцарии, Австрии, а также в Украине ( Ильинка, Одесской области).

С этого момента можно определенно говорить о возникновении тотемизма. Тотемизм - вера в животное или растение, которое древние люди считали предком рода, которому связывали свое существование и благополучие. Чаще всего тотем был животным, растением - реже. Тотема приписывались сверхъестественные возможности, ему поклонялись. Тотемизм широко распространен, его отмечают во всех народов на родоплеменной стадии развития. Многие племена индейцев Северной Америки в момент появления там европейцев носили имена тотемов. В мире тотемов обычными были такие самоназвания, как "люди-леопарды", "люди-антилопы". У разных народов отношение к тотемных животных было различным. Охота на тотемное животное и употребление ее мяса в пищу могли быть строго запрещены. Но у других народов существовал особый ритуал поедания мяса тотема. Отголоски тотемизма легко увидеть в мире фольклора. В волшебных сказках животные имеют удивительные способности. Они часто уподобляются человеку, становясь ее другом, заместителем. Ко времени тотемизма восходят, очевидно, и живущие предания о "Оборотней".

Важнейшей составляющей тотемизма есть Тотемическая обрядность, в которой значительное место занимают многочисленные действия поклонения тотему, привлечения к нему. С этой обрядностью связаны все важные этапы в жизни человека рождения, инициация, смерть.

Таким образом происходила первоначальная социализация индивида, усвоения им обычаев, традиций, навыков своей общины. Поэтому тотемизм нельзя просто рассматривать как совокупность верований и обрядов, он является социальным институтом, производным от института рода.


Тотемизм и табу

С тотемическими верованиями связана система специфических запретов - табу. Это слово можно перевести с полинезийского буквально как "особо выделен", "отмечен", а термином-антонимом является "пот-а", т.е. "общий", "обычный".

Табу в первобытном обществе как первичная система социальных правил охватывала все сферы жизни и заменяла все то, что сейчас именуется моралью, правом, или религиозной регламентацией. Понятно, что система табу стремительно развивалась исторически. Например, когда в племени появляется устойчивое институт вождя и (или) колдуна, то любые отношения с его женой, посягательство на его имущество были строго запрещены, то объявлялись "табу".

Самые табу, прямо производные от тотемизма, были простыми и запрещали любую пренебрежение к тотему, безосновательное убийство родственника, сезонная охота на конкретных животных (во время их спаривания и т.д.), кровные интимные отношения (эндогамия), отношения с женщиной или мужчиной в конкретные периоды (до обряда инициации - приобретение "настоящего имени", с мужчинами перед охотой и т.п.).

Тотемизм давал функцию высшего санкционирования родовым учреждениям. Самыми концептуальными "политическими" основой рода были неприкосновенность тотему, жизнь родственников, недоступность тотемических обрядов для "чужих", конкретные правила половой регламентации, обязательное наследование тотема.


Источники

  • Кислюк К. В. Религиоведение: [учебник для студентов вузов] / К. В. Кислюк, О. М. Кучер. - [5-е изд., Постирал. и доп.]. - М.: На-род. укр. академия, 2007. - С. 425 - 464.
  • Лубський И. Религиоведение: [учебник] / В. И. Лубський, В. И. Теремко, М. В. Лубская. - М.: Академвидав, 2002. - С. 367 - 381.
  • Черний А.Н. Религия: [пособие] / А. М. Черний. - М.: Академвидав, 2003. - С. 212 - 235.
  • Религиоведение: [учебно-методическое пособие] / автор-составитель: В. Белецкий. - Донецк: Восточный издательский дом, Донецкое отделение НТШ, 2012. - 220 с.
  • Докаш И. Общее религиоведение: [учеб. пособие] / В. И. Докаш, В. Ю. Лэшань. - М.: Книги - XXI, 2005.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам