Трамвай-поезд

Хайльбронн (сеть Карлсруэ): трамвай в городе
Сеть Карлсруэ: трамвай на железной

Трамвай-поезд вид легкорельсового сети общественного транспорта, где трамваи следуют путями железной дороги, наравне с обычными поездами. Таким образом становится возможным создание комбинированных транспортных систем, сочетая преимущества обоих видов транспорта (трамваев и поездов железных дорог). Первая система такого типа начала действовать в 1992 году, в Карлсруэ (Германия).


1. История

В начале XX столетия железной США нередко использовались также междугородными трамваями (Интерурбан), но позже эта практика прекратилась. Причина была двойственной: с одной стороны, были приняты новые стандарты безопасности, ограничивая или запрещая использование трамваев на магистральных железных дорогах, с другой стороны сами междугородные трамваи постепенно исчезли уже в двадцатых-тридцатых годах.

Идея использования трамваями инфраструктуры железных дорог возродилась в конце XX века в Германии, в городе Карлсруэ. В 1992, после подписания соглашения между междугородным транспортным предприятием и немецкими железными началось движение трамваев маршруту Карлсруэ - Бреттен. Большая часть трассы этой линии (21 км) приходится на железную дорогу, по которой хранился движение обычных грузовых и пассажирских поездов. Направляющиеся в Бреттен трамваи могут работать как от трамвайной контактной сети (750 В, постоянный ток), так и от железнодорожной (15 кВ, переменный ток с частотой 16 2/3 Гц).

Эксперимент оказался успешным, позже движение трамваев было открыто и другими железными дорогами в районе Карлсруэ.


2. Действующие сети

  • Карлсруэ, Германия - 750 В постоянного тока / 15 кВ переменного тока
  • Нордхаузен, Германия - 600 В постоянного тока / также дизельный двигатель
  • River Line (Нью-Джерси, США) - работает от дизельного двигателя
  • Саарбрюккен, Германия
  • Цвиккау, Германия - работает от дизельного двигателя (RegioSprinter, которые также работают как дизельные рельсовые автобусы)
  • Кемниць, Германия - 750 В постоянного тока
  • Париж, Франция (линия T4)
  • Гаага, Нидерланды (RandstadRail)
  • Кассель, Германия (2006)
    • 600 В постоянного тока / 15 кВ переменного тока
    • 600 В постоянного тока / дизельный двигатель

3. Технические особенности

Поскольку во всех странах на трамвае и железной используются различные системы электрификации, трамваи системы "трамвай-поезд" оборудованы достаточно сложным электрическим оборудованием, что позволяет им работать на участках с разными системами электрификации.

В тех системах, где трамваи ходят по неэлектрифицированных железных, трамваи имеют бортовой электрогенератор.

4. Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • Удобство для пассажиров: возможность добираться из одного города в другой минуя пересадки на вокзалах

Недостатки:

  • проблема с высотой платформ: современные трамвайные сети используют, как правило, низкие платформы, тогда как на железных дорогах используются высокие платформы
  • По некоторым аспектам комфорта трамваи уступают обычным поездам: в трамваях нет туалета, меньше места размещения багажа