Надо Знать

добавить знаний



Транспорт



План:


Введение

Транспорт (от лат. trans - Через и portare - Нести) - совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое.

Физика изучает т. н. транспортные феномены. Движение молекул или ионов через клеточные мембраны или посредством циркуляции крови в биологии также называют транспортом. В информатике и электромеханике термин транспорт описывает некоторые компьютерные сетевые протоколы.


1. Аспекты транспорта

Понятие транспорта включает в себя несколько аспектов; грубо их можно разделить на:

Инфраструктура включает транспортные сети или пути сообщения ( дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и др.)., а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки).

Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолеты. Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки железнодорожных путях, управление полетами и т.д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и др.).

В широком смысле, разработка сетей - задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств - механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, относящаяся к исследованию управления или системной инженерии.


2. Транспортные узлы

Двух автомобильная развязка в Германии

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыковки двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Самыми крупными транспортными узлами Украина является: Харьков, Киев, Одесса.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами. Дело в том, что транспортные узлы буквально притягивают торговлю (эффект, который можно наблюдать хотя бы на примере вокзалов), здесь удобно развивать промышленность (нет проблем с поставками), и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, т.е. как транспортные узлы, а многие из них до сих пор существуют за счет этой роли. Прежде всего это города-порта, но есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живет за счет аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, которые пересаживаются там на транспорт, который доставляет их в города крымского побережья.


3. Транспорт и связь

Транспорт и связь могут заменять и дополнять друг друга. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически возможной (вместо личного визита можно было бы послать телеграмму, позвонить, отправить факс, электронное сообщение), однако было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, который жизненно необходим для развитых транспортных систем - от железных дорог, в случае необходимости двустороннего движения по одному пути к управлению полетами, при котором необходимо знание о местоположении воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведет к росту в другой.


4. Транспорт, энергия и окружающую среду

Транспорт - один из основных потребителей энергии, он также сжигает большую часть мирового объема топлива. Двигатели загрязняют воздух. Другие негативные примеры воздействия транспорта на окружающую среду это:

Использование безмоторных видов транспорта - велосипедов и пешего хода - снижает потребление топлива.


5. Категории транспорта

Транспорт делится на три категории: транспорт общего пользования, транспорт необщего пользования и личный или индивидуальный транспорт. Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является частью транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки). Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт - это легковые автомобили, мотоциклы, мопеды, велосипеды, яхты, частные самолеты.

Персональный автоматический транспорт образует новую категорию, так как сочетает в себе черты городского общественного транспорта и личного автотранспорта.


6. Краткая характеристика видов транспорта

6.1. Сухопутный транспорт

6.1.1. Нерельсовых транспорт

6.1.1.1. Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт сейчас - самый распространенный вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов для которых критична скорость доставки, например скоропортящихся продуктов .


6.1.1.1.1. Личный автомобильный транспорт

См.. полную статью: Личный автомобиль

Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей - автомобили индивидуального пользования ( легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров.

6.1.1.1.2. Общественный автомобильный транспорт

Широко распространены также автобусы (многоместные пассажирские автомобили с вместимостью от 8 пассажиров). Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно городские автобусы с низким полом, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок - междугородные и туристические лайнеры (кочи). Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). В связи с повышением в конце XX века комфортности туристических автобусов, они вполне успешно конкурируют в области перевозки туристов с железной дорогой.


6.1.1.1.3. Преимущества и недостатки

Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей - многополосных дорог без перекрестков, на которых допускаются скорости движения свыше ста километров в час.

Несмотря на преимущества, автомобильный транспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчете на одного пассажира. Основная доля (63%) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительная экологический вред наносимый окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры. В частности, оксиды азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании топлива, вызывающих кислотные дожди.


6.1.1.2. Гужевой транспорт
Два вола и одна лошадь в одной упряжке

Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времен. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки ( телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, или навьючивать их. Как транспортные средства использовались: лошади, волы, слоны, верблюды, ламы, собаки.


6.1.2. Рельсовый транспорт

6.1.2.1. Железнодорожный транспорт

См.. полную статью: Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), в середине того же века он стал важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль дорог росли новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железная дорога начала терять свое значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских - самолетов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях). Однако коллапса железных дорог, как предсказывал многие в пятидесятых-шестидесятых годах, не произошло. Железные имеют много преимуществ - высокую грузоподъемность, надежность, сравнительно высокую скорость. Теперь железными перевозят самые разнообразные грузы, но в основном - массовые, такие как сырье, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог.

Скоростной поезд Ice3, Германия

Более того, начиная с последнего десятилетия XX века железные переживают своеобразный ренессанс. Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трехсот километров в час. Такие дороги стали серьезным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. Как и прежде, высокая роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта.


6.2. Водный транспорт

Грузовое летнее судно
Судопидйомний лифт

Водный транспорт - самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина 19 века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз, был большим, расходы на эксплуатацию - меньше.

Водный транспорт до наших дней сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт - самый дешевый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60-67% всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы - строительные материалы, уголь, руду - перевозка которых не требует высокой скорости (тут сказывается конкуренция с быстрым автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, однако большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, угля, руда.

Круизное судно

Роль водного транспорта в пассажирских перевозки значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключение - скоростные суда на подводных крыльях (иногда берут на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке. Также велика роль паромов и круизных лайнеров


6.3. Воздушный транспорт

См.. полную статью: Воздушный транспорт

Пассажирский реактивный самолет Airbus A319

Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолеты, а вертолеты, которые не требуют посадочной полосы. Большая проблема современных самолетов - шум, производимый ими при взлете, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

Дирижабль В-6 "Осоавиахим" 30-е годы, СССР

В настоящее время понятие авиация и воздушный транспорт фактически стали синонимами, поскольку воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами, тяжелыми воздуха. Однако первые воздушные суда были легче воздуха. В 1709 году была запущена первая воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы. К концу XIX века доминировать в воздухе стали огромные воздушные корабли - дирижабли. Их золотой век пришелся на первую половину XX века, когда пассажирские дирижабли совершали регулярные перелеты между Европой и Америкой. Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда прямо в аэропорта Нью-Йорк сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер "Гинденбург". В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, дирижабли хоть и много медленнее самолета, но зато намного экономичнее. Однако до сих пор сфера их применения остается маргинальной: рекламные и развлекательные полеты, наблюдение за дорожным рухом.Готовий естественный путь



6.4. Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не транспортных средств, точнее, сама инфраструктура по совместительству является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожный и даже водный. Он не требует большого персонала. Основной тип грузов - жидкие ( нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землей, а также на эстакадах. Движение груза обеспечивают насосные станции.

Существуют экспериментальные трубопроводы в которых твердые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твердых грузов - пневмопочта, мусоропровод. Обыденные вид трубопроводного транспорта - водопровод и канализация. Происходит постоянная передача


См.. также


Автодороги Это незавершенная статья по транспорту и движения.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам