Транспорт Киева

Проспект Победы
Проспект Бажана

Киев имеет развитую транспортную инфраструктуру, которую составляют автомобильные дороги, железная, водные пути сообщения и мосты, среди которых особую роль играют мосты через Днепр.

В Киеве развиты автомобильные перевозки, метрополитен, трамвай, троллейбус. Также работает фуникулер и городская электричка.


1. Автомобильные дороги и автомобильный транспорт

1.1. Общие сведения

Через Киев проходят три автомобильных трассы международного значения:

Общая длина автотранспортных магистралей, расположенных в черте города, есть проспектов, улиц, бульваров и т.д. составляет около 2000 км. Большинство их проложили во времена Советской власти, и в то время они полностью соответствовали требованиям пропускной способности. Но теперь, в условиях постоянного роста количества единиц автотранспорта (1 млн. на 01.09.2008), их пропускная способность оказывается недостаточной, вследствие чего пробки в Киеве, особенно в часы пик, стали повседневным явлением. Несмотря проведенные недавно реконструкции и расширения проезжей части (Севастопольская площадь, Краснозвездный проспект, Московская площадь, бульвар Дружбы Народов, мост Патона, Ленинградская площадь, Соломенская улица и др.)., По нынешней организацией движения и низкой культурой водителей пробки регулярно возникают как на главных магистралях, так и на ближайших улицах, которые пытаются использовать по для объезда.

Основные автотранспортные магистрали

Покрытие

Улица Прорезная

Подавляющее большинство дорог имеет асфальтовое покрытие, которое, к сожалению, сейчас в удовлетворительном состоянии находится лишь на главных магистралях и недавно проложенных или реконструированных дорогах. Брусчатка - дорожное покрытие из булыжника сохранилось на некоторых центральных улицах, а также на ряде улиц в окрестностях, в том числе на следующих:


1.2. Автостанции

Для обеспечения международного, междугородного и пригородного автобусного сообщения в Киеве функционирует семь автостанций, а именно:

Сегодня они не имеют возможности обеспечить отправку необходимого количества автобусов междугородного и пригородного сообщения, ведь за сутки в столицу прибывает примерно 24000 276 грузовых автомобилей (из них автобусов - 10000 404 единицы). Тогда как ежедневно автостанции города могут обеспечить отправку примерно 2 тыс. 900 автобусов. [1]


2. Железная

2.1. Краткие исторические сведения

Первой железной дорогой, проложенной в Киев был участок Балта - Киев, который является продолжением дороги Одесса - Балта. Ее строительство началось в 1866 году и завершено в 1870. Тогда была проложена железная Курск - Киев, которая была введена в эксплуатацию после завершения строительства железнодорожного моста через Днепр (см. Дарницкий мост). Регулярное движение поездов было открыто 18 февраля 1870.


2.2. Сегодняшние железной

Железные Киева имеют пять магистральных направлений: Фастовский (юго-запад), Коростенское (северо-запад), Нежинское (северо-восток), Гребенковское (юго-восток) и Мироновское (юг) Мироновский направление - однопутный, а также "Северное Кольцо", следующего через ст. Киев-Петровка и Киев-Днепровский от ст. Киев-Волынский и ст. Святошино ст. Дарница. Все магистральные железные электрифицированы переменным током напряжением в контактной сети 25 кВ. Кроме магистральных, существует железная дорога от станции Киев-Петровка в Вышгорода и многие местные железнодорожных путей промышленного назначения.


2.3. Железнодорожные станции, расположенные в пределах города

Все станции относятся к ЮЗЖД. Станции, не отмеченные как грузовые или технические, являются главными пунктами пригородных электропоездов.


2.4. Железнодорожные вокзалы

2.4.1. ст. Киев-Пассажирский

Киев-Пассажирский XIX века
  • Первый вокзал в Киеве был сооружен по проекту архитектора Вишневского в 1868 -70 годах и был немного отдаленным от ныне существующего на северо-запад, в конце нынешней ул. Старовокзальной. Нынешнее здание Центрального вокзала был построен в 1927 - 1932 годах по проекту архитектора Вербицкого, восстановлено после Второй Мировой войны. В 2001 году была проведена масштабная реконструкция вокзала на станции Киев-Пассажирский, построен Южный вокзал. Объект сдан 24.08.2001, однако достройка велась еще в течение трех лет.
  • Сейчас на этой станции существует три вокзала: Центральный, Пригородный и Южный. Южный и Центральный вокзалы соединены между собой мостовым переходом, который находится над путями. Они составляют единое целое.
  • Вокзал на ст. Киев-Пассажирский обслуживает все поезда (внутренние и международные), маршруты которых проходят через Киев. С Пригородного вокзала отправляются поезда пригородные и межобластные, в направлении Фастова и Коростеня. Пригородные поезда Нежинского, Гребенковского и Мироновского направлений чаще отправляются с Северных платформ.
  • Центральный и Пригородный вокзалы расположены у Привокзальной площади, на противоположной стороне находятся Северные платформы. Южный вокзал имеет выход на ул. Лукашевича. У Пригородного вокзала находится в. метро "Вокзальная"

2.4.2. ст. Дарница

  • В былые времена на этой станции был железнодорожный вокзал, обслуживающий пригородные поезда и некоторые поезда дальнего следования. Играл важную роль в пассажирских железнодорожных перевозках для левобережной части Киева.
  • Сейчас находится в состоянии реконструкции, точные сроки завершения которой неизвестны. Сейчас действует Пригородный вокзал станции "Дарница"

2.4.3. Караваевы Дачи

  • Реконструкция Караваевых дач, где вокзала не было, была основана в начале 2003 года. Вокзал сдан в эксплуатацию 2005 года, а полностью завершен - 2006 -го.
  • Находится на мосту между ул. Индустриальной и Чоколовский бульвар.
  • Имеет 2 входа / выхода, билетные кассы, зал ожидания, 3 посадочных платформы, 5 путей и тоннель с выходом на ул. Ушинского.
  • Обслуживание электропоезда пригородного и межобластного сообщения.

2.4.4. Другие вокзалы

3. Авиационный транспорт

4. Водные пути сообщения

  • Сейчас имеют более историческое, чем практическое значение.
  • Во времена основания Киева выбор географического местоположения во многом был обусловлен наличием крупной транспортной артерии - р Днепр, по которой пролегал древний торговый путь "Из варяг в греки". Водный транспорт имел важное стратегическое значение для появления железных дорог, оставаясь единственным видом транспорта для перевозки больших грузов.
  • Во времена Киевской Руси судоходной рекой в Киеве был не только Днепр, но еще Лыбидь и Почайна. Многочисленные мелкие реки, которые были на территории современного города и обычно пересыхающие конце лета, дали названия улицам и даже целым районам: Наводниця, Глубочица, Бессарабка, Сырец. Сейчас все мелкие реки высохли или ушли под землю. Лыбидь течет в коллекторе и используется для отвода сточных вод, ее подземные притоки создают большие проблемы для строительства метрополитена. От Почайны остался каскад озер на Оболони, а в ее старом устье, в районе речного порта, как когда-то размещается гавань.
  • Во времена СССР Днепром осуществлялась регулярная навигация. Ходили как грузовые суда, так выполнялись и пассажирские рейсы, как дальнего следования, так и пригородные ("речной трамвай", он же - "водный трамвай").
  • Сейчас пассажирские рейсы Днепром считаются нерентабельными - выполняются преимущественно прогулочные и туристические. Однако для транспортировки больших грузов фарватер Днепра прежнему используется.
  • Речной порт находится вблизи Почтовой площади. Причалы ранее располагались вдоль набережной - от Почтовой площади ст. метро Днепр.
  • В Киеве также есть свой судостроительный завод - "Ленинская кузница", расположенный на Рыбацком полуострове.

5. Мосты через Днепр

Подробнее в статье Мосты Киева
  • Исторически Киев был основан на правом берегу Днепра, в годы Советской власти он стал расширяться также за счет строительства новых жилых массивов на левом берегу Днепра (Село Дарница был присоединен в Киев еще 1923 года). Сейчас левобережная часть Киева составляет около трети всего города в том числе за счет новостроек на массивах Выгуровщина-Троещина и Позняки. Поэтому мосты через Днепр имеют важное стратегическое значение не только для страны, но и жизнь города.
  • Сейчас существует 7 мостов, связывающих левый и правый берега, из них 2 железнодорожных и 5 автотранспортных. Двумя автотранспортными осуществляется также движение поездов метро.
  • На начало 2012 г. ведется строительство Подольского мостового перехода

5.1. Исторические сведения

  • Первый капитальный мост через Днепр был построен в 1853 года - так называемый Цепной мост. Строительство металлического железнодорожного моста началось 1870 года под руководством военного инженера А. Е. Струве - Дарницкий мост на кессонные фундаменте. Второй железнодорожный мост, который был построен это Подольский или Петровский в 1916 году (восстановлен 1929 года). В районе нынешнего моста Патона существовал также т. н. Наводницкий мост понтонной конструкции, который дал название улицам Старонаводницкой и Новонаводницкий. Во время Второй Мировой войны все мосты через Днепр были разрушены. После освобождения Киева (6.11. 1943) были сооружены временные деревянные мосты. Историческую информацию о нынешних мосты см.. в подразделениях.

5.2. Автотранспортные мосты

5.2.1. Мост им. Е. О. Патона

Подробнее в статье Мост Патона
  • Введенный в действие в 1953 г.
  • Металлический, цельносварной, балочной конструкции, на кессонной основе. Длина - 1543 м, состоит из 26-ти пролетов. Ширина проезжей части - 21 м.
  • Свое название получил в честь академика Е. О. Патона, что принимал лично участие в проектировании и строительстве
  • Есть старейшим из нынешних автотранспортных мостовых переходов, соединяющий левый и правый берега Киева.
  • Мостом пролегала трамвайная колея, по которой осуществлялся регулярное движение трамваев между центром и левобережных районов - Дарницей, Русановкой и Воскресенским массивом. В июне 2004 линия закрыта, демонтирована и заменена дополнительной автомобильной реверсной полосе движения по для увеличения пропускной способности моста в час пик. Однако запланировано после осуществления реконструкции моста трамвайную линию восстановить.

5.2.2. Московский мост

Подробнее в статье Московский мост
  • Открытый в декабре 1976 года.
  • Состоит из трех частей: вантового моста через Днепр длиной 816 м, моста через Десенка и путепровода над проспектом Героев Сталинграда ( Оболонь) длиной 55 м. Имеет по четыре полосы для движения автотранспорта в каждом направлении.
  • Находится в северной части Киева, южнее массива Оболонь. Сочетает правобережную часть города с массивами Выгуровщина-Троещина и Радужный.
  • Мостом 1983 года проложено троллейбусную линию (маршруты № 29, 30).

5.3. Железнодорожные мосты

5.3.1. Дарницкий мост

Подробнее в статье Дарницкий мост
  • Сооружение началось 1870 года. Во время Второй Мировой войны разрушен, а после освобождения Киева восстановлено в 1949 году. Требует капитального ремонта.
  • Длина - около 1,5 км.
  • Является основным железнодорожным мостом, связывающим правый и левый берега Киева. С помощью него осуществляется регулярное железнодорожное сообщение в восточном направлении ( Харьков, Донецк, Москва и др.). Также через него осуществляется транзитное соединение многих международных поездов. * Находится в районе между Выдубичами (правый берег) и ж / м Березняки (левый берег).

5.3.2. Подольский (Петровский) городов

Подробнее в статье Петровский мост
  • Сооружен в 1916-1917 годах. Восстановлено в 1928-1929 гг Во время Второй Мировой войны разрушен, а после ее завершения, в 1945 году, восстановлен.
  • Мостом проложена только одна железнодорожная колея.
  • Мост является вспомогательным - сейчас его используют преимущественно для грузовых железнодорожных перевозок, кроме курсирующих несколько раз в сутки через станцию Киев-Петровка пригородных электропоездов.

В скором будущем мостом проходить одна из линий городского электропоезда.


5.4. Комбинированные мосты

5.4.1. Мост Метро

Подробнее в статье Мост Метро
  • Открытый 5 ноября 1965 года.
  • Представляет собой двухъярусную конструкцию для движения поездов метро (верхний ярус) и автотранспорта (нижний ярус).
  • Находится вблизи места расположения разрушенного Цепного моста.
  • Является продолжением Броварского проспекта - части трассы Е95.

5.4.2. Южный мост

Подробнее в статье Южный мост
  • Один из киевских долгостроев. Строительство моста началось 1983 года, а ввод в эксплуатацию состоялся только в начале 90-х.
  • Длинный, широкий и высокий переход в Киеве. Длина - примерно 1 км, ширина - 40 м.
  • Мост проходит линия метро ( Сырецко-Печерская линия).
  • Расположенный на юге города (в результате чего и получил свое название). Сочетает ул. Саперно-Слободской, Столичное шоссе, станции метро Выдубичи (правый берег) с проспектом Бажана (левый берег, массивы Харьковский, Позняки). Часть трассы Е40.

5.4.3. Железнодорожно-автомобильный мостовой переход

Подробнее в статье Железнодорожно-автомобильный мостовой переход через Днепр в Киеве
  • Строительство зализичнои части завершено в сентябре 2010 года, автомобильная часть введена в декабре 2010 года, и марте 2011 года.
  • Длина - 1066 метров, протяженность автомобильных подъездов - 15 километров.
  • Мост имеет 2 железнодорожных пути и шесть полос движения автотранспорта (по три в каждую сторону).

6. Общественный транспорт

6.1. Метрополитен

Подробнее в статье Киевский метрополитен

6.2. Трамвай

Подробнее в статье Киевский трамвай

6.3. Троллейбус

Подробнее в статье Киевский троллейбус

6.4. Автобус

Подробнее в статье Киевский автобус

6.5. Городская электричка

Подробнее в статье Киевская городская электричка

6.6. Маршрутное такси

Примечания

Источники

  1. "Киев. Энциклопедический справочник". Издание второе. Главная редакция УСЭ, 1985 г.
  2. Карты, планы и схемы Киева 1894-2006 годов. - www.mashke.org/kievtram/history/schemes/
  3. Официальный сайт ЮЗЖД - www.swrailway.gov.ua