Транспорт в Армении


1. Железнодорожный транспорт

1.1. Ширококолейная железная

Основная статья Армянская железная дорога

Армянская железная дорога ( арм. Հարավկովկասյան Երկաթուղի ) - Осуществляет перевозку пассажиров в межгосударственных пассажирских поездах дальнего следования, в пригородных пассажирских поездах, а также осуществляет перевозки грузов. Армянская железная дорога принадлежит Юго-Кавказской железной дороги, которая в свою очередь является дочерним предприятием РЖД.

Длина эксплуатируемых железных дорог составляет 725 км. Расположен 73 станции, из которых 69 действующие и 4 недействующие. Вся железнодорожная сеть электрифицирована. Вокзалы действуют в трех крупнейших городах - Ереване, Гюмри и Ванадзоре. Есть четыре межгосударственных переходы - Айрум - Садахло ( Грузия), Ахурян - Догукапи ( Турция), Ерасх - Велидаг ( Азербайджан) и Иджеван - Бархударли ( Азербайджан). Из них действует лишь переход Айрум - Садахло. Ахурян - Догукапи восстанавливается и при открытии армяно-турецкой границы, закрыта по инициативе Турции с 1992 а в связи с открытой поддержкой Азербайджана в армяно-азербайджанской войне 1987-1994 гг. будет сразу же задействован. Переходы с Азербайджаном закрыты в связи с двусторонней блокадой через навязанную Армении войны против населения Нагорного Карабаха. В структуру Армянской железной входят три локомотивных и два вагонных депо:

  • Санаинське локомотивное депо
  • Гюмрийське локомотивное депо
  • Ереванское локомотивное депо
  • Гюмрийське вагонное депо
  • Ереванское вагонное депо
Пригородный электропоезд № 7017 имени Амбарцума Кандиляна. Маршрут следования: Армавир - Ереван. Электропоезд находится на станции Армавир, Армения.

В межгосударственном сообщении курсируют поезда в Тбилиси и в Батуми. Действует около 10 пригородных поездов, которые курсируют в основном из Ереван или Гюмри. Есть несколько основных действующих железнодорожных веток:

Здание Эриванское вокзала в 1902 году

Активное развитие железнодорожного транспорта начался в связи с переходом Армянской железной под управление структурного подразделения РЖД - Южно-Кавказской железной дороги. Кроме усовершенствования инфраструктуры и подвижного состава также планируется строительство и реконструкция новых и старых участков дороги. Например Президент Армении и Президент Ирана подписали беспрецедентную соглашение о строительстве железной дороги между Арменией и Ираном длиной почти 500 км и стоимостью по разным данным от 1 до 2 миллиардов долларов. Также важное значение имеет восстановление движения участком Ахурян - Догукапи железной Гюмри - Карс, соединяющей Армению и современную Турцию. Восстановительные работы на станции Ахурян уже ведутся. Еще одним не менее важным проектом является строительство двадцатикилометровой участка железной дороги от станции Ванадзор вокзала Фиолетово. Данная железная дорога сократит расстояние между столицей и крупнейшими промышленными предприятиями Армении и армяно-грузинской границей, через которую проходит весь экспорт из Армении железной дороге. Также данная ветка создаст железнодорожное кольцо Армении.

На сегодняшний день железнодорожный транспорт в Армении является динамично развивающимся видом транспорта, который достойно конкурирует с доминирующим во внутригосударственных перевозках в Армении автомобильным транспортом, а также с доминирующим в межгосударственных перевозках авиационным транспортом.


1.2. Узкоколейная железная

Основная статья Узкоколейные железные Армении

Узкоколейные железные Армении, в отличие от стандартных ширококолейной не предназначены для перевозки пассажиров в пригородном или междугородном сообщении. Первая узкоколейная железная дорога в Армении была открыта в 1906 в Ереване, это была Ериваньська городская конно-рельсовая дорога. [1] Затем во время Первой мировой войны в срочном порядке сооружались военные узкоколейные дороги для перевозки солдат, оружия, боеприпасов и провизии Российской империи в русско-турецкого фронта. Впоследствии эти дороги оказались на территории Турции, часть из них перешита на широкую колею, а другая разобрана. [2] [3]

Современные узкоколейные железные Армении можно разделить на два вида:

  • Детские железные дороги в крупных городах
  • Промышленные железной дороги на промышленных предприятиях

2. Автомобильный транспорт

Автомобильные дороги Южного Кавказа

С Ереван, столицу Армении, расходятся четыре многополосных "автобанов" - в Арарат, Аштарак, Вагаршапат и Севан.

Мегрийська трасса на участке Ереван - Арарат двойная: на юг в обход города идет быстрый "автобан", а с севера - параллельная ему старая трасса, которой идут автобусы. Такого явления, как закрытые на зиму перевалы, в Армении нет.

Главные дороги с наибольшим трафиком это трассы:

Решта доріг, незважаючи на гарне покриття не "відвідуються" так часто. Є кілька перевалів: між Єхегнадзором і Сісіаном та Селімський перевал. На Варденіс легше їхати через Мартуні. К Ірану автомобілі їдуть через Капан і Мегрі.

Автостоп популярний у Вірменії як на основних трасах, так і на сільських дорогах.


3. Авиационный транспорт

В умовах блокади з боку Туреччини та Азербайджана, а також нестабільної ситуації на грузино - російському кордоні, авіаційний транспорт, фактично є основним видом міжнародних пасажирських перевезень. В настоящее время [ Когда? ] у Вірменії виконують постійні рейсові пасажирські авіаперевезення лише два аеропорти - Міжнародний аеропорт "Звартноц", Єреван та Аеропорт "Ширак", Гюмрі. Наприклад за вересень - Декабрь 2006 г. на частку авіатранспорту припало 67,6% виїжджаючих з країни (з них на "Звартноц" - 64,3%; на "Ширак" - 3,3%) і 60,5% в'їжджаючих в країну (з них "Звартноц" - 57,1%; "Ширак" - 3,4%).


3.1. Аеропорт "Звартноц"

Старий термінал аеропорта "Звартноц", Єреван
Міжнародний аеропорт "Звартноц", Єреван.
Основная статья Звартноц (міжнародний аеропорт)

Міжнародний аеропорт "Звартноц", який розташований за 10 км на захід від Єревана є головними повітряними воротами Республики Армения. З аеропорту здійснюються рейси в 70 міст світу. Аеропорт був побудований в 1961 р. за планом архітекторів А. Тарханяна, С. Хачікяна, Л. Черкезяна, Ж. Шехляна та конструктора С. Багдасарянa. З аеропорту в Єреван регулярно курсують автобуси і маршрутки. На таксі прямо з аеропорту Ви можете потрапити в будь-яку точку Республіки Вірменії, Нагірно-Карабахської Республіки і навіть Грузії. В 1998 г. був відкритий новий вантажний термінал. В 2001 г. аеропорт був переданий в оренду на 30 років аргентинській компанії "Аеропуертос Архентіна 2000". В 2004 г. почалося будівництво нового міжнародного терміналу. Влітку 2007 а новий термінал був відкритий.


3.2. Аеропорт "Ширак"

Внутрішній вигляд аеропорту "Ширак"
Основная статья Ширак (міжнародний аеропорт)

Аэропорт "Ширак" расположен в 5 км от второго по величине города в Армении - Гюмри, который также является административным центром марзов (области) Ширак. В наше время аэропорт "Ширак" является вторым и последним аэропортом в Армении, совершает постоянные регулярные пассажирские авиаперевозки. С Гюмри регулярными рейсами можно улететь только в Москву, Сочи и Ростов-на-Дону. Аэропорт расположен в северо-западной части современной Армении и является удобным, чем ереванский "Звартноц" для жителей северной Армении, а также удобнее, чем тбилисский аэропорт для жителей Джавахетия. В настоящее время [ Когда? ] аэропорт находится под управлением компании "Аеропуертос Архентина 2000" и ведутся работы по модернизации аэропорта (в частности была улучшена взлетно-посадочная полоса, улучшено освещение, а также основной терминал). Компания "Аеропуертос Архентина 2000" намерен инвестировать $ 10 миллионов в этом году, чтобы начать программу модернизации и в течение ближайших лет будет инвестировано более, чтобы аэропорт полностью соответствовал международным стандартам. [4]


3.3. Аэропорт "Эребуни"

Основная статья Эребуни (аэропорт)

Аэропорт "Эребуни" является вторым аэропортом Еревана, который находится в пределах столицы, в 7 км к югу от центра города. Из аэропорта не осуществляются регулярные пассажирские авиаперевозки и аэропорт больше используется для военных нужд, на нем базируется авиация ВВС Армении и ВВС России, которые совместно проводят дежурство по охране южных рубежей стран-участников ОДКБ. Из аэропорта осуществляются частные пассажирские чартерные рейсы в страны СНГ, а также осуществляется нерегулярное туристическое вертолетное сообщение с единственным аэропортом в Нагорно-Карабахской Республике - Степанакертского аэропортом.


3.4. Степанакертского аэропорт

Основная статья Степанакертского аэропорт

Степанакертского аэропорт - единственный в Нагорно-Карабахской Республике аэропорт, который де-факто является составной воздушного транспорта Армении. Степанакертского аэропорт расположен в 10 км северо-восточнее Степанакерта, в селе Иванян Аскеранском районе Нагорно-Карабахской Республики. В ходе армяно-азербайджанской войны (1987-1994 гг.) Аэропорт сильно пострадал и с подписанием перемирия аэропорт используется преимущественно Армии Обороны Нагорно-Карабахской Республики, а также для вертолетного сообщения чартерных рейсов частных лиц, туристов и международных организаций. Руководство Нагорно-Карабахской Республики решило открыть аэропорт для регулярных пассажирских перевозок, в связи с чем уже ведутся ремонтные работы и согласовывается первый рейс Ереван - Степанакерт. Первых пассажиров аэропорт должен принять весной 2012 г.


3.5. Другие аэропорты и аэродромы

Другие аэропорты не используются для перевозки пассажиров и в основном находятся в плачевном состоянии. Существуют аэропорты в Степанаван (МАРЗ Лори, северная Армения) Орехе (МАРЗ Сюник, южная Армения) и Ташир (МАРЗ Лори, северная Армения).

По советское время в Армении аэродромы были практически во всех районных центрах и из них регулярно осуществлялись авиарейсы, как по республике, так и в другие республики СССР, в том числе в Россию, Грузию и Азербайджан. Также там базировалась авиация для мелиорации полей. В настоящее время [ Когда? ] судьба всех аэродромов неизвестна. Скорее всего они не функционируют вообще, а возможно и заброшены.


4. Водный транспорт

В связи с отсутствием выхода к морю, судоходных рек и крупных водоемов, водный транспорт не востребован в Армении. На озере Севан и на других водоемах есть любительские яхты, катера, лодки и другие плавсредства. В Армении нет ни одного парома. Участки, на которых был бы востребован паром, уже давно имеют мосты. Если говорить об отсутствии парома через Севан, то это можно объяснить отсутствием пассажиропотока. Например, если говорить о паром через озеро по максимальной длине (из города Вардениса или Мартуни в город Севан), то это займет гораздо больше времени, чем доехать автомобильным транспортом через качественные дороги, которые проходят по обоим берегам озера. Если говорить о пароме через озеро в ширину, то следует отметить, что на северо-восточном побережье расположены лишь небольшие села, а с противоположной стороны есть только один город Гавар, в связи с чем отсутствует большой пассажиропоток и соответственно парома нет, так как жителям северо-восточного побережья озера легче добраться автомобильным транспортом в города Варденис, Чамбарак, Севан или вообще на электричке доехать через тот же город Севан в большие города Раздан, Абовян или прямо в Ереван.

Исходя из вышеизложенного следует, что водный транспорт в Армении не развит в связи отсутствием в его потребности.


5. Городской транспорт

5.1. Метрополитен

Основная статья Ереванский метрополитен
Электропоезд ереванского метрополитена прибывает на станцию.

Метрополитен в Армении действует в столице - городе Ереване. Столичный метрополитен был открыт 7 марта 1981 г. и состоит из одной линии с десятью станциями, а также дополнительного однополосной ветвью. Первым действующим отрезком метрополитена стал отрезок "Дружба" ( арм. "Барекамутюн" ) - "Давид Сасунский" ( арм. "Сасунци Давид" ). Длина метрополитена составляет 13,4 км. За год пассажиропоток составляет 21 млн. пассажиров. В связи с низким пассажиропотоком на линии используются двовагонни склады из вагонов типа 81-717/714. Остальные вагоны простаивают в депо "Чарбах". Стоимость проезда составляет 50 драм. Метрополитен соединяет северо-западную часть города через центр с южной частью города. Метро в Ереване работает с 6:30 до 23:30.

Планируется строительство дополнительных станций на существующей линии, а также перпендикулярной, второй линии Ереванского метрополитена. В других городах строительство метрополитена не планируется.


5.2. Троллейбус

Один из ереванских троллейбусов на улицы города.

В 1949 г. в Ереване г. был открыт первый троллейбусный маршрут. Первый троллейбусный парк для него был открыт в 1957 г. Троллейбус быстро развивался в Ереване. Со строительством новых жилых массивов туда сразу же прокладывали троллейбусную линию. До конца 2006 г. в Ереване осталось чуть более 50 троллейбусных машин. Если в советские времена максимальное количество троллейбусных линий достигала 27, то сегодня осталось лишь 7, выпуск на которые может достигать от одного до 16 троллейбусов. Есть два троллейбусных депо. У центрі міста і уздовж базарів контактна мережа протянута на 2-й і 3-і ряди, так як на жвавих магістралях вздовж узбіч скупчується різний автотранспорт і маршрутні таксі, які не поступаються місцем тролейбусу. У 2005-2006 рр.. в центрі Єревану були встановлені зупинні покажчики, виготовлені за європейським зразком. Проїзд оплачується при виході, а вартість проїзду становить 50 драм. У 2005 і в травні 2006 р. в Єреван надійшла партія з тролейбусів Renault, подарованих владою французького міста Ліона. А у вересні 2007 р. було куплено 18 нових тролейбусів марки "ЛіАЗ" 2007 р. випуску, привезених з Волгограда. [5] [6] [7]

Інформаційне табло на зупинці громадського транспорту в Єревані.

Второй город Армении, в котором появился троллейбус - Гюмри. Троллейбусная линия была открыта в 1962 г. В 1990-е годы город был опоясено троллейбусными маршрутами. Линии пролегали по всем основным улицам города с ответвлениями в сторону аэропорта, жилых районов, рынка, железнодорожной станции. 18 троллейбусов обслуживали 4 городских маршрутах. В конце 90-х лет троллейбусы перестали стабильно выходить на маршруты, и люди пересели на маршрутные такси. В 2005 г. троллейбусное движение в городе полностью прекратился. [8]


5.3. Трамвай

Единственным городом Армении, где когда-либо существовал трамвай был Ереван. 29 сентября 1906 была открыта Эриванское городская конно-рельсовая дорога предпринимателя Мирзояна. Этот вид узкоколейного конного трамвая существовал до Август 1918 г., когда в результате турецко-армянской войны трамвай был разрушен. [9]

С 1932 г. был осуществлен запуск трамвая по широкой колее электротягой. Число трамвайных вагонов в среднем каждые пять лет увеличивалась на 25%, и если в 1933 г. их было 16, то в 1945 г. уже 77 вагонов, а в 1965 г. - 222 единицы подвижного состава. Использовалось два вида трамваев - 71-605 и РВЗ-6м2. В связи с тем, что расходы на трмвай были выше в 2,4 раза по сравнению с автобусами, а также в связи с дорогой электроэнергией и проблемами, которые создавал трамвай во время прохождения Киевского моста в Ереване, 21 января 2004 г. движение трамваев в Ереване было официально закрыто. Большая часть путей разобрана, трамваи разрезаны на металлолом, трамвайное депо используется различными частными предприятиями, а подстанция обслуживает троллейбусы. [10] [11]


5.4. Автобус

Ереванский автобус

Ереванский автобус так же как и другой муниципальный транспорт не пользуется большой популярностью. Автобусный парк полностью обновлен французскими автобусами, которые были приобретены с помощью кредитов Ameria Bank. Стоимость проезда как и во всем муниципальном транспорте составляет 50 драм (не более одной гривны).


5.5. Маршрутное такси

Старая "Газель" и новый "Богдан" на фоне коньячного завода "Арарат".

Маршрутное такси в Ереване пользуется наибольшей популярностью среди всех видов транспорта. Количество маршрутов достаточно велика, они охватывают весь город и пригороды. График курсирования достаточно резвый. Стоимость проезда в Ереване составляет 100, в Степанакерте - 70, а в Гюмри - 50 армянских драм. В Ереване курсируют маршрутки трех марок: старые Газели и Мерседесы и новые украинский Богданы.


5.6. Такси

Такси в городе Гюмри, 2003 г.

Такси является вторым по популярности видом транспорта в связи с относительной дешевизной по сравнению с другими странами. Обычно такси предварительно заказывается. На такси можно добраться до любой точки Армении, а за дополнительную плату и в соседние страны. Встречается практика, когда несколько людей, которые едут в том же направлении садятся в одно и то же такси и поровну оплачивают стоимость за такси. В Армении такси очень конкурентоспособным видом транспорта. В местах большого скопления людей - в центре городов, в и известных туристических объектах всегда есть много таксистов. Средняя сумма, которая остается таксисту "на чай" составляет 15% от стоимости проезда, но это не является обязательным платежом и оплачивается на усмотрение клиента.


6. Трубопроводный транспорт

6.1. Нефтепроводы

У Вірменії відсутні магістральні нафтопроводи. С 2009 року почалося будівництво нафтопроводу Тебріз - Мегрі - Каджаране - Єрасх з Ірану до Армении. Згідно з домовленостями, іранська сторона буде поставляти вже готові нафтопродукти. Раніше планувалося спільне будівництво нафтопереробного заводу, або біля вірмено-іранського кордону (м. Мегрі), або біля Єревана, але цей проект в наш час [ Когда? ] не здійснюється, оскільки зараз є недостатнє техніко-економічне обґрунтування проекту. Це пов'язано з двома основними факторами:

  • По-перше, у Вірменії немає магістральних нафтопроводів. Тобто відсутня широка мережа нафтопроводів по країні, і для транзиту через Грузію.
  • По-друге, у Вірменії немає своєї власної нефти. Тобто немає гарантованого безперебійного забезпечення сировиною.

6.2. Газопроводи

Вірменія має 1,9 тис. км газопроводів, потужністю в 9 млрд. кубометрів і одне підземне газосховище об'ємом 190 млн. кубометрів. Газотранспортна система належить ЗАТ "АрмРосГазПром". Наразі вірменські газопроводи використовуються як транзитні лише до Нагорно-Карабахской Республики. Це пов'язано з тим, що сусідні країни-споживачі газу - Грузія та Туреччина використовуть азербайджанський газ, а сама Вірменія закуповує газ в Росії через Грузію, або напряму з Ірану.

Газопровід Іран - Вірменія - 140-кілометровий газопровід, який з'єднує Тебріз і газорозподільну станцію в Мегрі. Діаметр труби - 700 мм. Вартість споруди склала 220 млн доларів США (за попередніми оцінками вкладення Газпрому оцінювалися в 140 млн дол), проектна потужність газопроводу - 1,1 млрд кубометрів на рік, до 2019 року планується довести потужність до 2,3 млрд кубометрів. В обмін на поставки газу Вірменія постачає Ірану електроенергією.


7. Інші види транспорту

7.1. Канатная дорога

Канатные дороги в Армении есть в Ереване, Цахкадзоре (туристический центр в МАРЗ Котайк), Джермуке (туристический центр в МАРЗ Вайоц-Дзор), Алаверди (туристический центр в марзов Лори), а также планируется строительство самой длинной канатной дороги в мире к Татевского монастыря (туристический центр в МАРЗ Сюник). Действуют также грузовые канатные дороги, например, рядом с городом Каджаране (обслуживает Каджаранське медно-молибденового месторождения, МАРЗ Сюник).


7.1.1. В Ереване

Канатная дорога соединяет Норкське плато с центром города. Эта интересная инженерное сооружение позволила сократить более чем в 5 раз, по сравнению с автомобилем, время пути до плато. На канатной дороге устроены две станции, одна на стыке улиц Налбандяна и Чаренца, другая - на Норкському плато. Расстояние между станциями составляет 540 метров при разнице высот 109 метров. Вагонетка проходит это расстояние за 2,5 минуты. [12] На канатной дороге в Ереване 2 марта 2004 г. с большой высоты обрушился вагон, в котором находились 8 человек. В результате трагедии 3 человека погибли, 5 - ранены. По словам специалистов, которые работали на месте аварии, версия перегрузки вагона, рассчитанного на 12 пассажиров, исключается. [13] В связи с инцидентом канатная дорога закрыта.


7.1.2. В Цахкадзоре

Канатная дорога в Цахкадзоре зимой
Канатная дорога в Цахкадзоре летом

Однією з визначних туристичних пам'яток Цахкадзора є канатна дорога протяжністю 6 км вздовж гори Тегеніс. Канатна дорога в Цахкадзорі була відкрита у 1969 р. Гірськолижний комплекс у Цахкадзорі вважається кращим на Південному Кавказі. Пропускна здатність становить 1000 осіб на годину. Нині діють п'ять ліній, на відкритті останньої був присутній Президент Вірменії. [14]


7.1.3. В Алаверди

Вигляд на канатну дорогу в Алаверді з землі
Внутрішній вигляд кабінки

Канатна дорога з'єднує місто Алаверді, який розташований в низовині, на лівому березі річки Дебед з монастирями Санаин и Ахпат, які знаходиться на пагорбі протилежного берега річки. Обидва монастиря входять до списку Всесвітньої спадщини ЮНЕСКО. [15] Вартість проїзду становить 70 драм. Максимальна місткість - 13 чоловік. На дистанції курсують два вагончики, які відправляються один одному на зустріч. Вагончики відправляються після заповнення, але інтервал руху становить не рідше 7 хвилин.


7.1.4. В Джермуці

У листопаді 2007 р. в городе Джермук була відкрита перша черга канатної дороги. Підйомник двокрісельний, з загальною кількістю місць - 200. Відстань майже від будь-якого готелю до канатної дороги - близько кілометра. [16] [17]

Президент Серж Саргсян 7-8 листопада 2008 г. з дводенним робочим візитом перебував у місті Джермук, знайомлячись із здійсненими в місті широкомасштабними роботами. Президент побував на території канатної дороги, оглянув нульову станцію, ознайомився з роботами з будівництва нової гірськолижної траси та благоустрою прилеглої до канатної дороги території. Для останньої витрачено 70 мільйонів драм, а на будівництво нової гірськолижної траси - близько 200 млн. драм. Серж Саргсян оглянув капітально відремонтовану дорогу довжиною 3,7 км, що зв'язує джермукський квартал Кечут з лівосторонньою частиною міста. [18] Згідно з програмою розвитку Джермука до 2012 р., щорічну кількість туристів у місті планується довести до 100 тис., а прибуток туристичної індустрії в місті - до 100 млн. дол США. [19]


7.1.5. В Татеві

Вірменія планує побудувати канатну дорогу, яка простягнеться в монастирський комплекс Татев. Проект реалізується Фондом національної конкурентоспроможності країни в рамках трирічної програми "Відродження та реставрація Татева". Завдяки новій канатній дорозі, в кожну з кабінок якої буде вміщуватися близько 25 чоловік, підйом до комплексу займе близько 10 хвилин. Це зробить Татев доступним для туристів навіть в умовах сніжної зими. [20] [21]

За одними даними вартість програми "Відродження та розвиток Татевского монастиря", затвердженої в лютому 2009 р. Радою Фонду національної конкурентоспроможності Вірменії, становить 20 млн. доларів. Її будівництвом, яке почнеться вже цього року, будуть займатися австрійські фахівці. Основною метою програми є відновлення і створення відповідної інфраструктури монастиря. [22]

За іншими даними вартість будівництва складе 6,8 млн. доларів, а будівництвом займеться швейцарська компанія "Гаравента". [23]


См.. также

Примечания

  1. Узкоколейные железные дороги Армении. - sbchf.narod.ru/uzk_am.html
  2. Краткий обзор Кавказско-турецкого театра военных действий - militera.lib.ru/h/korsun_n1/02.html
  3. Великая Война и Февральская Революция - www.hrono.info/libris/lib_s/spirid104.html
  4. Armenian Civil Aviation Department - Gyumri Airport - www.aviation.am/eng/gorc/aeroport.htm
  5. Ереван: общественный транспорт в упадке. - www.omnibus.ru/N4.2007/page5_1.html
  6. Городской электротранспорт бывшего СССР. - transit.parovoz.com/masstransit/index.php?ID=5
  7. Новые троллейбусы - yerevan.ucoz.ru/news/2007-09-01-72
  8. Ереван: общественный транспорт в упадке - www.omnibus.ru/N4.2007/page5_1.html
  9. Городской электротранспорт бывшего СССР - transit.parovoz.com/masstransit/index.php?ID=476
  10. Городской электротранспорт бывшего СССР - transit.parovoz.com/masstransit/index.php?ID=4
  11. ОТВЕТ МЭРИИ - ТРАМВАЙ НЕ МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ ДОХОДА - www.a1plus.am/ru/society/2002/05/2/12418
  12. ЕРЕВАН - СТОЛИЦА АРМЕНИИ - www.armenica.info/yerevan/gard_square.htm
  13. В Ереване сорвался вагон канатной дороги: 3 погибли, 5 ранены - news.gala.net/?cat=13&id=145247
  14. Канатно-кресельная дорога (ККД) - www.abp.am/tours/winter/tsahkadzor/kkd/
  15. Путешествие в Армению. Часть III - kirill-anya-travel.narod.ru/armeniya/4.html
  16. Вид на канатную дорогу - www.abp.am/tours/medic/jermuk/ski/
  17. Канатно-кресельная дорога в Джермуке - www.cahkadzor.ru/Ski/jermuk.html
  18. Рабочая поездка Президента Сержа Саргсяна в Джермук - www.president.am/events/visits/rus/?id=46
  19. Правительство РА объявило Джермук центром туризма - www.rambler.ru/news/world/armenia/13454871.html
  20. В Армении появится канатная дорога к древнему монастырю - www.travel.ru/news/2009/07/14/172206.html
  21. Горнолыжный комплекс в Цахкадзоре стал лучшим на Южном Кавказе - adrenaline.in.ua/content/view/863/40/
  22. В Армении построят самую длинную в мире канатную дорогу к монастырю - www.bible.com.ua/news/r/46981
  23. В Армении за 6,8 млн. евро построят самую длинную в мире канатную дорогу - www.regnum.ru/news/1186179.html