Транспорт в УССР

Транспорт в УССР был важным сектором народного хозяйства, который в экономике СССР составлял 12 - 13% всех средств продукции, а в таких отраслях, как нефтеперерабатывающая, угольная или химическая, доходило до 27 - 35%. Транспорт в УССР делился на железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный и городской пассажирский. 1977 года оборот сектора транспорта (включая сектором связи) вычислений на 4100000000 руб. (5,6% всего народного дохода СССР, 1956 - 3,1%). 1975 года в транспортной сфере работало 1,7 млн. человек (10,8%). Доля Украины в общесоюзной продукции транспорта 1975 года составила 16,1%, число работающих - 18,5%.


1. Виды транспорта

1.1. Железнодорожный транспорт

Подробнее в статье Железнодорожный транспорт в Украине
Железнодорожная станция "Киев-Пассажирский", открытая 1932 года.

Работа железнодорожного транспорта стала эффективной благодаря различным технологическим усовершенствованиям: на 1977 год был наэлектризованное 31% железнодорожной сети СССР, при том, что 1950 года она была только 1%), увеличена длина параллельных линий (с 1960 года на 1230 км). Благодаря этому уже 1970 года 54% грузов перевезено электрической тягой, 43% - тепловозами. Для перевозки грузов употребляли преимущественно четырех-, шести-и восьмиосных вагоны, специализированные вагоны и современные электровозы типа ВЛ8, ВЛ60 и ВЛ80. Для пассажирских перевозок использовались электровозы ВЛ60 П. Постоянно рос также общий уровень автоматизации и механизации железнодорожного транспорта. Грузовой железнодорожный транспорт СССР по сравнению, например, с американским железнодорожным транспортом того времени, медленный и перевозит меньше грузов на вагон, но благодаря интенсивному употреблению вагонов и паровозов был продуктивным.

Из всех перевезенных в СССР грузов на 1977 год 28,4% приходилось на каменный уголь ( 1965 - 31,0%), 23,4% (19,9%) на минеральные строительные материалы, 13,1% (13,2%) на различные руды, 6,0% (4,4%) на нефть и нефтепродукты, 2,6% (2,9%) на зерно.

1971 на железнодорожном транспорте работало 74000 человек, то есть более 1/4 всех работающих на транспорте и 2,6% во всем народном хозяйстве (на 1940 год - 5,4%).


1.2. Автомобильный транспорт

Подробнее в статье Автомобильные дороги Украины
Автомобильные дороги СССР республиканского значения

Автомобильный транспорт развился в СССР быстро после Второй мировой войны, его развитие происходило равномерно с ростом автомобильной промышленности. Хотя длина всех автомобильных дорог уменьшилась в РСФСР из 270 800 км в 1940 году до 165 300 км в 1977, из-за того, что некоторые пути перестали быть магистральными благодаря эффективному размещению новых дорог с твердым покрытием, все равно длина дорог с твердым покрытием увеличилась с 29300 до 116700 км в 1975 году, из них лишь около 20 км ( Киев - Борисполь) приходится на четырехпутных автострады. Важнейшими магистралями УССР были пути: Киев - Москва, Москва - Харьков - Симферополь, Киев - Харьков - Ростов, Киев - Ровно - Львов, Киев - Днепропетровск - Донецк, Ленинград - Киев - Одесса, Житомир - Каменец-Подольский, Львов - Черновцы;

Автомобильный транспорт был важный частности для перевозки грузов и пассажиров на короткие расстояния. Он перевозил втрое больше грузов по сравнению с другими видами транспорта, но только 9,3% всего грузооборота Украины. Уже к концу 1960-х годов пассажирским автомобильным транспортом были соединены все областные и районные центры и 9300 колхозов и совхозов. Регулярные пассажирские перевозки автобусами на 1977 год функционировали в 390 городах и пгт, таксомоторов в 457 других местностях. На конец 1960-х годов действовало 14350 маршрутов авттомобильного транспорта с около 150 000 человек.

Автомобильный транспорт общего пользования был подчинен республиканскому министерству строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а остальные - различным предприятиям и экономическим организациям. Исследования в сфере автомобильного транспорта проводил Государственный автомобильно-дорожный научно-исследовательский институт в Киеве с филиалами в Днепропетровске, Одессе, Львове и Симферополе.


1.3. Воздушный транспорт

Фасад советского аэровокзала "Львов", открытый 1955 года

Воздушный транспорт также испытал большое развитие после Второй мировой войны. За это время заложено много линий и построены новые аэропорты и реконструирован ряд еще действующих. На конец 1970-х годов все областные и многие районные центры имели воздушное сообщение. Аэропорты "Борисполь", "Львов" и "Одесса" были международными аэропортами. Регулярное воздушное сообщение было установлено с Белградом, Будапештом, Бухарестом, Варшавой, Берлином, Прагой, Софией, Варной, Веной, Франкфуртом-над-Имуществом, Парижем и многими городами других республик СССР. Однако преобладало перевозки пассажиров на короткие расстояния. Для средних линий использовались самолеты типа Ту-124, Ту-134, Ту-154 (на 40 - 50 мест, скорость 800-900 км / час.) для дальних - Ту-114 или Ил-62 с несколько большей скоростью. К самым принадлежал самолет Ан-22 "Антей" (на 720 пассажиров или 80 т груза, скорость 740 км / час.), разработанный в Киеве. 1975 года воздушный флот Украины выполнил авиахимические работы в сельском и лесном хозяйстве на 16,7 млн га.

Работой воздушного транспорта в РСФСР руководило Украинское управление гражданской авиации, больше всех региональных управлений СССР, подчиненное союзном министерству в Москве.


1.4. Городской транспорт

Городской транспорт СССР включал в себя метрополитены, трамваи, троллейбусы и внутригородские автобусы. Метрополитены были в Киеве и Харькове; 1977 года они перевезли 340 млн пассажиров. Трамваями были обеспечены 25 городов (длина линии 2008 км, 1 837 млн ​​пассажиров), троллейбусами - 37 городов (2888 км и 2267 млн ​​пассажиров), а автобусами перевезено 4467 млн. пассажиров.


2. Статистика

Развитие голорвних отраслей Транспорта в УССР с 1940 по 1977 год
(Длина коммуникационных линий (в тыс. км; в скобках% ко всему СССР)
Отрасль 1940 1950 1960 1977
железнодорожные линии 20,1 (18,9) 20,2 21,1 22,3 (16,0)
судоходные реки 3,2 (2,9) 4,8 4,8 4,7 (3,2)
битые дороги с твердым покрытием 29,3 (20,4) 33,5 47,4 124,4 (17,1)

Рост сети дорог с твердым покрытием связано с ростом автомобильного Транспорта. Однако ввиду ускоренное экономическое развитие других районов СССР (в частности азиатской его части), доля УССР пропорционально доле населения ниже среднего для СССР, но очень высокая пропорционально ее территории (лишь 2,7% всего СССР). Кроме железных дорог общего пользования, многие предприятия и экономических организаций УССР имели свои заизнични пути: на 1950 год - 11800 км, м на 1977 - 23400 км с грузооборотом 15,4 млрд. т / км. Поэтому рост сети путей произошел значительный рост грузо-и пассажирооборота.


2.1. Грузовые перевозки

Рост грузооборота транспорта в СССР по 1940 по 1977 год
(В млрд. т / км; в скобках% ко всему СССР)
Вид транспорта 1940 1950 1960 1977
железнодорожный 71,9 (17,1) 85,0 216,4 471,4 (14,2)
речной 1,1 (3,0) 1,1 4,1 10,1 (4,4)
морской 4,3 (17,2) 7,7 30,7 180,2 (23,3)
автомобильный 1,7 (18,8) 3,6 17,7 63,9 (17,1)
воздушный 0,001 (5,0) 0,011 0,044 0,3 (10,7)

Однако значительная часть перевозок проводилась именно через железнодорожный транспорт:

Удельный вес грузооборота транспорта в СССР по 1940 по 1977 год
(В%, в скобках% ко всему СССР)
Вид транспорта 1940 1950 1960 1977
железнодорожный 91,0 (85,8) 87,8 85,3 65,1 (70,7)
речной 1,4 (7,3) 1,1 1,5 1,3 (4,9)
морской 5,4 (5,0) 7,5 8,3 24,8 (16,4)
автомобильный 2,1 (1,8) 3,5 4,8 8,7 (7,9)
воздушный 0,1 (0,1) 0,1 0,1 0,1 (0,1)
Всего 100,0 (100,0) 100,0 100,0 100,0 (100,0)

Несмотря на это, на ближайшие расстояния преобладал именно автомобильный грузооборот:

перевозе грузов транспорта в СССР по 1940 по 1977 год, несмотря на расстояния (в млн. т)
Вид транспорта 1940 1960 1977
железнодорожный 366,6 986,8 2007,9
речной 4,6 12,8 47,1
автомобильный 187,2 1677,9 4350,7

2.2. Пассажирские перевозки

Несмотря дальнейший рост железнодорожного пассажирооборота, с середины 1960-х pp. по сравнению с автомобильным он поднялся на второй план. Особенно быстро растет перевез пассажиров автобусами (в основном на короткие расстояния): на 1940 год - 29,4 млн, а на 1977 - 7484200000, соответственно железной: 512 и 243 млн. Кроме того, около 8% всего пассажирооборота СССР приходилось на пассажирооборот автомобилями. Быстрее всего растет воздушный пассажирский Трансворт: перевез пассажиров вырос за 1940 - 1977 pp. с 34000 до 11,2 млн.

Пассажирооборот транспорта в СССР по 1940 по 1977 год
(В млрд пассажирских км; в скобках% ко всему СССР)
Вид транспорта 1940 1950 1960 1977
железнодорожный 16,4 (16,3) 12,8 25,4 53,4 (15,9)
речной 0,36 (9,4) 0,18 0,31 0,51 (9,6)
морской (млрд пасажиромиль) - - 0,25 0,81 (28,5)
автомобильный 0,28 (8,3) 0,39 10,0 75,2 (21,8)
воздушный 0,01 (7,0) 0,1 0,67 11,9 (9,3)

Удельный вес отдельных отраслей транспорта в пассажирооборота Украины:

Удельный вес отдельных отраслей транспорта в РСФСР с 1940 по 1977 год в пассажирооборота СССР (в%)
Вид транспорта 1940 1950 1960 1977
железнодорожный 96,1 94,9 69,3 37,6
автомобильный 1,7 2,9 27,2 53,1
морской - - 0,7 0,4
речной 2,1 1,4 0,9 0,5
воздушный 0,1 0,8 1,9 8,4
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубиевич. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Hunter H. Soviet Transportation Policy. Кембридж 1957;
  • Соловей Д. Колониальная политика ЦК КПСС в свете цифровых данных о транспорте и связи Украины, ж. Свободная Украина, ч. 22 Детройт 1959;
  • Хачатуров Г. Транспортная система СС СР. М., 1960;
  • Довгаль М., Грибников С. Автомобильные дороги Украины и их развитие в семилетке. К. 1960;
  • Саранцев П. География путей сообщения СССР. М., 1962;
  • Яшник М. Железнодорожный транспорт Украины за 50 лет. К. 1968;
  • Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство Украинской ССР. К. 1968;
  • Ляховецкий М. Крылья Украины. К. 1971;
  • Столбовой В. Транспорт Украинской ССР. К. 1971;
  • Зотов Д. Транспорт на пороге десятой пятилетки. М., 1975;
  • Проблемы развития транспорта Украинской ССР. К. 1977.


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.