Надо Знать

добавить знаний



Транспорт в Украину



План:


Введение

Транспорт в Украину


1. Доля транспорта в экономике Украины

Доля сектора транспорта и связи в валовом внутреннем продукте Украина (по данным Госкомстата) по состоянию на 2009 составила 11,3%. Численность работников отрасли составляет 7% от общей численности занятого населения.

Украина обладает развитой инфраструктурой железнодорожного и водного транспорта.

Выгодное географическое положение Украины обусловливает прохождения Международных транспортных коридоров, в частности

  • Панъевропейских транспортных коридоров № 3, 5, 7, 9;
  • коридоров Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) № 3, 4, 5, 7, 8, 10 и
  • транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА).

Значительный транзитный потенциал Украины позволяет развивать экспорт услуг, который в 2009 году достиг 9,5 млрд. дол. США, в том числе транспортных - 6,3 млрд. дол. США. В общей структуре экспорта услуг транспортные услуги составляют 66%, в структуре импорта - 19%, благодаря чему транспорт Украины демонстрирует устойчивое положительное сальдо внешней торговли услугами.

В 2009 году транспортная система обеспечила перевозку 1,5 млрд. тонн грузов и 7,3 млрд. пассажиров. Вследствие мирового финансового кризиса и сокращения спроса на основные экспортные товары в 2009 году произошло падение объемов грузовых перевозок на 17,6% по сравнению с 2008 годом, пассажирских - на 12,7%.

Сегодня транспортный сектор экономики Украины в целом удовлетворяет только базовые потребности экономики и населения в перевозках. Уровень безопасности, показатели качества и эффективности перевозок пассажиров и грузов, энергоэффективности, техногенной нагрузки на окружающую среду не отвечают современным требованиям.

Остается низким уровень сервисного обслуживания клиентов, недостаточно используется имеющийся транзитный потенциал и выгодное географическое положение страны. Наблюдается отставание в развитии транспортной инфраструктуры, транспортно-логистических технологий, мультимодальных перевозок, уровня контейнеризации, что обуславливает высокую долю транспортных расходов в себестоимости продукции.

Грузовые и пассажирские автоперевозки [1]
Перевезено грузов, тыс.т Грузооборот, тис.ткм Перевезено пассажиров, тыс.чел Пассажирооборот, тис.пас.-км
2000 938 916,1 19 281 619,3 2 603 804,6 29 381 541,2
2002 947 263,8 20 593 133,1 3 069 136,3 35 812 231,1
2004 1 027 396,3 28 847 143,4 3 720 326,4 47 490 401,3
2006 1 167 199,6 40 566 469,9 3 987 982,2 53 981 705,3
2008 1 266 598,1 54 877 223,3 4 369 125,5 61 302 884,5

2. Автомобильные дороги

Подробнее в статье Автомобильные дороги Украины

Развитие автомобильных дорог общего пользования отстает от темпов автомобилизации страны. В течение 1990-2010 их протяженность практически не увеличивалась. Плотность автомобильных дорог в Украине в 6,6 раза меньше, чем во Франции (соответственно 0,28 и 1,84 километра дорог на 1 кв. Километр площади страны). Протяженность скоростных дорог в Украине составляет 0,28 тысячи километров, в Германии - 12,5 тыс. км, во Франции - 7,1 тыс. километров, а уровень финансирования одного километра автодорог в Украине соответственно в 5,5 - 6 раз меньше , чем в указанных странах.

Это объясняется рядом объективных причин, в частности тем, что бремя на содержание транспортной сети на душу населения больше по сравнению с европейскими странами через относительно небольшое плотность населения (76 человек на 1 кв. Километр), низкую покупательную способность граждан (1/5 покупательной способности Еврозоны), сравнительно небольшой парк автомобилей и значительную территорию страны.

Неудовлетворительно транспортно-эксплуатационное состояние автодорог: 51,1% не соответствует требованиям по равенству, 39,2% - по прочности. Средняя скорость движения на автодорогах Украины в 2 - 3 раза ниже, чем в западноевропейских странах.


3. Железнодорожный транспорт

Подробнее в статье Железнодорожный транспорт Украины

По длине сети железных дорог Украины занимает третье место в Европе (21,7 тыс. километров железных дорог).

На железнодорожном транспорте Украины внедряется движение пассажирских поездов со скоростью до 160 километров в час, однако при этом необходимо решить проблему распределения сети на линии с преимущественно грузовым и преимущественно пассажирским движением и повысить частоту движения пассажирских поездов. Вместе пропускную способность железных дорог на Крымском направлении исчерпан.


4. Морские порты

в Черноморском, Азовском и Дунайском бассейнах расположены 18 морских торговых портов;

Морские порты Украины по качественным, техническим характеристикам, таким как глубина, средства перегрузки и хранения, техническое состояние причалов и оборудования, уровень автоматизации и компьютеризации, остались на уровне конца 80-х - начале 90-х годов прошлого века.

Грузооборот крупнейших портов Украины, млн. т
Порт 2008 2009 2010 2011 [2]
Одесса 34,6 28 24,7 25,6
Южный 21,7 15,7 * 18,2 22,6
Мариуполь 16,6 13,4 15,9 15,1
Ильичевск 18,9 16,3 15,1 13,5
Трансинвестсервис (ТИС) н.д. 12,1 * 12,2 н.д.
Николаев 9,3 8 7,2 8,6
* Примечание. 2,2 млн. т спорного между портом Южный и ТИС причала № 17 зачислена в ТИС

5. Речной транспорт

Вид на Дунай в дельте ( Вилково)

Общая протяженность судоходных путей в Украине до 2,4 тыс. километров. Почти по всем показателям перевозок грузов и пассажиров этот вид транспорта находится на последнем месте. Среди его грузов ведущее место занимают строительные материалы, угля и кокс, железная и марганцевая руды.

Основную роль в перевозке грузов и пассажиров играет Днепровский бассейн. По Днепру и его крупнейших притоках - Припяти и Десне - осуществляется более 90% всех перевозок речного транспорта в стране. Крупнейшие порты на Днепре - Киев, Днепропетровск и Запорожье.

Судоходные пути проходят также по Днестру, Южному Бугу, Ингулу, Северскому Донцу, Стыри и Горыни.

Основной речной магистралью межгосударственных перевозок является Дунай. На нем действуют порты Вилково, Килия, Измаил и Рени.


6. Воздушный транспорт

Национальный перевозчик - "Международные Авиалинии Украины"

Самолетами в Украине перевозят преимущественно пассажиров. По средним расстоянием перевозки одного пассажира воздушный транспорт в Украине занимает первое место и превышает железнодорожный транспорт более чем в 10 раз.

Действуют воздушные линии до Франкфурта, Париж, Торонто, Нью-Йорк, Лондон, Киото, Тяньцзиня, Израиль. Расширяются связи со странами Ближнего Востока, Россией, Китаем, Японией, Индией, Австралией, странами Африки и Южной Америки.

Крупнейшие города Украины имеют по два аэропорта: в Киеве - это "Борисполь" и "Киев (Жуляны)", в Одессе - "Центральный" и "Застава", в Симферополе - "Симферопольская" и "Заводской". Крупнейший аэропорт страны находится в Борисполе под Киевом. К числу крупнейших также относится международный аэропорт "Львов" имени Даниила Галицкого

Пассажирским перевозкам в Украине характерна сезонность. Основной пассажиропоток приходится на лето.


7. Городской общественный транспорт

Подробнее в статье Городской общественный транспорт по городам Украины

К основным видам городского общественного транспорта относятся трамвайное, троллейбусное, автобусное сообщение и метро.

Трамваи появились в Украине еще в конце XIX века. Теперь они обслуживают пассажиров в 24 городах. Длина трамвайных путей составляет свыше 2000 км. Линии скоростного трамвая действуют в Киеве и Кривом Роге. Сейчас за год в стране перевозится трамваями около 3 млрд. пассажиров.

Одним из самых удобных видов транспорта является метрополитен. В Украине сейчас метрополитены действуют в трех городах: Киеве, Харькове и Днепропетровске.

Большинство городов Украины имеет автобусное сообщение. По всем показателям этот вид городского транспорта превышает все другие, но автобусы очень загрязняют окружающую среду.


8. Газотранспортная система

Подробнее в статье Газотранспортная система Украины

9. Мосты Украины


10. Причины недостатков

Неудовлетворительное состояние отечественной инновационной и высокотехнологичной составляющей транспортной отрасли объясняется

  • недостаточным уровнем инвестирования,
  • низким уровнем тарифов на социально значимые пассажирские перевозки, подлежащих государственному регулированию;
  • ограниченным финансированием из государственного и местных бюджетов;
  • отсутствием средств на простое воспроизводство основных фондов в результате занижения их стоимости и недостаточного уровня амортизационных отчислений;
  • отсутствием инвестиций на условиях концессий,
  • отсутствием государственно-частного партнерства;
  • несовершенством механизмов лизинга.

Недостаток инвестиций привел к стремительному старению подвижного состава и транспортной инфраструктуры.


См.. также

11. Сноски


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам