Надо Знать

добавить знаний



Третьяковская галерея


Gal Tretyakov IMG 7071.JPG

План:


Введение

Третьяков и его галерея, старый корпус

Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея" относится к крупнейшим музеев мира.


1. Основание

Днем основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года. В этот день коллекционер, купец и текстильный фабрикант Третьяков Павел приобрел картину художников Николая Шильдера "Искушение" и Василия Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами". Поставив себе еще в молодые годы цель создать музей русской национальной школы живописи, Третьяков посвятил этому свыше 40 лет жизни.

2. Подарок городу

В 1881 году галерея была открыта для широкой публики. В августе 1892 года Третьяков отдал свое собрание в дар Москве. В то время в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. Позднее к ним добавились картины, принадлежавшие его брату Сергею Третьякову (1834-1892) (российская часть коллекции ушла в Третьяковскую галерею, западноевропейские картины передали позже в Румянцевский музей, ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина.


3. Галерея во времена СССР

Худ. Иван Акимов, Сатурн

К 1918 года галерея называлась - Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых. 3 июня 1918 вышел декрет о национализации галереи и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи.

В начале ХХ века Третьяковская галерея стала одним из крупнейших художественных музеев России и Европы. В ее состав влились ряд малых частных московских музеев, присвоенных новой большевистской властью:

  • Цветковська галерея,
  • Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова,
  • Картинная галерея Румянцевский публичного музея (русский ее часть).

4. Здания галереи

Галерея расположена в построенном в 1851 году здании в Лаврушинском переулке, к которому в 1872-1876 годах пристроили двухэтажные крылья, а позже и отдельный зал во дворе.

С 1900 по 1904 год здание галереи была значительно реконструирована. В ней появились новые выставочные залы. Сейчас историческое ядро ​​галереи представляет собой красивейший ансамбль со своей примечательной доминантой - стройной колокольней церкви Святителя Николая, домового храма галереи.

5. Интерьеры залов галереи

  • Залы искусства 18 века

  • Гуаши и рисунки Валентина Серова

  • Зал с произведениями Ивана Шишкина

  • Зал с произведениями Марка Антокольского


6. Музейные коллекции

Худ. Матвеев. Портрет вице-канцлера Г. И. Головина, 1720-е гг

Здесь находятся уникальное собрание русских икон, представлены работами Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия. Лучшими произведениями Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Виктора Васнецова, Александра Иванова, Карла Брюллова представлен русская живопись начала XIX века. В коллекции галереи - лучшие произведения передвижников Крамского, Перова, Маковского, Е, Саврасова. Украшением собрания является залы Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Шишкина, Верещагина.

Кроме того, Третьяковская галерея имеет в своей структуре мемориально-художественные музеи: музей-квартира Ап. М.Васнецова, дом музей В. М. Васнецова, музей мастерскую А. С. Голубкиной, музей квартиру Корина Павла Дмитриевича, дом музей Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова.

Во времена СССР пределы музейной коллекции расширены за счет приобретения и передач рисунков, театральных эскизов, графических произведений, монументальных панно Виктора Васнецова, Врубеля т.д.. Для демонстрации монументальных произведений созданы соответствующие залы большого размера.


7. Монографическая зал Рокотова

Среди светских жанров ведущие позиции в русском искусстве 18 века занял портрет. Среди лучших портретистов эпохи - Левицкий Дмитрий Григорьевич, Боровиковский Владимир Лукич (оба украинских по происхождению) и россиянин Рокотов Федор Степанович. Последний, в отличие от двух предыдущих, был единственным из троицы портретистов, не имел собственной монографической зала. Такое зала наконец создали, где можно увидеть произведения художника, перебравшийся на жилье из Петербурга в Москву.

  • Ф. Рокотов. "Неизвестная дама в розовом", 1770

  • Ф. Рокотов. "Аграфена Писарева", 1794

  • Ф. Рокотов. "Госпожа Струйська в маскарадном одеты"


8. Россика

Императрица Елизавета верхом, Мейсенский мануфактура, фарфор ок. 1748 Третьяковская галерея

Свое место в музейных коллекциях заняла и так называемая россика - произведения иностранных мастеров, работавших или по закажите русского царского двора, иностранцы, работавшие в столичных городах. Это не только портрет масляными красками, но и скульптурные бюсты и рельефы, а также фарфор. Коллекции россикы начали формироваться еще в 18 веке. Этому способствовали как моды, так и широкие связи вельмож Российской империи со странами Западной Европы - образовательные, семейные, туристические и т.д.. Достаточно широкой была и практика приглашений иностранных мастеров на работу в империю, в основном в Санкт-Петербург. Россика - искусство аристократическое, ибо культура той эпохи обслуживала привилегированное сословие дворянство. В Петербурге годы работали иностранные сценографы ( Джузеппе Валериани), скульпторы ( Карло Бартоломео Растрелли, Иоганн Дункер, Этьен Морис Фальконе, Жан-Доминик Рашетт), художники (Георг Гроот, Пьетро Ротари, Ричард Бромптон, Иоганн Лампи старший, Стефано Торелли). Несколько произведений Стефано Торелли имеет и Третьяковская галерея. Большое по размерам полотно Торелли "Апофеоз Екатерины II", созданное после победы в русско-турецкой войне, возвращены в экспозицию.

  • Худ.Ежен Плюшар, графиня Мария Олсуфьева, 1839 г.

  • Худ. Лампе Старший, княгиня Юсупова Т.В., 1797

  • Александр Рослин. Графиня Екатерина Чернышева, 1776 г.


9. Сборки скульптур

Карло Бартоломео Растрелли. Бюст неизвестного, до 1740 года.

Значительно расширен собрание скульптур эпохи капиталистической Российской империи и СССР, скульптур художников пропавших ныне советских республик. Так, в музейное собрание вошли произведения скульпторов, среди которых -

В настоящее время коллекция Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений искусства. Все это многообразие уже не мог вместить особняк, купленный Третьяковым и несколько раз перестраиваемого под нужды растущей коллекции. Сейчас экспонаты музея размещаются не только в комплексе в Лаврушинском переулке, но и в здании на Крымском валу, которое было передано галерее в 1986 году.


10. Искусство империи 19 в.

Пришли перемены и в концепцию показа искусства Российской империи 19 века. Руководители галереи после реконструкции 1995 г. создали три новых зала, где показывают только академическое и салонное искусство. Одна зал отведен под академический пейзаж, вторая - под академический историческая живопись, третья - под салонные картины бытового жанра. Искусствоведы идут от концепции пандан художественных стилей прошлого. Так, в искусстве 17 в. антиподами были барокко и классицизм, в 18-м - барокко и рококо. Для 19 в. в России предложены антиподы - критический реализм передвижников и салонное искусство, хотя художественная ситуация была значительно сложнее и не вичевпувалась только пандан двух стилей). Путаницу вносит и творческая деятельность Маковского К. Е., произведения которого меньше соответствуют установкам критического реализма, но выставлял он картины вместе с передвижниками, оставаясь знаковой фигурой национального салонного мистертва России. Среди представленных в экспозиции -

  • Генрик Семирадский
  • Бронников Ф.
  • Клевер Ю.
  • Гун К.
  • Смимрнов В.
  • Леман Ю.
  • Якоби В.
  • Тютрюмов Н.
  • Сверчков Н.
  • Зоммер Р.

11. Представители стиля академизм

Указом Президента РФ от 24 января 1995 года Третьяковская галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов российской культуры.

  • Новый корпус галереи на Крымском валу

  • Монумент "Россия молодая"

  • Памятник Павлу Третьякову


12. Примеры сборников

12.1. Домонгольское иконы сборки

  • Вышгородская Богоматерь (Владимирская)

  • Спас Яре Глаз

  • Устюзьке Благовещения

  • Великая Панагия, Киевская школа


12.2. Портреты 18 века

  • Худ. Иван Вишняков. Императрица Елизавета Петровна, 1743 г.

  • Худ. Аргунов. Неизвестная в русском костюме, 1784

  • Худ. В.Л. Боровиковский, Портрет Марии Лопухиной

  • Худ. Лосенко, актер Волков


12.3. Произведения 19 века

  • Худ. Верещагин В.В. Наивысшее достижение войны

  • Худ. Репин, архидиакон

  • Худ.Максимов. Все в прошлом

  • Худ. Поленов, Портик с кариатидами, Афины.


12.4. Произведения 20 века


Источники

  • Булгаков Ф. "Наши художники", СПб., 1890 (переиздание)
  • Альбом "Гос. Третьяковская галерея. Рисунок. Акварель", авт.-составитель Азаркович В. Гусарова А. Плотникова Е., М, 1966
  • Дмитренко А. Ф. и др., "50 биографий мастеров русского искусства", Л, "Аврора", 1971
  • Безрукова Д, "Третьяков и история создания его галереи", М, "Просвещение", 1970

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам