Надо Знать

добавить знаний



Трипольская культура



План:


Введение

География распространения Кукутени-Трипольской археологической культуры
Трипольская керамика

Трипольская культура, или культура Кукутени ( рум. Cucuteni, или культурная общность "Кукутени-Триполье") - археологическая культура времен энеолита, название которой происходит от названия тогда села Триполье на Киевщине (в указанной "расширенной" названию культуры присутствует еще название румынского села Кукутень). Культура получила расцвета между 5500 и 2750 годами до н. е., располагалась между Карпатами и рекой Днепр на территории современных Украина, Молдовы и Румынии, занимая территорию общей площадью более 35 тыс. км . Во времена расцвета этой культуре принадлежали наибольшие по размеру поселения в Европе : число жителей некоторых из них превышала 15 тыс. человек. Страну трипольцев иногда называют Украинских Аратта.


1. Общие сведения о трипольской культуре и проблема ее происхождения

Качественно новым периодом развития первобытного общества стал медно-каменный век (энеолит), который в пределах Украины датируется IV-III тыс. до н.э. В это время появляются первые металлические изделия - медные и золотые. Основным занятием населения становятся земледелие и скотоводство. Зарождается пашенное земледелие с использованием тягловой силы быка. Было изобретено колесо, а затем появляется колесный транспорт.

Одновременно происходят значительные изменения в древнем обществе. Выполнять тяжелые физические работы мог основном человек. Поэтому главная роль в семье переходит от матери к отцу, родственные связи стали вестись по отцовской линии.

Самым ярким явлением среди энеолитических племен на территории современной Украины были земледельческие племена трипольской культуры (по названию поселения вблизи с. Триполье на Киевщине, исследованного украинским археологом В. Хвойко конце XIX в.). Она является одной из основных давньоземлеробських культур медного века. Трипольские племена занимали пространства Восточной Европы от Слободской Украины в Словакию, от Черниговщины и Полесья до Черного моря и Балканского полуострова. Развивалась эта культура в IV-III тыс. до н.э. (В течение 1500-2000 годов) и прошла в своем развитии три этапа - ранний, средний и поздний. В Украине обнаружено огромное количество - более тысячи памятников трипольской культуры. Они сгруппированы в трех районах: всего в Средней Приднестровье и Надпрутти и Надбужжя, меньше в Приднепровье. Так, очевидно, были расселены объединения племен.

Одной из особенностей трипольской культуры была огромная территория распространения (около 190 тыс. кв. Км.). Ни одна из европейских развитых земледельческих энеолитических культур не могла сравниться с ней ни по площади, ни по темпам распространения. Во время своего расцвета (конец среднего этапа) населения на всей территории трипольской культуры составляло по мнению одних ученых около 410 тыс. человек, а по мнению других не менее 1 млн. Проблема происхождения трипольцев не до конца выяснена. Большинство археологов склоняются к мысли, что основу раннетрипольской культуры составляли южные земледельческо-скотоводческие племена культур балканского происхождения, которые, однако, в процессе распространения на новые восточные территории включали в себя на разных этапах элементы местных неолитических и энеолитических культур.


2. История открытия

Культура носила название "Кукутень" по названию села в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский ученый Теодор Бурада во время проведения раскопок нашел элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки близ села Кукутень. После того, как ученые ознакомились с его находкой, было решено продолжать раскопки, которые начались в этом месте весной 1885 года.

Исследование памятников, позже отнесенных к трипольской культуре, имели место в Галичине в 70-е годы XIX в. у с. Кишиливци, Бильче-Золотое и др.. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселения на территории современной Украины в 1893-94 годах по ул. Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе) в Киеве. Хвойка представил свои находки в августе 1899 года на XI археологическом съезде в Киеве. Официальным годом открытия Трипольской культуры в Украине считается 1893 - год начала раскопок на ул. Кирилловской в ​​Киеве. В 1896-1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевских находок, Хвойко, были найдены в окрестностях городка Триполье Киевского уезда (ныне-село Триполье Обуховского района Киевской области. В советское, молдавских, российских, украинских и других публикациях для памятников с территории Украины и Молдовы распространенное название "Трипольская культура".

Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии и культура Триполья на территории Украины принадлежат одному культурного комплекса. Сейчас часто используется название "Кукутень-Триполье", хотя названия "Кукутень" и "Триполье" также могут использоваться. Используется также название "культурно-историческая общность" или "общность" Триполье-Кукутень (Кукутень-Триполье).


3. Периодизация

Создателями трипольской культуры были племена, которые продвинулись по Балкан и Подунавья в Прикарпатье (территория современных Румынии, Молдовы и Украина). Памятники ее исследователи разделяют на этапы [1] :

  • Начальный: 5300-4000 до н. н.э. (румынское Прикарпатье)
  • Ранний: 4000-3600 до н. е. (Прутсько-Днестровское междуречье)
  • Средний: 3600-3100 до н. е. (Днестр-Бугское междуречье)
  • Поздний: 3100-2500 до н. е. (Днестр-Днепровское междуречье)
Свастика на трипольской посуде

4. Ранний этап

Во второй половине VI тысячелетия и в первой половине V тысячелетия до н. э племена трипольской культуры розселювалися в бассейне Днестра и Южного Буга, где исследователи обнаружили много раннетрипольской поселений. За этот период они расположились в основном в низких местах у рек, но обнаружены также поселения, расположенные на повышенных плато. Жилища строили в виде углубленных землянок или полуземлянок, а также преимущественно наземные, пол и очаг или печи с лежанкой укрепляли глиной, стены возводили из дерева или плоту, обмазанного глиной. На раннем этапе развития трипольской культуры появляются также наземные прямоугольной формы здания на столбах с обмазанными глиной деревянными плетеными стенами, имевших соломенную или тростниковую кровлю. В поселениях, расположенных на возвышенных плато, план размещения жилищ приближался к форме круга или овала.

Основой хозяйства в этот период было земледелие и скотоводство, охота, рыболовство и собирательство также имели важное значение. Сеяли пшеницу (однозернянку, двозернянку, полбу), ячмень, горох. Землю обрабатывали с помощью мотыг, сделанных из рога оленя, камня или кости и из палок-копалок с заостренными концами. Урожай собирали с помощью серпов с кремневыми вкладышем. Зерно растирали каменными зернотерками. Женщина лепила посуда, производила пряжу, одежда и т.д. и играла в общественной жизни значительную роль. Мужчины охотились, охраняли скот, производили орудия из кремня, костей и камня.

В животноводстве первое место принадлежало крупному рогатому скоту, на втором были свиньи, овцы, козы. Известный домашний конь. Для пополнения мясной пищи по этой эпохи большое значение имело охота на оленя, дикую свинью и серну.

Значительного развития достигли гончарные изделия. Глиняная посуда разнообразной формы лепили руками: крупные сосуды грушевидной формы для зерна, разной формы горшки, миски, ложки, дуршлаги, биноклевидные посуду. Из глины лепили женские статуэтки, модельки жилья, бусы, амулеты. Поверхность посуды покрывали углубленным орнаментом или каннелюрами в виде лент из нескольких параллельных линий, образовывали спиральные формы орнамента. Таким орнаментом покрывали также большинство статуэток. Статуэтки, модельки жилья и амулеты имели ритуальное назначение и были связаны с земледельческими культами. Среди исследованных раннетрипольской поселений обнаружено, хотя очень редко, различные изделия из меди, преимущественно украшения: браслеты, кольца, крючки и т.п., а в поселении возле села Корбуны ​​в Молдавии найден большой клад медных вещей, преимущественно украшений, который датируется первой половиной V тысячелетия до н. е.

По мнению финского ученого Аско Парполы, индолога с Хельсинкской университета, существуют лингвистические причины считать, что колесо было изобретено именно в Трипольской культуре на территории современной Украины [2]. Версию о европейском происхождении колеса выдвинул еще в 1990-х немецкий ученый А.Хойслер. О находках моделей колес в раскопках трипольских поселений последней четверти 5 тыс. до н.э. (За тысячелетия до соответствующих находок в Месопотамии) сообщал еще в 1981 г. в научных публикациях румынский археолог Дину. Отсюда инновация быстро распространилась по Европе: упоминания о колесе встречаются в поселениях Зюшен (Германия), Броночице (Польша), остатки телег найдены в кон. 1980-х на территории Краснодарского края России датировке сер. 4 тыс. до н.э. [3]


5. Средний этап

Археологические находки времен трипольской культуры на территории Бессарабии

На начальном этапе развития племена трипольской культуры занимали огромные пространства лесостепи от Восточной Трансильвании на запад до Днепра на восток. Они расселились в районе водосбор Верхнего и Среднего Днестра, Прута, Серета, Южного Побужья и Правобережья Днепра. Поселения этого периода значительно больше размером (что свидетельствует об увеличении количества населения) и расположенные на возвышенных плато возле рек и ручьев. Наземные жилья в них строились по кругу или овалом. Жилища в плане имели форму вытянутого прямоугольника и строились на фундаменте из расколотого дерева, положенного поперек, на него накладывался толстый слой или несколько слоев глины. Плетеные деревянные стены на столбах и перегородки внутри жилища обмазывали глиной, из глины строили печи на деревянном каркасе, лежанки, лежанки возле печи. Из глины делали ритуальные жертвенники в жилищах, круглые или в форме креста (с. Коломийщина, Владимировка, Майданецкое, Тальянки). Вместе с увеличением населения увеличивались посевные площади. Скотоводство также было развито больше, чем раньше, но охота дальше имело вспомогательное значение. Орудия труда производилось из кремня, камня и костей животных, мотыги для обработки земли из рога оленя. В поселениях обнаружены клиновидной формы и проушные топоры из меди. Началось добычи меди из месторождений на Волыни и в Поднестровье. Уровня ремесла достигло гончарство. Характерным для конца этого периода стал монохромный спиральный орнамент, нанесенный черной краской на желтовато-красноватой ангобу. Посуда разных форм лепные руками, возможно применение медленного гончарного круга. Типичные большие грушевидные и кратерообразная сосуды для хранения зерна, миски, горшки, биконические сосуды и др.. (С. Владимировка, Сушковка, Попудня, Шипинцы) также из глины производили культовые схематизированные жен. статуэтки, фигурки животных, модельки жилья. Общественный строй племен Т. к. за этот период оставался далее матриархально-родовым. К сер. суток Т. к. относят поселения, которые обнаружил В. Хвойка бы. с. Триполье, Веремья, Щербановка и др..


6. Поздний этап

По позднего периода трипольской культуры значительно расширилась территория, заселенная трипольцами: на земли восточной Волыни, водосбор pик Случи и Горыни, оба берега Киевского Приднепровья и степи северо-западного Причерноморье, где трипольцы сталкивались с носителями других культур. Значительно возросло значение скотоводства. Скотоводство полукочевого характера состояло преимущественно из мелкого рогатого скота ( овцы, козы). Заметного значение приобрел лошадь ( Усатово). За этот период, по мнению некоторых специалистов, состоит патриархальный строй. Под влиянием контактов с племенами других культур, когда в начале III тысячелетия до н. е. степную зону, южные районы Лесостепи Восточной Европы и Днепровского бассейна занимали скотоводческие племена так называемой ямной культуры, что шли из степей Поволжья и Подонья в поисках новых пастбищ, в культуре позднетрипольских племен исчезают многие черты, характеристических для трипольской культуры предшествующего времени. Изменяется характер жилстроительства, исчезает спиральная орнаментация в мотивах росписи посуды и типичные трипольские его формы, зато появляется новый тип посуды, орнаментированного оттисками шнура, схематизироваться антропоморфная пластика. Появляется новый тип захоронения в ямах с насыпью и без насыпи с каменной обкладкой вокруг и создается обряд погребения, подобный обряду соседних патриархальных племен ямной культуры. Усатовская племена западных районов Северного и нижнего Поднестровья (села Усатово, Галерканы, Борисовка, Маяки и др.). были ассимилированы носителями ямной культуры, затем праиндоевропейцев. Историческая судьба других позднетрипольских племен была разная, изменения в их культуре Среднего и Верхнего Поднестровья связанные с появлением на этой территории племен культуры шаровидных амфор (ранняя бронза).


7. Родственные археологические культуры

  • Данило хварська культура (побережье Адриатики)
  • Бутмир (Босния);
  • Культура Винча (Центральные Балканы);
  • Тиська (бассейн реки Тиса)
  • Лендель (Среднедунайской бассейн и север Центральной Европы);
  • Боян (Нижнедунайский бассейн);
  • Хаманджия (Черноморское побережье)
  • Караново (Фракия и Восточная Македония);
  • Петрешти (Трансильвания);
  • Днепро-донецкая (Украина).

8. Музеи


См.. также


Примечания

  1. Этническая история древней Украины. - Киев: Институт археологии НАНУ, 2000. - C. 20 - 21.
  2. Почему колесо изобрел так поздно? - science.compulenta.ru/665561 /
  3. Колесо изобрел не на Востоке - www.mk.ru/daily/newspaper/article/2011/06/16/597841-koleso-izobreli-ne-na-vostoke.html
  4. Музей Киевская крепость - info.gyrno.net / uk / putiv / muzei-kiиvska-fortetsya

10. Библиография

Украинские

  • Бибиков С. Трипольская культура. Археология Украинской ССР, т. И. Киев, 1971.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Энциклопедия трипольской цивилизации, Киев, Укрполиграфмедиа, 2004, т. I-II.
  • Захарук Ю. Поздний этап трипольской культуры. Археология Украинской ССР, т. I. Киев, 1971.
  • Пастернак Я. Археология Украины. Торонто 1961.
  • Трипольская культура, т. И, АН УССР, Институт Археологии. Киев, 1940.
  • Черныш К. раннетрипольское поселение Ленковцы на Среднем Днестре. АН УССР, Институт Археологии. Киев, 1959.
  • Бунятян К.П., Мурзин В.Ю. и Симоненко А.В. На заре истории. Том. 1. - М., 1998.
  • Бурдо Н.Б. - Население раннего этапа трипольской культуры междуречья Днестра и Южного Буга. - М., 1993.
  • Энциклопедия Трипольской цивилизации. - К., Укрполиграфмедиа, 2004, т. I-II.
  • Смолий В.А. - История Украины - К., 1997.
  • Толочко П.П. - Древняя история Украины, Кн. 1 - К., 1994.

Немецкий

  • Schmidt H. Cucuteni in der oberen Moldau, Rumanien: Die befestigte Siedlung mit bemalter Keramik von der Steinkupferzeit bis in die vollentwickelte. Berlin-Leipzig: Gruyter, 1932.

Российской

  • Археология Украинской ССР, Киев, 1985, т.1.
  • Бибиков С. Раннетрипольское поселение Лука-Врублевецкая на Днестр. МИА н. 38. М. - П. 1953.
  • Пассек Т. Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья, МИА, н. 84. Москва, 1961.
  • Пассек Т. Периодизация трипольских поселений. МИА, н. 10. М. - П. 1949.
  • Рыбаков Б. А., космогонии и мифология земледельцев энеолита / / Советская археология, 1965, № 1-2.
  • Рындина Н. В. Древнейшее металлообрабатывающее производство Восточной Европы, М., 1971.
  • Хвойко В. Каменный век Среднего Поднепровья / / Труды одиннадцати археологический сьезда в Киеве. І. Киев, 1901.
  • Гимбутас Мария, Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы, Москва, РОССПЭН, 2006.
  • Черныш Е. К., К истории населения энеолитического времени в Среднем Приднестровье // Неолит и энеолит юга Европейской части СССР, Москва, 1962.

Румунською

  • Dumitrescu, V. Arta culturii Cucuteni. Bucuresti: Editura Meridiane, 1979.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам