Надо Знать

добавить знаний



Троллейбус


ElektroLAZ in Ternopil.jpg

План:


Введение

Trolleybus diagram-key.svg

Троллейбус ( англ. trolleybus , От англ. trolley - Контактный провод с роликовым токосъемником и англ. bus - Сокращение от лат. omnibus - "Карета для всех") - безрельсовое пассажирский электротранспортных средство, питающийся от двохдротовои контактной сети через токосъемники штангового типа и используется преимущественно в городах.

Синонимика: англ. trolley bus, trolleybus, trolley coach, trackless trolley (безрельсовый трамвай) ; нем. Oberleitungsomnibus, или сокращенно Oberleitungsbus или Obus, архаизм: gleislose Bahn .


1. История

Первый троллейбус в Берлине, Германия, 1882 г.
В начале XXI века. koda 9Tr используют как техпомощь ( Луганск, 2012)

Идея троллейбуса впервые высказана доктором Вильямом Сименсом (William Siemens) в журнале Society of Arts vol.XXI в 1880 году. Уильям Сименс жил в Англии и владел тремя заводами. Статья опередила эксперименты Вернера фон Сименса, но, вероятно, братья работали вместе.

Первый троллейбус создан в 1882 в Германии (автор - инженер Вернер фон Сименс, он назвал свое изобретение). Этот троллейбус был запущен в городе Инстербург (ныне - Черняховск Калининградской области).

Первая линия открыта в предместье Берлин Галензе (Halensee) 29 апреля 1882 года. Контактные провода располагались на достаточно близком расстоянии, и от сильного ветра происходили короткие замыкания.

В России троллейбус появился в 1933 в Москве (см. Московский троллейбус). Первыми троллейбусами Советского Союза были машины ЛК-1 (Лазарь Каганович).


1882 в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал "троллейбусное кольцо" - способ снятия напряжения с электрических проводов при помощи колеса и штанги, установленной на крыше.

В 1909 была впервые опробована система съема электроэнергии инженера Макса Шимана (Max Schiemann), что с многочисленными изменениями дожила до наших дней.

В 1938 году по улицам Москвы ездили двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3.

В конце 1960-х годов в СССР изобретатель Владимир Веклич предложил эксплуатацию троллейбусных поездов по системе многих единиц. Поезда из двух троллейбусов "Шкода 9Тр" и "ЗИУ-9" ("ЗИУ-682") получили широкое распространение в крупных городах бывшего СССР. В Риге всего было создано 103 троллейбусных поезда из вагонов "Шкода 9Тр").


2. Электрооборудование троллейбуса

Электрическая схема троллейбуса включает:

  • Главный силовую цепь, включающая в себя тяговый электродвигатель (ТД) и устройства регулирования прохождения тока через него.
  • Вспомогательные электрические цепи.
  • Приводы различных узлов и механизмов (открывание дверей, стеклоочистители)
  • Внешнее и внутреннее освещение
  • Световая и звуковая сигнализация
  • Обогрев кабины водителя и пассажирского салона

Тяговый электродвигатель (или электродвигатели, если их несколько) приводят троллейбус в движение, а также используются в процессе электродинамического или рекуперативного торможения за счет своей обратимости. С момента появления троллейбусов двигатели непрерывно совершенствовались, можно выделить следующие этапы их развития:

Низкооборотный коллекторный двигатель постоянного тока последовательного возбуждения - такие электромоторы устанавливались на первых троллейбусах.

Быстроходный коллекторный двигатель постоянного тока смешанного возбуждения - в СССР появились в 1945 г. на троллейбусе МТБ-82 и с тех пор является основным типом ТД троллейбусов в России вплоть до настоящего времени. Его преимуществами являются сравнительная простота конструкции и управления, сочетание в одном устройстве выгод от последовательного и параллельного возбуждения двигателя.

Асинхронный двигатель.

Крутящий момент в этом типе двигателя достигается путем сложной конфигурации магнитных полей, генерируемых обмотками ротора и статора. По своему строению он ближе к бесколлекторного трехфазного электродвигателя переменного тока. Главными преимуществами асинхронного двигателя является большая экономичность и отсутствие коллектора с щетками.

Как следствие последнего обстоятельства, асинхронный двигатель свободен от таких недостатков коллекторных двигателей как износ щеток и элементов коллектора от взаимного трения, искрения и пригорянь при плохом их контакте, необходимости постоянного наблюдения за их состоянием. С другой стороны, асинхронный ТД для своей работы требует многофазной переменного напряжения, которое производится в блоке управления силовой ("сильноточной") электроники, с постоянного напряжения в контактной сети. Стоимость этого электронного блока порой превосходит цену всех прочих механических компонентов троллейбуса, его надежность в ряде случаев может оказаться недостаточной вследствие проблем электромагнитной совместимости.

Устройство регулирования прохождения тока через ТД называется системой управления и является следующим по значимости узлом в электрооборудовании троллейбуса после самого ТД. Система управления (СУ) подразделяется на следующие виды:

Непосредственная система управления (БСУ) - исторически первый вид системы управления на троллейбусах. Водитель с помощью рычагов или валов, соединенных с контакторами, непосредственно коммутирует сопротивление в электрических цепях ротора и обмоток двигателя.

Реостатно-контакторная система управления (РКСК) - коммутация сопротивлений выполняется специализированным узлом, который управляется водителем через устройство-посредник. Это устройство может быть относительно простым механизмом с приводом от педалей управления, как на троллейбусе МТБ-82 (косвенная неавтоматическое РКСУ) может быть служебным сервомотором как на троллейбусе ЗИУ-5 (косвенная автоматическая РКСУ). В последнем случае динамика разгона и торможения определяется заранее заданной временной последовательностью в конструкции РКСУ. Узел коммутации силовой цепи вместе с устройством-посредником иначе называется контроллером.

Тиристорно-импульсная система управления (тискать) - полупроводниковая схема на базе сильноточных тиристоров, вместо коммутации сопротивлений, ограничивающих ток в обмотке и роторе ТД, прямо управляет током посредством формирования временной последовательности импульсов тока заданной частоты и скважности. Изменяя эти параметры, можно изменять средний протекающий через ТД ток, а следовательно и управлять вращающим моментом ТД. Преимуществом тискать над РКСК есть больший коэффициент полезного действия, потому что в ней сведены к минимуму тепловые потери в пускогальмивних опорах силовой цепи.

Электронная система управления асинхронным ТД. Одно из самых экономичных по расходу электроэнергии и современных решений, но достаточно дорогое и в ряде случаев чувствительно к внешним электромагнитным воздействиям. Активному применению в таких системах управляющих программируемых микроконтроллеров создает опасность воздействия программных ошибок на функционирование всей системы в целом.


2.1. Троллейбусная стрелка

Чтобы машина пошла в нужном направлении, надо туда же направить обе штанги, эту функцию и выполняет троллейбусная стрелка.

Троллейбусная стрелка, типичная для систем бывшего СССР, состоит из двух половин, установленных на проводах троллейбусной контактной сети. Это изолированные друг от друга половины имеют по электромагнитной катушке. Они отклоняют при срабатывании свое перо стрелки.

Если троллейбуса надо проехать справа, то водитель проходит стрелку с выключенной силовой кругом. При левом повороте водителю для движения налево надо проходить стрелку с включенным силовым кругом. В результате создается электрическая цепь: контактный провод (положительный) - левая катушка стрелки - левая штанга - активное сопротивление - правая штанга - правая катушка стрелки - контактный провод (отрицательный). При этом срабатывают обе электромагнитные катушки и переводят перья стрелки для левого направления движения. В таком положении они содержатся, пока башмаки обеих штанг пройдут стрелку. Круг разрывается, катушки обесточиваются, и перья стрелки под действием пружин возвращаются в положение для движения в правом направлении.

Вместо описанной выше схемы, может применяться либо индукционное (посредством транспондера) или радиоуправление перьями стрелки. В таком случае у водителя нет необходимости оперировать прохождением тока через силовой возле машины, что повышает скорость прохождения через стрелку. Применение дистанционного управления также позволяет избежать "подрезание" предыдущего троллейбуса следующим - управляющая логика запрещает перевод перьев до прохождения башмаками штанг всех элементов стрелки. Нередко стрелки с дистанционным бесконтактным приводом снабжаются светофором для указания положения пер. Этот светофор также может иметь запрещающий сигнал на предупреждение "подрезание".


3. Троллейбусные системы в Украине

Троллейбус Богдан Т701.10 в Симферополе

В Украине троллейбусные системы распространены в 47 городах. Старейшей является система в Киеве, которое действует от 05.11.1935 и насчитывает 46 маршрутов. [1]


4. Распространение троллейбусных систем в мире

Троллейбус koda 14 Tr в Симферополе

В настоящее время в мире более 400 городов с троллейбусным сообщением (см. Список троллейбусных систем мира).

Больше всего троллейбусов в России - 89 троллейбусных систем в 90 городах (города Саратов и Энгельс имели общую сеть, в 2004 году троллейбусные сети Саратова и Энгельса были разделены вследствие падения опор, державших контактную сеть на Саратовском мосту, восстановление этих опор отложено до проведения капитального ремонта моста).

Длинным троллейбусным маршрутом в мире является маршрут Симферополь - Ялта (86 км).

Двойной швейцарский соединен троллейбус Hess lighTram с пассажировместимостью 192 пассажира.

5. Источники информации

  1. http://www.trolleymotion.org/en/

См.. также

Ресурсы в интернете


Trolleybus icon.png Это незавершенная статья о троллейбус или троллейбусную систему ..
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Автодороги Это незавершенная статья транспорта и движения.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
п о р Грузовой троллейбус
Модели грузовых троллейбусов
КТГ-1 КТГ-2 КТГ-4 КТГ-5 КТГ-6 КТГ-7 КТГ-8 КТГ-9 ЯТБ (грузовой троллейбус) Коматсу Е685
Заводы, выпускавшие грузовые троллейбусы


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам