Надо Знать

добавить знаний



Тропинин Василий Андреевич


Tropinin-self.jpg

План:


Введение

Василий Андреевич Тропинин (* 19 марта ( 30 марта) 1776, с. Карпово, Новгородская губерния - ? 3 мая ( 15 мая) 1857) - русский художник-портретист, представитель классицизма; до 1823 - крепостной.


1. Биография

Родился в с. Карпово Новгородской губернии. Был крепостным графа Антона Сергеевича Миниха, затем его зятя - Ираклия Ивановича Моркова. В 1798 вступил в Петербургскую академию искусств, где учился у С. Щукина. В 1804 Морков, опасаясь потерять талантливого крепостного, отозвал его из академии. До 1823 жил, в основном, в Украине в с. Кукавка (теперь Могилев-Подольского района Винницкой области). В период творчества, связанный с Украиной, Тропинин создал жанровую картину - "Свадьба в Кукавке" (1810), портреты украинских крестьян - "Девушка с Подолья", "Украинский", "Украинские", "Молодой украинский крестьянин", "Мальчик с топориком ", а также портреты Н. и И. Марка (ок. 1813), портрет сына (ок. 1818).

В 1823 вольную, поселился в Москве. В 1824 получил звание академика.

Тропинин написал портреты П. Булахова (1823), К.Равича (1825), А. Пушкина (1827), А. Мазурин (1829), К. Брюллова (1836), Ю. Самарина (1846), полотна "Кружевница" (1823), "Старый нищий" (1823), "Гаптарка" (1826), "Гитарист" (1823, 1832) и др..

Произведения Тропинина хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Киевском музее украинского искусства, Львовском музее украинского искусства, Музеи Тропинина и московских художников его времени в Москве.


2. Тропинин и Подолье

Имя выдающегося русского художника-портретиста Василия Андреевича Тропинина известно всем, кто интересуется историей украинской и русской культуры первой половины XIX века. Но иногда забывается, что Тропинин совершил настоящий подвиг, утверждая течение многих лет свое право заниматься искусством. Ему удалось преодолеть путь от крепостного до академика портретной живописи.

Василий Андреевич Тропинин родился 19 (30) марта 1776 крепостной человеком графа Миниха в его имении-селе Карпово Новгородской губернии. Умной и сообразительной ребенку была уготована роль домашнего слуги. Впоследствии, заметив способности, его отдают учиться грамоте в народное училище в губернском городе. Там он пробыл четыре года, а когда вернулся, все равно стал "мальчиком на побегушках". После бракосочетания графини Натальи Антоновны Миних, Василий переходит в собственность ее мужа - графа Ираклия Ивановича Моркова.

Волей графа, которому хотелось иметь собственных умельцев, Василия направляют в Петербург учиться кондитерскому искусству в доме графа Завадовского. А то, что мальчик был талантливый до верного и быстрого изображения на бумаге с натуры различных предметов и даже человеческого лица, граф считал "пустым".

И только 1799 граф Морков позволяет Тропинину стать вольнослушателем Петербургской академии художеств. Его наставником был выдающийся портретист профессор С. С. Щукин, который высоко ценил способности своего лучшего ученика. Совет Академии дважды награждала Василия Андреевича за отличную учебу.

Первое признание автору принесла картина "Мальчик, скорбит по умершей птичкой", которая была представлена ​​на академической выставке в 1804 году. За эту работу молодой художник получил золотую медаль.

По давней традиции слушателей, наиболее отличившихся в Академии, направляли для продолжения учебы в Италии. Но Василия Андреевича ждала другая дорога.

Боясь потерять своего крепостного, работу которого заметила императрица, граф спешно забирает его из Академии и в сентября 1804 года отправляет в свой украинский имение - село Кукавка Каменец-Подольской губернии Могилевского уезда, на Днестре. Он поручил своему талантливому крепостному составить проекты дворца и сельской церкви, строительство которых велось под наблюдением Тропинина.

Так, почти до 1821 года, жизнь и творчество Тропинина были тесно связаны с Украиной, ее Подольем (в Кукавке художник жил в 1804-1812, 1818-1821 гг.) Именно здесь он впервые встретился с настоящим народной жизнью, увидел своими глазами и постиг сердцем поэтический сокровище души украинского крестьянства и присущую украинскому народу мудрость и великодушие.

Тематический диапазон раннего (Кукавской) периода творчества Тропинина достаточно широк. Портретная живопись, который со временем стал основным жанром в работах художника, тесно переплетался с живописью религиозной тематики.

После завершения в 1806 году строительства Кукавской храма - единого архитектурного произведения Василия Андреевича - все иконы, хоругви и плащаница были написаны им. К иконостаса вошли его работы "Снятие с креста", "Бог Саваоф", "Св. Николай Чудотворец" , "Св. Дмитрий Солунский" , "Вера, Надежда, Любовь и мать их София".

В только освященной церкви, на одной из первых служб, состоялось венчание крепостного Василия Тропинина с крестьянской девушкой Анной Ивановной Катиной.

Церковь когда-то возвышалась над селом своей нарядной ротондой. Теперь она ограждена густыми кронами деревьев. Разрушена в конце XIX в. ротонда заменена просто баней, каменные фигуры святых исчезли, торжественный портал в ограде разрушен. В своем нынешнем виде церковь кажется очень знакомой: монолит ее трактуемый как пластический объем с подчеркнутым значением стен, сверкающих своей белизной, узкий проем редко расположенных окон без наличников, но с характерными косыми склонами проявляют толщину каменного массива - все эти черты приближают Кукавской церковь византийских храмовых сооружений.

В Украине В. А. Тропинин много работал над созданием портретов. Из большого их количества выделяется группа работ, где воплощены типы украинских крестьян, эпизоды их повседневного быта, то, что условно можно назвать "тропининською Украина".

Одна из лучших ранних работ Тропинина - "Девушка с Подолья". Образ отмечен особой чистотой и праздничностью, которую создает любовно передан национальный костюм. Образ подолянки пройдет затем через все творчество художника.

Кажется, что в ней воплотилось все лучшее, что нашел Тропинин в Украине.

Среди мужских портретов этого периода привлекает внимание "Портрет украинской среднего возраста", или "Портрет украинской". Но есть версии, что на портрете изображен Устим Кармелюк. Художник, безусловно, стремился передать образ мужественный и благородный. Именно таким и был этот народный предводитель крестьянского движения, в то время охватил все Подолье. К Кукавской периоду относится и одна из лучших работ художника "Портрет сына". Поэтический, согретый внутренним теплом искренней любви к сыну, портрет является настоящим шедевром. В нем воплощена надежда художника на то, что сыну выпадет другая судьба, и он будет свободен.

Тропинин не был пейзажистом. Пейзаж в его творчестве служил своеобразным фоном, на котором разворачивалось народную жизнь. Из завершенных живописных жанровых полотен украинских периода, к сожалению, сохранилось лишь "Свадьба в Кукавке" и отдельные пейзажи, самым интересным из которых является "Гроза над селом".

Как бы то ни было, а жизнь в украинском селе, сама Украина с ее мягкой живописной природой, с ее самобытными, щедро наделенными поэтическим даром людьми, ее очаровательными традициями и обычаями много дали Тропинину. Позже, на склоне лет, он неоднократно говорил, что живописи по-настоящему научился в Малороссии. "Я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и из всех. И эти мои работы, кажется, лучшие из всех, до тех пор мною написанных", - вспоминал Тропинин.

Мастерство и талант Тропинина находили все больший отклик в обществе и все чаще среди передовой интеллигенции шла речь об освобождении художника из крепостничества. В мае 1823 года граф Морков под давлением общественного мнения вынужден был дать уже немолодому мастеру свидетельство об освобождении из неволи.

Получив долгожданную свободу, Тропинин решает официально приписать себя к малярного состояния. В Совет Академии искусств вместе с просьбой присвоить звание академика Российской Академии художеств Василий Андреевич представляет работы "Портрет художника Скотникова", "Мережевниця", "Старый нищий", за которые 20 сентября 1823 он был избран "назначенным академиком".

Посылая эти произведения в Петербург, Тропинин рассчитывал, очевидно, что Академия, учитывая его мастерство, обойдет установленный порядок и присвоит ему звание академика заочно. Но этого не произошло. Его вызвали в Петербург для написания портрета на месте. Василий Андреевич написал для Академии портрет медальера Леберехта и уже за эту работу был официально признан академиком.

Вскоре семья покидает Петербург и переезжает в Москву. Там, вблизи Каменного моста на Ленивцы, проходит дальнейшую жизнь Тропинина, полностью отдано искусству. В Кукавка Василий Андреевич больше не возвращался. Но украинская тематика, навеянная воспоминаниями о Подолье, нередко появлялась на его полотнах еще долгое время.

В сентябре 1855 года, после смерти жены, Тропинин оставляет помещение на Ленивцы и покупает домик в Замоскворечье. В нем 15 (3) мая 1857 года на восемьдесят втором году жизни умер Тропинин. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


3. Подоляне

  • Мальчик с топориком

  • Мальчик с дудочкой

  • Подолянка в намитци

  • Девушка с Подолья. 1816

  • Украинский с палкой. Василий Тропинин.jpg
  • Девушка с Подолья. 1820

  • Девушка с Подолья.

  • Vasily Tropinin 46.jpg
  • Свадьба в Кукавке


4. Памятник В.Тропинина, с. Кукавка

Памятник В.Тропинина, с. Кукавка Винницкой области


В 1990 г. в селе установлен памятник В.Тропинина (автор М.Крижанивський). Начиная с 70-х годов здесь проводятся традиционные Тропининськи праздника.

5. Галерея


Литература


Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам