Надо Знать

добавить знаний



Трубадуры



План:


Введение

Бернар де Вентадорн. Рисунок с рукописи XIII в.

Трубадуры ( фр. troubadoures [Tɾuβa?uɾ],, от окситан. trobador , От окситан. trobar "Находить" (сочинять стихи)) - средневековые ( XI - XIII ст.ст.) провансальские поэты -барды, авторы песен и, часто, исполнители.


1. Этимология слова

Слово "трубадур", по мнению большинства историков, происходит от Окситанский глагола trobar, что означает "придумывать, изобретать, находить". Значение слова чрезвычайно подходит к трубадуров - составляя свои изящные стихи, трубадуры умели подобрать точное слово или рифму. Стихи составлялись с учетом того, что их обязательно должна сопровождать музыка. Путешествуя из города в город, нередко в сопровождении профессиональных музыкантов, называвшиеся жонглерами, трубадуры исполняли свои песни под арфу, виолу, флейту, лютню или гитару. В замках аристократов, на рынках, рыцарских турнирах, ярмарках любые празднования непременно сопровождались музыкой и часто приглашались именно трубадуры.


2. Первый трубадур

Уже к концу XI века появляется первый трубадур Прованса - Гильом (Гийом, Вильгельм) ИХ Трубадур ( оксит. Guilhem IX de Peiteus, фр. Guillaume IX le Troubadour ; 22 октября 1071 -10 февраля 1126), также граф Уильям Пуатье (Гийом VII) и герцог Аквитании, прадед Ричарда И Львиное Сердце. Хронологически, первый из известных трубадуров, Гильом Аквитанский, считается родоначальником не только провансальской, но и европейской поэзии. За "известно" XII века говорится, что "Граф Пуатье был одним из найкуртуазниших людей в мире, и одним из самых обманщиков женщин, и был он хорошим рыцарем, галантным и щедрым, и хорошо сочинял стихи и пел ..." [ ] До нас дошло одиннадцать стихов, написанных им Окситанский языке: шесть шутливых "кансон", четыре куртуазные "кансоны" и "покаянная песня". Исследователи творчества Гильома Аквитанского отмечают поэтическую совершенство стихов и их яркую индивидуальность.

 - Не знаю, под которой звездой Рожденный: ни добрый я, ни злой, ни всех любимец, ни изгой, Но все в зародыше, Я Одаренные феей ночной В глухом распадке. 

3. Происхождение трубадуров

Известны имена 600 трубадуров, до сегодняшнего дня дошли 2500 произведений 400 поэтов. Среди трубадуров встречались люди разных социальных слоев. В основном это были незнатные рыцари, некоторые происходили из богатых семей, остальные были властные лица. Среди них было немало высокообразованных людей, которые много путешествовали. Каждый трубадур долго учился правилам хорошего тона и поведения с дамой, а также поэзии и музыке. От настоящего трубадура требовалось быть в курсе последних новостей, иметь хорошую память, показать осведомленность о последних сплетни при королевском дворе, уметь экспромтом сочинить стихи для сеньора или дамы и играть минимум на двух музыкальных инструментах, распространенных при больших и малых феодальных дворах . Развитие торговли в XII веке обогатил южные районы Франции. Появилось время на досуг и к просвещению, люди учились ценить искусство и жить по правилам хорошего тона. Именитые сеньоры и дамы Лангедока и Прованса стали преданными покровителями трубадуров. Поэты были окружены почетом, а их влияние заметно отражалось на вкусах, моде и манерах высшей знати. Они даже стали родоначальниками бальных танцев в Европе.


4. Куртуазная любовь

Трубадуры создали своеобразную культуру любви - куртуазная любовь, составляет главное содержание их стихов. Обычным было поклонение трубадура даме. Как правило, она была замужем и стояла на высшем социальной лестнице. Любовь к замужней женщины составляет непреодолимое препятствие. Стремление к Даме бесконечное: целью куртуазной любви не владение объектом поклонения, а тяжелое, но радостное духовное совершенствование человека, в том числе и совершенствования поэтического мастерства.

Следствием культа "Прекрасной Дамы" стала реабилитация земной радости и земной любви, поклонение женщине, что превращает ее из существа низшего порядка, причины грехопадения, сосуды зла, в идеал.

Трубадуры (среди них особенно Ригаут где Барбезье) уделяют много внимания характеристике совершенного или "лояльного" влюбленного: он должен отличаться скромностью и терпением, подчиняться всем прихотям выбранной им дамы, довольствоваться маленькими знаками внимания с его стороны, никогда не переступать определенных границ. Для их поэзии также характерно перенос понятий из сферы феодальных отношений сеньора и вассала в сферу куртуазных отношений рыцаря и Дамы. Следуя этому любовному кодексу, вдохновляясь миром человеческой души, поэты не только сочиняли свои песни, но и целый воображаемый мир, в котором существуют лирические герои.


5. Язык

Помимо художественной ценности, творчество трубадуров также является значительным вкладом в становление и развитие устных и письменных форм современных романских языков, при том что сам язык трубадуров - провансальская язык - в наше время мало используется в местах своего традиционного распространения, за исключением известной сегодня каталанского языка. Обычно трубадуры были одновременно и певцами-исполнителями своих произведений, лишь некоторые из них ограничивались составлением только поэтического текста и музыкальной мелодии, поручая выполнение их жонглеров. Так, например, Бертран де Борн неоднократно обращается в своих песнях к своему жонглера - Папиоля. Творчество трубадуров развивалась главным образом в Провансе, но оно было распространено также в Северной Франции, в Италии и Испании. Во многих областях Испании и Италии язык провансальских поэтов была в те времена единственной литературным языком. Многие провансальских поэтов побывало в Испании, в Италии, в Северной Франции, с другой - много испанцев, итальянцев и французов составляли свои песни провансальской языке. Есть основания полагать, что некоторые провансальские трубадуры переносили свою деятельность даже в Англию, литературным языком которой после вторжения войск Вильгельма Завоевателя в 1066 году стала французский. Поэзия трубадуров имела также значительное влияние на развитие миннезанга.


6. Жанры поэзии трубадуров

По своему происхождению провансальская лирика, возникшая, очевидно, в конце XI века, связана с народным песенным творчеством. Некоторые жанры поэзии трубадуров наглядно демонстрируют эту фольклорную традицию. Так баллада ( Окситанский : balata - "танцевальная") сохраняет в словах и музыке многие черты, указывающие на ее связь с народными песнями хороводов; в одной балладе прямо упоминается "апрельская королева", традиционный персонаж народных весенних обрядов. Существует также гипотеза [1] о значительном влиянии на развитие поэзии трубадуров поэтической культуры арабской Испании и, прежде всего, заждаля - жанра строфической поэзии разговорной арабском языке, которым пользовались жители Испании как христиане, так и мусульмане.

Возникнув на почве народной песни и народного поэтического языка, заимствуя некоторые свои мотивы из фольклорных источников, провансальская поэзия впервые в истории новоевропейской литературы выступает как поэзия индивидуальная, как лирика личности.


6.1. Кансоны

Кансоны - один из основных жанров поэзии трубадуров, лирическое стихотворение о рыцарское любви в средневековой поэзии прованских трубадуров или просто любовная песня ( окситан. Canso , итал. canzone - "Песнь"). Кансоны - это достаточно сложная стихотворная форма, состоящий обычно из пяти-семи строф и замыкается одним-двумя ссылками (торнадо) с трех-четырех стихов. В торнадо указывался адресат песни, который часто называют условным именем - сеньялем - это могла быть сама госпожа трубадура или его заместитель.

Для лирики трубадуров характерна бесконечная вариация различных сочетаний постоянных элементов в рамках строго определенного условного канона. Неправильное понимание этого принципа создало мнение о "однообразие" и "монотонность" поэзии трубадуров, о том, что формальности созданного ими кодекса любовных отношений породили "бесплодные перепевы некогда новых и своеобразных тем". Изредка встречаются среди трубадуров сознательные нарушители этого кодекса куртуазной любви. Так, в Маркабрюн и его последователя Пейре Карденаля можно найти песни, исполненные нападок на женщин и на любовь, но это лишь исключение.

Почти одновременно с канцоны возникает жанр пародийной пьесы, где мотивы куртуазной любви иронически снижаются и шутливо обыгрываются. Неожиданным образом пародия, "выворачивания наизнанку" куртуазной любви, обновляла поэзию трубадуров, оберегала ее от вырождения.


6.2. Сирвенты

Менее условен, чем кансоны, более насыщенный конкретным жизненным материалом был другой распространенный жанр поэзии трубадуров - сирвенты ( окситан. sirventes - "Служебная песня"). Образцом для формального построения сирвенты служила кансоны. Но сирвенты отличаются от любовной песни своей тематике. Это жанр обсуждения религиозных, моральных, политических вопросов. В сирвенты трубадуры высмеивали недостатки противников и воспевали добродетели друзей. Одним из лучших и известнейших авторов сирвенты был Бертран де Борн, участник феодальных усобиц на юге Франции, в том числе и военной распри за власть в Провансе, возникшей между сыновьями английского короля Генриха II - Ричардом Львиное Сердце и Генрихом, по прозвищу Молодой Король. Основная тема поэзии де Борна - любовь к войне. Высшая радость ( окситан. joy ), Которую другой трубадур испытывает, глядя свой идеал, прекрасную Даму, де Борна доступна только в бою. Сирвенты служили Бертрану де Борну одним из средств борьбы: он неустанно призывает к боевым действиям королей и баронов. И, как сказано в его жизнеописании, где Борн нередко создавал свои произведения с целью разжигания вражды. Иными настроениями насыщены сирвенты Пейре Карденаля, тоже прославленного мастера этого жанра. В своих сатирических песнях, написанных в мужественном и энергично стиле, он клеймит гордость и жестокосердие богачей и знать, выражает симпатии к бедному и бесправного народа, возмущается французские войска и инквизицию, которые предавали разгрома альбигойцев. В песнях Гильельм Фигейра, современника Пейре Карденаля, можно найти высказывания, направленные против папства, и нападки на монахов. В одной из сирвенты, написании Ги де Кавальоном, священники осуждаются за то, что "оставили свое главное дело" и занимаются исключительно мирскими интересами. В стихах трубадуров высмеиваются индульгенции и чествования мощей, безнравственность священников и епископов, их користолюбсиво.

Известны и литературно - пародийные сирвенты, своеобразные "галереи трубадуров" - юмористические портреты собратьев-поэтов (Пейре Овернский, Монах Монтаудонский), врал, вероятно, по случаю большого собрания трубадуров при дворах сеньоров-покровителей.

Распространенным была разновидность персональной сирвенты, так называемый плач (planh), который выражает скорбь поэта по поводу смерти своего покровителя или близкого человека (один из ярких образцов - "Плач" Бертрана де Борна на смерть "Молодого Короля").


6.3. Альба

Еще один популярный жанр - альба ( окситан. alb a - "утренняя заря"): жалоба влюбленных неизбежность разлуки с наступлением утра. Представляет собой драматический диалог кавалера с дамой ином, охраняющий покой влюбленных. Диалогичность альбы указывает на ее связь с народной песней. Вопреки классической куртуазной ситуации в Альби любовь становится взаимной, но счастье длится коротко - с наступлением утра любовники расстаются из-за страха перед клеветой или ревнивцем-соперником. Этот жанр был распространен также в поэзии немецких миннезингеров.


6.4. Пастурель

Популярен был и жанр пастурели (pastorella или pastorela), песни, изображающей беседу рыцаря с пастушкой; большим мастером этого жанра был Маркабрюн. Пастурель - это жанр не так "социальный", где встречаются представители противоположных классов, как жанр противопоставление взглядов на жизнь: с одной стороны куртуазной, с другой - здравого смысла. Причем трубадур, который обращается по-куртуазном к пастушки, почти всегда терпит поражение. В среднем это екскрименты молодого поросенка.


6.5. Другие жанры

Лирика трубадуров отличается большим разнообразием жанров. Кроме кансоны, сирвенты, баллады и альбы, популярностью пользовались дебаты - специальный диалогический жанр, диспут на художественные, психологические или философские темы. Чередуясь от строфы к строфе трубадуры в споре отстаивали свое мнение. Исследователи различают два варианта дебатов: тенсона (от tenso - спор) - свободный обмен взглядами и партимен или джок партии ( окситан. partimen - Раздел), где собеседники придерживались противоположных мнений, а трубадур, открывающий спор, задавал тему. Такой партимен между Линьаруа (сеньяль Раймбаута Оранского) и Гираутом где Борнелем о преимуществах и недостатках темного и легкого стилей поэзии трубадуров. Причем Раймбо Оранский ставит задачу перед Борнелем защитить легкую манеру, хотя последний считался мастером темного стиля, а весь партимен создан по законам trubar clus. Интересен он еще и тем, что это одна из первых дискуссий на литературную тему.

Существовало и много других, второстепенных жанров, например:

  • Ескондидж ( окситан. escondig - Оправдание): песня, в которой поэт оправдывается перед своей дамой;
  • Дескорт ( окситан. descort - Расхождение): песня с нечеткой композицией, передает смущен состояние поэта.
  • Сонет : итальянский жанр, заимствован и развит трубадурами.
  • Мальдив: жалоба трубадура на свою Даму или на своего покровителя.
  • Песня о крестовых походах: как правило, с призывом к участию в них.
  • Плазер: хвалебная песнь, как правило, тематизирует успех в любви.

Некоторые из жанров представлены всего лишь одним-двумя произведениями. Большое количество поэтических жанров сопровождалось строгой регламентацией их тематики и словесной формы. Вместе с тем, у трубадуров встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты, создавать новые жанры или по-новому трактовать старые.


7. Литература

7.1. Общие исследования

  • Akehurst, FRP, and Davis, Judith M., edd. (1995). A Handbook of the Troubadours. Berkeley: University of California Press. ISBN 052-007-976-0.
  • Gaunt, Simon, and Kay, Sarah, edd. (1999) The Troubadours: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0521 574730.
  • Jones, W. Powell (1931). "The Jongleur Troubadours of Provence." PMLA, 46: 2 (June), pp. 307-311.

7.2. Антологии

  • Ren? Nelli et Ren? Lavaud, Les troubadours: Le tr?sor po?tique de l'Occitanie, vol. 1: L'?uvre ?pique, Descl?e de Brouwer, coll. "Biblioth?que europ?enne", Paris, 1966 (ISBN 2-220-02192-0)
  • Ren? Nelli et Ren? Lavaud, Les troubadours: Le tr?sor po?tique de l'Occitanie, vol. 2: L'?uvre po?tique, Descl?e de Brouwer, coll. "Biblioth?que europ?enne", Paris, 1966 (ISBN 2-220-02192-0)
  • Jacques Roubaud, Les troubadours: anthologie bilingue, Seghers, Paris, 1971 (ISBN 2-221-50188-8)
  • Pierre Bec, Anthologie des troubadours, Union g?n?rale d'?dition, coll. "10/18", Paris, 1979 (ISBN 2-264-00242-5)

7.3. Исторические исследования

  • Fran?ois-Juste-Marie Raynouard
  • La Grammaire des troubadours, 1816
  • Des troubadours et les cours d'amour, 1817
  • Grammaire compar?e des langues de l'Europe latine dans leurs rapports avec la langue des troubadours, 1821
  • Choix des po?sies originales des troubadours, 6 vol., 1816-1821
  • Lexique de la langue des troubadours, 1824
  • Duc de La Salle de Rochemaure, Les Troubadours cantaliens XII-XXe si?cle, 1910, Bloud et Gay, 2 in-12 ?, 645 et 577 p.
  • Paden, William D. (2005) "Troubadours and History" (pp. 157-182). The World of Eleanor of Aquitaine: Literature and Society in Southern France between the Eleventh and Twelfth Centuries, edd. Marcus Bull and Catherine L?glu. Woodbridge: Boydell Press. ISBN 1-84383-114-7.
  • Riquer, Mart?n de. Los trovadores: historia literaria y textos. 3 vol. Barcelona: Planeta, 1975.

7.4. История

  • Henri-Ir?n?e Marrou, Les Troubadours, Le Seuil, Paris, 1971 (ISBN 2-02-000650-2)
  • Genevi?ve Brunel-Lobrichon et Claudie Duhamel-Amado, Au temps des troubadours, Hachette, coll. "La Vie quotidienne", Paris, 1997 (ISBN 2012355250)
  • Linda M. Paterson, Le monde des troubadours, Les Presses du Languedoc, Montpelier, 1999 (ISBN 2-85998-193-4)

7.5. Литературоведческие исследования

  • Ren? Nelli, L'?rotique des Troubadours, Privat, Toulouse, 1963 (ISBN 2000025730)
  • Ezra Pound, Sur les pas des troubadours en pays d'Oc, ?ditions du Rocher, Paris, 2005 (ISBN 2268054594)
  • Pierre Bec, ?crits sur les troubadours et la lyrique m?di?vale, Paradigme, coll. "Medievalia", Caen, 1992 (ISBN 2868780679)
  • Boase, Roger (1977). The Origin and Meaning of Courtly Love: A Critical Study of European Scholarship. Manchester: Manchester University Press. ISBN 0-87471-950-x.

7.6. Язык трубадуров

  • Pierre Bec, La langue occitane, Presses universitaires de France, coll. "Que Sais-je?", Paris, 1986 (ISBN 2-13-039639-9)
  • Maurice Romieu, Andr? Bianchi, La lenga del trobar: Prec?s de grammatica d'occitan ancian, Presses universitaires de Bordeaux, Paris, 1986 (ISBN 2-86-781393-X)

7.7. Музыка трубадуров

  • Ismael Fernandez de la Cuesta et Robert Lafont, Las can?ons dels trobadors, Institut d'Estudis Occitans, coll. "Opera omnia", Toulouse, 1979 (ISBN 2012355250)
  • Claude Riot, Chants et instruments: Trouveurs et jongleurs au Moyen Age, Descl?e de Brouwer, coll. "REMPART", Paris, 1996 (ISBN 2-200-03681-7)
  • Aubrey, Elizabeth (1989). "References to Music in Old Occitan Literature." Acta Musicologica, 61: 2 (May-August), pp. 110-149.

Примечания

  1. Песни трубадуров. Сост., Перевод, комментарии А. Г. Наймана, М.: Наука, 1979, с. 4

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам