Надо Знать

добавить знаний



Туннель



План:


Введение

Туннель

Туннель ( англ. tunnel , фр. tonnelle от tonneau - Бочка; вар.: Тоннель) - горизонтальная или наклонная подземное сооружение, которое имеет два выхода на поверхность. Сооружается с транспортными или коммуникационными и др.. целями.


1. Общая характеристика

Тоннель может быть пешеходным, для движения автомобилей или поездов, трамваев, перемещения воды (канализационные коллекторы), прокладки сетей городского хозяйства и т.п. Существуют также так называемые экологические тоннели. Они прокладываются под автомобильными дорогами или железными и служат для обеспечения свободной миграции животных.

Основная часть метро также проложена в виде тоннелей. Чтобы избежать пересечений линии метро прокладывают на разных глубинах.

Тоннели строят для преодоления естественных препятствий (туннеле под горами), для сокращения пути (тоннель через гору вместо дороги вокруг), для сокращения времени движения (тоннель вместо паромной переправы). Тоннели под водными преградами часто строят вместо мостов там, где мосты могли бы помешать движению судов. Также тоннели строят во избежание пересечения разных транспортных потоков на одном уровне (подземные переходы, тоннели вместо железнодорожных переездов, тоннели как часть автомобильных развязок и т.д.).


2. История

Тоннели начали строить еще в древние времена. В Вавилоне, Египте, Греции и Риме подземные работы проводились задолго до н.э. Сначала при добыче полезных ископаемых, сооружении гробниц и храмов, а затем для водоснабжения и транспорта. Дорожные, водопроводные и дренажные тоннели сооружались преимущественно сводчатого очертания, в устойчивых скальных породах, без закрепления последних. Проходческие работы велись примитивными орудиями. После падения Римской империи в строительстве тоннелей наступил период относительного застоя.

Тоннели сооружались преимущественно в военных целях. В конце средневековья в связи с расширением международных торговых связей началось строительство судоходных тоннелей, соединявших водные пути сообщения. Предпосылкой к этому явилось применение черного пороха для взрывания скальных пород.

Первый железнодорожный тоннель (длина 1,19 км) был построен в Великобритании на линии Ливерпуль - Манчестер в 1826 - 1830 годах. Изобретение пироксилина и динамита, а также успешное применение в горном деле бурильных машин обеспечили возможность сооружения больших альпийских тоннелей между Францией, Италией и Швейцарией. До начала Первой мировой войны было построено 26 тоннелей. длиной более 5 км каждый, в частности Симплонський тоннель длиной около 20 км, соединивший Италию со Швейцарией.

Среди построенных в 1920 -х - начале 1930 -х гг выделяются Большой Апеннинский двухпутный железнодорожный туннель на линии Флоренция - Болонья (Италия) длиной 18,5 км, а также Островский судоходный тоннель на водной магистрали Марсель - Рона (Франция) длиной более 7 км.

Вместе с горными тоннелями развивалось строительство и подводных, что стало возможным благодаря применению проходческих щитов (в сочетании со сжатым воздухом) и сборной обделки. Щитовым методом сооружен ряд крупных подводных тоннелей, например под г. Гудзон ( США) длина 2,5 км, в Симоносекский проливом ( Япония) длина свыше 6 км ( 1936 - 1941). Строительство подводных тоннелей получило дальнейшее развитие в связи с применением опускных секций длиной до 150 м.

В России первый железнодорожный двухпутный Ковенский тоннель (длиной 1,28 км) был построен в 1862 году. В конце 19 в. построено много туннелей на железных Урала, Крым и Кавказа. Наиболее крупный среди них - Сурамской тоннель длиной около 4 км ( 1886 - 1890). В начале 20 cn. был построен ряд туннелей в Сибири и на Дальнем Востоке. Значительное развитие тунелебудування получил в СССР в связи с интенсивным железнодорожным строительством, созданием сети ГЭС, сооружением метрополитенов и объектов городского подземного хозяйства.


3. Длинные тоннели

Строительство Готардский туннель
  • Готардский базовый тоннель (Gotthard) - железнодорожный тоннель в Швейцарии, сейчас находится в стадии строительства завершение которого запланировано на 2015 г. Длина должна составить 57 км (всего более 157 км, включая служебные и пешеходные ходы), что сделает его самым длинным железнодорожным тоннелем в мире.
  • На сегодня самым длинным японский тоннель "Сэйкан", соединяющий японские острова Хонсю и Хоккайдо (длина 53,9 км). Тоннель был открыт для движения 13 марта 1988 года.
  • Евротуннель, проложенный под Ла-Маншем между Фолкстоун (графство Кент, Великобритания) и Кале (Франция), длина - 49,94 км. Несмотря на то, что этот туннель уступает по общей длине тоннеля Сэйкан, его подводная участок (около 39 км) на 14,7 км длиннее подводной участка железнодорожного туннеля Сэйкан. Туннель под Ла-Маншем официально открыт в 1994 г.
  • Длинным сухопутным тоннелем в мире железнодорожного тоннель Хаккода в Японии, его длина составляет 26,5 км. Он стал частью пути между Токио и северным японским городом Аомори.

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам