Надо Знать

добавить знаний



Туризм



План:


Введение

Комплекс пирамид в Гизе. Египет.
Пирамида в Юкатане. Чичен-Ица ​​. Мексика.

Туризм - временный выезд лица с места постоянного жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте пребывания. Направлением туризм занимается Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко Ужгородский национальный университет, Киевский национальный торгово-экономический университет, Институт Туризма ФПУ, Прикарпатский институт им. Грушевского МАУП, Львовский государственный университет физической культуры, Львовский национальный университет им. Ив. Франко, Национальный авиационный университет и другие вузы Украины.

Туризм проявляется как форма общественного потребления специфических благ, услуг и товаров, объективно развившейся вследствие социологизации воспроизводственной функции, образовав область деятельности по созданию этого специфического продукта и организации его потребления, по конечному назначению и характеру деятельности относятся к потребительским отраслей хозяйства [1 ].


1. Терминология

  • турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или другой стране с не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления любой оплачиваемой деятельности и с обязательством покинуть страну или место пребывания в указанный срок;
  • Туристический продукт - предварительно разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.п.);
  • Сопутствующие туристические услуги и товары - услуги и товары, предназначенные для удовлетворения потребностей потребителей, предоставление и производство которых несущественно сократится без их реализации туристам;
  • Характерные туристические услуги и товары - услуги и товары, предназначенные для удовлетворения потребностей потребителей, предоставление и производство которых существенно сократится без их реализации туристам;
  • Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на создание и подготовку к реализации туристического продукта или туристических услуг (организация рекламно-ознакомительных поездок, участие в специализированных выставках, ярмарках, издание каталогов, буклетов и т.п.);
  • Место продажи (реализации) туристических услуг - страна, в которой зарегистрирован соответствующий субъект хозяйствования, который реализует туристический продукт;
  • Место предоставления туристических услуг - страна, на территории которой непосредственно предоставляются туристические услуги.

2. История туризма

Всю историю развития туризма можно разделить на четыре основных этапа:

Первый - с древнейших времен до 1841 года - это начальный этап развития туризма.

Второй - с 1841 года в 1914 года - этап становления организованного туризма.

Третий - с 1914 года в 1945 года - формирование индустрии туризма.

Четвертый - с 1945 года до наших дней - этап массового туризма и глобализации туристической индустрии.

Совершенно очевидно, что предшественницей современной туристической, нынешнем понимании этого слова, путешествия была любая прогулка, которую осуществляли наши предки. Основными факторами, которые побудили наших предков путешествовать, были:

  • необходимость освоения новых территорий, удобных для проживания и различных видов деятельности;
  • человеческое любопытство, желание познать окружающий мир.

В результате развития общества, возникновения товарно-денежных отношений, разделения труда и выделения лиц, которые не были заняты в общественном производстве и управлении, появились категории людей, которые постоянно путешествовали. Для первого этапа развития путешествий и туризма были характерны следующие черты:

  • Развитие торговли, что, в свою очередь, способствует социально-экономическому развитию общества и удовлетворению потребностей человека в познании окружающего мира, других народов, налаживанию экономических, культурных и политических отношений между ними. Из истории мы знаем, что многие купцы были одновременно и мореходами, и учеными (разумеется, в тогдашнем понимании этого слова). Среди них можно назвать известного мореплавателя, венецианского купца ХШ вв. Марко Поло, который оставил потомкам книгу воспоминаний, правдиво изображала культуру и быт народов Востока и долгое время была руководством для составления географических карт.
  • Развитие различных религий также способствовал развитию путешествий в разные эпохи, особенно в эпоху Средневековья. Выполнение верующими религиозных назначений, паломничество способствовали тому, что для паломников создавались необходимые условия для проживания, питания, транспортировки и ознакомления со святынями (своеобразное экскурсионное обслуживание). То есть это были те же услуги, которыми обеспечивались в дальнейшем туристы. Примером этого может быть Киево-Печерская лавра, которая имела для обслуживания паломников в ХУП в. аптеку, библиотеку церковных книг, трапезную и "гостеприимные дома", своеобразные гостиницы. Также паломники были одной из наиболее защищенных категорий туристов, в вопросах сохранения здоровья и жизни. Этому способствовали сам статус паломника и различные мероприятия, к которым прибегали организаторы паломничества (разные религиозные ордена и миссии: например, организацией паломничества занимался Мальтийский орден).
  • Развитие культуры и искусства. Естественно, что появилась определенная категория туристов с целью ознакомиться с обычаями, культурой и достопримечательностями искусства, а также несколько другая категория путешественников: те, которые стремятся получить образование в других странах, изучить или усовершенствовать иностранные языки.
  • Познание человеком природы приводит к открытию новых земель, мест с уникальным климатом, целебных качеств минеральных источников, которые могут улучшать здоровье человека. Это способствовало развитию путешествий с целью оздоровления.
  • Увеличение доли свободного времени в обществе является важным фактором, который способствовал появлению туризма. Ведь свободное время придает человеку не только возможность восстановления своей жизненной силы, но и возможность рационально и полезно использовать свободное время для познания окружающего мира, заниматься любимым делом и воспитывать детей и молодежь, используя опыт и достижения прошлых поколений.

В древнем мире основными мотивами путешествий были:

  • торговля;
  • завоевание новых территорий;
  • паломничество;
  • познавательные потребности;
  • лечение;
  • развлечения.

Распространенными средствами передвижения были водный транспорт и использования животных, но большинство туристов передвигалась пешком.

Водный транспорт достиг высокого уровня развития в античные времена. Морские корабли в ту эпоху уже были достаточно совершенны, чтобы плавать на большие расстояния. Поэтому вблизи морей быстро развивались государства. Никому морю не предназначалось такой славной судьбе, Средиземном. Многие цивилизаций развились на его берегах, достигли вершин могущества, славы и величия, оставив потомкам свои достижения в культуре, архитектуре, науке и т.д..

Одним из многих путей вложения средств с целью удовлетворения своих потребностей в рациональном отдыха, развлечениях, выполнении религиозных назначений, лечении и рекреации в эпоху Просвещения стало новое социальное явление - туризм.

Основными категориями населения, представители которых стали первыми туристами, были дворяне. Для молодых дворян своеобразный "гранд-тур" по Европе был дополнением к основной образования, и они его осуществляли перед тем, как начать свою профессиональную или политическую карьеру.

Однако, к середине XIX в. отличительной особенностью путешествий оставался примитивизм средств передвижения. Типичные дилижансы эпохи Просвещения были малокомфортных средствами передвижения. Вот что пишет о них современник: "Короб узкий, и места там такие тесные, что каждый просит соседа вернуть ему ногу или руку, когда нужно выходить. Если беда путешественник окажется с большим животом или широкими плечами ... приходится кряхтеть или убегать" .

Объединяло всех путешественников, что они относились к общественной меньшинства, которая имела привилегированный статус в обществе. Основная же масса населения проживала свою жизнь, почти никуда не выезжая, потому что не было для этого ни средств, ни соответствующей мотивации.

Но определенный прогресс все же был. На производстве сокращался рабочее время и увеличивалась доля свободного, наличие которого является одним из условий, позволяющих совершать путешествия, и это было значительным социальным достижением и позволило в будущем, в XIX-ХХ вв., Привлекать к туризму работающие категории населения.

Увеличение количества тех, кто путешествовал ради удовольствия, действовало как стимул развития инфраструктуры для туристов, увеличения комфортности путешествий. И в этом отношении в эпоху Просвещения в странах Европы происходили существенные изменения.

Период с 1918 до 1929 гг большинство историков считает "золотым десятилетием" развития краеведения и экскурсионной деятельности в Советском Союзе.

В последующие десять лет также быстро развивались организационные формы туристической деятельности в СССР, распространялся самодеятельный туризм.

В 1928 г. по решению Наркомпроса было создано акционерное общество "Советский турист" ("Совтур"), которое стало активно витиснюваты частные туристические конторы и бюро. Для вступления в общество необходимо было приобрести акции "Совтура" стоимостью 1 руб. Сто акций давали их владельцу право голоса в акционерном обществе.

"Советский турист" начал создавать свою материальную базу и разрабатывать новые туристические маршруты по всей территории Советского Союза, создавая тем самым сеть собственных турбаз, санаториев, домов отдыха, арендуя гостиницы в курортных городах. "Совтур" был первой организацией, которая начала реализовывать идеи планового туризма. Через год после создания "Совтур" уже предлагал платные путевки по 29 маршрутам по всей стране, вплоть до Памира.

Важную роль в развитии массового самодеятельного туризма сыграл комсомол ( ВЛКСМ), который занимался организацией досуга молодежи.

В 1947 г. большинство международных туристических организаций, которые функционировали в первой половине XX-Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО). Союз стал издавать международный календарь, где размещалась информация о датах туристических событий. Раз в два месяца начал выходить журнал "Всемирный турист". Появилось также совместное с ЮНЕСКО издание - справочник "Путешествие за границу - пограничные формальности". МСОТО создал большую библиотеку, где собраны издания, касающиеся международного туризма, регулярно издавались библиографические сборники. ст., были ликвидированы, и на их основе создана одна

В 1946 г. был создан ЮНЕСКО межгосударственную организацию, которая занималась вопросами образования, науки и культуры. Именно силами ЮНЕСКО в 1950-е годы была разработана программа развития туризма ЭКОСОС, направленная на преобразование туризма в отрасль экономики, которая развивается наиболее быстро.

В 1975 г. ликвидирован МСОТО и создано Всемирную туристскую организацию (ВТО), в состав которой в начале XXI ст. входило более 120 государств. Генеральная ассамблея ООН признала ВТО статус международной организации, которая координирует развитие международного туризма. Штаб-квартира ВТО находилась в Мадриде.

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г., а с 1980 года эта дата отмечается как Всемирный день туризма.

Согласно уставу ВТО, ее основными целями являются:

  • стимулирование развития туризма как средства роста экономических показателей;
  • развитие туризма как фактора мира и взаимного сотрудничества между странами;
  • реализация посредством туризма прав человека на отдых и свободу передвижения независимо от расы, пола, языка и религии;
  • сосредоточение внимания на развивающихся, в сфере туризма;
  • проведение научно-исследовательской работы в сфере туризма.

ВТО приняла ряд важных для туризма деклараций, среди которых:

  • Манильская декларация "О туризме в мире" (Филиппины 1980 г.);
  • "Документ Акапулько" (Мексика, 1982.)
  • "Хартия туризма" и "Кодекс туриста" (София, Болгария, 1985 г.);
  • Гаагская "Декларация о туризме" (Голландия, 1989 г.).

2.1. Туристическая деятельность Томаса Кука

Томас Кук ( 1808 - 1893), выходец из нищей английской семьи, совершил настоящее открытие. Он основал один из самых прибыльных видов бизнеса, на котором сегодня богатеют не только отдельные фирмы, но и целые государства. Т. Кук начал туристическую деятельность в современном понимании этого слова и все, что стоит за этой деятельностью: маршрут, билеты, гостиницы, путеводители, дорожные чеки. А начиналось все прозаично. Кук, будучи бедным баптистом, объявил войну алкоголизму и курению. Именно пьяниц и курильщиков сделал первыми туристами. Пили тогда много, и это было не случайно. С XVIII в. английское законодательство, чтобы противостоять импорту иностранного бренди, поощряло перегонку спирта на дому. Рабочие в крупных промышленных городах почти поголовно напивались до полусмерти дешевым джином.

Борьба с пьянством стала одним из главных направлений деятельности Кука. Его единогласно избрали секретарем только что созданного в Харборафи Общества трезвости. Проповедуя трезвость в Харборафи и окрестностях, Кук обратил в свою веру множество людей, и все же ему казалось, что он делает недостаточно. И тогда, в ноябре 1839 г. Кук принялся за издание "Ежемесячный вестник трезвости", в котором наряду с лекциями и научными статьями о вреде алкоголя стал печатать стихи членов ассоциации. Затем Кук решил нанять поезд, чтобы отвезти на нем "друзей трезвости" из Лейстера в Лафборо на квартальный съезд ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. Кук живо описал свой план секретарю железнодорожного общества Джону Фоксу Беллу и заинтересовал его своим энтузиазмом. Бел оплатил Куку предварительные расходы. Две недели ушло на организацию мероприятия: необходимо было договориться о культурной программе и питании в Лафборо, напечатать и распространить рекламные плакаты и билеты. Специальные приглашения были разосланы в Ноттингем, Дерби и другие города. 5 июля 1841 г. 570 "друзей трезвости" сели в девять открытых вагонов.

Успех не заставил себя долго ждать и вдохновил Кука на новые шаги. Он организовал несколько экскурсий стоимостью в 1 шиллинг для взрослых и 6 пенсов (1/2 шиллинга) для детей (цены, которые были доступны даже для бедных). Следующей сенсацией стала специальная поездка из Лейстера в Дерби. В ней приняли участие 3 тыс. учеников воскресных школ.

Успех Кука, по его мнению, а также по убеждению клиентов его агентства, заключался в том, что Кук лично сопровождал туристов во всех поездках. Формула очень простая: многие пассажиры впервые путешествовали по железной дороге, очень волновались за свое здоровье, а также за сохранность своего имущества. Для таких туристов Кук был словно отцом родным, инструктировал их, утешая и демонстрируя личную, уверенность. Преподобный Бенджамен Амстронг из Норфолка свидетельствовал, что за те 14 лет, путешествовал с компанией Кука, он даже не слышал об одном неприятном инциденте.

Следующей целью Кука стала борьба с курением. В ноябре 1842 г. семья Кука перебралась в Лейстер. Тогда же его жена открыла гостиницу, в котором вместо алкогольных напитков продавался сок. И всюду висели таблички: "Курить запрещено". В отеле распространяли журнал "Противник курения", предлагавший в противовес "плохому табака" увлекательные путешествия в обществе людей, отказавшихся от "плохого алкоголя". Клиентура росла, и Кук заключил контракт с управлением железной дороги о регулярную поставку пассажиров. Предложенное им лозунг "Железные дороги - для миллионов!" украшало витрины магазинов, заборы и фонарные столбы. Железные дороги за это предоставляли Куку скидки, которые позволяли организовывать развлекательные поездки даже для людей с очень ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому клиентов были не сотни, а тысячи. Экскурсии и путешествия Кука основывались на принципе: "Получение максимальной выгоды для максимального количества людей по минимальной цене". Было еще одно обстоятельство, которое способствовало делу Кука: в 1840 г. профсоюзы добились ежегодных отпусков для рабочих и среднего класса, которые оказались совершенно не готовы к такой роскоши. Они просто не знали, чем заняться в свободное время. Кук подсказал: во время отпуска нужно заниматься туризмом.

Летом 1845 г. Томас Кук организовал первое чисто развлекательное путешествие, без проповедей и удержаний, на спецпоезде из Лейстера в Ливерпуль и обратно. Кук решил сразу отказаться от неудобных вагонов третьего класса, причислил комфорт и безопасность в ранг приоритетов. Перед тем, как продать билеты всем желающим, Кук сам проехал по маршруту, осмотрел города, в которых планировал делать остановки, и впервые предложил путешественникам дорожные чеки (аналоги которых были знакомы еще со времен тамплиеров), знаменитые впоследствии как "чеки Кука", которые гарантировали защиту путешественников от дорожной кражи. Пытаясь сделать свои туры комфортными и интересными для своих клиентов, Кук издал в 1845 г. "Справочник для путешественника" о путешествиях с Лейстера в Ливерпуль.

Главная сложность, с которой Кук столкнулся на этот раз, - накормить и разместить на ночлег одновременно более 700 туристов. Однако подготовительная работа не заканчивалась договорами, заключенными с владельцами гостиниц. Для своей первой поездки, впрочем, как и для всех последующих, Кук издал небольшой путеводитель с рассказом обо всех достопримечательностях, которые туристы смогут увидеть. Успех превзошел самые оптимистичные ожидания. Еще во время рекламной кампании спрос на билеты был так высок, что пришлось нанять два поезда вместо одного.

Дальше начались совсем уже менеджерские чудеса. В 1846 г. Кук отправился в Шотландию, чтобы разработать маршрут для любителей творчества Вальтера Скотта и Роберта Бернса. Их читал и цитировал в Англии каждый. Расчет безошибочный: фанатичный читатель обязательно захочет "потрогать руками" волшебный мир любимых произведений. Кук был первым, кто это понял и претворил в жизнь эту идею, одну из самых кассовых идей будущего туристического бизнеса. После издания путеводителя по Шотландии Кук в первом же поезде отвез туда 350 человек.

Освоив маршруты по Шотландии. Ирландии, Северному Уэльсу и на остров Мэн, Кук пошел дальше. Он предложил нескольким крупным землевладельцам центральной Англии открыть их замки и парки простым людям для осмотра. Рабочим это будет интересно, считал Кук. Первым откликнулся герцог Ратлендширский, предоставив для туристов свой загородный замок. За ним потянулись и другие знатные лица.

В 1847 г. была создана туристическая фирма Тhomas Cook and Son ("Томас Кук и сын"), которая просуществовала до начала XXI века.

В 1851 г. в лондонском Гайд-парке был построен большой павильон для торгово-промышленной выставки. Узнав об этом, Томас Кук решил, что выставка могла бы быть интересной людям, которые занимаются промышленной деятельностью, а также простым рабочим и потребителям представленных товаров, и детям для удовлетворения познавательных интересов. В течение трех месяцев он разъезжал по стране, организовывал специальные клубы для рабочих, внося еженедельно небольшую плату. Член клуба получал билет до Лондона и обратно (здесь Куку помог его старый друг и компаньон Джон Эллис, директор железной дороги в центральной Англии), а также питание и ночлег.

Грандиозный план был широко разрекламирован в только что созданном Куком журнале "Экскурсанты", который просуществовал до Второй мировой войны. Благодаря стараниям Томаса Кука выставку посетили 3 тыс. школьников из Лейстера, Ноттингема и Дерби. Планируя детские экскурсии в столицу, Кук был особенно осторожен: на станции детей и учителей встречала вереница омнибусов, фургонов, кэбов, которые отправляли детей в Гайд-парк и ожидавших весь день, чтобы доставить их обратно на вокзал. Итог деятельности огромен: с помощью Кука выставку посетили более 165 тыс. человек.

После Лондон аналогичная выставка состоялась в Дублине, а затем в 1855 г. на Елисейских полях. Поездка в Париж была первым заграничным маршрутом Томаса Кука. И на этот раз он предусмотрел все. Многочисленные контракты, заключенные с владельцами отелей и транспортных средств, гарантировали туристам спокойствие и комфорт. Кук, как обычно, издал путеводители, который на этот раз не только знакомили с достопримечательностями города, но и давали массу практических советов, как правильно вести себя в незнакомом городе. Один из советов Кука был адресован дамам: "Леди могут, не нарушая правил приличия, входить в лучшее кафе или сидеть за столиком на улице. Однако леди должны воздержаться от посещения кафе на северной стороне бульваров, между" Гранд-опера "и улицей" Сен Дени ". Успех был оглушительным: после окончания сезона личный секретарь Наполеона III передал Томасу Куку благодарность императора за его деятельность. Покорив Париж, Кук разработал ряд маршрутов по другим европейским городам. Через некоторое время Т. Кук предложил всем желающим отправиться в" большой тур по всей Европе ", при этом можно было выбрать один из нескольких маршрутов, каждый из которых пролегал через четыре европейские страны. Томас Кук в значительной степени популяризирует посещения Швейцарии как привлекательного центра туризма, чему способствовала организация им в 1863 г. специального тура по этой стране .

В 1865 г. Кук "открыл" для соотечественников Новый Мир, а для американцев - родину их предков. Американское отделение фирмы возглавил сын Кука - Джон Мейсон Кук, верный соратник отца во всех его делах. Агентство Thomas Cook and Son оказывало американским туристам тот же набор услуг, что и англичанам, в том числе и услуги, связанные с посещением торгово-промышленных выставок.

Регулярное пароходное сообщение между Нью-Йорком и Лондоном был установлен в 1838 году. В 1866 г. Т. Кук организовал туристические поездки для двух групп к США. Пятинедельный путешествие, была осуществлена ​​в 1877 г. на пароходе "Квейкер Сити", положила начало регулярным морским круизам в Америку. Одним из первых американских клиентов компании стал Марк Твен, описавший свои путешествия в путевых заметках "Простаки за границей" и "Пешком по Европе". М. Твен был так увлечен агентством, порекомендовал президенту Гранту воспользоваться услугами фирмы.

Марк Твен продолжал традиции европейских писателей, таких как Лоренц Стерн, который написал "Сентиментальное путешествие во Францию ​​и Италию", - книгу, сыгравшая значительную роль в изменении мотивации относительно путешествий. Также известны литературные произведения - описания путешествий "Путешествие из Парижа в Иерусалим" Шатобриана, "Прогулки Римом" Ф. Стендаля, "Путешествие на Восток" Ламартина, "Путешествие в Египет" А. Дюма (1839), "Путешествие в Россию" Т. Готье, "Книга путешествий" Г. Флобера (1845). Например, итальянские записки Флобера представляли собой своеобразный каталог картин, скульптур и других произведений искусства, писатель увидел в музеях и художественных галереях, а также описание архитектурных памятников Помпеи, Рим, Ватикан, Флоренцию. Флобер описывал этнографические и историко-культурные аспекты развития стран, которые посещал.

Очень интересными и подробными были описания путешествий А. Дюма, который, в отличие от Флобера, подмечал всякие пикантные подробности в традициях и обычаях определенных территорий и этим привлекал внимание туристов к описанным стран.

В декабре 1868 г. фирма предложила англичанам поездки на богомолье в Святую землю. Впервые христиане могли совершить путешествие к своим главным святыням с комфортом и безопасно. 60 человек пересекали пустыню с внушительным караваном: 65 верховых лошадей везли туристов, 87 вьючных лошадей вместе с огромным количеством мулов и ослов были нагружены всем необходимым, пилигримов сопровождали 77 сотрудников фирмы, среди которых были вооруженные карабинами охранники со сторожевыми собаками. Паломники были в восторге от такого обслуживания. Представители знатнейших европейских фамилий буквально завалили Кука просьбами об организации для них аналогичных поездок. После возвращения из Палестины короля Сербии и нескольких русских князей к Куку обратился наследник английской короны принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), пожелавший отправить ко Гробу Господню своих сыновей, Альберта и Георга (будущего Георга V).

Премьер-министр дал Куку специальное задание: освоить для богатых англичан экскурсионные маршруты по Индии, а для богатых индусов - по Англии. Гладстон. верил, что туризм может наладить дружеские отношения между жителями колонии и метрополии. В индийском офисе Кука не было отбоя от клиентов. В 1878 г. генерал-губернатор Индии граф Дафферин обратился к Куку с просьбой организовать для мусульманского населения региона паломничество (хождение на богомолье) в Мекку.

В 1872 году Кук организовал первый кругосветный круиз, в нем приняли участие 10 человек. Для того, чтобы объехать земной шар запланированному маршруту, группе понадобилось 222 дня. В настоящее время этот путь можно преодолеть за неделю.

В 1890 -е годы семья куков первой организовала поездки через всю Европу в Азию на поезде по Транссибирской магистрали.

После смерти Т. Кука в 1893 г. владельцами его компании стали его три сына. Бизнес компании разросся и включал в конце XIX ст. три основных направления: туризм, банковское дело и перевозки грузов морскими судами.

Позже, в 1931 г. компания Thomas Cook and Son слилась с компанией Wagon Lit Company, которая занималась перевозкой пассажиров в спальных вагонах экспресс-поезде по Европе.

После окончания второй мировой войны правительство Великобритании приобрел основные права компании Thomas Cook and Son. По состоянию на начало XXI вв. ее совладельцами были Thrust Houses Forte Automobile (крупнейшая компания в индустрии гостеприимства Великобритании) и ассоциация Аutomobile Association of Britain. Компания Тhomas Cooc and Son имела на рубеже XX и XXI вв. 5 относительно независимых основных подразделений, более 625 офисов, в ней было занято около 10 тыс. сотрудников по всему миру. Она считается одной из крупнейших в области туризма, хотя деятельность этой знаменитой компании не ограничивается предоставлением туристических услуг.


3. Разновидности

Туризм - как правило, путешествия пешком или с помощью различных средств передвижения по суше и водным путям относятся к Т. в широком смысле слова. С распространением в 20 в. коммуникационных средств и увеличением моторизации и ростом благосостояния Т. стал одним из главных элементов отдыха и важным фактором жизни с общественной, хозяйственной и культурной точки зрения.

4. Функции туризма

  1. Рекреационная.
  2. Социальная.
  3. Культурная.
  4. Экологическая.
  5. Экономическая.
  6. Просветительская.
  7. Воспитывающая.
  8. Религиозная.

5. Индустрия туризма

Среди современных географов и экономистов все чаще наблюдают тенденцию к выделению специфической межотраслевой структуры, которая есть в составе хозяйства государства, - индустрии туризма.

Становление индустрии туризма рассматривался еще в Советском Союзе. Однако ряд авторов полагают, что эту структуру не стоит выделять в отдельную отрасль, поскольку использование рекреантов тесно связано с услугами и продуктами многих других отраслей народного хозяйства, за исключением специфических курортных услуг. Четкие границы туристической индустрии этими авторами определены не были.

В.С.Преображенський рассматривал систему индустрии туризма как отрасль хозяйства страны, в составе которой есть два основных блока: отдыха и и рекреационные ресурсы, к которым, в свою очередь, относятся природные комплексы, сооружения различного назначения и обслуживающий персонал. Впоследствии такая трактовка индустрии туризма положены в основу ее определения как сложной межотраслевой структуры, включающей производственные и транспортные предприятия, которые производят и реализуют различные туристические услуги и товары.

Туристическая индустрияформуеться комплексом предприятий, которые обеспечивают или способствуют обеспечению рекреационных потребностей человека при его перемещении независимо от цели, кроме того, что связано с оплачиваемой в посещаемой стране работой. Так, материально-техническую базу этой сложной структуры образуют предприятия размещения, транспортные и сфера обслуживания туристов. К предприятиям размещения относятся гостиницы, а также специализированные средства размещения: кемпинги, дома отдыха, санатории, пансионаты, профилактории и т.п.. В транспортной сфере выделяют, прежде всего, транспорт для самого туристов (круизные суда, специальные катера и яхты для прогулок), а также транспорт, обслуживающий саму индустрию туризма, т.е. туристов и местное население.

Однако индустрию туризма можно рассматривать не только как совокупность предприятий, предоставляющих туристические услуги и производят туристические товары, но и как одну из форм освоения территории. Понимание этой системы как комплекса предприятий является следствием отраслевого подхода.

Итак, индустрию туризма рассматривают как сложную систему взаимодействия рекреационных потребностей человека и рекреационных возможностей природно-экономического потенциала территории.

Основным звеном в туристической индустрии является субъект рекреационной деятельности, который своим взаимодействием с объектом рекреационной деятельности обуславливает рост экономического потенциала данной территории, что способствует ее дальнейшему развитию.

Стоит вспомнить о таком понятии, как рекреационная отрасль - это сфера, деятельность предприятий которой направлена ​​на удовлетворение рекреационных потребностей населения; технологии, при этом используются, или конечные продукты этих предприятий - рекреационные услуги - часто сходны между собой. Если руководствоваться узкоотраслевой подходом, то рекреационную отрасль можно считать частью индустрии туризма, а потому сопоставлять эти два понятия несколько некорректно - чаще сравнивают индустрию туризма и рекреационное хозяйство.

Таким образом, индустрия туризма за последние десятилетия стала одной из важнейших сфер экономики, обеспечивая десятую часть всего мирового валового продукта. Поэтому всестороннее изучение индустрии туризма является актуальной задачей для рекреационной географии на ближайшее будущее.

Во всех странах туризм широко освещается на телевидении. В СССР известной передачей о путешествиях и туризме был "Клуб путешественников". В Украине также появляются подобные телепередачи, одним из них " Своими глазами" , которая транслируется с 2006 года на 5 канале.


6. Туризм в Украине

Ежегодно Украину посещают более 17 миллионов туристов (18,9 млн. иностранных граждан в 2006), прежде всего из России и Восточной Европы, а также Западной Европы и США. Структура въездного потока по стране происхождения выглядит таким образом: страны СНГ - 11,9 млн. человек (63% общего въездного потока), страны ЕС - 6,3 млн. человек (33%), остальные страны - 0, 6 млн. человек (4%).

Неотъемлемой составляющей мирового туристического процесса является отечественная туристическая отрасль. Несмотря на все политические и социально-экономические неурядицы последних лет индустрия туризма стала той отраслью народного хозяйства Украины, которая из года в год без привлечения государственных дотаций стабильно наращивает объемы производства туристического продукта.

Туризм в Украине может и должен стать сферой реализации рыночных механизмов, источником пополнения государственного и местных бюджетов, средством общедоступного и полноценного отдыха и оздоровления, а также ознакомление с историко-культурным наследием и современностью нашего народа и государства.

Приоритетным видом туризма для Украины остается иностранный (въездной) туризм как весомый фактор пополнения валютными поступлениями государственной казны и создания дополнительных рабочих мест.

Сейчас Украина имеет более 4,5 тыс. заведений размещения туристов и отдыхающих на 620 тыс. мест, но они требуют модернизации и реконструкции в соответствии с международными стандартами. Кроме того, поддержание в надлежащем состоянии требуют и рекреационные зоны, памятники культуры и архитектуры Украины, другие объекты туристических или экскурсионных услуг.


7. Отрицательное влияние туризма

За рубежом о негативном влиянии туризма много пишут и говорят, и там даже создаются "оппозиционные" туризма организации. В частности, английская организация Tourism Concern [2] ("Обеспокоенность туризмом"), основанная в 1989, сотрудничает с правительствами и проводит широкую разъяснительную работу среди местного населения о обратную сторону "хлебосольно" бизнеса. Недаром туризм причисляют к индустрии, ведь оказывает негативное влияние на окружающую среду в той же мере, что и другие виды промышленности. Шум, твердые отходы, мусора, сточные воды, загрязнения воздуха создают санитарные проблемы и влияют на здоровье местного населения. Журнал "Наша планета" (Our planet), орган ООН по программе охраны окружающей среды, приводит такие данные: в среднем каждый пассажир круизного судна в Карибском регионе "производит" ежедневно 3,5 кг мусора, в то время как каждый житель того же региона на берегу "производит" его почти в четыре раза меньше - 0,8 кг. [3]


8. Опасность туризма

Главными факторами, образующими опасность от туризма, является

  • Непорядочность турфирм, организующих отдых
  • Уличная преступнисть, массовые беспорядки в месте пребывания туристу
  • ДТП на дорогах
  • Опасные природные факторы в месте пребывания туристу (некачественная питьевая вода, ураганы, землетрясения, опасные рыбы в море и т.д.)

8.1. Опасность от рыб

Белая акула

В Мировом океане, а также в замкнутых и пресноводных водоемах, встречается немало видов рыб, представляющих опасность для человека.

Рыб, которые представляют опасность для человека, можно условно разделить на 4 группы:

  • Те, что кусаются;
  • Те, которые наносят травмы колючками или шипами (рыба-зебра, скат-хвостокил)
  • Те, которые наносят электрические повреждения, или оглушая током ( электрический скат)
  • Те, которые могут случайно столкнуться или налететь на лодки, могут их повернуть или сломать, или случайно ранить людей. (К ним относятся: летучие рыбы, манта, скаты, рыба-меч, и др.).

Отдельно также стоит отметить южноамериканского пресноводного сомика-Кандыра: тонкий, как спичка, он пролезает во все отверстия на теле, может проникнуть даже в мочеполовой канал, угрожающего жизни атакованного. Для извлечения сомика-Кандыра, как правило, нужна операция.


8.1.1. Рыбы, кусаются. Акулы

Самые известные среди опасных рыб - акулы.

Из более чем 450 существующих видов акул, только некоторые действительно опасны. Наибольшую опасность представляют такие виды, как белая акула, тупорылая акула, тигровая акула, акула-мако, длиннокрылая акула.

Белая акула у берегов острова Гуаделупе (Мексика)

http://fishworld.narod.ru/glava3-1.html


8.1.2. Рыбы, которые наносят травмы колючками и шипами

Рыба-зебра или рыба-крылатка

Относится рыба крылатка к семейству скорпеновых. Длина тела достигает 30 см, а вес - 1 кг. Яркая окраска делает крылатку заметной даже на большой глубине. Главное украшение рыбы длинные ленты спинных и грудных плавников. В этих роскошных плавниках таятся острые ядовитые иглы, которые делают крылатку одной из самых опасных жительниц морей.

Уколы крылатки опасны и могут привести к смерти. Человек при уколе испытывает резкую боль. Часто даже сознания. Яд сохраняет свою силу в течение длительного времени после гибели рыбы. Днем крылатки обычно малоподвижны, прячутся в расщелинах или стоят вверх брюхом у потолка подводных пещер. С наступлением сумерек они покидают свои убежища и выходят на охоту, питаются крылатки крабами, креветками, моллюсками и мелкой рыбой.

Морской дракончик

Морской дракончик, скорпион, змейка - это названия одной из рыб Черного моря. Тело его вытянутое, сжатое с боков, из спинного и брюшного сторон окружен длинными (спинным и анальным) плавниками желто-зеленоватого цвета. Спина серовато-желтая, брюшко светлое. Передний спинной плавник черный, его лучи колючие. Черную окантовку имеет и хвостовой плавник. Морской дракончик - ядовитая из черноморских рыб. Ядовитые железы находятся у основания колючих лучей первого спинного плавника и у шипа на жаберной крышке. Если наступить на рыбу или неосторожно взять ее, она может ранить. Одновременно в раны попадает и яд рыбы. Раненый сначала испытывает острый нарастающая боль, у него усиливается потоотделение, ослабляется дыхание, пораженное место опухает. Если вовремя не обратиться к врачу, может наступить паралич, потеря речи, а иногда даже смерть.


8.1.3. Рыбы, которые наносят электрические повреждения или оглушают током

Электрические органы, которые встречаются только у скатов и в некоторых костистых рыб, представляют собой почти всегда видоизмененную поперечно-разделенными мускулатуру, специализировавшейся для производства электрических разрядов. Электрические органы возникли в результате преобразования мышц, поскольку мышечное сокращение всегда сопровождается освобождением небольшого количества электрической энергии. Эти органы иногда очень значительные размеры (электрического угря более трети массы всего тела) и в разных рыб разное происхождение. Они располагаются по бокам тела между головой и грудными плавниками.


9. Сноски

  1. Любицева А.А. Рынок туристических услуг
  2. http://www.tourismconcern.org.uk
  3. Изнанка туризма. "Киевский ТелеграфЪ" (Рус.)

10. Источники информации

См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам