Ту-141


Ту-141 "Стриж" - многократный советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат разработки ГКБ им.А.Н.Туполева, входил в состав комплекса ВР-2 "Стриж".

Предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Оснащался средствами фото-и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Посадка самолета Ту-141 осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в хвостовой части. Комплекс состоял на вооружении ВВС СССР с 1979 по 1989 года, преимущественно дислоцировался на западной границе СССР. Также разрабатывался вариант самолета-мишени на базе Ту-141.


1. Проектирование

При проектировании беспилотного самолета-разведчика в составе комплекса "Стриж", первоначально речь шла о создании двухрежимного летательного аппарата. Предполагалось, что беспилотный самолет "141" на трансзвуковой или на небольшой сверхзвуковой скорости (1200-1300 км / ч) будет дважды прорывать фронтовую ПВО противника (при прохождении на маршрут разведки и при возвращении на место посадки. Движение по маршруту разведки самолет должен был проходить на крейсерском дозвуковом режиме. Посадку самолет-разведчик должен был выполнять как самолет на выпускаемую перед посадкой лыжу. На подобном алгоритме использования самолета ?141? настаивали военные.

Предварительные оценки и расчеты, проведенные в ОКБ, показали, что подобный подход к созданию нового беспилотного комплекса приведет к лавинообразному увеличению массы самолета при попытках сохранить необходимые основные летно-тактические данные. Выход даже на короткое время на один из невыгодной с аэродинамической точки зрения транзвуковой режимов требовал бы принятия мер по поиску оптимизации аэродинамики летательного аппарата, его силовой установки с учетом особенностей этого режима. Необходимо было бы отказаться от относительно простого однорежимного воздухозаборника, применять двигатель значительно большей тяги, возможно с форсажной камерой, что в свою очередь потребовало бы увеличения запаса топлива и, как следствие, стартовой. Таким образом, некоторое увеличение устойчивости комплекса к средствам фронтовой ПВО, при сохранении других характеристик, могло быть достигнуто лишь за счет значительного усложнения конструкции беспилотного летательного аппарата, снижение надежности и увеличение стоимости комплекса.

Поэтому, на основании достаточно длительных обсуждений, было принято и согласовано с заказчиком решение отказаться от сверхзвукового режима и ограничиться скоростью 1000 км / ч на всем маршруте выполнения разведывательного полета. Одновременно отказались от посадки на аэродром на лыжу, перейдя к варианту вертикальной парашютной посадки с включением тормозных устройств на последнем этапе. Постепенно предлагаемый проект самолета ?141? приблизился к увеличенной масштабной копии тактического беспилотного самолета-разведчика " 143 ".

В окончательном варианте по идеологическому построения комплекс "Стриж" и его элементы в основном повторили своего меньшего собрата комплекс " Рейсы "и отличались от него расширенным составом бортового и разведывательного оборудования в едином варианте комплектации, размерами самолета-разведчика и новым наземным комплексом средств обслуживания и обеспечения боевой работы.

По компоновочной схеме и техническим решениям самолет "141" стал бы увеличенной копией самолета " 143 ". Самолет-разведчик по составу разведывательного оборудования (аэрофотоаппараты, инфракрасная разведывательная система) способен выполнять соответствующие виды разведки в любое время суток. Состав навигационно-пилотажного комплекса обеспечивал нормальную работу разведчика и его оборудования на больших удалениях от места старта. Для комплекса рассматривались варианты оснащения самолета "141" средствами разведки, выполненными на основе квантомеханичних генераторов (лазеры) и введения в комплекс систем радиационной разведки.


2. Конструкция

Самолет "141" имел цельнометаллический планер низькоплан, выполненный по схеме "бесхвостка" с ПГО. Треугольное крыло с стреловидностью по передней кромке 58 ?, имело небольшие наплывы в корневых частях. ПГО - переставляется на земле в пределах от 0 ? до 8 ? в зависимости от центровки самолета, трапецевидной формы в плане, с углом стреловидности по передней кромке 41,3 ?. Вертикальное оперение выполнялось с стриловидностью по передней кромке 52 ?. Управление самолетом осуществлялось с помощью двухсекционных елевонив на крыле и руля направления. Фюзеляж круглой формы диаметром в цилиндрической части 950 мм, переходящий в районе установки двигателя на овальную. Воздухозаборник ТРД над фюзеляжем дозвуковой, установленный над фюзеляжем. На самолете ?141? устанавливался ТРД типа Р9А-300 или КР-17А на машинах поздних выпусков, со статической тягой 2000 кг. Двигатель компоноваться под углом 4,5 ? к оси самолета.


3. Эксплуатация

Ту-141 "Стриж" на буксируемой пусковой установке. Музей ВВС ВС Украины в г. Винница

Для запуска самолета использовался твердотопливный ускоритель, размещается под хвостовой частью фюзеляжа.

Посадка самолета-разведчика после выполнения задания осуществлялась с помощью парашютной системы (тормозной и посадочный парашюты), расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа над соплом ТРД, как и на самолете "143". Шасси выполнялось трехколесные, пяточного типа, выпускаемых на посадке. Была система отстрела посадочного парашюта и тормозная твердотопливная силовая установка, которая была включена на последнем этапе посадки.

Наземное обслуживание и старт самолета-разведчика осуществлялись с помощью наземных мобильных средств СПУ-141, ТЗМ141, МТ-141, КПК-141 и ПОД-3, обеспечивали эффективное использование беспилотного самолета-разведчика, быструю переброску основных элементов комплекса своим ходом на большие расстояния с сохранением необходимого уровня боеспособности. При транспортировке часть консолей крыла отклонялась в вертикальное положение, что уменьшало габариты самолета "141".

Первый опытный экземпляр самолета ?141? совершил полет в декабре 1974 года. Первые опытные самолеты "141" оснащались исследовательскими двигателями КР-17А. Серийная постройка самолета "141" была развернута в 1979 году на Харьковском авиационном заводе, всего к моменту окончания серии в 1989 году завод выпустил 152 экземпляра самолета "141". Первую установочную партию беспилотных самолетов в количестве 10 шт. оснастили двигателями типа Р9А-300 (вариант авиационного ТРД РД-9Б самолета МиГ-190, а затем, после освоения в серии КР-17А, ХАЗ перешел на серийный выпуск самолета-разведчика с ним. После окончания заводских и государственных испытаний комплекс "Стриж" принимается на вооружение Советской Армии. В основном комплексы поступили в части, дислоцированные на западных границах СССР, и после распада последнего большая часть из них оказалась в собственности новых независимых государств, в частности вооруженных силах Украины.

Кроме основного разведывательного варианта, ГКБ прорабатывало самолет-мишень на базе Ту-141.