Надо Знать

добавить знаний



Ту-22М


Су-17

План:


Введение

Ту-22М (по кодификации НАТО - Backfire) - дальний стратегический бомбардувальник-ракетоносець/розвідник с изменяемой геометрией крыла.


1. История возникновения серии

К середине 1960-х годов тенденции в области боевого применения дальней авиации обозначили низкую эффективность однорежимный сверхзвуковых тяжелых бомбардировщиков. Необходимо было создавать многорежимные самолеты, способные выполнять боевые задачи в широком спектре высот и скоростей. Эта цель могла быть достигнута, в первую очередь, использованием крыла изменяемой в полете стреловидности.

Работа над проектом такого дальнего ударного самолета началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Сначала работа велась без финансирования из государственного бюджета на инициативных началах и позиционировалась исключительно как глубокая модернизация самолета Ту-22К. Проект первоначально получил название "145", или официально - машина "АМ", "ЮМ", и окончательное название "45". На этом этапе проектирования шли разработки конструкции, уже опробованной на самолетах Ту-22 с размещением двигателей над фюзеляжем по обеим сторонам киля. Переделки касались практически только крылья будущего самолета. Однако к 1967 года по ряду технических причин конструкция Ту-22М была полностью пересмотрена и прототип нового бомбардировщика потерял сходство с самолетом-предшественником. За основу проекта "145" окончательно был взят проект "106Б". Появляется вариант Ту-22М с среднерасполагаемый крылом, воздухозаборниками по бортам фюзеляжа и размещением двигателей в хвостовой его части, по типу тяжелого перехватчика Ту-128.

28 ноября 1967 вышло Постановление Правительства СССР о создании модификации Ту-22К - Ту-22км с двигателями НК-144-22 и крылом изменяемой стреловидности.

Данный вариант конструкции с некоторыми доработками стал основой будущей серии Ту-22М. Это название подчеркивало преемственность с первым сверхзвуковым тяжелым бомбардировщиком Ту-22.

Во многом, обозначение Ту-22М является результатом политики. А. Н. Туполев на конкурсе предлагал вариант модернизации Ту-22 для экономии средств на разработку с целью получения заказа.

Были разработаны два основных варианта самолета. Первый вариант предусматривал двигатели НК-144-22 (изд. "ФМ"), навигационно-пилотажное и прицельное оборудование от Ту-22К. Во втором варианте предполагалось двигатели НК-144-11 (изд. "ФМА"), новое и перспективное оборудование самолета. Также два варианта предполагалось в построении системы обороны - традиционное пушечное с элементами РЭП или более развитый комплекс РЭП за счет отказа от кормовой башенной установки.


2. Ту-22М0

Ту-22M, Центральный музей ВВС РФ, Монино

28 ноября 1967 года Совет Министров СССР выпустила Постановление № 1098-378, согласно которому перед ОКБ Туполева ставилась задача о проектировании модификации Ту-22К - Ту-22км с крылом изменяемой стреловидности и двумя ДТРДФ НК-144 (НК-144-2). Тем самым было положено начало официальной стадии разработок серии Ту-22М.

Осенью 1967 по результатам макетной комиссии и материалами эскизного проекта было принято решение начать строительство серии самолетов Ту-22М0 ("45-00") на Казанском авиационном заводе им. Горбунова (КАЗ им. Горбунова, до середины 1960-х завод № 22 МАП). Главным конструктором самолета был назначен Д. С. Марков.

По результатам работы макетной комиссии осенью 1967 г. было решено строить опытную серию самолетов "45-00" по программе первого этапа - с оборудованием от Ту-22К и двигателями "ФМ".

Первый самолет Ту-22М0 был построен в середине 1969 года и 30 августа 1969 он совершил свой ​​первый полет (командир корабля летчик-испытатель В. П. Борисов). Параллельно с испытаниями в Казани шло производство серийных самолетов Ту-22М0. К концу 1972 года было построено 9 Ту-22М0, пять из которых использовались для переподготовки экипажей бомбардировщиков в Центре боевой подготовки и применения Дальней авиации в Рязани. На западе самолеты этой серии долгое время знали под служебным наименованием Ту-26.

В ходе летных испытаний выяснилось, что основные летные данные нового самолета оказались даже хуже, чем у Ту-22К, и нужно провести большой объем работ по его модернизации. Командование ВВС требовало усовершенствовать летно-технические характеристики самолета и его бортовое оборудование. В декабре 1969 года, а на втором этапе доказательства Ту-22М принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1.


3. Ту-22М1

Ту-22М1

С 1970 года в ОКБ Туполева велось проектирование самолета Ту-22М1 ("45-01") с учетом опыта разработок и испытаний Ту-22М0.

В ходе модернизации удалось значительно (на три тонны) снизить массу планера и улучшить аэродинамику. Существенных изменений претерпели конструкция воздухозаборников, механизация и геометрия крыльев, система оборонительного вооружения (была установлена ​​дистанционно управляемая пушечная установка 9А-502 с двумя пушками ГШ-23Л и боезапасом в 1200 снарядов) и схема окраски: самолет красился в серый, нижняя часть фюзеляжа и плоскостей - в белый "противоатомных" цвет. Впервые на самолет такого класса была установлена ​​многофункциональная автоматическая бортовая система управления АБСУ -145, с необратимыми гидроусилителя и электродистанционной каналом по крену. Выполнен комплекс работ по наступательном оружии, в частности проведена модификация ракеты Х-22 в Х-22М (изделие Д2М), преимущественно за системой наведения.

Летом 1971 года на Казанском авиационном заводе была завершена постройка первого Ту-22М1 с двигателями НК-144-22. 28 июля 1971 года, а начались его летные испытания. Еще до окончания испытаний, было решено начать серийный выпуск самолета. К концу 1972 а на КАЗ построили девять самолетов типа Ту-22М1. Часть из них использовалась для испытаний при доводке самолета и его систем, часть была передана в 33 Центр боевой подготовки морской авиации.

В строевые части ВВС СССР Ту-22М1 не поступал. В большой серии решено было строить Ту-22М2 - дальнейшее развитие Ту-22М1 с двигателями НК-22 (мощностью 20 000 кгс каждый), на котором удалось избавиться от многих недостатков предыдущих вариантов Ту-22М.


4. Ту-22М2

Ту-22М2, как и последующие разработки ОКБ по теме "45", чисто внешне оставили от Ту-22 только переднюю стойку шасси и частично вантажовидсик с напиввтопленною ракетой Х-22Н. Все остальное, так или иначе, претерпело изменения.

Ту-22М2
Orthographic projection of the Tupolev Tu-22M.

Ту-22М2 ("45-02") планировалось строить с улучшенными двигателями НК-23 (22000 кгс, 0,85 кг / кгс ч) с возможностью их замены более мощными и экономичными двигателями НК-25, однако все серийные машины получили НК- 144-22 серии 2, с тягой на форсаже около 20000 кгс (НК-144 имел форсажную тягу 17500 кгс). Массу самолета предполагалось снизить приблизительно на 1400-1500 кг. Бортовое оборудование ТУ-22М2 было структурировано в несколько взаимосвязанных бортовых систем:

  • Навигационный комплекс НК-45 с БЦВМ "Орбита-10ТС-45";
  • Автоматическая бортовая система управления АБСУ-145м;
  • Панорамно-прицельная радиолокационная станция ПНА;
  • Оптико-телевизионный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т;
  • Стрелецкий радиолокационный прицел ПРС-4КМ;
  • телевизионный стрелковый прицел ТП-1км
  • Система РЭБ - станции "Сирень".

Велась активная работа по улучшению аэродинамических качеств самолета (особенно в полетах на малых высотах с целью преодоления ПВО противника). Система катапультирования экипажа была модифицирована и обеспечивала покидание самолета вверх (на прежних моделях покидание производилось вниз, что накладывало ограничения на минимальную высоту при катапультировании). В целом летно-технические характеристики самолета остались на уровне Ту-22М1.

Первый построенный на Казанском авиационном заводе Ту-22М2 совершил полет 7 мая 1973 года (испытания и доводки продолжались вплоть до 1975 года).

Ночью 14 мая 1976 года на серийном Ту-22М2 под командованием Борисова выполнен испытательный полет на максимальную дальность с одной воздушной дозаправкой. Дальность полета самолета составила около 7000 км. Полет был зафиксирован американскими разведывательными спутниками, и уже на следующий день карта полета была предоставлена ​​американской делегацией на переговорах в Женеве по сокращению стратегических наступательных вооружениях СНВ-2. Несмотря на все старания делегации СССР под руководством министра иностранных дел А. Громыко, американцы настояли на включении Ту-22М2 в список стратегических сил СССР, хотя, по сути, этот самолет не мог работать по территории США. После долгих и трудных переговоров была достигнута договоренность о демонтаже из всех машин штанг дозаправки и ограничения в темпе производства Казанским авиазаводом 20-й машин в год.

Американцы вели активную разведку и хорошо знали об эффективности возможного боевого применения Ту-22М2. Основное оружие самолета - противокорабельная гиперзвуковая крылатая ракета Х-22Н с облегченным фугасно-кумулятивного БЧ способна выжечь на борту корабля дыру площадью 22 кв.м. и в глубину до 12 м. площадная ракета Х-22ПСИ снаряжается мегатонной БЧ, с дальностью пуска около 500 км. Самолет одним ударом свободнопадающих бомб перепахивает площадь, эквивалентную площади 35 стандартных футбольных полей. Ударная сила. "Заоблачный гром". Возможности прицельного оборудования позволяют попасть одиночной бомбой в сарай с 10 километровой высоты!

Для руководства СССР было устроено показ самолета, для чего на полигоне построили макеты походной колонны танкового полка. Один Ту-22М накрыл площадным бомбовым ударом всю колонну и заодно вынес стекла на наблюдательном пункте, где находилась делегация. Л. И. Брежнев, находясь под огромным впечатлением от увиденного, наградил командира экипажа орденом Красного Знамени.

В августе 1976 ТУ-22М2 принимается на вооружение авиации ВМФ и Дальней авиации (редкий случай, когда новая машина изначально поступала в морскую авиацию). Серийное производство Ту-22М2 продолжалось до 1983 года. За это время было построено 211 Ту-22М2.

Одна машина с первых серий Ту-22М2 переоборудована в Ту-22МП - постановщик помех и носитель ракеты Х-22МП с полуактивной системой наведения на излучение РЛС противника - ПГП-К. В носовой части самолета дополнительно устанавливалась РЛС "Курс-Н". Самолет серийно не строился.

Работы по дальнейшему развитию проект а, по улучшению аэродинамических показателей самолета и появление новых, более совершенных двигателей привели в дальнейшем к созданию наиболее совершенной серийной модификации Ту-22М - самолета Ту-22М3 ("45-03").

Несмотря на все выявленные недостатки, Ту-22М2 активно эксплуатировался. Абсолютно нормальным считалось поднять по тревоге 9 из 10 самолетов в эскадрилье. Однако в гарнизонах постоянно находились представители промышленности (выездные бригады) и выполнялись многочисленные доработки.

К середине 90-х годов еще далеко не старые Ту-22М2 уже летали и начали активно выбрасывать. На части машин были обнаружены трещины в конструкции крыла, но причины такого оперативного уничтожения большого парка самолетов были, скорее, политические.


5. Ту-22М3

Ту-22М3 с муляжами ракет на подвеске

В январе 1974 года, а ВПК при Совету Министров СССР принял решение о дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. Предполагалось произвести замену двигателей, внести ряд существенных улучшений в конструкцию и аэродинамику самолета и провести модернизацию большей части бортового оборудования и систем, в частности, предусматривалась установка новой РЛС прицельного комплекса. 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 534-187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолета и с улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками.

В новой модификации самолета, получившей название Ту-22М3 ("45-03"), были установлены более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25. Измененная конструкция каналов воздухозаборников - входное устройство с вертикальной панелью клина было переработано на горизонтальный, по идеологии МиГ-25, что несколько разгрузило крыло (воздухозаборники стали "несущими").

Полностью изменена система электроснабжения самолета. Установлены новые бесщеточные генераторы с электронным управлением и привода постоянных оборотов, демонтированы шесть электромашинных преобразователей. Вместо свинцовых аккумуляторных батарей 12САМ-55 установили две щелочные никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3.Ети меры существенно повысили качество электропитания и заметно уменьшили безотказности систем самолета.


6. Другие вариации

6.1. Ту-22МЗМ

Ту-22М3 с модернизированным БРЭО и возможностью использования высокоточного оружия класса воздух-поверхность.

6.2. Ту-22М4

Начало разработки пришелся на 1983 год. Модернизация с установкой новых двигателей НК-32 и с изменением воздухозаборников двигателя. Модернизация БРЭО путем установки нового ПНК, РЛС "Обзор", комплекса РЕП.Разширення номенклатуры средств поражения: 6 КР Х-32 или 10 УР Х-57 (с размещением на 6 внутренних и 4 внешних точках подвески) или УПАБ-1500 с телевизионной системой наведения. В 1990 г. был построен 1 прототип. Работы в данном направлении были прекращены в ноябре 1991 г.

6.3. Ту-22М5

Начало разработки в 1997 г. была выполнена модификация обводов крыла, улучшения местной аэродинамики и качества внешних поверхностей с целью снижения ЕПР.Расширение номенклатуры средств поражения: 4 КР Х-101 или 6-8 Х-555.Установка системы управления полетом на малой высоте. Модернизация БРЭО.

6.4. Ту-22МР

В декабре 1985 года начались летные испытания дальнего самолета-разведчика Ту-22М3Р (изделия 4509), спроектированного на базе Ту-22М3. В 1989 году самолет-разведчик под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство. Первая экспериментальная машина Потена в авиакатастрофе. В дальнейшем построено или переоборудовано в разведывательный вариант из бомбардировщиков Ту-22М3 12 самолетов. В настоящее время, в связи с общим развалом экономики и дергадациею кадров один из Ту-22МР не эксплуатируется (2011 год).


7. Эксплуатанты

7.1. Современные

Flag of Russia.svg Россия

Flag of India.svg Индия

7.2. Бывшие

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Flag of Ukraine.svg Украина

Flag of Belarus.svg Беларусь


8. Смотрите также

Ту-22

Ту-95

Ту-134

Ту-154


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам