Ту-334

Ту-334 - проект российского ближнемагистрального пассажирского самолета, разработанный с целью заменить самолеты выводятся из эксплуатации: Ту-134, Ту-154 Б и Як-42. Имеет много общего с Ту-134, например, Т-образное хвостовое оперение, два двигателя, расположенных в хвосте, и пассажировместимость 102-138 человек. Фюзеляж Ту-334 основан на уменьшенном варианте Ту-204, с которым Ту-334 унифицированный на 60%. Самолет на 97% состоит из оборудования, которое выпускается российскими предприятиями [2].

Проект не пошел в серию. Руководство Российской Федерации решило дать преимущество в этом классе другом самолете - Sukhoi Superjet 100.


1. История проекта

Работа над Ту-334 началась еще в конце 1980 -х, но велась медленно из-за финансовых проблем. Прототип Ту-334 совершил первый полет 8 февраля 1999 под командованием А. М. Солдатенкова и был впоследствии показан на нескольких авиационных выставках. Было изготовлено два летающих образца Ту-334, они получили сертификат типа NCТ231 и сертификат типа по шуму NCШ145. Первоначально планировалось развернуть его производство на двух заводах - в России на КАПО им. С. П. Горбунова и в Украина на киевском заводе "Авиант", но впоследствии принято решение проводить его только в России. В 2003 был представлен модифицированный вариант Ту-334-100. На середину 2007 собрано пять корпусов, в том числе один разрушенный на статических испытаниях и два летающие экземпляры.

Однако предпочтение было отдано проекту Sukhoi Superjet 100 компаний "Гражданские самолеты Сухого" и Boeing.

Ту-334 не был включен в государственную программу развития авиации до 2015 года, на его производство не предусмотрено бюджетное финансирование, поэтому перспективы этого самолета до сих пор остаются туманными.

Впрочем, власти Татарстана продолжает поддерживать проект, поскольку вироблицтво самолета является экономически целесообразным, кроме того это позволит загрузить КАПО им. С. П. Горбунова, которое преимущественно занимается военной тематикой.

Кроме того конкурентом на рынке становятся украинский Ан-148 и Ан-158. Это еще больше затуманивает перспективу серийного выпуска самолета, поскольку на рынке уже присутствуют машины, которые серийно выпускаются и находятся в эксплуатации.


2. Производство

Показательный полет Ту-334 на Московском авиашоу МАКС в 2007 году.

Полученные предварительные заказы на производство около 50 машин для шести российских авиаперевозчиков. В 1999 - 2003 годах реально построено и используются два самолета, причем в испытательных и показательных целях.

Иран намерен приобрести до 100 самолетов Ту-214 и 5 Ту-334 в КАПО им. С. П. Горбунова в течение 10 лет. Однако выполнение контракта прекращено через международное эмбарго. 6 самолетов были заказаны в мае 2009 года Управлением Президента России. Производиться Ту-334 будет на КАПО им. С. П. Горбунова в городе Котле. На КАПО собирается еще 2 самолета.

Председатель совета директоров ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев хочет реанимировать проект самолета Ту-334. Для этого он предложил ОАО "Туполев" выкупить один из трех выпущенных ранее лайнеров Ту-334 и начать его коммерческую эксплуатацию в авиакомпании, принадлежащей "Мотор Сич"


3. Аэродинамическая схема

Ту-334 двухмоторный турбореактивный низькоплан с задним расположением двигателей, стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением.

4. Преимущества Ту-334

МАКС-2007-СУГ-008.jpg

По сравнению со старыми советскими типами самолетов, которые он призван заменить, Ту-334 имеет следующие преимущества:

  • Низкий уровень шума в пассажирском салоне и кабине экипажа.
  • Компоновка пассажирского салона по требованию заказчика (число пассажирских салонов).
  • Высокая комфортность.
  • Современный дизайн салона.
  • Увеличенный объем багажных полок.
  • Низкая временная расход топлива.
  • Вода вакуумные туалеты (повышает безопасность при полете).
  • Возможность установки аудио-и видеосистем.
  • Уменьшено время подготовки к вылету.
  • Соответствие раздела 4 ИКАО по шумам (возможность летать в Западную Европу).
  • Наличие в самолете систем предупреждения аварийных ситуаций.

5. Характеристики

Общие особенности

  • Экипаж: 2
  • Вместимость: 102 пассажиров
  • Длина: 31,26 м (102 футов 6 дюймов)
  • Размах крыла 29,77 м (97 футов 8 дюймов)
  • Высота на стоянке: 9,38 м (30 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 83 m? (893 м ?)
  • Масса пустого: 30050 кг (66250 фунтов)

Массу характеристики: кг (фунты)

  • Полезная нагрузка: 12000 кг (фунты)
  • Максимальный взлетный вес: 47900 кг (105380 фунтов)
  • Двигатели: 2 ? Прогресс Д-436T1 или Rolls Royce BR715-56 турбовентиляторными, 73,6 кН (16 500 или 20 000 фунтов) каждый

Производительность

  • Максимальная скорость 865km / ч (465 кт, 545 миль / ч)
  • Крейсерская скорость: 850km / ч (440 кт, 510 миль / ч)
  • Скорость сваливания: км / ч (миль / ч)
  • Диапазон: 3150 км (2000 нм, 2300 м)
  • Практический потолок: 11100 м (36400 футов)
  • Скороподъемность: м / с (м / мин)
  • Нагрузка на крыло: 580 кг / м ? (120 кг / м ?)
  • Тягооснащенисть : 0,31

См.. также