Надо Знать

добавить знаний



Ту-95


Tupolev Tu-95 Marina.jpg

План:


Введение

Ту-95 (по кодификацией НАТО : Bear - Медведь) - стратегический бомбардировщик-ракетоносец, разработанных на принятый на вооружение в СССР в 50-х гг Ту-95 создавался как аналог американского стратегического бомбардировщика Convair B-36 Peacemaker. Этот самолет, ставший одним из символов Холодной войны, предназначался для уничтожения стратегических объектов в тылу врага, при любых погодных условиях и в любое время суток.


1. История создания

В начале 1950-х гг СССР оказался в довольно шатком политическом положении: США уже имели стратегический межконтинентальный бомбардировщик, Convair B-36, который мог достичь границ Советского государства, что ставило под угрозу само существование СССР и коммунистической идеологии. Учитывая давление обстоятельств, 11 июля 1951 года вышло постановление Совета Министров СССР № 2396-1137 и приказ Министерства авиационной промышленности № 654, которые требовали как можно быстрее разработать советский стратегический бомбардировщик, который мог бы достичь территории США и атаковать противника ядерным оружием. Разработать новый самолет было поручено ОКБ А. Н. Туполева.

С августа 1951 года началось подготовка рабочих чертежей будущего бомбардировщика и строительство его деревянного макета. 31 октября 1951 комиссия ВВС утвердила разработанный проект, в декабре того же года был одобрен и утвержден макет самолета. На авиационном заводе № 156 ( Москва) было начато строительство двух прототипов самолета "95". До 20 сентября 1952 один из этих самолетов в разобранном виде перевезли на аэродром города Жуковский, где его собрали и начали заводские испытания. 12 ноября 1952 экипаж летчика-испытателя А. Д. перелета совершил первый полет на опытном образце "95-1".

К 1953 года испытания самолета были завершены.

Первые серийные Ту-95 начали поступать на вооружение 1956 года в 409-й ТБАП, аэродром Узин, Украина.


2. Конструкция самолета

Двигатель НК-12

Самолет Ту-95 является цельнометаллический моноплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12, расположенными в стреловидный крыльях. На каждом двигателе установлено по два соосных металлических четырехлопастный винта. Самолет имеет электрическую систему обогрева конечностей крыла, стабилизатора, киля и воздушных винтов. В средней части фюзеляжа расположен грузовой отсек. Шасси самолета имеет три стойки. Передняя стойка имеет два не тормозные колеса, а основные стойки оснащены четырьмя тормозными колесами. Основные стойки убираются в крыльевые гондолы, носовая - в нишу фюзеляжа. Экипаж располагается в двух гермокабины. Катапульт кресел для членов экипажа в Ту-95МС не предусмотрено. В случае необходимости, экстренная эвакуация передней гермокабины осуществляется через входной люк, расположенный в нише носовой стойки шасси. При этом носовая стойка выпускается, а часть пола кабины, представляющая собой подобие транспортерной ленты, приводится в движение от гидроаккумуляторов, позволяя ускорить эвакуацию членов экипажа. Экстренный выход из задней гермокабины обеспечивается через входной люк задней гермокабины. В случае вынужденной посадки на воду самолет оборудован спасательными плотами.

Ту-95 оборудован мощными в мире турбовинтовыми двигателями НК-12. Коэффициент полезного действия этого двигателя составляет 94%, что является рекордным показателем. На двигателе НК-12 была впервые применена единая система регулируемой подачи топлива, сконструированная в едином блоке. Четыре высокомощные двигатели НК-12 делают Ту-95 одним из самых громких самолетов в мире, что отрицательно влияет на его незаметность. Этот самолет могут засечь даже гидроакустические системы подводных лодок, находящихся на боевом глубине погружения.


3. История эксплуатации

Стратегические бомбардировщики Ту-95/Ту-95МС эксплуатировались в частях стратегической авиации СССР с 1956 года. Основными авиабазами дислокации для Ту-95 в СССР были:

Российский бомбардировщик Ту-95 в сопроводи F/A-18 пролетает над авианосцем "Нимиц", 9 февраля 2008
  • 43 ЦБП и ПЛС, Дягилева
  • 49 ТБАП, Дягилева, Ту-95МС, Ту-95У
  • 1006 ТБАП, Узин, Ту-95МС, Ту-95
  • 182 гв. ТБАП, Моздок, Ту-95МС
  • 1223 ТБАП, Семипалатинск, Ту-95МС, Ту-95М
  • 1226 ТБАП, Семипалатинск, Ту-95МС
  • 40 гв. ТБАП, Украинской, Ту-95К, Ту-95КМ
  • 79 гв. ТБАП, Украинской, Ту-95К, Ту-95К
  • 304 ОДРАП, Хороль, Ту-95РЦ
  • 392 ОДРАП, Федотов, Ту-95РЦ

После распада СССР в 1991 году Ту-95, кроме России, достались Казахстану и Украине. Ту-95 из Казахстана удалось перегнать в Россию, а Украина эксплуатировала свои Ту-95 к 2001 году.

Россия после распада СССР переживала не лучшие времена, поэтому полеты стратегической авиации в этой стране было приостановлено. Только в 2007 году российское руководство, в попытках "восстановить былое величие империи", начало финансировать полеты стратегической авиации, что позволило восстановить присутствие Ту-95МС на международной арене.


4. Ту-95 в Вооруженных Силах Украины

Когда в 1991 году Советский Союз распался Украина получила в наследство стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-142. В 1998 году Украина приступила к уничтожению унаследованных стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства, но после переговоров Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 (и партию крылатых ракет) взамен на списание части долга по закупке газа. Три самолета Ту-95МС, один из которых сейчас выполняет роль музейного экспоната, остались в Украине, остальные - утилизированы.


5. Модификации

  • "95-1" - опытный образец с ТВД 2ТВ-2Ф ( 1952)
  • "95-2" - опытный образец с ТВД ТВ-12 ( 1955)
  • Ту-95 (издательство "В", Bear-A по классификации НАТО) - серийная модификация стратегического бомбардировщика с бомбовым вооружением, построенная на базе второго опытного самолета "95/1" ( 1955)
  • Ту-95 заказ 244 - серийный Ту-95М с увеличенным запасом топлива;
  • Ту-95A (Bear-A) - стратегический бомбардировщик - носитель ядерного оружия со специальной окраской, системой обогрева и термоизоляцией бомбового отсека, светозащитными шторками для экипажа ( 1956)
  • Ту-95К (изделие "ВК", Bear-B) - бомбардировщик-носитель сверхзвуковых крылатых ракет Х-20, входящих в комплекс К-20 ( 1956)
  • Ту-95У - (изделие "ВУ") учебная модификация самолета Ту-95 и Ту-95М;
  • Ту-95КУ - (изделие "ВКУ") учебная модификация самолета Ту-95К, использовавшаяся для обучения экипажей применению комплекса К-20 с крылатыми ракетами Х-20 ( 1956)
  • Ту-96 - опытный образец высотного стратегического бомбардировщика; модификация Ту-95 с дополнительными высотными турбовинтовыми двигателями ТВ-16 и увеличенной площадью крыла. Заводские испытания самолета проводились с невысотных двигателями ТВ-12 в 1955-1956.
  • Ту-95Н - (заказ 236) самолет-носитель стратегического бомбардировщика подвесной РС разработки КБ П. В. Цыбин ( 1956)
  • Ту-116 - серийный бомбардировщик Ту-95, переоборудованный в дальний пассажирский самолет, использовавшийся для литерных рейсов ( 1956)
  • Ту-95М - (изделие "ВМ") серийная модификация стратегического бомбардировщика с двигателями НК-12 М, построено 19 машин ( 1957)
  • Ту-95М-5 - опытная машина - носитель КР КСР-5
  • Ту-95В - (заказ 242) переоборудован серийный Ту-95, предназначенный для испытаний сверхмощной (50-100 Мт) термоядерной бомбы ( 1959)
  • Ту-95КД - (изд. "ВКД") модификация модели Ту-95К - бомбардировщика-носителя крылатых ракет Х-20 - дополнительно оборудована системой дозаправки в воздухе ( 1961)
  • Ту-95РЦ (изделие "ВЦ", Bear-D) - разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ, построят 53 машины ( 1962)
  • Ту-95МР (излелие "ВР", Bear-E) - стратегический разведчик, построено 4 машины ( 1964)
  • Ту-95КМ (изделие "ВКМ", Bear-C) - модернизированный и перевооружения на КР Х-20М вариант бомбардировщика Ту-95КД с обновленным БРЭО ( 1968)
  • Ту-95К-22 (изделие "ВК-22") - модификация серийных Ту-95КМ в носители КР Х-22, ракетный комплекс К-95-22;
Ту-95МС вблизи B-52H, 1 мая 1992 года, авиабаза Барксдейл, США
  • "Ту-95МС (изделие" ВП-021 ", Ту-95МС6, Ту-95МС16), по классификации НАТО Bear-H" - самолеты-носители крылатых ракет Х-55 ( 1979 и позже). Созданный на базе Ту-142 МК;
  • Ту-95МА - опытный образец для испытания перспективных ракет на базе Ту-95МС;
  • Ту-95М-55 - переделанный из Ту-95М-5 в летающую лабораторию по доведению комплекса Ту-95МС с ракетами Х-55.
  • Ту-95ЛАЛ (заказ 247) - переделанный из Ту-95М в летающую лабораторию по программе создания самолета с ядерной силовой установкой. На самолете отрабатывалась биологическая защита экипажа от радиации;
  • Ту-119 (проект) - летающая лаборатория, самолет с двумя экспериментальные ядерными силовыми установками НК-14А и двумя штатными НК-12М, в рамках создания противолодочного самолета с ЯСУ ( 1974). См. также: Атомолет;

Один самолет Ту-95КМ был переделан в носитель экспериментального прототипа МиГ-105 проекта авиационно-космической системы "Спираль" (всего проектировалось три опытных изделия - дозвуковые, сверхзвуковое и орбитальное. Проект закрыт в конце 80-х годов)

В результате глубокой модернизации бомбардировщика Ту-95 были также созданы такие самолеты:

  • Ту-114 (Cleat) - пассажирский самолет ( 1960)
  • Ту-116 - (он же Ту-114Д) пассажирский самолет ( 1956)
  • Ту-126 (изделие "Л", Moss) - самолет ДРЛВ ( 1962)
  • Ту-142 (изделие "ВП", Bear-F) - дальний противолодочный самолет (ДПЛС), созданный на базе Ту-95РЦ ( 1963)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам