Надо Знать

добавить знаний



Уильям Шекспир



План:


Введение

Уильям Шекспир [1] ( англ. William Shakespeare , Крестный 26 апреля 1564, родился 23 апреля 1564 года Стратфорд-на-Эйвоне - 23 апреля 1616, Стратфорд-на-Эйвоне) - английский драматург Елизаветинской эпохи. Один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов.

Герб с девизом рода Шекспировский Non Sanz Droict - фр. "Не без права"

1. Биографические данные

Существуют различные взгляды на личность и биографию Шекспира. Основной научной течению, поддерживаемой большинством исследователей, является биографическая традиция, сложившаяся на протяжении нескольких столетий, согласно которой Шекспир родился в городе Страдфорд-на-Эйвоне в зажиточной, но не в благородной семье и был членом актерской трупы Ричарда Бербеджа. Это направление изучения Шекспира называют "стратфордианством".

Существует также противоположная точка зрения, так называемое "антистратфордианство", сторонники которой отрицают авторство Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и считают, что "Шекспир" - это псевдоним, под которым скрывалась другое лицо или группа лиц. Сомнения в традиционной точке зрения известны уже начиная с XVIII века. Вместе с тем, среди антистратфордианцив нет единства относительно того, кто именно был истинным автором шекспировских произведений. Число вероятных кандидатур, предложенных разными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков.


1.1. Традиционные взгляды

Дом, где родился Шекспир

Уильям Шекспир родился, по преданию, 23 апреля [2], в зажиточной за это время семье Джона Шекспира, перчаточника и торговца шерстью. Отец Уильяма избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы. Его мать, урожденная Арден, принадлежала к одной из древнейших английских семей. Уильям посещал грамматическую школу ("grammar school), в которой преподавали латинский и греческий языки, литературу и историю. Проживая в провинциальном городе, тесно общался с народом, от которого усвоил английский фольклор и богатство народной речи. С разорением отца пятнадцатилетний Уильям вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Будучи младшим учителем, он женился в 1582 году с Энн Хэтэуэй, у него было трое детей. В 1587 году уехал в Лондон и стал играть на сцене, хотя большого успеха как актер не имел. С 1593 года работал в театре Бербеджа как актер, режиссер и драматург. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской. В 1599 году принимал участие в построении лондонского театра "Глобус", стал его пайщиком - и следующие 10 лет числился в списках его труппы. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.

В 1612 году Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери. Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи считают, что он был в то время серьезно болен. 23 апреля 1616 Шекспир умер. Через три дня тело Шекспира было захоронено под алтарем стратфордский церкви. ...


1.2. Критика традиционных взглядов ("Антистратфордианство")

"Антистратфордианська" линия исследований ставит под сомнение возможность написания Шекспиром из Страдфорд "шекспировского канона" произведений. Сторонники этой теории считают, что известные о нем факты входят в противоречие с содержанием и стилем исследуемых пьес и стихов. Антистратфордианцямы выдвинуты многочисленные теории относительно их истинного авторства. В частности, как кандидаты на авторство пьес Шекспира антистратфордианци называют Фрэнсиса Бэкона, Эдварда де Вера (17го графа Оксфорда), Кристофера Марло, Роджера Маннерса (графа Рэтленда), Уильяма Стэнли (графа Дерби) и других (соответственно "беконианська", "ретлендианська" и др. гипотезы).

Антистратфордианци основываются, в частности, на таких обстоятельствах:

  • Не сохранилось ни одной книги, принадлежавшей Шекспиру из Стратфорда. Достоверные его автографы - только подписи фамилии и имени, его почерк достаточно неаккуратный, что дает основание антистратфордианцям предполагать, что он был не очень привычен писать или даже малограмотный. Ряд стратфордианцив считает, что один творческий автограф Шекспира все же известен: возможно, той же рукой, что и подписи, написана часть запрещенной цензурой пьесы Сэр Томас Мор" (это не просто копия, а черновик с авторской правкой).
  • Лексический словарь Уильяма Шекспира составляет 29 тысяч различных слов, тогда как современный ему английский перевод Библии короля Якова - только 5 тысяч. Многие эксперты сомневаются, что в малообразованного сына ремесленника (Шекспир никогда не учился в университетах и ​​не ездил за границу, его обучение в "грамматической школе" тоже стоит под вопросом) мог быть такой богатейший словарный запас. С другой стороны, писатели-современники Шекспира - Марло, Джонсон, Джон Донн и другие - были не менее, а то и скромного происхождения (отец Шекспира из Стратфорда был богат и входил в управление городом), но в чем их ученость превосходила шекспировскую.
  • Некоторые ученые считают, что имя ("Shakspere" или "Shaksper", что можно прочитать как "Шакспер"), записанное в церковной книге при крещении, и "Shakespeare" или "Shake-speare" - Шекспир, имя, которым подписаны произведения, не дают нам никаких оснований считать, что это одно и то же лицо [3]. Впрочем, орфография имен собственных в то время далеко не была урегулирована, а современники Шекспира Бен Джонсон и Кристофер Марло подписывали свои книги тоже не совсем так, как их фамилии значились в официальных документах (Jonson, а не Johnson, Marlowe, а не Marlow).
  • При жизни Шакспера и в течение нескольких лет после его смерти никто ни разу не назвал его поэтом и драматургом.
  • Спектакли по пьесам Шекспира имели место в Оксфорде и в Кембридже, тогда как по правилам относиться в стенах этих старинных университетов могли только произведения их выпускников.
  • Вопреки обычаям шекспировского времени, никто в целой Англии не отозвался ни словом на смерть Шакспера.
  • Многие ученые утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт [4], однако школьных журналов не сохранилось [5], и теперь ничего нельзя сказать наверняка.
  • Завещание Шекспира - очень объемный и подробный документ, однако в нем не упоминается ни о каких книги, бумаги, поэмы, пьесы. Когда Шекспир умер, 18 пьес оставались неопубликованными; однако, о них тоже ничего не сказано в завещании.

Автором одной из фундаментальных работ в этом направлении является российский шекспировед И. М. Гилилов (1924-2007), книга-исследование которого Игра о Вильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса ", вышедшей в 1997 году, вызвала интерес и резонанс среди специалистов [6]. Гилилов называет тех, кто писал под литературным маской шекспировские шедевры Роджера Меннерса, 5-го графа Рэтленда, и Елизавету Сидни-Ретленд, дочь английского поэта Филипа Сидни, находившихся в платонической браке.

В 2003 году вышла книга "Шекспир. Тайная история" авторов, выступивших под псевдонимом "А. Козминиус" и "А. Мелехций". Авторы проводят подробное расследование, говоря о Великой мистификации, результатом которой (якобы) явилась не только лицо Шекспира, но и много других известных деятелей эпохи.

В книге Игоря Фролова " Уравнение Шекспира, или Гамлет, которого мы не читали ", основанной на тексте первых изданий" Гамлета "(1603, 1604, 1623 гг), выдвинута гипотеза о том, какие исторические лица скрываются за масками шекспировских героев.

В 2008 году вышла книга Сергея Степанова "Вильям Шекспир", где на основе собственного перевода автор доказывает, что сонеты Шекспира - переписка Рэтленда, Пембрук и Елизаветы Сидни-Ретленд. В том же году вышла книга Марины Литвиновой Оправдание Шекспира", где автор отстаивает версию, что произведения Шекспира были созданы двумя авторами - Фрэнсисом Бэконом и Меннерсом, пятым графом Ретленд.


2. Первые издания

Так называемое "Первое фолио" (1623)

За исключением Венеры и Адониса" и "Лукреции", Шекспир сам не опубликовал ни одного из своих произведений. Да это и не было в литературной традиции того времени обычным - самому печатать драматические произведения. Когда Бен Джонсон издал сборник своих драм (1616), над ним смеялись и увидели в этом мелочность. А главное - печатать свои драмы меньше всего входило в интересы Шекспира как члена известной труппы. Поскольку всякая понравившаяся публике пьеса была источником дохода того театра, то авторы не только не стремились делать ее общей собственностью путем издания, а, напротив, скрывали рукопись от хищничества издателей-пиратов. Если не удавалось с помощью похищения добыть рукопись, прибегали к помощи скорописцев, которые ходили на представления облюбованной пьесы и таким образом получали текст, конечно, полный всевозможных ошибок и прямых бессмыслиц, над разгадкой которых так много пришлось биться позднейшим издателям. Этим воровским путем и появились ранние издания шекспировских пьес.

И все же лишь половина (18) пьес Шекспира была опубликована тем или иным образом при жизни драматурга. Главной публикацией шекспировской наследства по праву считается фолио 1623 года (так называемое "Первое фолио"), выданное актерами труппы Шекспира Джоном Геминга и Генри Конделом. До этого издание вошли 36 пьес Шекспира - все, кроме "Перикла" и "Двух знатных родственников". Именно это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения.


3. Шекспир как драматург

Как драматург Шекспир начал выступать с конца 80-х годов XVI века. Исследователи считают, что сначала он отрабатывал и "пидновляв" уже существующие пьесы - и только потом перешел к созданию своих собственных произведений. Пьесы Шекспира пользовались большой популярностью, однако мало кто знал его имя в то время, поскольку зритель обращал внимание прежде всего на актеров.

В 1613 г. Шекспир покинул театр, перестал писать пьесы и вернулся в Стратфорд-на-Эйвоне. Умер 23 апреля 1616 г. и был похоронен там же.


3.1. Вопросы периодизации

В свое время, пьесы Шекспира группировали по сюжетам: и получалась группа комедий, группа трагедий, хроники из английской истории, римские трагедии. Подобное группировки искусственное: соединяя в одно пьесы разных эпох, разных настроений и разных литературных приемов, она ни в чем не проясняет эволюции творчества Шекспира. Используемое в настоящее время хронологическое группировка позволяет составить достаточно четкую картину хода духовной жизни писателя и изменений его мировоззрения.

Обычно в драматургии Шекспира выделяют четыре периода, но часто первые два объединяют в один, что, впрочем, не создает существенных различий. Деление на четыре периода позволяет доскональнише рассмотреть ранние пьесы Шекспира. В то же время, деление на три периода также оправдано и создает большую наглядность: в первый период попадают все хроники (кроме лишь частично написанного Шекспиром "Генриха VIII") и большая часть комедий. Второй период, напротив, содержит почти все трагедии, а третий - трагикомедии (и Генриха VIII").


3.2. Первый период (1590-1594)

Первый период приходится примерно на 1590-1594 годы. За литературными приемами его можно назвать периодом подражания: Шекспир еще весь во власти своих предшественников. Комические ужасы "Тита Андроника" - прямое и непосредственное отражение ужасов пьес Кида и Марло, получивших в таланте молодого неокрепшего писателя еще глупее развитие. Влияние манерного Лилли и так называемого евфуизму выражается в вычурности стиля первого периода. Но уже просыпается и собственный талант. В "Генрихе VI", что, вероятно, принадлежит Шекспиру, ненужных ужасов уже меньше, а в "Ричарде III" ужасы уже органическая необходимость, нужная для определения страшной личности главного героя.

По настроению этот период можно назвать периодом идеалистической веры в лучшие стороны жизни. С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие поэтические чувства - дружбу, самопожертвование и особенно любовь. Есть в первом периоде и произведения почти безразличные, а именно переделанная из Плавта "Комедия ошибок". Но основная окраска дают пьесы, где молодость автора сказалась в том ореоле, которым он окружает молодое чувство: "Бесплодные усилия любви", "Два веронца" и "песня песней" новой европейской литературы - "Ромео и Джульетта", дальше которое не может идти апофеоз любви. Это (даже при том, что главные герои погибают), - песня торжествующей любви, и страстный парень, в том возрасте, когда объятия любимой женщины представляются высшим благом жизни, всегда с энтузиазмом скажет, что для дня такой любви и жизни не жалко. Волшебный ореол, которым Шекспир сумел окружить своих героев, при всей трагичности, делает ужас "печальной повести" сладким, и собственные имена героев трагедии вот уже четыре века продолжают нарицательным обозначением высшей поэзии страсти.


3.3. Второй период (1594-1601)

Словно на пороге второго периода творческой деятельности Уильяма Шекспира (приблизительно 1594-1601 годы) стоит один из знаменитых его произведений - "Венецианский купец". В нем еще немало подражания, но в этой пьесе гений Шекспира уже мощно проявил свою самостоятельность и с необыкновенной яркостью проявил одну из самых удивительных своих способностей - превращать грубый, неотесанный камень запозичуваних сюжетов на художественную скульптуру, поражающий совершенством. Сюжет "Венецианского купца" взят из жалкой итальянской рассказы XVI века. Но благодаря художественной разносторонности или объективности Шекспира, имя Шейлока стало нарицательным обозначением исторической связи еврейства с деньгами - и в то же время во всей огромной литературе, посвященной защите еврейства, нет ничего убедительного и человечного, чем знаменитый монолог Шейлока: "Да разве у еврея нет глаз? ..". Остатком настроения первого идеалистического периода в "Венецианском купце", кроме подражания Марло, является вера в дружбу, самоотверженным представителем которой выступает Антонио.

Переход ко второму периоду сказался в отсутствии той поэзии молодости, которая так характерна для первого периода. Герои еще молоды, но уже достаточно пожили, и главное для них в жизни - наслаждение. Порция пикантная, живая, но нежной красоты девушек "Двух Веронцев", а тем более Джульетты, в ней совсем нет. Беззаботное, веселое пользование жизнью и добродушное жуирство - вот главная черта второго периода, центральной фигурой которого является третий бессмертный тип Шекспира - сэр Джон Фальстаф. Это настоящий поэт и философ веселого чревоугодия, у которого стремление к искрящегося жизни духа, к блеску ума такое же сильное, как и жажда ублаготворення животных потребностей. Фейерверк его добродушно-циничного остроумия так же для него характерен, как чревоугодие. Обличать его - ничего, это его ничуть не смущает, потому что личной карьеры он никогда не делает и дальше того, чтобы достать деньги на вечерний херес, его заботы не идут. Лучшим доказательством этого отсутствия личного элемента в цинизме Фальстафа - иначе он был бы обычным мошенником - может служить неудача "Виндзорские насмешницы". Шекспир написал эту пьесу за несколько недель по просьбе королевы Елизаветы, желавшей увидеть Фальстафа на сцене еще раз. Но великий драматург в первый и последний раз захотел морализировать, захотел "проучить" Фальстафа. Для этого он извратил саму суть беззаботно-беспутной, ни о чем, даже о самом себе, не думающей натуры Фальстафа и придал ему хвастливое самомнение. Тип был разрушен, Фальстаф утрачивает всякий интерес, становится смешным и отвратительным.

Гораздо удачнее попытка снова вернуться к фальстафивського типа в заключительной пьесе второго периода - "Двенадцатой ночи". Здесь мы в лице сэра Тоби и его антуража имеем как бы второе издание сэра Джона, правда, без его искрящейся остроумия, но из того же привлекательного добродушного повесы. Отлично также вкладывается в рамки "фальстафивського" преимущественно периода грубоватая насмешка над женщинами в "Укрощении строптивой". С первого взгляда, мало вяжется с "Укрощение строптивой" почти одновременно создана грациозная поэтическая феерия "Сон в летнюю ночь", где так ароматно и сочно отразилась молодость, проведенная в лесах и лугах. Но вдумаемся, однако, глубже в центральное место пьесы, в истинно гениальный эпизод внезапного прилива страсти, с которой Титания осыпает ласками ослиную голову Основы. Как не признать тут добродушную, но бесспорно насмешливое символизации беспричинных капризов женского чувства?

Органически связанный "фальстафивський" период с серией исторических хроник Шекспира: Фальстаф фигурирует в двух главных пьесах этой серии - "Генрихе IV" и "Генрих V".


3.4. Третий период (1600-1609)

Третий период художественной деятельности Шекспира, приблизительно охватывает 1600-1609 годы - это период глубокого душевного мрака, но вместе с тем период создания величайших литературных произведений. Первый намек на изменение настроения и мировоззрения появляется в комедии "Как вам это понравится", в психологии утомленного жизнью меланхолика Жака. И растет эта меланхолия, сначала только тихо грустит, но потом быстро переходит в порывы мрачного отчаяния. Все покрывается для взгляда ума великого художника черной пеленой, он во всем сомневается, ему кажется, что "распалась связь времен", что весь мир провонял, как тухлая рыба, он не знает, стоит ли вообще жить. Перед нами разворачивается страшная драма противоречий реальной жизни с высшими стремлениями в "Гамлете"; художник, отчаявшийся, дает нам картину крушения лучших политических идеалов в "Юлии Цезаре" (хотя трагедия хронологически относится ко второму периоду, но поставленных в ней вопросов ее принято относить к третьему), показывает в "Отелло" ужасы, скрытые под розами любви, дает потрясающее изображение неблагодарности самых близких людей в "Короле Лире" и неблагодарности толпы в "Кориолан", показывает на хороших по существу людях губительное обаяние земного величия в "Макбете" .

Но не только в земной так отчаялся художник, глубоко задумался над целью бытия. Дело страшная для человека XVI века, и еще англичанина - он усомнился даже в загробной жизни, для него были бессильны утешения религии. И вместе с тем в этом безграничном отчаянии было скрыто самое благотворное начала. Органично требуя душевных лекарств - иначе жить было нечем, а тем более творить, - Шекспир гамлетовского периода создает ряд самых благородных образов. С одной презрением к людям ничего великого не создашь. Нужно захвата, требуется глубокое убеждение, что какой не плохой мир, но есть в нем и праведники, благодаря которым спасается град нашего бытия. Пусть Гамлет страстен, но нерешителен, глубок, но лишен свежести непосредственности. Но в то же время, и это самое главное, он обладает высоким духом. Корделия, Дездемона и Офелия сотканы из какого-то тончайшего эфира поэзии; все погибают, потому что не могут вместить в себе зло жизни и хоть немного приспособиться к нему. Даже злодеев пара Макбете погибает от избытка совести. А среди второстепенных лиц великих трагедий остается целая галерея волшебно-нежных и самоотверженных женщин и благородного духа мужчин. Все это показывает, что пессимистическое настроение художника было порождено не только созерцанием зла мира. Оно имеет свой источник и в том, что в душе его, под влиянием дум о назначении жизни, создался очень высокий идеал назначения человека. Он был так строг к миру, потому что хотел его видеть совершенным.

Настоящая мизантропия проступает только в Тимон Афинский - и крупнейшего в мире художника постигла неудача: человеконенавистник Тимон не удался Шекспиру, характер его мало мотивирован. Очевидно, одинокая злоба не заключает в себе творческого начала. Если мы обратим внимание на то, что пьеса относится к самому концу мрачного периода, то мы поймем, что за ним-то наконец наступает светлый период примирено искания душевного мира и спокойствия. Переходом к этой полосы шекспировской творчества можно считать Антония и Клеопатру". В "Антонии и Клеопатре" талантливый, но лишенный всяких нравственных устоев хищник из "Юлия Цезаря" окружен истинно-поэтическим ореолом, а напивзрадниця Клеопатра героической смертью в значительной степени искупает свои грехи.


3.5. Четвертый период (1609-1612)

Четвертый период, если не считать "Генриха VIII" (большинство исследователей сходятся в том, что почти вся пьеса написана Джоном Флетчером), занимает всего три-четыре года и четыре пьесы - так называемые "романтические драмы или трагикомедии [7]. Из них "Перикл", "Цимбелин" и "Зимняя сказка" относятся к пьесам второстепенным, и только в "Буре" гений Шекспира опять сказался во всем блеске своей обобщающей силы, создав одностороннее, но необыкновенно яркое воплощение некультурности черни в лице п пьяного дикаря Калибана. В пьесах четвертого и последнего периода все обстоит благополучно, тяжелые испытания вводятся только для того, чтобы слаще была радость избавления от бедствий. Клевета разоблачается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие, - соединяются в счастливом браке. В этом оптимизме нет, однако, ничего приторного, потому что чувствуется настоящая примиренность. Поэтические девушки, созданные теперь - Марина из "Перикла", Пердита с "Зимней сказки", Миранда из "Бури" - это уже не увлечение любовника, как Джульетта, не наслаждение мужчины, как Дездемона, а тихое любование счастливого отца. Чрезвычайно приятно желание многих шекспирологив видеть автобиографическое символизации в заключительной сцене "Бури", этой последней самостоятельной пьесе Шекспира: как Просперо отрекается от своего волшебства и уходит на покой, так и сам писатель уехал из Лондона, чтобы вернуться в родной Стратфорд.


4. Стихотворения и поэмы

Так называемый "Чандосивський портрет неизвестного, в котором традиционно видят Шекспира

Всего стихи Шекспира не могут идти в сравнение с его гениальными драмами. Но сами по себе взятые, они носят отпечаток незаурядного таланта, и если бы не тонули в славе Шекспира-драматурга, они сами вполне могли бы доставить и действительно доставили автору большую известность: мы знаем, что ученый Мирес видел в Шекспиру-поэтов второй Овидия. Но, кроме того, есть ряд отзывов других современников, говорят о "новом Катулла" с величайшим восторгом.


4.1. Поэмы

Поэма "Венера и Адонис" была напечатана в 1593 году, когда Шекспир уже был известен как драматург, но сам автор называет ее своим литературным первенцем, и поэтому вполне возможно, что она или задумана, или частью даже написана еще в Стретфорде. Во всяком случае, отголоски родины отчетливо дают о себе знать. В ландшафте живо чувствуется местный среднеанглийский колорит, в нем нет ничего южного, как должно быть по сюжету, перед духовным взором поэта, несомненно, были родные картины мирных полей Ворикшира с их мягкими тонами и спокойной красотой. Чувствуется также в поэме превосходный знаток лошадей и отличный охотник. Сюжет в значительной степени взят из "Метаморфоз" Овидия, кроме того, много заимствовано из "Scillaes Metamorphosis" Лоджа. Разработана поэма со всей бесцеремонностью Ренессанса, но все-таки и без всякой фривольности. И в этом и сказался, главным образом, талант молодого автора, кроме того, что поэма написана звучными и живописными стихами. Если старания Венеры разжечь желание в Адонисе поражают позднейшего читателя своей откровенностью, то вместе с тем они не производят впечатления чего-то циничного и не достойного художественного описания. Перед нами страсть, настоящая, бешеная, что затьмярюе ум и так поэтически законная, как все, что ярко и сильно.

Гораздо манирниша Вторая поэма - "Лукреция", вышедшей в следующем году и посвящена, как и первая, графе Саутгемптону. В новой поэме уже не только нет ничего разнузданного, а, напротив, все, как и в античной легенде, вертится на самом изысканном смысле вполне условного понятия о женской чести. Оскорбленная Секстом Тарквиния Лукреция не считает возможным жить после похищения ее супружеской чести и в длинных монологах выражает свои чувства. Блестящие, но довольно натянутые метафоры, аллегории и антитезы лишают эти монологи настоящих чувств и придают всей поэме риторическая. Однако такого рода напыщенность при написании стихов очень нравилась публике, и "Лукреция" имела такой же успех, как "Венера и Адонис". Торговцы книгами, которые одни в то время получали пользу из литературного успеха, так литературной собственности для авторов тогда не существовало, печатали издание за изданием. При жизни Шекспира "Венера и Адонис" выдержала 7 изданий, Лукреция - 5.

Шекспиру приписываются еще два небольших слабых манерных произведения, одно из которых, Жалоба влюбленной", возможно, и написана Шекспиром в юности, а авторство другой - "Страстный пилигрим" - весьма сомнительно. В 1601 году в сборнике Честера "Jove's Martyr of Rosalind" был напечатан небольшой аллегорическое стихотворение Шекспира "Феникс и Голубка".


4.2. Сонеты

Первое издание "Сонетов" (1609)

Сонет - стихотворение из 14 строк. В английской традиции, в основе которой лежат прежде сонеты Шекспира, принята такое рифмовки: abab cdcd efef gg, то есть три катрена на перекрестные рифмы, и один двустишие (тип, введенный поэтом графа Суррея, казненным при Генрихе VIII).

Всего Шекспиром было написано 154 сонета, и большая их часть была создана в 1592-1599 годах. Впервые они были напечатаны без ведома автора в 1609 году. Два из них были напечатаны еще в 1599 году в сборнике "Страстный пилигрим". Это сонеты 138 и 144.

Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы [8] :

  • Сонеты, посвященные другу: 1-126
    • Воспевание друга: 1-26
    • Испытания дружбы: 27-99
      • Горечь разлуки: 27-32
      • Первое разочарование в друге: 33-42
      • Тоска и опасения: 43-55
      • Растущее отчуждение и меланхолия: 56-75
      • Соперничество и ревность к другим поэтам: 76-96
      • "Зима" разлуки: 97-99
    • Торжество восстановленной дружбы: 100-126
  • Сонеты, посвященные смуглой любовники: 127-152
  • Заключение - радость и красота любви: 153

5. Шекспир в Украине

Первые переводы Шекспира на украинском языке относятся Пантелеймону Кулишу и Михаилу Старицкому. От Кулиша к Григория Кочура появилось 8 переводов "Гамлета". Другие драматические произведения Шекспира переводили Иван Франко, Юрий Федькович, Павел Грабовский, Яков Гординский, Максим Рыльский, Иван Кочерга, Юрий Клен и другие. К выдающихся принадлежат переводы Тодося Осьмачки ("Макбет", "Король Генри IV"), Майка Йогансена и Владимира Щербаненко ("Отелло"), Ирины Стешенко ("Отелло"), Григория Кочура ("Гамлет"), Николая Лукаша ("Двое сеньоров из Вероны"), Николая Бажана ("Буря"). В эмиграции Шекспира переводили Максим Славинский, Игорь Костецкий, Святослав Гординский, Остап Тарнавский, Яр Славутич, Олег Зуевский и др..

Впервые из произведений Шекспира на украинской сцене были выставлены "Макбета" труппой "Кийдрамте" (1920, режиссер Лесь Курбас). Чаще всего украинские театры выставляют комедии Шекспира: "Укрощение гострухы", "Виндзорские затейницы", "Много шума из ничего" и др.. "Отелло" впервые поставил львовский театр "Русская беседа" (1923, режиссер и исполнитель гл. Роли Алексей Загаров), а вслед театр имени Марии Заньковецкой в Екатеринославе (1926, режиссер Панас Саксаганский, в гл. роли Борис Романицкий). Украинская премьера "Гамлета" состоялась во Львове (1943, режиссер Иосиф Гирняк, в главной роли Владимир Блавацкий), потом в Харькове (1956, в гл. роли Я. Геляс). Роль короля Лира в одноименном спектакле театра имени Ивана Франко (1959) выполнил Марьян Крушельницкий.

На протяжении 1920-х годов в творчестве Шекспира обращались режиссеры Лесь Курбас ("Ромео и Джульетта", 1918-1919, "Макбет", 1919-1920, 1924), Панас Саксаганский ("Отелло", 1926), Гнат Юра ("Сон в летнюю ночь", 1927). Первым постановлениям Шекспира в Советской Украине посвящен монографию Ирины Макарика "Преображение Шекспира. Лесь Курбас, украинский модернизм и советская культурная политика 1920-х годов" (пер. с англ. Николай Климчук; К.: Ника-Центр, 2010. - 348 с.: 41 ил.).

Кроме редких изданий Шекспира, сборник вышли "Избранные произведения", I - II (1950 - 52), "Сочинения", I - III (1964), полное издание "Сочинения", I - VI (1983 - 86). Полное издание сонетов вышло в эмиграции в переводе И. Костецкого (1958) и в Киеве (1964, в переводе Д. Паламарчука).


6. Произведения

6.1. Исторические хроники

6.1.1. Первая тетралогия

  • Генрих VI (часть первая)
  • Генрих VI (часть вторая)
  • Генрих VI (часть третья)
  • Ричард III (пьеса)

6.1.2. Вторая тетралогия

6.1.3. Другие

6.2. Комедии

6.3. Трагедии

7. Экранизации и интерпретации

См.. также

8. Сноски

  1. Некоторые источники дают транскрипцию Уильям, в частности статья М. С. Шаповаловой в Украинской советской энциклопедии
  2. Смирнов А. А. Уильям Шекспир / / Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8 томах. М.: Искусство, 1957. Т. 1.
  3. Шекспир или Шакспер? / / Знание - сила, № 2, 1998.
  4. Baldwin, TW William Shakspere's Small Latine and Less Greeke. 2 Volumes. Urbana-Champaign: University of Illinois Press, 1944: passim. See also Whitaker, Virgil. Shakespeare's Use of Learning. San Marino: Huntington Library Press, 1953: 14-44.
  5. Germaine Greer "Past Masters: Shakespeare" (Oxford University Press 1986, ISBN 0-19-287538-8) pp1-2
  6. "Шекспир или Шакспер? / / Знание - сила, № 2, 1998.
  7. Рацкий И. Проблема трагикомедиях и последние пьесы Шекспира / / Театр. 1971. № 2.
  8. Аникст А. А. Поэмы, Сонеты и стихотворения Шекспира / / Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8 томах. М.: Искусство, 1960. Т. 8. С. 594.

Источники

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Уильям Шекспир
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989 .
  • Уильям Шекспир. К., 1939;
  • Франко И. [Стихи]. / / Франко И. Собрание сочинений, т. 12. К., 1978;
  • Франко И. [Статьи]. / / Франко 1. Сочинения, т. 18. К., 1955;
  • Ванина И. Г. украинский шекспириана. К., 1964;
  • Уильям Шекспир. Львов. 1964;
  • Шаповалова Н. С. Шекспир в украинской литературе. Львов. 1976.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам