Надо Знать

добавить знаний



Уйгуры


Уйгурка

План:


Введение

Уйгуры ( уйг. ئۇيغۇرلار, Уйғурлар, Uyghurlar ; кит. 维吾尔 , Wiw'ěr) - народ тюркского происхождения, коренной народ Восточного Туркестана, теперь Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Респубилкы. Общая численность превышает 10 млн. человек, из которых примерно 9,5 млн. человек проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также в других регионах Китая, в частности в крупных городах. Разговаривают уйгурском языке, принадлежащий к карлукськои (чагатайский) группы западной ветви тюркских языков.

Уйгурская княгиня



1. Само (Этноним)

Уйгуры один из древнейших тюркоязычных народов Азии. Во время третьего уйгурского каганата было принято общее для всего народа название - "уйгуры" [1]. Абулгази (1603-1663) в летописи "Родословное дерево тюрков" вывел срок (этноним) "уйгур" с тюркского корня: "Огуз-хан подарил них наименование Уйгур. Уйгур - тюркское слово, значение которого известно для всего мира, оно означает сторонник (япишгур) " [2].

По версии М. Кашгаре, самоназвание "уйгур" берет свое начало со времен Александра Македонского. Он называл всадников, которые ему противостояли в Центральной Азии, "худхуранд", "подобные соколу, от которых на охоте не мог ускользнуть ни один зверь". "Худхуранд" со временем сократилось до "Худхур", а последнее слово превратилось в "уйгур".


2. История

Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в государстве Хунну (III в. до н. н.э. - IV в. н. н.э.).

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. е. (в том числе в орхоно-енисейской надписях VIII в.). В III-IV вв уйгуры входили в объединение, которое в династических китайских хрониках назывался гаогюй (букв. "высокие телеги"). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого этноса - теле (тегрег "тележникы"). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Однако 605 году после предательского избиения захиднотюркським Чурин-каганом нескольких сот вождей теле, проводник уйгуров вывел племена в Хангайськи горы, где они создали отдельное государство, которое называлось китайскими историографами "девятью племенами" (Токуз-огузов). С 630 года после падения первого Тюркского каганата, Токуз-огузы уже выступают как значительная политическая сила, председательство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V-VIII вв уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования уйгурской раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р Орхон.


2.1. Уйгурский каганат (745-840 г.г.)

Во главе Уйгурского каганата стояли каганы из рода Яглакар (кит. Yao-luo-ko; 745-795). Именно в это время официальной религией в каганате была признана манихейство. 795 года к власти в государстве пришло племя едизив (795-840), который тоже принял название Яглакар. По мнению Л. Гумилева, этот эпизод свидетельствует о приходе к власти манихейской теократии [3]. В рамках каганата была принята общая для всего населения название - уйгуры. Уйгурский каганат был феодальным государством с первыми признаками оседлости уйгуров. Здесь достигли определенного развития скотоводство, земледелие, а также ремесла и промыслы, развернулось строительство городов и крепостных сооружений. Как и в предыдущих тюркских государствах, в Уйгурском каганате столичные функции выполняла долина реки Орхон (города Харабалгас и Бешбалыке). Несмотря на то, что материальная култура уйгуров имела Центральноазиатское корни, именно уйгуры серьезно культивировали в центральноазиатских степях оседлую цивилизацию. 840 года власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы в результате сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего вторжения древних кыргызов (енисейских киргизов), с которыми уйгуры вели двадцатилетнюю войну, Уйгурский каганат прекратил свое существование.


2.2. Государства уйгуров в Восточном Туркестане в период Средневековья

Уйгурский идикут, государство Кочо, 9-13 вв
Уйгурский манихейский жрец, фреска с Кочо, 9-13 вв Из коллекции музея индийского искусства, Берлин.

Под натиском енисейских кыргызов большая часть уйгуров переселилась в степи Восточного Туркестана и в западную часть Ганьсу. На новых землях ими было образовано три независимых государства - с центрами в Ганьсу близ современного города Чжанье (Ганьсуйский государство IX-XI в.в.), в Турфанской оазисе (Уйгурский государство Турфанской идикутив Кочо ИХ-XIV вв) и в Кашгаре (Государство караханиды IX-XIII вв.)

Караханидська государство в Кашгаре и Уйгурский государство Турфанской идикутив Кочо в Турфан просуществовали более 400 лет.

В Восточном Туркестане уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано-и тохаромовне населения, передав ему свой ​​язык и культуру и, в свою очередь, переняв у него традиции ведения оазисного земледелия и некоторые виды ремесел. В настоящее время среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых было манихейство и шаманизм, распространился буддизм, а затем и христианство ( несторианство). Вместе, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенд, Хотана распространяется ислам, который постепенно к XVI в. вытесняет другие религии по всей территории Восточного Туркестана.

С принятием ислама арабская графика со временем вытесняет давньоуйгурське письмо.

1207 Уйгурский государство Кочо становится вассалом Монгольской империи, а позднее - Чагатайского улуса. После ликвидации улуса в 1346 году и образования Могулистана становится самостоятельным государством. Однако долго это государство не просуществовала. Уже 1368 она была уничтожена Могулистана.

Караханидська государство прекратило свое существование 1212 под ударами кочевых племен найманов. На месте указанного государства первоначально возник Чагатайский улус (один из улусов Монгольской империи), а позже - Могулистан.

Этим и закончился период существования средневековых государств уйгуров в Восточном Туркестане.


2.3. Возрождение уйгурской государственности. Консолидация уйгурского народа. Уйгуры в составе КНР

В XIV-XV вв территория Синьцзяна находилась под властью государства Могулистан. 1514 из Могулистана отделилось Яркендське ханство (Могулия), которое вскоре, 1544 года, было объединено с Могулистана. А 1596 Могулия была возрождена. Теперь столицей государства стал Кашгар (от чего и второе ее название кашгарские ханство). Кашгарские ханство просуществовало до 1665 года. В Кашгарии, в Яркенд, где базировались ставки ханов, находилось много мечетей, медресе, дворцов, караван-сараев. Здесь кипела жизнь, сюда приезжали торговцы из многих городов Центральной Азии. На базарах Кашгара и Яркенд можно было встретить индуса, афганца, перса, которые вели торговлю различными восточными сладостями, одеждой, материалами, предметами потребления, лекарственными травами, пряностями и т.п.. В период своего расцвета кашгарские ханство влючало и бывшие территории Могулистана ( Джунгария, Семиречья, Ферганская долина, Иссык-Куль), а также Бадахшан, Кашмир и северные территории Тибет.

На это время приходится формирования уйгурского народа с новоуйгурською языке, которая также распространилась в пределах территории бывшего государства Турфанской идикутив. Политико-административная разобщенность протяжении 15-16 вв, а также ряд других причин привели к тому, что этноним "уйгур" стал мало употребляться и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры прежде называли себя "Мусульманами", а также по региону проживания и происхождение - кашкарлик (кашгарець), хотанлик (хотанець) и т.д. или по роду занятия - таранчи (земледелец).

В XVII-XVIII вв в Восточном Туркестане (Кашгарии) существовало государство уйгуров (так называемая теократическое государство хожу), которая 1759-1760 г.г. была захвачена маньчжурскими властителями Китая. На новой территории китайское правительство создало провинцию Синьцзян, где разместил китайско-маньчжурские войска, воинские отряды соленые, дауры из Маньчжурии. Также 1764 году в долину реки Или властями было переселено несколько тысяч сибо. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали массовые восстания уйгуров против маньчжуро - цинского поработителей. Борьба уйгуров против маньчжурского ига продолжалась долго, пока в 1864-1867 годах во время очередных восстаний, поддержанных Дунганский беглецами, государственность среди уйгуров была возрождена. В Восточном Туркестане было образовано 5 государств - Кучарский ханство, Дунганский ханство (вскоре переименованное в Урумчинський султанат), Хотанське ханство, Таранчинський (Илийский) султанат и кашгарские ханство. В рамках указанных государств было объединено все мусульманское население Синьцзяна: уйгуры, дунгане, казахи, таджики, киргизы. Однако угроза со стороны Цинской империи побудила к объединению уйгурских государств на основе наиболее мощного кашгарские ханства, которым руководил Мухаммед Якуб-бек. Впоследствии все султанаты, ханства, эмираты Восточного Туркестана оказались под властью Кашгара. Новое государство получило название Еттишар. Уйгурские государства в то время признали Османская, Российская и Британская империи. Но в Китай были свои взгляды на землю уйгуров. Уже 1877 с помощью войск Цинская империя восстановила свою власть над всем Синьцзяна. Следствием указанных завоеваний стали казни тысяч мусульман края, переселения части уйгуров в пределы Российской империи, усиление национально-религиозного гнета. Однако это только способствовало дальнейшей консолидации уйгурского народа, который не оставлял надежды на освобождение.

В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание "уйгур" было восстановлено как общенациональное.

Дважды - в 1933 и в 1943 годах уйгуры сбрасывали китайское иго и восстанавливали государство под названием Схиднотуркестанська республика. Однако в 1949 году при попустительстве СССР коммунистический Китай оккупировал и аннексировал землю уйгуров, присоединив ее к КНР в виде Синьцзян-Уйгурської автономії. З тих пір іде безперестанна боротьба уйгурского національно-визвольного руху проти китайської влади.

Зі знищенням останньої уйгурської державності у 1949 році та з утворенням у 1955 році Синьцзянь-Уйгурського автономного району владою КНР проводиться цілеспрямована політика щодо асиміляції уйгурів, насамперед шляхом масового переселення на територію СУАР етнічних ханьців та штучного обмеження народжуваності серед корінного уйгурського населення. Попри досягнення під владою КНР у галузях освіти, охорони здоров'я, культури становище уйгурського народу ускладнене демографічною, етнічною та релігійною політикою китайського уряду. Національна політика Китаю спрямована на асиміляцію, "розчинення" уйгурського етносу. Так, 1949 року, на початку окупації, в Уйгурстані налічувалося близько 300 тисяч китайців, включаючи 100-тисячну армію Гоміндана. Сьогодні, за неофіційними даними, від 15 до 18 мільйонів етнічних китайців переселено сюди. Тенденція зростання чисельності у регіоні спостерігається й досі. Так, за переписом 2000 року частка уйгурів у Синьцзяні становила 45% (хоча у 60-ті роки ХХ ст. вона складала 70%), а в той час ханьців - майже 41%. За таких умов у середовищі уйгурів йде зростання ісламського екстремізму і у відповідь на це репресій з боку держави.


3. Розселення та кількість уйгурів

Унаслідок цілеспрямованої державної політики ханьської міграції, етноареал уйгурів розмитий ханьськими мігрантами, 80 % уйгурів СУАР проживають на південному заході (в округах: Кашгар, Хотан, Кизилсу-Киргизький автономний округ і Аксу, також великі анклави уйгурів є у Кумулі, Турфані, Урумчі, Чугучакі, Ілі, та в районі Лобнора). [4]

Загальна кількість уйгурів перевищує 10 млн. осіб. З них понад 9,5 млн. чоловік мешкає у Східному Туркестані (Синьцзян-Уйгурському автономному районі), а також в інших областях Китаю, зокрема у великих містах. Незначний за чисельністю анклав уйгурів біля 7 тис. осіб проживає у провінції Хунань, на південному сході КНР, де вони мешкають вже декілька століть.

Уйгурська община кількістю 0,5 млн. осіб проживає за кордоном, насамперед у республіках Центральної Азії. Чисельність центральноазіатської громади уйгурів становить приблизно 360 тис. чол. - у Казахстані приблизно 250 тис. осіб (переважно в Алматинській області), в Киргизькій Республіці приблизно 60 тис. осіб, в Узбекистані приблизно 50 тис. чоловік, у Туркменістані біля 3 тис. осіб.

Більш-менш великі уйгурські діаспори є у Турецькій Республіці (біля 40 тис. осіб), Саудівській Аравії (приблизно 30 тис. осіб), Пакистані (біля 10 тис чоловік). Крім того, уйгури розселені по всіх розвинутих країнах світу.

Для уйгурської громади є характерна традиційна самоорганізація у вигляді малля, на чолі якої стоять виборні старійшини жегіт-беши (йїгіт-беши). Зазвичай громади входять до уйгурських громадських організацій, які об'єднуються в єдину організацію, якою є Світовий уйгурський конгрес.


4. Етнографічні групи уйгурів

Історично сучасний уйгурський народ формувався у складних політико-географічних умовах регіону Східного Туркестану, з віддалених одна від одної територіальних груп населення, найчастіше різного етнічного походження. Тепер в уйгурському етносі зберігається поділ на етнографічні групи (субетноси) - юрти (уйг. юртлар).

Уйгурські субетноси або юрти -історично сформовані субетноси ( етнографічні групи) уйгурів, які мають відмінні одна від одної звичаї, традиційний одяг, говір чи діалект, а також інколи і зовнішній антропологічний тип, музику та етнічне походження. Історично уйгурський етнос складався у складних географічних умовах пустелі Такла-Макан, де проживання людей могло бути лише у віддалених один від одного оазисах, які часто ставали окремими містами-державами зі своїми традиціями державності, релігією, етнічним походженням. У сучасній уйгурській мові існує три діалекти та десятки говорів, на окремимх діалектах розмовляють хотанці - хотанський або південний діалект, лобнорці - лобнорський або східний діалект. Також деякі лінгвісти в окремий діалект виділяють говір абдал. Усі інші субетноси уйгурів розмовляють різними говорами північно-західного, або центрального, діалекту, кашгарці кашгарським говором, турфанці турфанським говором, кульджинці ілійським говором, атушці атушським говором. Центральний діалект ліг в основу сучасної літературної уйгурської мови.

Етнографічні групи уйгурів:

  • кучарці (уйг. кучарликлар)
  • корлінці(уйг. корлалиқләр)
  • мачини (уйг. мачинләр)
  • полурці (уйг. полурлуқлар)

5. Антропологічні риси уйгурів

Типовий уйгур

Для большинства уйгуров характерна смешанная пивденносибирська (туранская) раса. Также среди уйгурского народа распространены и европеоидные и монголоидные антропологические типы, прежде первые.

Южные субэтносы (кашгарци, хотанци, атушци, яркендци) в подавляющем большинстве относятся к европеоидной расы, ее Памиро-ферганского типа, лобнорци, турфанцы и кумульци монголоидные и смешанного типа, кульджинци, аксуйци, учтурфанци, чугучакци, кучарци, корлинци смешанного типа.

Антропологические различия уйгурских субэтносов объясняются тем, что исторически северные регионы чаще контактировали с монголоидными народами, в отличие от южных. Из южных уйгуров ярко выраженную монголоиднисть имеет малочисленный субэтнос полурцив, что обусловлено тибетским происхождению этой группы уйгуров, а также Долан, проживающих южнее Кашгара и ведут свое происхождение от монгольских племен.


  • Фотогалерея
  • хотанци-торговцы

  • урумчинци

  • кашгарець, пекарь


6. Язык и письменность

Главная статья: Уйгурский язык

Современная уйгурский язык (новоуйгурська) является прямым наследником Уйгурско-караханидськои языка. Относится к карлукськои группы тюркских языков. Делится на три основных диалекта: центральный, или северо-западный (говори урумчинський, кульджинський, кашгарские, яркендський, атушський, Аксуйском, Турфанской, уштурфанський, Кучанский, карашарський, корлинський, кумульський т.д.), южный (хотанський) и восточный (лобнорський).

На протяжении истории уйгуры и их предки сменили несколько систем письменности. Примерно в 6 веке предки уйгуров на основе согдийского письма создали давньоуйгурське письмо. Уйгурское письмо получило широкое распространение среди восточных народов (тюрки, монголы, маньчжуры) и был одним из официальных письменностей в Монгольской империи и государству Тимуридив. Этот вид письменности несколькими группами уйгуров ( турфанцы, кумульци) еще использовался вплоть до XVI в.

Начиная с Х в., С принятием частью коренного населения Восточного Туркестана (кашгарци, атушци, яркендци, хотанци) ислама, среди уйгуров распространяется арабское письмо, которое постепенно до XVI века окончательно вытесняет давньоуйгурську письменную систему и которое поныне используется уйгурами Синьцзяна. Зато уйгурами Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Узбекистан) используется письмо на основе кириллицы, которую внедряла советская власть для всех народов Туркестана.


7. Религия. Культура. Традиции

7.1. Вера

Абсолютное большинство уйгуров-мусульмане- сунниты ханафитского мазхаба. В последнее время широкое распространение получил салафизм. Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидського обладателя Сутук Абдукерим Бограхана (X век).

7.2. Культура

Традиционные занятия уйгуров-торговля, земледелие и различные ремесла, Выпасное животноводство.

Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения), которая оказала значительное влияние на культуру многих народов Востока.

.


Уйгурская архитектура

Turpan-bezeklik-cuevas-d01.jpg
Sutuq Bughraxan Qebrisi.JPG
Yarkand-tumbas-reyes-d06.jpg
Пещера Мин Уй (рус. "Тысяча домов"), архитектура доисламского периода, 8-10 вв, Безеклик, Турфан, Восточный Туркестан ( СУАР) Мавзолей султана основателя Караханидськои государства Сутук Абдукерим Бограхана (X в.), г. Атуш, Восточный Туркестан ( СУАР) Мавзолей обладателей Яркендського ханства, 16-18 вв, Яркенд, Восточный Туркестан ( СУАР)

Уйгурские архитектуру можно условно разделить на два исторических периода - архитектура доисламская и исламская.


7.3. Традиции

Среди уйгуров в настоящее распространенные мужские союзы, "оттуз огулом". "Оттуз огулом" в переводе с уйгурского языка - "тридцать парней", в союз вступают мужчины определенной возрастной группы, возглавляемые выборными лидерами. В функции "оттуз огулом" входят взаимопомощь и вообще поддержка членов союза любым способом.

"Машряп" - общее собрание членов союза "оттуз огулом". Ритуал проведения "машряпу" разрабатывается до мелочей, вплоть до того, в какой момент какую позу должны принимать его участники. Среди судебных приговоров машряпу есть, например, обливание водой поставленной к стене виноватого - имитация побивание камнями или стрелами, привязки виновного в арык к дереву на берегу, видислання ночевать на кладбище, имитация крика животных и птиц (петуха, осла, барана) и т.д. . Ранее практиковалась система штрафов: производили баранов (вносили соответствующее количество яблок), верблюдов (гранат), лошадей (груш), коров (сливок).

В настоящее время, после событий 1997 года в Кульдже, китайским правительством официально запрещены "машряпы". Однако уйгуры от своих традиций не отказываются.

В уйгурских семьях существует традиция, согласно которой младший или единственный сын остается в доме родителей, а старшие, создав семью, отделяются от родителей.

Браки заключаются исключительно между единоверцами, строго запрещается предания девушек замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невестки) выступает воля родителей. Акт заключения брака должен быть подтвержден духовным лицом - Ахун, имамом. Согласно обычаям, после зачитывания имамом суры из Корана молодая пара, вступающие в брак, съедает лепешку, которая вымачивается в соленой воде.


7.3.1. Фотогалерея

  • Галерея
  • Гробница Амманисахан (жена султана Абдурашитхана, сборщиц уйгурского мучениям) 16 ст., Яркенд

  • Мечеть в традиционном Уйгурском стиле архитектуры, Хотан

  • Рубаб, традиционный музыкальный инструмент

  • Уйгурская кухня, шашлычная


Примечания

  1. Тихонов Д. И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства 10-14 вв. М-Л., 1966. с.29.
  2. В. В. Радлов. К вопросу об уйгурам. Записки Императорской академии наук. Приложение 2 к Т. 72. СПб, 1893. С. 3 - books.google.com / books? id = 5eYAAAAAYAAJ & pg = RA2-PA3
  3. Л.Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. гл.6
  4. Dillon, Michael (2004). Xinjiang: China's Muslim far northwest. Routledge. ISBN 978-0-415-32051-1. p.24



См.. также



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам