Украинская автокефальная православная церковь (1942-1944)

Украинская Автокефальная Православная Церковь (1942-1944) - архиепархия в подчинении Польской Православной Церкви, признана всеми поместными православными церквями - кроме РПЦ. Прекратила существование после занятия территории Украины советскими войсками, однако продолжает деятельность в эмиграции и в диаспоре.


1. Предыстория

После поражения национально-освободительной борьбы (1917-1921 гг) Западная Украина оказалась под властью Польши. 1924 году Константинопольский патриарх Григорий VII предоставил Томос и признал Польскую Православную Церковь автокефальной. В то время в 80% верных этой церкви были украинского.

1939 года - после пакта Молотова-Риббентропа, Западную Украину было занято советскими войсками. Сразу после этого начались репрессии НКВД по церкви. А Московский патриархат начал активные действия по подчинение польской церкви Москве. На Волынь прибыл патриарший экзарх, архиепископ Николай Ярушевич, местных иерархов было вынуждено приехать в Москву и составить там заявление верности Московской патриархии. На землях, вошедших в состав СССР, находились пять иерархов ППЦ. Из них двое - Поликарп (Сикорский) и Александр (Иноземцев) отказались признать верховенство московского патриархата.

1941 года - после оккупации гитлеровской Германией, на территории Украины действовали две православные церкви: т. "Автономисты" во главе с архиепископом Алексеем (Общественным), которые подчинялись московскому патриархату, и Польская православная церковь. 18 августа 1941 года в Почаевской лавре архиепископ Алексий провел "областной собор епископов православной церкви в Украине" с участием владык Симона Пантелеймона Вениамина, позже поддержали решение синода епископы Антоний и Дамаскин. Они и в дальнейшем признавали себя частью Русской православной церкви с центром в Москве.


2. Создание УАПЦ

Собор епископов УАПЦ в Пинске (1942 г.). Архиеп. Александр Иноземцев и архиеп.Поликарп Сикорский. Архиеп. Никанор Абрамович, рук. Юрий и архиеп. Игорь Губа.

В течение 1941 митрополит Польской православной церкви Дионисий (Валединский) выступал за ликвидацию неканонического раскола, который был создан по инициативе советской власти. Однако немецкие власти вступила в контакт с "автономистов" и способствовала их деятельности.

В это же время решением митрополита Дионисия было восстановлено четыре украинских епархии: Полесская (Александр), Луцка (Поликарп), Каменецкая (Алексей) и Житомирская (в то время не имела владыки). В планах митрополита Дионисия было провести объединение остальных украинских земель, находившихся под немецкой оккупацией, в единую церковь и создать автокефальную Украинскую православную церковь на почве Томосу 1924 года. Но учитывая неблагосклонное и враждебное отношение оккупации к украинскому движению вообще и церковного в частности выполнено не было выполнено.

Декретом от 24 декабря 1941 года митрополит Дионисий утвердил епископа Поликарпа на должность администратора "Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины" с предоставлением ему сана архиепископа. От этого берет свое начало существования Украинской Автокефальной Православной Церкви. Свой канонический статус юрисдикция архиепископа Поликарпа основывает на связи с митрополитом Дионисием - першоиерархом поместной церкви признанной всеми православными церквями (кроме РПЦ).

В сентябре 1941 года в Киеве был создан Всеукраинский православный церковный совет, объединившая восстановлены приходы города, в частности было получено от городских властей разрешение на открытие Владимирского собора. В декабре того же года в Киев прибыл автономист владыка Пантелеймон Рудык, активная деятельность которого привела к тому, что большинство церквей и все действующие монастыри перешли на сторону автономной церкви, а автокефалисты остались с Андреевским собором и церквями на Соломенке и Демеевке.

Для становления новой иерархии архиепископ Поликарп обратился к архиепископу Полесского и Пинского Александра (Иноземцева). Во второй половине февраля 1942 в Пинском архиепископами Поликарпом и Александром было посвящены следующие владыки: Чигиринский - Никанор Абрамович, уманский - Игорь (Губа).

С конца 1941 немецкий оккупационный режим начал расправляться со всеми проявлениями украинской национальной активности, ликвидировал Украинскую национальную раду, газету "Украинское слово", расстрелял состав редакции, в который входила поэтесса Елена Телига. В рамках такой политики в феврале 1942 года оккупанты запретили деятельность Всеукраинского православного церковного совета.

Только в марте 1942 года в Киев смогли наконец прибыть два автокефальные епископы Никанор и Игорь, против которых сразу развил протестную деятельность автономный епископ Пантелеимон. Немцы официально сохраняли нейтралитет, но на самом деле всячески поддерживали "автономистов".

9-17 мая 1942 по благословению митрополита Дионисия в Кафедральном Соборе Андрея Первозванного в Киеве под председательством архиепископа Никанора (Абрамовича) и Игоря (Губы) состоялись рукоположения новых епископов УАПЦ:

8 октября 1942 в УАПЦ присоединился митрополит-"автономист" Алексей ((см. "Акт объединения")). Однако, в мае 1943 года по дороге из Кременца в Дубно неизвестные напали на автомобиль, в котором ехал митрополит Алексей, и убили его. На место покойного был избран епископа Дамаскина. Другие епископы этой - Симон, Пантелеймон, Вениамин, Анатолий - остались в автономной церкви, и с помощью немцев не допустили к росту авторитета УАПЦ в Украине.

В 1943 году были посвящении следующие епископы:

  • епископ Вячеслав Лисицкий (13 сентября);
  • епископ Сергей Охотенко (1 августа).

В 1944 году были посвящении следующие епископы:

  • епископ Геннадий Шиприкевич (24 мая);
  • епископ Владимир Малец (23 июня);
  • епископ Платон Артемюк (2 августа).

На Вербное воскресенье 1944 года в Варшаве состоялся собор епископов УАПЦ, на котором митрополита Дионисия Валединского было провозглашено "Патриархом всея Украины" [1]. Однако наступление советских войск на Украине и Польше не позволил реализоваться планам канонического оформления Украинская патриархата.

1944-1945 гг - Украина была вновь занята советскими войсками. Те священники УАПЦ, остались в Украине были репрессированы и уничтожены. Многие епископы, спасаясь от преследований, переехали в Западную Германию, затем в США, Канады и других стран, где возглавили различные юрисдикции УАПЦ.


3. УАПЦ на чужбине

Украинская Автокефальная Православная Церковь на чужбине - церковь, которую в эмиграции возглавила иерархия канонически признанных священников во главе с митрополитом Поликарпом.

Митрополит Поликарп, летом 1945 года, созвал первое совещание епископов УАПЦ, которая состоялась 16 июля 1945 в г. Бад-Киссинген. Было принято постановление дальнейшем действовать как иерархический орган Украинской Автокефальной Православной Церкви в эмиграции.

Сначала резиденцией митрополита был Ганновер (Германия). Развития церкви мешали как внутренние, так и внешние факторы. С одной стороны Польская православная церковь, после установления в Польше коммунистического режима, "отказалась" от автокефалии Константинопольского патриарха и приняла "милость" от Московской патриархии. С другой стороны, в состав УАПЦ были приняты священники УАПЦ (1919) - т. "Липковского рукоположения", что дало повод противникам украинской церкви обвинить ее в "неканонической".

Между тем епископы Автономной церкви, находились в эмиграции вошли ло состав российской зарубежной церкви, которую возглавлял митрополит Афанасий Грибановский.

В августе 1947 года епископ Григорий Огийчук собрал в Ашаффенбурге конференцию единомышленников и осудил иерархию УАПЦ за сотрудничество с митрополитом Иваном (Теодоровичем). В ответ митрополит Поликарп созвал там же Синод епископе УАПЦ и осудил епископа Григория. Одновременно Синод направил архиепископа Мстислава (Скрыпника) в США для решения вопроса каноничности рукоположение митрополита Теодорович.

1949 УАПЦ насчитывала около 60 приходов, 20 000 верующих, 127 священников и 20 диаконов. Приходы в послевоенной Германии развивали оживленное церковную жизнь. В Мюнхене существовали Богословский Научный Институт и Богословско-Педагогическая Академия, где преподавали выдающиеся украинские ученые и богословы.

27 августа 1949 митрополита Теодорович посвящен согласно канонам.

После смерти Митрополита Поликарпа в Париже в октябре 1953 его преемником стал архиепископ Никанор (Абрамович), находившийся в Карлсруге. УАПЦ на чужбине митрополита Никанора объединяла православные общины в Западной Европе, Австралии, небольшое количество общин в США, Канаде и Аргентине.

В 1969 году Украинская Автокефальная Православная Церковь в Европе перешла под юрисдикцию Митрополита Украинской Православной Церкви в США Мстислава (Скрыпника). После его смерти в июне 1993 г. его преемником стал Митрополит Украинской Православной Церкви в США Константин (Буган) с центром в Саут-Баунд-Брук.

В юрисдикции Его Блаженства Митрополита Константина находилась и продолжает находиться украинское Великобританская и Западно-Европейская епархия УАПЦ. Епархию возглавляет епископ Андрей (Пешко) с титулом Епископа Кратейського (рукоположен 13 декабря 2005 в Чикаго и подчинен митрополиту УПЦ в США Константину). Интронизация Владыки Андрея состоялась 12 февраля 2006 в Лондоне, он - преемник Архиепископа Иоанна (Деревянки) с титулом парнасской и дотогочасного управляющего епископа Лондонского и Западно-Европейского.



4. Развитие украинского автокефального движения

Идею автокефалии Православной Церкви в Украине поддержала и Украинский совет доверия на Волыни УРДВ. В частности, на заседании 31 августа - 1 сентября 1941 одним из главных был вопрос о состоянии православия на Волыни и освобожденных украинских землях. Участники совещания приняли решение, в котором отмечали той незыблемой основе, церковь в Украине, как мощный фактор национально-религиозного и нравственного воспитания народа, должна быть церковью национальной и украинский. Такой Православная церковь может быть только тогда, когда она будет независимой, автокефальной. Стоя на почве закона 1 января 1919 p., Как государственного акта, которым установлено автокефалию Украинской православной церкви УПЦ, УРДВ утверждала, что очаг церковной власти независимой церкви не может находиться в руках чужой по крови иерархии и за пределами национальной территории. А потому Совет решительно выступала против любых попыток оставить УПЦ в юрисдикции Московского патриархата или Варшавской митрополии. Ко времени созыва Всеукраинского церковного собора участники совещания считали необходимым выбрать временную администрацию УПЦ на освобожденных землях, вела бы дела церкви с обеспечением национального ее характера и созвала бы Собор в Киеве [2].

Протодиакон Игорь Михайлов получает боевую награду

Процесс становления автокефального православного движения был связан с активной деятельностью украинской интеллигенции, отвергала возможность подчинения православных приходов Украины Московской патриархии. После установки немецкой оккупационной власти во многих районах Украины начали стихийно возникать самодеятельные общественно-церковные организации, их чаще называли приходскими инициативными группами или церковными комиссиями. В больших городах они, как правило, получали название церковных советов. В конце 1941 г. в городах Украины функционировало уже 8 епархиальных церковных советов. Бывшие церковнослужители и православные интеллигенты, которые доминировали в их составе, заботились о помещении для богослужений, о все необходимое для настройки полноценного приходской жизни. [3]

Сегодня большая часть исследователей связывает возникновение УАПЦ формации 1942 с так называемым декретом митрополита Дионисия от 24 декабря 1941 Однако этот важный документ долго не был введен в научный оборот. При архивных поисков в Варшаве автору удалось найти копию письма владыки Дионисия к архиепископу Поликарпа, в котором сообщалось: "По просьбе православных церковных Советов Волыни от 14 декабря с.г., я решил создать Временную администратур Нашей Св. Автокефальной Православной Церкви на освобожденных украинских землях. Временным Администратором назначает Ваше Высокопреосвященство и прошу Вас сотрудничать с Высокопреосвященнейшим Архиепископом Александром. Обо всех Ваши проекты и распоряжения прошу немедленно меня извещать для придания им окончательной канонической санкции ". [4]

Термин "УАПЦ" в различных вариациях УПАЦ, ПАУЦ, УАЦ доминировал не только в тогдашней публицистике, но и в документальных источниках немецкого и украинского происхождения. Не случайно в "Акте сочетание" автокефалистов и автономистов от 8 октября 1942 фигурировало название "Украинская автокефальная православная церковь" [5]. Официальный предстоятель Украинской церкви владыка Дионисий не имел возможности осуществлять любые канонически иерархические функции. Поэтому, несмотря на то, что формально УАПЦ находилась в составе Православной церкви в Генерал-губернаторстве, можно считать ее самодостаточным экклезиальных организмом со своим собором епископов во главе с Поликарпом (Сикорским). Главные ограничения в деятельности церкви исходили не от Варшавского митрополита, а от Ровенского рейхскомиссара.

Итак, декрет владыки Дионисия от 24 декабря 1941 стал первым шагом на пути к организационному оформлению УАПЦ как поместной церкви с каноническим епископатом. Другого варианта развития событий, учитывая отсутствие собственной государственности, в тех условиях просто не существовало. Это было значительным достижением украинского автокефального движения после неоднозначных попыток открыть собственное иерархию в 1921 г.



См.. также

Примечания

  1. Летопись церковных событий. 1944 год - www.russned.ru/istoriya/letopis-cerkovnyh-sobytii.-1944-god
  2. Смирнов А. Мстислав (Скрыпник): общественно-политический и церковный деятель. 1930-1944: Монография / А. Смирнов. - К.: Факел, 2008. - С. 112-113
  3. Стоколос Н. Конфессионально-этнические трансформации в Украине (XIX - первая половина ХХ в.) / Н. Стоколос. - М.: Листа, 2003.-480с.
  4. Смирнов А. Мстислав (Скрыпник): общественно-политический и церковный деятель. 1930-1944: Монография / А. Смирнов. - К.: Факел, 2008.-326с.
  5. Мартирология Украинских Церквей: В 4 т. - Торонто; Балтимор: Факел, 1987. - Т. 1: Украинская Православная Церква.-1207с.

Источники


История православия в Украине
До 1945
Приднепровье
Галичина
Таврия
К 1770-х
1770-1919
Киевская митрополия 1770-1921 ? Екатеринославская епархия ? Волынская епархия ? Подольская епархия ? Полтавская епархия ? Херсонская епархия ? Таврическая епархия ? Харьковская епархия ? Черниговская епархия
1919-1941
1941-1945
Украинская автономная православная церковь ? Украинская автокефальная православная церковь 1942-1944
Буковина
Закарпатье
1945-1991
После 1991