Надо Знать

добавить знаний



Украинская вышивка



План:


Введение

Украинские рушники. Музей рушника, Переяслав-Хмельницкий, Украина.
Мария-Оранта с вышитой платком за поясом. Софийский собор (Киев), Украина.
Вышитые писанки. Работа народной мастерицы Луганщины Инны Форостюк.
Серебряная нашивные бляшки с антов клада 6-7 ст. н. е. Считается изображением человека в вышитой рубашке.

Украинская вышивка - один из видов народного декоративного искусства украинский; орнаментальное или сюжетное изображение на ткани, коже, выполненное разными ручными или машинными швами, один из самых распространенных видов ручного труда Украинской женщин и, в частности, девушек. Вышивку употребляют в украинском народном быту прежде всего на предметах одежды, в основном на женских и мужских рубашках. Кроме того, вышивки распространены на предметах домашнего обихода, как налижникы, скатерти, наволочки, полотенца и т.д..


1. История

История вышивки очень древняя. Вышивки были известны еще во II в. до н. е. Большое влияние на характер вышивки имели ткани византийские материи. О вышивке на белой рубашке украинский есть известия ХИ - ХИИ ст. византийских писателей. Известны рисунки на миниатюрах и фресках в Украина в тот же день. Еще в XI в. на Руси существовала первая вышивальная школа, организованная сестрой Владимира Мономаха Ганкой, где девушки учились вышивать золотом и серебром. Об украинские вышиванки вспоминают иностранные путешественники XVI - XIX в. Сохранились вышивки с казацких времен 17 - 18 ст. В 16 - 18 ст. центрами вышивания были Качановка на Черниговщине, Григорьевка Киевской, Большая Буримка Черкасской и другие. Вышивали в каждом селе, монастырях, дворянском, купеческом среде. В 19 - 20 ст. открывались учебно-кустарные мастерские, художественно-промышленные артели, крупные специализированные предприятия по вышивке.


2. Назначение

Считается, что основное назначение вышивки - украшение одежды и интерьерно обрядовых тканей, и действительно вышивка несла и несет более оккультный характер, а именно вышивка имеет большое значение для языческого мира наших предков. Вышивки-это в первую очередь обереги от всего плохого, а именно: от молнии, от бездетности, от неврожайности, от несчастья. Каждый цвет несет свое значение, каждая фигура в вышивке все несет свое значение, свою ауру, свою энергетику. Вышивали головные уборы - очипки, наметки, платки, а также рубашки, кожухи, свитки, корсетки, киптари, юбки, полотенца, скатерти и т.д.. Вышивальными материалами были ткани домашнего и фабричного изготовления (шерстяные, льняные, холщовые, перкаль, коленкор, батист, китайка, шелк, кумач и т.п.). Для шитье использовали ручно-прядени и фабричные нити: нитки, боль, гарус, шелк и другие; металлические золотые и серебряные нити, кораллы, жемчуг, драгоценные камни, бисер; металлические пластинки - блестки, пуговицы, бусинки, блестки, сафьяновые ленты, монеты и тому подобное.


3. Традиционные орнаменты, стиле

Украинская семья в вышитых сорочках.

Богатство и разнообразие геометрических элементов в украинской вышивке (ромбы, круги, кресты, волнистые линии воды, горизонтальные знаки земли), изображением животных, птиц, растений (дерево жизни - верба, дуб, ясень и др.., Листья, плоды, цветы; голуби , змеи, лошади, журавли, утки и др.), людей с ромбовидными туловищами, крестообразными головами. В Украине насчитывалось около 100 видов и технических приемов вышивания ( гладь, крестик, низким, мереження, ползунок, плетение т.д.). Композиционное решение украинской вышивки отмечается безграничной фантазией, колоритом. И все же преобладает ленточная, букетовая и вазонна композиции. Согласно этнографическим особенностям вышивки обнаруживают немало региональных различий. Притом украинские вышиванки имеют один общий для всех земель стиль, так что их нетрудно распознать среди вышивок других народов - славянских и неславянских. Архаические образцы, обычно одного цвета, известны были на Полесье, Волыни и Бойкивщини. Строго геометрическая низким распространена на Гуцульщине, Подолье, Полтавщине. Сильно стилизованные растительные мотивы свойственны для Побужье, Волыни, Подолья, Буковины. Более растительного характера, с натуралистическим и живописным трактовкой вышиванки Киевщины и особенно Полтавщины. Мережко и вообще ажурные вышиванки известны на Полтавщине, среднем Подолье и Углу. Цвета украинской вышиванки целом известны в ограниченном количестве и гармоничных соединениях. Больше б черная и красная краска или черная, пунцовым и желтая. Временами приобщают также зеленую и синюю. Редко используются серебряная, золотая и серая нити. Вообще богатство красок увеличивается с севера на юг. . Специальные мотивы употреблялись для мужских сорочек, другие - для женских и детских. Разные мотивы для людей старших и младших. Отличные мотивы и краски для полотенец и обрусевший для вещей обыденных, свадебных и траурных.

Вышивка - это не только искусное творение золотых рук народных умельцев, но и сокровищница верований, обычаев, обрядов, духовных устремлений, интеллекта украинского народа. Многочисленные орнаментальные изображения животных, птиц, растений, деревьев, цветов утверждают, что наши предки обожествляли их, опоетизовувалы природу не только в фольклоре, но и в декоративном искусстве. Например, полотенца с вышитыми изображениями голубей, петухов, лошадей, крестиков и т.п. были своеобразными оберегами, которые защищали человека от злых сил. Большое значение имела и цветовая символика (красный - любовь, жажда, свет, борьба, черный - печаль, несчастье, горе, смерть, зеленый - весна, буйство, обновления жизни и т.п.). Солярные знаки, схематические фигуры Солнца, Берегини, Дерева жизни, вышитые на ткани, является еще одним свидетельством глубокого почета наших пращуров к Солнцу, Матери, как могущественных, святых, животворных первооснов всего сущего. Кроме того, вышивание как национальная традиция способствовало формированию у девушек и женщин терпения, ощущения красоты. Девушка должна была вышивать милому рубашку, платок, свадебные рушники. Вышитый своими руками одежда была одним из главных показателей трудолюбия девушки. Вышивка сегодня живет, развивается, обогащается новыми аспектами. Сегодняшняя украинская вышивка - результат уникальной духовно-материальной эволюции нашего народа. На протяжении многих веков в украинской вышивке находят отражение мысли и настроения человека, красота окружающего мира, их мечтательные надежды на лучшую хорошую судьбу, человеческие верования, оберегов символика вещей, обозначенных прикосновением иголки с ниткой.


4. Математическое моделирование в украинской вышивке

Симметричные структуры в основе украинской вышивки.
Современные орнаменты для вышивки время создают с помощью ПО.

Рядом ученых были разработаны методы описания сложных симметричных изображений- орнаментов Украинской вышивки [1] [2], основанные на алгоритмах формализации групп преобразований изображений на основе осевых симметрий, языке описания минимальных рисунков и алгоритмах формализации рапортов. Принципиальная возможность моделирования украинской вышивки объясняется тем, что в ее основе лежит построение симметричных структур.

Математическая формализация позволяет разработать информационную модель построения орнаментов украинской вышивки и редактор изображений-орнаментов. Математическая модель вышивки обеспечивающий возможность создания новых и экономного хранения имеющихся изображений-орнаментов, автоматизацию процесса создания и редактирования вышивок для воспроизведения в натуральном виде (на ткани).


См.. также

5. Сноски

  1. Автореферат диссертации канд. техн. наук: 01.05.02 / К.М. Березька НАН Украины. Гос. НИИ информ. инфраструктуры. - Л., 2000. - 19 с. - Диссертация.
  2. Березька К. М., Березький А. Н. Программно-аппаратный комплекс создания вышивок / / Матер. Всеукраинской наук. конф. "Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях". - Львов, 1999. - С. 7.

Литература

  • Гайдай Л. История Украины в лицах, сроках, названиях и понятиях. - Луцк : Башня, 2000;
  • Николаева Т. Украинская народная одежда. - Киев : Наукова думка, 1988;
  • Тищенко О. История декоративно-прикладного искусства Украины (13-18 вв.). - Киев, 1992.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам