Надо Знать

добавить знаний



Украинская греко-католическая церковь


Патриарший собор Воскресения Христова

План:


Введение

Украинская Греко-Католическая Церковь (коротко УГКЦ, другие названия - Ecclesia Ruthena unita, Киевская Анатольевна Униатская Митрополия, Украинская Католическая Церковь византийского обряда, Анатольевна Униатская Церковь) - одна из двадцати двух Восточных Католических Церквей своего права [3], которые находятся в общении с епископом Рима. По количеству своих членов (более 5,5 миллионов [4]) она является крупнейшей в мире из всех Восточных Католических Церквей и второй после Римо-Католической Церкви. С 27 марта 2011 года церковь возглавляет Верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук.

Украинская греко-католическая церковь единственная из украинских Церквей, имеет непрерывную иерархическую преемственность со времени основания в Х в. Киевской митрополии. В 1596 Киевский митрополит Михаил Рагоза, 5 епископов и 3 архимандрита подписали Брестскую унию, в которой признали церковную власть епископа Рима, выйдя тем самым из-под юрисдикции Константинопольского патриарха. В 33-х артикулах унии иерархия определила условия, на которых согласна принять единство с Римским престолом. Большая часть этих статей была призвана сохранить богословскую, литургическую и каноническую идентичность Униатской Русской Церкви: оставить в Символ веры "от Отца исходит" не вносить изменений в порядок осуществления тайны крещение, сохранение женатого священства, оставить три вида Литургии ( св.Иоанна Златоуста, св.Василия Великого, св.Григория Двоеслова) [5]. Часть статей из различных внутренних и внешних причин была нарушена уже в XVII-XVIII вв. Этот процесс в истории УГКЦ получил название латинизация [6]. В ХХ в. за митрополита Андрея Шептицкого начались постепенные попытки восстановить утраченную идентичность. В 2011 УГКЦ представила свой катехизис "Христос - наша Пасха" [7], в котором вероучения Церкви представлен на основе анафоры Литургии св. Василия Великого.

В XIX-ХХ вв. епископы и священники УГКЦ стали непосредственном участниками культурного, политического, экономического возрождения украинского народа. В частности автором слов гимна Украины является священник Михаил Вербицкий. В общественной и общественной жизни УГКЦ отстаивает право украинского народа на свое независимое соборное государство и становление в ней зрелого гражданского общества; реализует большое количество благотворительных и общественных проектов в Украине и за ее пределами.


1. Административно-территориальное деление

Матерная территория УГКЦ, или точнее говоря Униатской Киевской митрополии, на протяжении XVII-XIX вв. охватывала территории современных государств Украины (Киевская, Львовская, Перемышльская, Владимирская, Луцка епархии), Белоруссии (Киевская, Полоцкая епархия), России (Смоленская епархия), Польши (Перемышльская, Холмская епархии) и Литвы (Киевская епархия). Начиная с 1596 матерные земли Униатской Киевской митрополии находились на территории следующих государств: И Речи Посполитой, Российской империи, Австро-Венгерской империи, II Речи Посполитой, СССР и Украины.


1.1. От Брестской унии до начала XVIII в.

После принятия Брестской унии в 1596 униатским стали Киевская, Полоцкая архиепархии и Пинска, Луцка, Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 епископом Дионисия Жабокрицкого. В 1691 в Униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия при владыки Иннокентия Винницкого, а в 1700 присоединилась Львовская епархия епископом Иосифа Шумлянского. После взятия в 1616 польскими войсками Смоленская, король номинировал в 1625 Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, положив тем самым унийную Смоленске архиепархию.


1.2. Период независимого Украинского государства

Административно-территориальная структура УГКЦ в пределах Украинского государства

После окончания Второй мировой войны, в условиях изменения линии границы между Польской Народной Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой, одна из древнейших епархий УГКЦ - Перемышльский, оказалась территориально разделенной. Это привело к ситуации, когда епархиальный престол оказался де-факто вне значительной частью территории своей епархии, что обусловило в некоторой степени позднее проведение реорганизации административно-территориальной структуры УГКЦ.

После легализации УГКЦ в 1989 году, в течение следующего периода до 1992 года, греко-католики в Украине находились в пределах - Львовской (и частично Перемышльской), Ивано-Франковской (Станиславской) и Мукачевской епархии. На Синоде Епископов УГКЦ, который состоялся во Львове 16-31 мая 1992 года, было решено изменить существующий административно-территориальное устройство, согласно которому число епархий возросло на четыре: Самборско-Дрогобычская, Коломыйско-Черновицкая, Тернопольская, Зборовская. Предложение Синода Епископов УГКЦ 1992 года о создании Чернигово-Вышгородской епархии, нашла свое подтверждение со стороны Апостольского Престола уже в 1995 году, о создании Верховно-Архиепископскому Киево-Вышгородского экзархата, который охватывал территорию вне Закарпатьем, Галицией и Буковины, в существующих границах Украины.

Согласно решению Синода Епископов, который проходил в Бучаче в августе 2000 года, созданы две новые епархии - Стрыйская и Сокальская. Также реорганизовано Тернопольская и Зборовская: образовались Тернопольско-Зборовская и Социальную епархии.

От ноября 2000 юрисдикции Верховного Архиепископа и Синода Епископов УГКЦ подлежит вся территория Украины. В феврале 2002 года провозглашено образование Донецко-Харьковского экзархата, 28 июля 2003 года провозглашено образование Одесско-Крымского экзархата, а 15 января 2008 года - Луцкого экзархата.

Правовой статус Мукачевской епархии на сегодня окончательно не урегулирован, поскольку она не входит в состав Киево-Галицкого Верховного Архиепископства, а непосредственно подлежит Апостольскому Престолу, и ее считают частью самоуправной Русинской Католической Церкви (Ruthenian Catholic Church).

Украинский (русины), как автохтоны, проживая на своих исконных исторических землях - Подкарпатской Руси и Буковины, сейчас относятся уже к административным структурам - других самоуправляемых Венгерской, Словацкой и Румынской Католической Церкви, поскольку УГКЦ не имеет своих структур на территориях стран, в которых главной мерой действуют эти Церкви. Также, через миграционные процессы на территории Австро-Венгерской монархии, украинская, которые в XVIII-XIX веках поселились на Балканах и теперь через такую ​​же отсутствие административных структур УГКЦ в странах бывшей Югославии, также не относятся к УГКЦ.

Эта статья касается темы
Украинскому
Греко-Католическая Церковь
Патриарший собор Воскресения Христова вечером
Структура
Верховный Архиепископ -
Святослав (Шевчук)
Синод УГКЦ
Патриарший собор Воскресения Христова
Богословие
Катехизис "Христос - наша Пасха"
Законодательство
Кодекс Канонов Восточных Церквей
История
Предстоятели Епископы
Брестская уния
УГКЦ в СССР УГКЦ 1980-90-х
Андрей Шептицкий Иосиф Слепой


Шаблон: посмотреть обсудить редактировать
Количество приходов УГКЦ в государствах мира

1.3. Современные архиепархии и епархии

По состоянию на 1 января 2011 существует следующий административно-территориальное устройство УГКЦ:


1.4. Страны, где есть общины УГКЦ

Многочисленные общины Украинской греко-католиков в следующих странах: Румынии (викариат) Литве, Латвии, Эстония, Молдове, Австрии, Парагвае, Венесуэле, Португалии, Италии, Испании, Греции, Швейцарии, Бельгии, Казахстане и России.


2. История

2.1. До 1596

В 988 году святой равноапостольный князь Владимир (в святом Крещении - Василий) ввел христианство в его восточной (византийско-славянской) традиции как государственную религию Киевской Руси. Это произошло перед тем, как великий церковный раскол 1054 года разделил христианский Восток и Запад. Киевская Митрополия была подчиненной Патриарху Константинопольскому, однако, эта Церковь продолжала поддерживать связи с латинским Западом и его патриархом - Папой Римским.

Несмотря на то, что между Константинополем и Римом существовали разногласия, киевские иерархи старались сохранить христианское единство. В 1095 году было установлено праздник в честь перенесения в город Бари в Италии честных мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Послы Руси принимали участие в соборах западной Церкви Лионе ( 1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор вместе с Патриархом Константинопольским Иосифом II был одним из инициаторов Флорентийской унии (1439). В 1458 году митрополитом Киевским и всея Руси по благословению Папы Римского становится Иосиф Болгаринович, признанный и Патриархом Константинопольским.

С начала XIV века севернее Киева, в Москве, сформировался и окреп новый церковно-государственный центр. Московская митрополия отказалась признать флорентийскую унию - и отделилась от древней Киевской митрополии, провозгласив свою автокефалию (самоуправление) в 1448 году. В 1589 году Церковь в Москве получила статус патриархата.

Как результат длительного процесса униатских соревнований Синод епископов Киевской митрополии под руководством митрополита Михаила Рогозы принимает решение возобновить общение с Римским престолом, обеспечив при этом сохранение восточной христианской традиции и собственной церковной и этно-культурной самобытности. Такую модель церковного единства была утверждена на соборе 1596 года в Бресте, от которого и начинается институционное существование Греко-католической церкви в Украине.


2.2. XVII-XIX века

В 1646 году Мукачевский епархия провозгласила "Ужгородская уния", которая стала опорой для сохранения украинской религиозной и культурной идентичности в условиях чужеземной оккупации.

В 1620 году, через внутренний раскол в среде иерархии и верующих Киевской митрополии, иерусалимский патриарх Феофан III рукоположил в митрополита Киевского Иова Борецкого и шестерых епископов. В 30-40-х годах XVII века попытки митрополитов Иосифа Вельямина Рутского и Петра Могилы примирения "Руси с Русью", созыва совместного Собора и провозглашение Киевского патриархата закончились неудачей. Вскоре православная Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату ( 1686) и превращена в обычную епархию в процессе последовательной, жесткой унификационный и русификаторской политики царизма.

После раздела Казацкого государства Богдана Хмельницкого между Речью Посполитой и Московией - Киев уходит в Москву, а Правоборежжя к полякам.

От 1729 до 1795 резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль. 5 марта 1729 во владение Радомышль вступил номинат и администратор Киевской униатской митрополии епископ Анастасий Шептицкий, который позже, в этом же году становится митрополитом.

После третьего раздела Польши (1795 г.) униатская митрополия и ее резиденция в Радомышле были ликвидированы, а сам город в составе Правобережной Украины был присоединен к Российской империи.


2.2.1. Под властью Австро-Венгерской империи

После Раздела Речи Посполитой 1772 года галицкие земли оказались в составе Австро-Венгерской империи. В этой империи оказалась Перемышльский, большая часть львовской (990 прихода), часть галицкой и каменецкой епархий (в среднем - 3432 прихода).

1774 года императрица Мария Терезия сменила название Церкви с "униатской" на "греко-католическую", которая сохраняется за Церковью и в настоящее время. Греко-католические священники были уравнены в правах с римско-католическими, а их сыновья получили право быть представителями правительств на уровне со шляхтой. Того же года Мария Терезия открыла "Барбареум" - первую греко-католическую духовную семинарию, которая располагалась в Вене, а в 1783 - Генеральное греко-католическую семинарию во Львове.

В 1808 году в Львове была создана греко-католическая Галицкая митрополия. По инициативе Галицкого митрополита Михаила Левицкого начат процесс возрождения украинской церковной и народной речи. "Главная Русская Рада", созданная в 1848 году во Львове и возглавляемая епископом Григорием Яхимович (митрополит Галицкий в 1860-1863 гг), выдвинула перед австрийским правительством требование об автономии для Восточной Галиции.

В 1868 году греко-католические священники выступили основателями культурно-образовательного общества "Просвита", которое распространяли украинское образование и национальное сознание в Украине и на поселениях.


2.2.2. Под властью Российской империи

1793 - 1795 года, после второго и третьего разделов Речи Посполитой, вся Правобережная Украина за исключением Галиции, оказалась в Российской империи. Императрица Екатерина II начала борьбу против униатской Киевской митрополии, направленную на ее полное уничтожение и "возвращению" всех верующих Русской православной церкви. 1795 года был задержан под домашним арестом митрополит Феодосий Ростоцкий, откуда он, отделен от своей митрополии, был связан с верными только дипломатическим путем. Следующие митрополиты назначались российскими чиновниками и не были признаны Папой Римским. 1839 на Синоде в Полоцке Церковь был принужден к объединению с Московским патриархатом.

Дольше на территории империи греко-католическая церковь просуществовала на Холмщине. Так, Холмске епископство продержалось до 1871 года, а 1874 Пратулинских мученики стали символом стойкости холмских украинский в отцовской вере. Не лучшей была судьба в России и для православных украинский. По выражению историка Дмитрия Дорошенко "До нового XIX в. украинский народ перешел лишен не только своего автономного устройства, своей школы, но и своей национальной Церкви. Над его духовной жизнью наступила темная ночь".


2.3. Период подъема

Светлой страницей вписана в историю Церкви деятельность митрополита Иосифа Сембратовича (1870-1882) с моральной и экономического оздоровления ситуации в Галиции, создание братств и обществ трезвости. Основы для духовного и материального подъема Галичины было заложено в его послании "О большое достоинство человека" (1876).

На пороге ХХ века греко-католическая церковь в Галиции удостоилась выдающейся личности митрополита Андрея Шептицкого (1901-1944). На время его пастырского служения приходятся тревожные времена двух мировых войн и семиразовой смены политических режимов. За этот период, благодаря его жертвенной святости и талантам церковного и народного проводника, греко-католическая церковь достигла наибольших высот за все прежний период своего исторического развития. Его стараниями открыты семинарии для подготовки духовенства в Станиславе (ныне - Ивано-Франковске) и Перемышле, учреждались украинские школы, бурсы для молодежи, госпитали, приюты, оказывалась поддержка украинским искусству и культуре и помощь одаренным студентам.

Греко-католическая церковь в этот период вкладывала значительные финансы с целью становления Украинской экономической жизни. Митрополит Андрей впервые посетил украинских поселенцев в Северной Америке и основал для их духовного окормления греко-католическую иерархию. Митрополит Андрей возобновил аутентичные формы восточного монашества, заботился о преодолении латинизаторських воздействий и восстановления восточнохристианской идентичности церковной жизни. В начале прошлого века он выступил как зачинатель межцерковного диалога современных украинских Церквей - наследниц Крещение святого Владимира, чтобы приблизить время их единение вокруг престола Митрополита Киевского. Именно обновленная греко-католическая церковь, по мнению Митрополита, должна быть не препятствием, а главным связующим звеном в восстановлении общения между христианским Востоком и Западом.


2.4. Вторая мировая война

УГКЦ была одной из сильнейших институтов Западной Украины, насчитывая перед началом Второй мировой войны 2387 парафийи и 3,6 млн. верующих, 2352 епархиальных священников, 31 мужской и 121 женский монастыри и монашеские дома. Под опекой церкви действовали Богословская академия, три духовных семинарии, где училось 480 студентов.

Преемником Митрополита Андрея, после его смерти 1 ноября 1944 года, стал Иосиф Слепой (1944-1984). Он принадлежал к ближайших сподвижников Митрополита Андрея как многолетний ректор Львовской семинарии и Богословской Академии (1928-1944 годов) и епископ правом по преемственности (1939 г.).


2.5. В подполье

На это время приходится начало жестоких преследований греко-католической церкви как в Советском Союзе так и во всех других странах-сателлитах тоталитарного режима. 11 апреля 1945 года советская власть арестовала Архиепископа Иосифа Слепого, а впоследствии был репрессирован и всех других владык. В мае 1945 года была создана "Инициативная группа по воссоединению греко-католической церкви с православной", о работе которой Хрущев лично докладывал Сталину [8].

В марте 1946 года в Львове состоялся псевдособор, на котором провозглашено ликвидации Греко-Католической Церкви, значительную часть его имущества передано Русской Православной Церкви, а верующих и духовенство насильно заставляли отрекаться своей Церкви. Патриарх Русской Православной Церкви Алексий I благословил это событие. Свидетелями верности Христу и Церкви стали миллионы мучеников-жертв новейших преследований: епископы, священники и миряне, монахи и монахини. Во время своего визита в Украину в 2001 году Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил блаженными 28 новомучеников.

В 1946-1989 годах Греко-Католическая Церковь была вынуждена действовать в подполье. Провода Церкви продолжал осуществлять митрополит Иосиф Слепой течение долгих 18 лет своего тюремного заключения. После его освобождения в 1963 году, благодаря стараниям папы Иоанна XXIII, в 1964 году подпольную Церковь в Украине возглавил исповедник веры митрополит Василий Величковский, а затем его преемник - митрополит Владимир Стернюк. Несмотря на все усилия режима, под руководством подпольной иерархии продолжалось церковную жизнь на родине и в местах ссылок: действовали подпольные семинарии и монастыри, рождались новые призвания к священству и монашеской жизни.

Благодаря твердой воле и неутомимому труду митрополита Иосифа Слепого, после его насильственного вывоза за пределы Украины, значительно оживилась церковная жизнь украинских поселений на Западе. Митрополит принимал участие в Втором Ватиканском Соборе, на котором выступил с предложением о довершение церковной структуры Греко-Католической Церкви Патриаршим устройством, строит собор Святой Софии в Риме и основывает Украинский Католический Университет.

Преемником Патриарха Иосифа стал Мирослав-Иван Любачивский (1984-2000 гг.)


2.6. Возрождение

С середины 80-х годов в Украине начался процесс возрождения УГКЦ, возглавляемый митрополитом Владимиром Стернюком и подпольной иерархии. Переломными событиями были многотысячный молитвенный поход во Львове к Собора Святого Юра 17 сентября 1989 года с требованием легализации УГКЦ в Советском Союзе и встреча Папы Иоанна Павла II с главой Советского государства Михаилом Горбачевым в декабре этого же года. Эти события положили начало возрождению легальной структуры УГКЦ, восстановление монастырской жизни, процесса возвращения отобранных святынь, восстановлению системы духовного образования. За короткое время возобновлена ​​деятельность епархиальных семинарий и Львовской Богословской Академии, развернулась издательская деятельность, налажено сотрудничество со школой и пастырство молодежи, в армии ( УГКЦ). К сожалению, начало 90-х годов был отмечен межконфессиональным противостоянием на фоне имущественных споров, осложненный расколом внутри украинского православия.

В 1996 году епископом-помощником Главы УГКЦ избран епископ Любомира Гузара, а после смерти 14 декабря 2000 года Верховного Архиепископа Мирослава Ивана Кардинал Любачивский Синод Епископов УГКЦ избрал Владыку Любомира его преемником.

Важное место в жизни Церкви имели Патриарший собор УГКЦ ( 1996, 1998, 2002 гг), с целью обсуждения всей церковной общиной важнейших вопросов религиозной и общественной жизни: обучение и воспитание в вере, духовного возрождения и социального служения.

В 2002 г. Синод епископов УГКЦ принял решение о переносе Патриаршего престола Церкви в столице Украины и строение в Киеве Патриаршего собора.


3. Современность

Храм Иоанна Предтечи в Оттаве
Собор Бегства в Египет в Лондоне
Интерьер главного купола храма Св. Иосифа, Чикаго
Собор свв. апп. Петра и Павла в Мельбурне

23 марта 2011 года избирательный Синод епископов УГКЦ избрал епископа Святослава Шевчука Верховным архиепископом Киево-Галицким, Главой Украинской греко-католической церкви. 25 марта этот выбор утвердил Папа Римский Бенедикт XVI. [9]

Интронизация нового главы УГКЦ состоялась 27 марта в Патриаршем соборе Воскресения Христова в Киеве [10].


См.. также


Примечания

  1. а б в г См.. Отчет о сети церквей и религиозных организаций в Украине состоянием на 01.01.2011 г. - irs.in.ua/files/statistic/2011.01.01_zvit_f1.pdf
  2. Верующим какой церкви, конфессии Вы себя считаете? - razumkov.org.ua / ukr / poll.php? poll_id = 300 / / Центр Разумкова. (2006.4-6). Опрос проводился социологической службой Центра Разумкова с 20 апреля по 12 мая 2006 года по выборке, представляющей взрослое население Украины по региону проживания, типу поселения, возрасту и полу. Выборка построена как многоступенчатая, стохастическая с квотным отбором респондентов на последнем этапе. Теоретическая погрешность выборки не превышает 1%. Всего было опрошено 11 216 респондентов.
  3. См.. Кодекс Канонов Восточных Церквей, кан. 27.
  4. http://ugcc.org.ua/36.0.html - ugcc.org.ua/36.0.html
  5. Главные документы Брестской унии / / Гудзяк Б. Кризис и реформа: Киевская митрополия, Цареградский патриархат и генезис Брестской унии. - М.: Ин-т истории Церкви Львов. богословской академии, 2000.
  6. S. Senyk, The Ukrainian Church and Latinization. - Orientalia Christiana Periodica, 56, 1990. C. 165-187.
  7. 24 июня 2011 во Львове УГКЦ представила новый катехизис / / www.ugcc.org.ua - www.ugcc.org.ua/news_single.0.html?&tx_ttnews [tt_news] = 5556 & cHash = da5c6ae1ac3d1f820c638147eef210cd
  8. См.., Например, письмо от 17 декабря 1945 - www.dw-world.de/dw/article/0,, 2449338,00. html
  9. Сообщение Ватиканского радио - www.radiovaticana.org/ucr/Articolo.asp?c=472847
  10. подробнее - Введение на престол Главы УГКЦ возглавили 350 священников - www.volynnews.com/news/society/uvedennya_na_prestol_hlavy_uhkts_ocholyly_350_svyashchenykiv/

Литература

Энциклопедия украиноведения. В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989 .

  • Борцюкив Б. Украинская Греко-Католическая Церковь и Советское государство (1939-1950) / перевод с англ. Н. Кочан, под ред. О. Турия. М.: Издательство Украинского Католического Университета 2005;
  • Духнович А. История пряшевской епархии, рус. перевод Кустодиева, переиздана в произведениях А. Духновича, т. 2. Прешов 1967;
  • Пекарь А. Очерки истории церкви Закарпатья. Рим 1967;
  • Hopko V. Greko-Katoličeskaja Cerkov 1846 - 1946. Прешов 1946;
  • Pekar A. Historic Background of the Eparchy of Prjashev. Питтсбург 1968;
  • Kubinyi J. The History of Prjaiv Eparchy. Рим 1970;
  • The Tragedy of Gr. Cath. Church in Czechoslovakia. Нью-Йорк 1971.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам