Надо Знать

добавить знаний



Украинская культура



План:


Введение

Традиционный украинский танец в исполнении ансамбля Вирского.

Для украинской национальной культуры основополагающей и базовой является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство. Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультуры. Важным историческим этапом развития культуры стало принятие христианства в X веке.


1. Общая характеристика

Вследствие трудностей исторической жизни Украина (монголо-татарское завоевание в XIII в., польско-литовская экспансия в XIV - XVI вв., в зависимости от Российской и Австрийской империй в XIX - ХХ вв.) в отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. Это произошло, потому что в XVI в., Когда феодально-боярская знать восприняла католичество и польскую культуру, и к концу XVIII в., когда верхушку казацкой старшины русифицированной, украинской общество развивалось в значительной степени без полноценной национальной культурной элиты.

Настоящими творцами и носителями культуры продолжали оставаться широкие массы общества - крестьяне, казаки, ремесленники. Украинская культура в течение длительных периодов своей истории развивалась как народная. В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве - думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стало возможным подъем украинской культуры и в XVI - XVII вв., и культурное возрождение в XIX в.

В то же время ощутимые и отрицательные последствия такого характера развития украинской национальной культуры. В течение длительного времени много талантливых людей, которые родились и выросли в Украина, затем покидали ее, связывали свою дальнейшую жизнь и творчество с российской, польско] и другими культурами. Кроме того, прогресс в области естественных наук был выражен слабее, чем в гуманитарной.

Вместе с тем, самобытная и старинная система образования, которая достигла своего расцвета в сутки Казачества и обеспечила практически сплошную грамотность населения, давняя традиция книгописання, ориентированность на ведущие центры Европы, в частности на византийскую культурную традицию, роль Украины-Руси как центра христианства в восточнославянском мире, а также как центра наук и высшего образования благодаря развитой сети коллегиумов, Острожской и Киево-Могилянской академии, меценатство и государственная поддержка культуры рядом выдающихся государственников - Константином Острожским, Петр Конашевич-Сагайдачный, Иваном Мазепой и др.. - Все это позволило поднять украинскую культуру до уровня мирового явления, создать ряд классических шедевров в области книгопечатания, архитектуры, литературы, достичь значительных успехов в науке.

Известный исследователь украинской культуры Иван Огиенко отмечал, что украинской культуре с самого начала были присущи открытость миру, отсутствие ксенофобии и гуманизм. Говоря о гуманистическую суть украинской культуры, нужно отметить и то, что сама система ценностей данной культуры в период активного развития (XVII - XIX вв.) Была весьма специфической. Богатый материал для такого вывода дает творческое наследие Григория Сковороды, Феофана Прокоповича, Пантелеймона Кулиша, Тараса Шевченко. В своих философских сочинениях они решали вопрос о сущности и условиях человеческого счастья, о значении человеческого существования.

В отличие от общественного мнения других европейских стран, где проблемы бедности, болезней и бескультурье мыслилось преодолеть путем технического прогресса, повышения производительности труда, с помощью усилий просвещенных монархов и социального экспериментирования, украинские мыслители призывают к другому. "Родственная труд" и самопознание, свобода, ради которой не жалко расстаться с благополучием, ограничение жизненных потребностей, предпочтение духовному над материальным - вот те пути и рецепты счастья, которых придерживались и которые пропагандировали ведущие украинские мыслители в духе более позднего европейского экзистенциализма. Сегодня такие подходы имеют особое значение для всего человечества.

Украинский народ прожил богатую и бурную историю. Жить ему пришлось на распутье, через которое проходило много разных народов и племен. Почти каждый из них покушался на украинскую землю. В таких тяжелых, сложных условиях приходилось пребывает защищать свою свободу от врагов, приходилось быть и порабощенным. Эта борьба воспитала в украинскую яркую, характерную черту - свободолюбие. Именно она привела к тому, что уже в конце XVI в. в Украине осуществлялась первая в то время демократия. Запорожская Сечь стала прочным бастионом демократии и свободы не только у себя, но и для соседних народов. Поэтому и все творчество народа пронизана свободолюбивым характером. Не раз теряя волю, независимость, украинская тосковали по ней, и эту тоску и борьбе за свободу видтворялы во всех проявлениях своего творчества - в безбрежном море задушевных песен, дум, легенд; в живописи, вышивке, гончарстве, ткачестве и т.д..


2. Исторический очерк

2.1. Истоки

На территории современной Украины археологами найдены многочисленное количество культур, охватывающая весь исторический период развития человечества - периоды палеолита, мезолита и неолита. Железная сутки на территории Украины представлена Черняховской культурой, а медная сутки - трипольской и ямной культуры.

Что касается истоков украинской культуры, то на сегодня существует несколько гипотез этногенеза украинского:

  • теория "изначальности" - украинская существуют столько, сколько вообще существует человек современного типа, то есть от 30-40 тыс. до 2-3 млн. лет;
  • теория автохтонности ( Грушевский), согласно которой этническую основу украинскую составляло население позднего палеолита, которое проживало на территории Украины, а русские и белорусы имели свою отдельную этническую основу и территорию проживания;
  • теория "единой колыбели" (которая была общепринятой СССР): зарождение и развитие трех близких славянских народов единой древнерусской народности;
  • теория "независимого развития отдельных восточнославянских народов", т.е. украинский, русских, белорусов, которая получила распространение в последнее время.

2.2. Культура Руси

В IX веке в Восточной Европе появилась монархическое государство Русь, центром которой стал Киев. Основой культуры Руси стала самобытная культура восточнославянских племен. На момент ее возникновения в хозяйственном укладе славян давно преобладало земледелие, важными промыслами стали скотоводство, охота, рыболовство и бортничество. Достаточно высокого уровня достигло к Х века и ремесло - изготавливались изделия железа и цветных металлов, развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба на камни и дереве.

Рубежным событием стало проникновение христианства, которое приходило на смену языческим верованиям русских племен и было официально принят Владимиром Великим 988 года. Введение христианства значительно ускорило развитие письменности (некоторое время сосуществовали кириллица и глаголица), а также литературы, древние памятники которой написаны церковнославянском языке. Важными стали влияния Византийской культуры, в частности распространение византийский стиль в архитектуре, в духовной музыке распространился знаменный распев.


2.3. XIII-XV века

Татаро-монгольское нашествие середины XIII века стала причиной затяжного экономического упадка. В ряде производств наблюдалось падение или забвение сложной техники, упрощалась ремесленная промышленность. На длительное время было приостановлено строительство. Центром духовной культуры оставались однако православная церковь, которая оставалась обладателями Орды нетронутой.

С упадком Киевского и Черниговского княжеств главным центром развития украинской культуры было Галицко-Волынское княжество, которое находилось в более благоприятном геополитическом положении. Ситуация стала постепенно меняться с вхождением украинских земель в состав Великого княжества Литовского. В культуре становится заметным западноевропейское влияние. Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных областях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространенного в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие различных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалась героическими, освободительными мотивами.


2.4. XVI-XVIII века

В XVI веке продолжается стабилизация и оживление экономической жизни, рост городов. На Волыни и в Галичине все шире практиковалось строительство светских сооружений не из дерева, а из камня и кирпича, в XV веке во Львове было построено водопровод.

С заключением Люблинской унии в 1569 году украинские земли оказались под владением Речи Посполитой. Позиция социальной элиты в новых условиях была неоднозначной. Своей меценатской деятельностью прославились князь Константин (Василий) Острожский, князь Юрий Слуцкий, Елизавета (Галшка) Гулечивна. Однако большинство украинских феодалов, верхушка духовенства в условиях господства Речи Посполитой удалялись от национальной культуры - языка, традиций, православной веры и принимали польский.

В этой исторической ситуации роль духовного лидера народа взяло на себя казачество - самобытный общественное положение, который сформировался в XV-XVI веках. Именно казачество подхватило традицию национальной государственности, выступило защитником православной церкви, украинского языка.


2.5. XIX века

2.6. ХХ - начало XXI века

См.. также


Литература

  1. Антонович Д. Украинское искусство.
  2. Арбенина В.Л. Этносоциология: Учебное пособие: 2-е издание, дополненное и переработанное. - М., 2007.
  3. История украинской культуры / Редакция I.П. Крипякевича. - Киев, 2002 (по изданию 1937 года).
  4. Этнография Украины: Учебное пособие / Под редакцией С. А. круизных. - Л., 1994.
  5. Культура и быт населения Украины / Под общей редакцией В. И. Наулко. - М., 1993.
  6. Основы етнодержавознавства / Под ред. Ю. Рымаренко. - М., 1997.
  7. Пономарев А. П. украинская этнография: Курс лекций. - М., 1995.
  8. Теория и история мировой и отечественной культуры. Курс лекций. - Киев: Лыбидь, 1993. - 390 с.
  9. Украинская и зарубежная культура. - Донецк: Восточный издательский дом. - 2001. - 372 с.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам