Надо Знать

добавить знаний



Украинская православная церковь (Московский патриархат)


Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

План:


Введение

Украинская православная церковь [5] (УПЦ; также Украинская православная церковь Московского патриархата, УПЦ МП) - самоуправляющаяся православная церковь с правами широкой автономии, самостоятельная часть Русской православной церкви [6] [7] на территории Украина. Единственная конфессия в стране, что является частью Вселенской православной церкви [8] [9] [10], находясь в евхаристическом общении со всеми поместными православными церквами мира [8] [9] [10] [11]. По данным Госкомнацрелигий всего религиозное объединение Украины по численности приходов и священнослужителей (на 1 января 2010 года) [12]; по данным соцопроса Центра Разумкова, проведенного в 2011 году, крупнейшая в Украине по численности верующих [4].

Предстоятелем является митрополит Киевский и всея Украины, который носит титул "Блаженнейший". Сегодня им является Владимир (Сабодан).

Украинская православная церковь обладает уникальной широтой канонических прав, которые отвечают автономии и даже приблизить ее к уровню автокефальной Церкви, однако в диптих автономных и автокефальных православных церквей она не внесена [8]. Наряду с другими православными и католическими церквями Украина, УПЦ считает себя прямой наследницей Киевской митрополии 10 века [13].


1. Название

В государственных органах церковь зарегистрирована как "украинская православная церковь". Однако, с целью различения другими украинскими церквами, прежде всего, Украинской православной церковью - Киевским патриархатом, церковь часто в средствах массовой информации называют "Украинская православная церковь (Московского патриархата)" или "УПЦ (МП)".

Однако сама Церковь настаивает исключительно на названии "Украинская православная церковь":

" "Украинской Православной Церкви Московского Патриархата" не существует. Есть "Украинская Православная Церковь". И с этим уставным именем она зарегистрирована в соответствующих государственных учреждениях. Приложение "Московский Патриархат" возник значительно позже с целью различения от "УПЦ-КП", которая, без приставки "КП" существовать не может, поскольку является новой организацией, позаимствовала часть названия от Украинской Православной Церкви "
Предстоятель УПЦ, митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в интервью Assotiated Press

Также Церковь утверждает, что она является единственным каноническим телом Вселенского Православия в стране, украинские "поместной церковью". Все это категорически отрицается со стороны Украинской православной церкви - Киевского патриархата и частично отрицается со стороны Украинской автокефальной православной церкви.


2. История

Исторически православная церковь в Украина от Крещение Руси было митрополией в составе Константинопольского патриархата. В 1685 году Московская патриархия (отделившейся от Киевской митрополии в 1448 году и получила признание Константинопольского патриархата в 1589 году) обращалась в Константинополь с просьбой подчинить ей Киевскую митрополию. В 1687 году это было осуществлено. Несмотря на противоречия этого акта, в наше время Вселенская патриархия признает его легитимность, оставляя тем не менее право за украинской нацией на церковь:

" Таким образом, после аннексирования Украины Россией и под давлением Петра, Вселенский Патриарх Дионисий IV рассудил, что при тогдашних обстоятельствах стало необходимым церковное подчинение Украинской Церкви Московскому Патриархату (1687 г.), чтобы не преумножать бед набожного украинского народа и чтобы он был под православным политическим проводом - хотя украинская иерархия сильно и единодушно противилась этому решению, решению, что равнялось нанесению явного вреда каноническим правам Церкви-Матери. В том же духе, Церковь-Мать соглашалась с требованием правительств новообразованных государств православного населения на Балканском полуострове относительно автокефалии Церквей, которые выходили из Ее канонической юрисдикции, а именно Греческой (1850), Сербской (1831), Болгарской (1945) и Албанской (1937 ), ради их национальной целостности, хотя такие автокефалии повлекли резкое сужение церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата. "
Обращение Вселенского Патриарха Варфоломея к украинской нации 26 июля 2008 [14]

Учитывая исторический ход событий, Киевская митрополия так и не смогла приобрести административной самостийсности от Русской православной церкви. В 1770 году она, фактически, потеряла статус митрополии и осталась просто совокупностью епархий Московского патриархата на территории Украина. В 1919 году получила статус автономии, который впоследствии был снижен до экзархата.

Принятием Архиерейского Собора Русской православной церкви 25 - 27 октября 1990 года, в ответ на обращение украинского епископата к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руci Алексия II и всего епископата Русской православной церкви, за Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Филарета (именно такой титул был присвоен Митрополиту Киевскому в 1990 году), Украинской православной церкви была предоставлена ​​независимость и самостоятельность в управлении и права широкой автономии (что не тождественно каноническом статуса автономии, которым обладает, например, Церковь Финляндии или Японии).

В 1992 году митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко) Архиерейский Собор Украинской православной церкви (при его отсутствии) сместил с должности и избрал нового предстоятеля - Владимир (Сабодан), который был в то время митрополитом Ростовским и Новочеркасским (Россия). Филарет не признал этого решения и образовал Украинскую православную церковь - Киевский патриархат. В 1997 году по представлению епископата Украинской православной церкви, Архиерейский Собор Русской православной церкви издал "Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)" (сана митрополита он был лишен в 1992) за "раскольническую деятельность". Апелляция Филарета Вселенский Патриархат и другие Поместные Церкви не рассмотрели, признав таким образом акт отлучения ( анафему).

В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской православной церкви был уточнен статус УПЦ и отменено действие отдельных положений устава РПЦ по отношению к УПЦ. Но статус автономии Украинская церковь так и не получила. Возможно потому, что в силе остается просьба о предоставлении автокефалии, представленное в 1991 году на которое Русская церковь обязана дать ответ на Поместном Соборе.

В 2007 - 2008 годах руководство УПЦ осуществило ряд шагов направленных на закрепление и расширение самостоятельности от Русской православной церкви, на развитие отличной от российской системы административного управления Церковью, на обновление системы духовного образования, преодоление пророссийских и политических тенденций внутри Церкви.

В июле 2011 года на сопротивление предоставление большей автономии УПЦ выступил главный ее спонсор донецкий миллиардер Виктор Нусенкис, заявив, что сворачивает финансовую поддержку церкви. Вместо этого он намерен усилить финансирование организаций, которые выступают против автокефалии УПЦ МП [15] После тяжелой болезни митрополит Владимир фактически был отстранен от управления церквей, управление церковными делами принял Синод УПЦ во главе с митрополитом Агафангелом, который является противником автономии УПЦ МП и отмечается шовинистическими взглядами. [16]


3. Канонический статус

Украинская Православная Церковь обладает всеми правами и каноническим статусом, что приближает ее к уровню автокефальной Церкви. Однако, формально, таковой не является; канонически - она ​​самостоятельная часть Русской православной церкви. Согласно уставом РПЦ она является "самоуправляемой с правами широкой автономии", которая руководствуется в своем устройстве и деятельности Томосом Патриарха Московского 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви. Последний утверждает [7] :

" 1. Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве.
2. Высшими органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви Собор Украинской Православной Церкви, Собор епископов Украинской Православной Церкви и Священный Синод Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всей Украины.
3. Украинская Православная Церковь соединена с Поместными Православными Церквами через Русскую Православную Церковь.
[...]
5. Украинская Православная Церковь ... является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви.
"

Отдельными автокефальными Церквами распознается как автономная наравне с Финляндской или Японской [17]. В светских англоязычных энциклопедиях тоже обычно называется автономной [18].

Незважачы на ​​указанное в уставе, в адрес Украинской православной церкви неоднократно звучат упреки ее зависимость от РПЦ. Однако ни в одном официальном документе это не отражено, речь может идти лишь о личной позиции отдельных пророссийских епископов ( Агафангела (Саввина), Илариона (Искала), Пантелеймона (Романовского)), но не о Церкви в целом, где присутствуют и откровенно антироссийские настроения (митрополит Софроний (Дмитрук)), и умеренные проукраинские (предстоятель митрополит Владимир (Сабодан), архиепископы Митрофан (Юрчук), Антоний (Паканич), архиепископ Александр (Драбинко)).


3.1. Вопрос о получении автокефалии

Украинская православная церковь обладает всеми правами и каноническим статусом, что приближает ее к уровню Автокефальной Церкви. Однако, формально, таковой не является.

На пути к обретению полной автокефалии стоят дакилька препятствий, в частности:

  • Прохладное отношение Московского Патриархата к идее автокефалии.
  • Сложная межконфессиональная ситуация в Украине, в частности наличие еще двух неканонических православных церквей.
  • Разные взгляды на автокефалию среди архиереев и прихожан.
  • Опасения, что Константинопольский Патриархат не признает автокефальной Украинской православной церкви, а попытается включить ее в свой состав (то есть вернуть тот статус, который она имела во времена Руси). Признание Константинополя является необходимым условием получения автокефалии.

Однако, существует мнение, что последнее опасения не имеет исторических оснований - скажем, в 1448 году Русская православная церковь получила автокефалию без согласия на то Константинопольским Патриархом (и получила признание Константинопольской Церкви только через 141 год, в 1589 году) до самого подчинение украинской (тогда Русской) Православной Церкви Русской Церкви (кстати, именно с таким подчинением пор не соглашается Константинопольский Патриархат [ ]) Украинская Церковь имела устав фактической автономии и т.д.. Но есть и исторические основания - непризнание Константинопольской Церковью автокефалии Православной Церкви Америки, предоставленная Русской Церковью более полувека назад, а также непризнание автономий Японской и Китайской Православных Церквей.

После 2004 года Украинская православная церковь начала проводить реформы, еще больше сделали независимой ее от влияния РПЦ - была создана отличная от российской система административного деления (много мелких епархий), создан собственный церковный суд (который является церковным судом высшей инстанции на территории Украины), осуждено " политическое православие , отправлен за штат один из реакционных епископов ( Ипполит (Хилько)), начали издаваться богослужебные (Киево-Печерский молитвослов") и богословские переводные ( Христос Яннарас, Иоанн Зизиулас, Каллист Уэр, Иларион (Алфеев)) и отечественные (прот. Петр Кожушный) книги украинском языке. Все это было увенчано инаугурационной речью митрополита Владимира в Варшавской академии, где он осторожно указал на возможность "усовершенствование канонического статуса" ради преодоления раскола в украинском Православии. Там же было раз четко выражено официальную позицию Церкви о статусе:

" Украинская Православная Церковь имеет сегодня такие канонические права, которые вполне аналогичны правам Поместной Церкви, а ее статус соответствует статусу, который она имела во времена святителя Петра Могилы. Более того, сравнительный анализ канонических прав Украинской Церкви, что сегодня является самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата, и канонических прав автокефальной Элладской Православной Церкви свидетельствует о том, что наши реальные права даже больше тех, которые имеет автокефальная Церковь Греции. Украинская Православная Церковь самостоятельно решает большинство церковных вопросов, и ее каноническая зависимость от Русской выражается лишь в молитвенном поминании Патриарха Московского за богослужением, а также в Патриаршем благословении избранного Собором УПЦ Предстоятеля. "
Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. "Украинская Православная Церковь: современность и перспективы" [19]

Многими это стало восприниматься как скрытый продвижение к полной автокефалии и вызвало соответствующую ответную агрессивную реакцию пророссийском среде, как в России, так и внутри Украинской православной церкви. С избранием нового патриарха Московского Кирилла это движение к самостоятельности и украиноцентричности если не прекратился, то стал более скрытым.


4. Устройство

Украинская православная церковь является независимой в управлении частью Московского Патриархата с правами широкой автономии. "Права широкой автономии" (но не сам канонический статус автономии с внесением в диптих) было предоставлено Архиерейским Собором Русской православной церкви в 1990 году в ответ на обращение украинского епископата к Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всего епископата Русской церкви.

Украинская православная церковь признает себя правопреемницей древней Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата (в пределах Украина) и Украинского Экзархата Русской православной церкви.

Киевский митрополит, предстоятель церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской православной церкви, а украинский епископат принимает участие в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Зато, влияние Московского патриархата на внутреннее устройство УПЦ ограничен, все решения принимает Архиерейский Собор Украинской православной церкви. Митрополит Киевский и всея Украины подчиняется только Священному синоду и Соборам Украинской православной церкви.

Общими органами управления в Украинской православной церкви есть Собор, Собор епископов, Священный синод и синодальные учреждения (отделы, комиссии, миссии), управления делами. Ряд важных полномочия имеет Предстоятель. Украинская православная церковь разделяется на мелкие местные церкви - епархии, которые имеют своих предстоятелей (епархиальных архиереев) органы управления (епархиальное собрание, епархиальный совет, епархиальное управление) и учреждения ( благочиния, монастыри, прихода).


4.1. Соборы

Высшим органом управления Украинской православной церкви является Собор Украинской православной церкви, который действует в пределах, определяемых священными канонам Православной церкви и Уставом об управлении Украинской православной церкви. Иногда эти Соборы называются также поместными или всеукраинскими. Собор следит за сохранением чистоты православного вероучения и норм христианской морали, решает принципиальные богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся Украинской православной церкви, следит за сохранностью канонического единства со Вселенским православием, утверждает Устав Украинской православной церкви.

В период между Соборами Церкви созывается Соборы епископов (Архиерейские соборы), которые являются вторым органом управления Украинской православной церкви. По Уставу Собор епископов должен созываться минимум раз в год, однако на практике это происходит реже. Собор епископов канонизирует святых и принимает богослужебные чинопоследования, составленные в их честь, он является церковным судом высшей инстанции, вносит изменения в Устав (с последующим его утверждением Собором Церкви), а также избирает Митрополита Киевского и всея Украины и определяет процедуру избрания.


4.2. Священный синод

Священный синод является третьим органом управления Украинской православной церкви, действующей в период между Соборами епископов. Синод возглавляется Митрополитом Киевским и всея Украины или Местоблюстителем и состоит из десяти, включая митрополита Киевского, епархиальных архиереев - семи постоянных и трех временных членов. Постоянными членами Священного синода состоянию на март 2010 года являются: Владимир (Сабодан), Никодим (Руснак), Агафангел (Саввин), Иоанникий (Кобзев), Онуфрий (Березовский), Марк (Петровций), Митрофан (Юрчук). Временные члены Священного синода вызываются на сессию поочередно каждые полгода. Синод учреждает и ликвидирует епархии, избирает и поставляет епархиальных и викарных архиереев, переводит их на другую кафедру, учреждает и упраздняет монастыри и решает ряд мелких вопросов. При Священном Синоде действует ряд синодальных учреждений: комиссии, отделы, миссии и т.д..


4.3. Епархии

Карта епархий УПЦ МП

По состоянию на 1 января 2010 года Украинская православная церковь насчитывала 45 епархий.

Все епархии находятся на территории Украина. Иностранных епархий нет, и благодаря этому Украинская православная церковь является одной из немногих Православных церквей в мире, которая соблюдает постановления Вселенских Соборов, запрещающие епископам вмешиваться в дела за пределами их канонической территории (в том числе создавать епархии для эмигрантов, которые делают большинство Православных Церквей). Украинские заграничные приходы подчиняются Вселенскому Патриархату, в отдельных случаях - Московскому.


4.4. Монастыри

Наиболее известными монастырями Украинской Православной Церкви есть три лавры - Свято-Успенская Киево-Печерская, Успенская Почаевская и Успенская Святогорская. Другие значительные монастыри: Бахчисарайский Успенский пещерный монастырь, Свято-Усекновенский скальный мужской монастырь, Свято-Знаменский женский монастырь, Свято-Климентовский Инкерманский мужской монастырь, Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева пустынь), Свято-Троицкий Густынский женский монастырь, Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь, Свято-Покровский Красногорский женский монастырь, Софронтьевский Мовчанский Рождества Богородицы Печерский монастырь, Дерманский монастырь, Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь.

Всего в Украинской православной церкви насчитывается 179 монастырей и 4626 монахов и монахинь [12]. Ни одна другая православная конфессия в Украина не может сравниться с УПЦ за развитием монашеской жизни. Так, например, Украинская православная церковь - Киевский патриархат имеет лишь 45 монастырей из 137 монахами и монахинями (т.е. по 3 монаха в монастырь), а Украинская автокефальная православная церковь вообще 10 монахов в 9 монастырях [12].


4.5. Учебные заведения

Украинская православная церковь имеет разветвленную систему духовного образования - академии, семинарии, институт, училище, лицей, курсы и воскресные школы. По состоянию на 1 августа 2011 года насчитывается 10 высших духовных учебных заведений: Киевские духовные академия и семинария, Ужгородская Украинская Богословская Академия имени святых Кирилла и Мефодия, Волынская духовная семинария, Одесская духовная семинария, Полтавская миссионерская духовная семинария, Почаевская духовная семинария, Таврическая духовная семинария в Симферополе, Харьковская духовная семинария, Черновицкий православный богословский институт и Луганский богословский университет в честь Архистратига Михаила.

Действуют также Регентский курсы при Одесской семинарии и регентского отделения в Кременце Почаевской духовной семинарии, Алчевске Духовное училище, Владимир-Волынское регентское Духовное училище, Городоцкое Духовное училище регентов-псаломников, Киевское Духовное училище, Луганское Духовное училище, Николаевское духовное училище, Мукачевское Духовное училище, Корецкое регентско-катехизаторское Духовное училище, Сверловське Духовное училище, Сумское пастырско-богословское духовное училище, Черниговское духовное училище, Луганская православная классическая гимназия имени святой великомученицы Татьяны и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы.


5. Епископат

Блаженнейший Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины

Предстоятелем Украинской православной церкви является Митрополит Киевский и всея Украины с титулом "Блаженнейший". Его резиденция - Успенская Киево-Печерская Лавра. С 1992 года это Владимир (Сабодан).

С 10 сентября 2011 года Украинская православная церковь насчитывает 73 архиереи. Среди них: предстоятель, 44 епархиальное (правящие) архиереи, 20 викариев и 8 на покое. С момента предоставления прав автономии в 1991 году УПЦ покинули лишь пять архиереев (трое - митрополит Филарет (Денисенко), епископы Андрей (Горак) и Иаков (Панчук) - перешли к неканонических юрисдикций и были лишены сана, двое перешли в прямую юрисдикцию Московского Патриархата) - это наименьший показатель среди православных юрисдикций в Украине. Еще 11 епископов за этот период умерли, большинство из них несли архиерейское служение еще с 1960 - 1970 -х годов. Всего в УПЦ сохранилась полная преемственность иерархии с украинским экзархатом Московского патриархата ( 1918 - 1991), у которого, в свою очередь, была полная преемственность с иерархией Русской православной церкви на территории Украины ( 1620 - 1918).

Авторитетными архиереями церкви, кроме Предстоятеля, является митрополит Днепропетровский Ириней (Средний), митрополит Одесский Агафангел (Саввин), митрополит Донецкий Иларион (Шукало), митрополит Тернопольский Сергей (Генсицкий), архиепископ Львовский Августин (Маркевич), архиепископ Белоцерковский Митрофан (Юрчук).

Митрополит Агафангел (Саввин) является своеобразным идейным лидером "пророссийского" крыла украинской православной церкви. Активным сторонником автокефалии является митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук). Предстоятель и большинство архиереев занимают нейтральные позиции, пытаясь противостоять проявлениям как украинская, так и российского национализма в Церкви.

В течение 2007 года был рукоположен 13 архиереев, почти столько, как за предыдущие 10 лет. Это связано с административной реформой, которая измельчает епархии для удобства управления по образцу Элладской Церкви. Это прохладно воспринимается Русской церковью, поскольку таким образом количество украинских епископов может сравниться с количеством епископов самой РПЦ и на ее Поместном Соборе (где будут иметь право голоса все украинские епископы) украинские архиереи смогут принять практически любое удобное для Украинской православной церкви решения. После избрания патриархом Московским Кирилла (Гундяева) административная реформа была приостановлена, в 2009 был рукоположен только двое архиереев, ни епархия не разделена.


6. Награды

В УПЦ существует традиционная система наград - форма поощрения духовенства и мирян за труд и заслуги перед Православием - в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовности, восстановлении храмов, миссионерской, благотворительной, социальной и просветительской работы. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные.

Иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуют достойное прохождение церковного служения. К ним вдиносяться: повышение в сане ( епископа в архиепископа, иерея к протоиерея и проч., но не хиротония) элементы литургического облачения, несущие духовное значение; богослужебные отличия (служение Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни или к " Отче наш" ). Согласно своей градации награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконство. Возложение наград для священства и диаконство осуществляется правящим епархиальным архиереем, или, по его благословению, викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей произносит "Аксиос" (достоин). Награды клириков в форме служебным различий регулируют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.

К общецерковных наград УПЦ относятся - ордена ( Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских, Орден святого равноапостольного князя Владимира, Орден преподобного Нестора Летописца и т.д.), медали, юбилейные ордена и медали. Общецерковные нагродамы могут быть награждены Предостоятели Поместных Церквей, епископат, духовенство, миряне, государственные деятели, военные, правоохранители, журналисты, поэты, писатели, работники - культуры, искусств, медицины, образования и представители других сфер деятельности, а также иностранные граждане.


7. Отношения Церкви и государства

С начала обретения Украиной независимости, во времена президентства Леонида Кравчука, отношения церкви с государством стали напряженные через активную поддержку властями других православных церквей и греко-католиков, давление на Украинскую православную церковь, а также из-за вмешательства УПЦ в политической жизни Украины. В правление Леонида Кучмы Украинская православная церковь (Московского патриархата) и Украинская Греко-Католическая Церковь получили максимальное содействие со стороны властей. По Виктора Ющенко декларировалось равное отношение ко всем конфессиям, однако объявленного отделения церкви от государства не произошло.


8. Статистика [20]

За исключением трех областей Галиции и западной Подолье ( Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская), Украинская православная церковь является доминирующей конфессии на территории страны по количеству приходов (общин) и культовых сооружений в собственности или пользовании. Ее религиозная сеть есть имеет быстрый рост среди всех конфессий Украины (200-300 приходов и других структур в год [21]).

Дата Епархий Приходов Монастырей Монахов Миссий Братств Духовных учебных заведений Слушателей в них Священнослужителей Воскресных школ Периодических изданий
01.01.2007 36 11085 167 4399 8 37 17 3627 9327 4133 105
01.01.2008 40 11334 173 4485 10 34 18 3970 9217 4112 106
01.01.2009 44 11539 177 4562 12 34 19 4211 9275 4158 106
01.01.2010 45 11790 179 4626 13 34 20 4234 9518 4256 108
01.01.2011 45 12043 186 4576 13 34 20 4568 9680 4344 112

См.. также


Примечания

  1. Вопрос кого считать основателем УПЦ является противоречивым. Сама Церковь называет Апостола Андрея, который по легенде установил на Киевских горах крест и с историческими данными проповедовал в греческих городах Северного Причерноморья, считая его первым, кто принес православную христианскую веру нынешние земли Украины. Непосредственно церковная иерархия (если не считать скифских епископов) берет начало от св. Михаила Киевского, который был первым митрополитом Киевским. Среди основатель УПЦ называет также св. Владимира Великого, при котором формальный епископ и небольшая несколько греческих приходов превратились в большую митрополию, образовав полноценную поместную Церковь, которая стала государственной религией. Представители других конфессий считают основателем УПЦ или Филарета (Денисенко), за которого УПЦ получила полную самоуправление, сохранив лишь каноническое объединение с Московским Патриархатом, или Владимир (Сабодан), за которого УПЦ была перестроена и возрождена, количество приходов, монастырей и епархий возросло в несколько раз, УПЦ начала участвовать в межправославных диалогах и торжествах, а также участвовать в межправославных совещаниях как самостоятельная церковная единица (с 2008 года) .
  2. Патриархи четырех старейших церквей мира напомнили РПЦ, что Украина не является ее канонической территорией / / РИСУ - risu.org.ua/ua/index/all_news/orthodox/orthodox_world/44182 / считаны 05.09.2011
  3. а б в г д е ж По состоянию на 13 сентября 2011 - orthodox.org.ua/uk/node/6088
  4. а б Религия и власть в Украине: проблемы взаимоотношений. Информационно-аналитические материалы к Круглого стола на тему "Государственно-конфессиональные отношения в Украине, их особенности и тенденции развития", 8 февраля 2011, Киев. - С. 35 / / Центр Разумкова - www.razumkov.org.ua/upload/prz_2011_Rlg_smll.pdf:

    Всего, по сравнению с 2000г., Доля верующих УПЦ среди взрослого населения Украины выросла с 9,2% до 23,6% (т.е. в 2,6 раза), а верующих УПЦ-КП - с 12,1% до 15,1% . Это произошло преимущественно за счет снижения доли тех, кто считает себя православным, но не относит себя ни к одной Церкви (с 38,6% до 25,9%).

  5. В статье названия "УПЦ" и "Украинская православная церковь" к Украинской православной церкви (Московского патриархата).
  6. VIII. Самоуправляемы Церкви / / Устав Русской Православной Церкви - www.mospat.ru/ru/documents/ustav/viii/
  7. а б Устав Украинской Православной Церкви - orthodox.org.ua/uk/node/2485
  8. а б в Украинское Православие: старые проблемы в новом веке - www.dt.ua/3000/3690/55798/ / / Зеркало недели
  9. а б Константинопольский Патриархат и украинские церковные проблемы - www.uceps.org/ukr/article.php?news_id=404 / / Центр Разумкова
  10. а б Вселенское Православие об украинском расколе и Украинскую Православную Церковь - kuzmenko.org.ua / uk / rozkol / world-orthodoxy. Подборка высказываний иерархов всех православных автокефальных Церквей, то есть Вселенского Православия.
  11. Евхаристическое общение, есть возможность совместного причащения верующих и совместного служения Литургии духовенством, лучше всего иллюстрируется непосредственной практикой - в случае УПЦ это визиты предстоятелей и архиереев всех православных автокефальных Церквей церковные урочостости с общим служением литургии (юбилей митрополита Владимира в 2005, визит Александрийского патриарха в 2008, годовщина крещения Руси в 2009 и др.).
  12. а б в Сеть церквей и религиозных организаций в Украине состоянием на 1.01.2010 (Форма 1) - www.scnm.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=133166&cat_id=47945. Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий
  13. "Поместной церковью со времен святого равноапостольного князя Владимира является Киевская Митрополия. Сегодня в православном мире она именуется Украинской православной церковью и такой признается" (митрополит Владимир (Сабодан) в интервью агентству УНИАН [1] - www.unian.net/ukr/ news/news-291005.html).
  14. Обращение Его Святейшества Патриарха Константинопольского Варфоломея к украинской нации, 26.07.2008 / / Православие в Украине - orthodoxy.org.ua/uk/dopovidi_ta_promovi/2008/07/26/17703.html
  15. УПЦ МП без финансовой поддержки - news.dt.ua/SOCIETY/upts_mp_zalishilasya_bez_finansovoyi_pidtrimki-84380.html
  16. Церковный переворот: пророссийские силы берут верх в УПЦ (МП) - tyzhden.ua/Politics/42976
  17. (Англ.) Список автокефальных и автономных Церквей на официальном сайте Американской православной церкви - www.oca.org/OCworldindex.asp?SID=2, однако это не диптих, ибо в диптихе АПЦ (есть на том же сайте) содержатся лишь автокефальные церкви.
  18. (Англ.) Перечень иерархии православных церквей в энциклопедии "World Statesman" - www.worldstatesmen.org / Religious_Organizations.html # Orthodox.
  19. Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всей Украины. Украинская Православная Церковь: современность и перспективы - orthodox.org.ua/uk/node/2719
  20. Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий. Департамент по делам государственно-конфессиональных отношений и обеспечения свободы совести - www.scnm.gov.ua/
  21. Данные государственного комитета по делам национальностей и религий по состоянию на 1 января 2008 - www.scnm.gov.ua/doccatalog/document?id=50179 (Excel)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам