Надо Знать

добавить знаний



Украинская скульптура



План:


Введение

Ск. Инна Коломиець.Пам "Памятник Березовского в Глухове

Украинская скульптура


1. Рельефы эпохи Киевской Руси

Значительную роль во внутреннем убранстве Софийского собора в Киеве (кроме фресок и драгоценных мозаик) играли резные панели- рельефы. В качестве сырья использовали шифер и мрамор. Ближайшие залежи камня, легкого в обработке, нашли вблизи города Овруч, откуда везли пирофилитовый сланец (шифер). Овруцкий камень шел на тесаные архитектурные детали (карнизы), полы с мозаиками, папапеты галерей центральной нави собора и каменные саркофаги князей. На хорах храма сохранилось десять панелей с овручского камня, а две недостающие - созданные из дерева. Главные стороны панелей, возвращены в пространство главной нави, украшенные сложным плетением. Геометрический центр панелей обычно отведено закругленном розетке, окаймленной плетением или венком с листьями. Розетка - или орнаментальная, или с изображением орла. Плетение ленты не имеет концов, образуя сложный узор волнистых линий, колец, сложных симметричных узлов. Одна из панелей имеет ленту образует математически правильные двенадцать участков, похожих на участки восточных арабских ковров.

Рельефные изображения рыб и кипарисов, лозы с гроздьями винограда и крестов упрощенного рисунка найдены на княжеских саркофагах. Разрушения и ограбления Киева 1240 года, упадок храма в 14-15 веках мало способствовали сохранению как мозаик и фресок храмов, так и украшений-рельефов. Были разграблены и княжеские саркофаги. Так, саркофаг, найденный в Михайловском Златоверхом соборе, потерял каменную крышку и был пуст. Второй каменный саркофаг был найден во время раскопок разрушенной Десятинной церкви, создание которого датируется 10 веком. Наиболее сохранившимся оказался мраморный саркофаг, который связывают с захоронением Ярослава Мудрого. Внешне саркофаг напоминает древнегреческий храм с двускатной крышей. Плоскости "крыши" разделены на отдельные прямоугольные участки, фон которое занимают кресты с лозами винограда, птицы у бассейна и стилизованных деревьев. Один из сторон этого саркофага преподнес сюрприз - его плоскость несет лишь графический рисунок будущего рельефа, не успели создать. Это еще одно указание на то, что саркофаги и резные парапеты изготовляли именно в Киеве, а не привозили издалека. Издалека могли пригласить лишь искусного художника - резчика. Длина мраморного саркофага составляет 236 см, а высота вместе с крышкой - 181 см.

Уникальным экспонатом Музея Михайловского Златоверхого собора стала панель с красновато-фиолетового шифера с рельефом святого воина-всадника, имя которого не установлено. Рельеф найдено во время раскопок на территории древнего Михайловского монастыря в Киеве.

  • Саркофаг княгини Ольги. Софийский собор, Киев.

  • Черниговская гривна, 11 века, Киев, золото, чеканка, 7,8 х 7,4 см. Русский музей, Санкт-Петербург.

  • Саркофаг Ярослава Мудрого


2. Мемориальная скульптура Позднего Возрождения и маньеризма на западных землях

Надгробие князя Константина Острожского, 1579 год, фото уничтоженной достопримечательности.
Председатель Константина Острожского. Фрагмент скульптуры.

Мемориальная скульптура Позднего Возрождения и эпохи маньеризма получила распространение на западных украинских землях в 16 веке, потому что именно там чаще всего сталкивались с новыми веяниями и новыми идеями, которые шли от контактов как с явлениями итальянской культуры, так и непосредственно с художниками Италии или северных стран тоже проходили этап Вижродження. Так, Львивцього времени стал местом культурного пересечения идей и традиций итальянской, немецкой, фламандской и славянской культур. Преобладали итальянские влияния как свидетельство высокого уровня тогдашней Итальянской культуры, прошла тысячелетний путь развития и накопила значительные ремесленно-технологические и художественные находки. Львовская ренессансная мемориальная пластика шла в пределах стилистики, разработанной в городе Венеция архитектором и скульптором Сансовино.

Умерший из богатых семей подается лежащие на саркофаге в состоянии мистического сна. Обычно его фигуру окаймляют архитектурой - колоннами, фронтонами, рустикациею. Фронтоны могли иметь сложный, фигурный вид, а надгробие сопровождали герб семьи, военная арматура (оружие, флаги, доспехи в мужских надгробиях), кресты, молитвенные позы, библия (в женских погребениях) и пышные надгробия эпитафии. Надписи наиболее интересные, ибо позволяют точно идентифицировать умершего, его возраст и состояние. Благодаря спасательной деятельности, которую провел украинский искусствовед Возницкий Борис Григорьевич, для украинского народа сохранено ряд надгробий от 16 до начала 19 века. Среди сохранившихся -

  • надгробие детей Данилович с Жидачева
  • надгробие Иоанна и Екатерины Гербуртов
  • надгробие детей Понинских т.д..

Уникальным стал спасен надгробие Александра Ванка Лагодовского ( 1573 года). На саркофаге воспроизведен фигуру пожилого Лагодовского в рыцарских доспехах под пышным архитектурным балдахином. Надгробие имеет эпитафию, текст которой написано кириллицей, что указание на его местный, украинский характер.

В редких образцов пышных надгробий этому периоду относится и надгробие князя Константина Острожского, установленный в Успенском соборе 7 августа 1579 года в Киеве. Но выдающаяся мемориальная достопримечательность была окончательно разрушена 1941 года. Имеем лишь неудачную копию в Московском Государственном историческом музее и фотофиксация.

Надгробия и профессиональная скульптура начале 17 века несут ощутимые влияния Фландрии. Так, известно, что в Кенигзберзи в середине 16 века делал надгробия фламандец Корнелис Флорис где Вриндт (1513/14 - 1575). Известно, что именно во Львове поселились беглецы из Кенигзберга, мастера - резчики и скульпторы. Среди львовских мастеров начала 17 в. - Скульптор Иоанн Пфистер (или Пфистер Ян), работавший в стиле фламандско-немецкого маньеризма. Пфистер использовал как резьбу по дереву, так и гипс. Именно Пфистер создал украшения часовен Кампианов и Боимов, а также надгробия в костеле Бережанского замка на современном Тернопольщине. Среди спасенных от уничтожения надгробий - саркофаг с фигурой Екатерины Сенявским в виде ее небесной покровительницы - Св. Екатерины.

Влияние художественной манеры Пфистера имеет и резной алтарь с групповым портретом горожан Львова, датированный 1627 годом и создан его последователем.

  • Бюст польской королевы Варвары Радзивилл, Олеский замок

  • Часовня Кампианов, рельефе на библейские темы на фасаде. Львов

  • Часовня Боимов, рельеф ?Снятие с креста"

  • Надгробие Анны Сенявским, Олеский замок

  • Надгробие Адама Киселя, Низкиницкий монастырь Покрова Пресвятой Богородицы

  • Апостол Павел, часовня Боимов, Львов, рельеф.


3. Скульптура эпохи барокко и рококо

Деревянная золоченая скульптура суток рококо. Церковь Пресвятой Евхаристии (Львов).
Ратуша, Львов, скульптурное убранство фасада работы Пинзеля.

[[Файл: | мини | справа | 200пкс |]] (Этот раздел еще не написано полностью)

Кроме скульпторов, резчиков камня, работали в Западной Украине также скульпторы - Свинаренко или людвисари. Так назывались видливачи с металла. Главным центром ремесла и искусства в эпоху барокко в Украине оставался Львов. Одной из более известных львовских мастерских была мастерская семьи Франкович, что почти целое XVII в. переходит от одного члена рода к другому. Франкович отливали в своей мастерской всего колокола и пушки, иногда с очень требовательными и артистическими орнаментами, но изготовляли также и самостоятельные металлические скульптуры. Основоположник семьи Юрий Франк или его сын Каспер Франковым были авторами доброй статуи крылатого, закованного в броню архистратига Михаила, бьет копьем дракона (о котором речь была выше). Конце XVII в. мастерская Франкович перешла к Юрию Лотрйнга. С тех пор во львовском Промышленном музее сохранилась артистично выполнена работа, представляющая дельфина с гербом города Львова, то есть со львом у ворот. Последняя артистическая работа львовского людвисарства известно до сих пор, это - семь апостолов, и где сохранились в том же промышленном музее с 1740 г. После этого артистических работ львовского людвисарства или конвисарства, кажется, не появлялось и традиция этого старого львовского искусства. дается, прервалась.

На Восточной или в Центральной Украине, где скульптура приобрела дикого значение главным образом как декорация пышной архитектуры казацкого барокко, она отличается более материалом скульптуры, чем стилем исполнения. Когда в Западной Украине скульпторы резьбы работали главным в камне, мастера казацкого барокко резали преимущественно из дерева. Резали цели фигуры и рельефы, иногда сложные композиции. В музее Харьковского университета перед войной сохранилась икона, резная высоким рельефом, представляла распятие, сцены страстей, Другие аллегорические персонажи и 12 апостолов вряд, и все это довольно свежей и артистической труда. Из дерева резали выносные кресты с рельефно резаным распятием и другими сценами, но это больше относится к мелкой скульптуры, соседствующий с сницерстизом. Еще больше, чем фигуральное скульптура, в Центральной и Восточной Украине развилась орнаментальная деревянная резьба: обрамления икон, алтаря и даже целые иконостасы. Раз в эпоху барокко иконостасы, что ранее в церквях были невысокие, развились в целую многоярусную стенку, преграждала церковь, поднимаясь вверх до высоты самой церковной бане. Барочные многоярусные иконостасы иногда представляли собой густо резные высокие стены, состоящие из колонн, арок, архитравов, которые вместе с тем служили обрамлении икон, но при этом гордились иногда тонкой прихотливой резьбой. До революции уцелел роскошное резной иконостас в одном из боковых притворов Софийского собора в Киеве с 1689 г. Сами иконостасы в эпоху барокко стали необыкновенно привередливыми и фантастическими. Разделения на ряды или ярусы икон нарядной резьбой часто проводились не равными сущий линиями, но зигзагуватимы, что поднимались и спускались и выступали вперед и отступали, так что и сам иконостас одними частями выступал на церковь, другим - отступал в глубину до алтаря. Резьба иконостасов часто бывала позолоченная и производила впечатление тонкой и прихотливой художественной труда. Киевские сницери также постигали большой артистической умелости в серебряных изделиях риз для икон, оправ на евангелиях, В цииих плащаница (как славная плащаница, подаренная Мазепой в Иерусалим).


4. Произведения Пинзеля


5. Светские монументы в Украину 19 в.

Богиня победы Ника. Деталь монумента в честь Казарского



6. Мемриальна скульптура в Украину 19 в.

Надгробие Маркияна Шашкевича. Львов.
  • Надгробие Весы и Иосифа Ивановича.

  • Ск. Юлиан Марковский. Надгробие Йосефа Марковской. Лычаковское кладбище. Львов.

  • Надгробие Лауры Пшездецкой

  • Надгоробок Зинаиды Харитоненко, Сумы.


7. Украинская скульптура первой половины 20 в.

(Этот раздел еще не написано)


8. Украинская скульптура 1946 - 1970 гг

Надгробие Саломеи Крушельницкой.

После уничтожения населением Украины скульптуры сталинской за первых дней немецкой оккупации 1941, советское правительство начало восстанавливать памятники после победы над немцами, прежде Сталину, чтобы после XX съезда КПСС ( 1956) и борьбы против "культа личности" снова их уничтожить. Их заменили новые: Ленина, деятелей Октябрьской революции и "героев Советского Союза" и "героев социалистического труда". Черты правительственной скульптуры того времени впоследствии отмечала сама советская критика, кладя вину за них на "культ личности".

Наиболее развитый жанр в скульптуре УССР послевоенного периода и до сих пор - скульптурный портрет: массово производились портреты "вождей" и "героев", в которых "документально верно" передавались черты портретируемых.

Более индивидуальные портреты (в основном деятелей науки, культуры, искусства) дали И. Шаповал (академика Стражеско, 1949), А. Ковалев (академика В. Филатова, 1952 и Б. Хмельницкого, 1954), Е. Фридман (академика Л. Булаховского, 1962), Галина Кальченко ( 1958 - 1975 создала целую галерею портретов писателей, музыкантов и художников; интересные - Ванды Василевской, 1963, И. Кавалеридзе, 1967, Г. Косынки, 1969), М. Рябинин (Фиделя Кастро, 1967), И. Гончар ( О. Гончара, 1949, М. Кривоноса, 1952), Н. Лысенко (И. Марьяненко, 1963), Я. Чайка (И. Айвазовского, 1954, А. Монастырского, 1959 - 1960), Галина Петрашевич (Н. Ужвий, 1947, А. Корнейчука, 1949, 1951), В. Власов (С. Крушельницкой, 1960). Юбилейные портреты создали И. Севера ( И.Франко, 1955), Л.Биганич ( Леси Украинская, 1959, М. Заньковецкой, 1962), И. Салотос ( 1969) и Г. Кальченко ( 1972, два последние - Сковороды), Я. Чайка ( В. Стефаника, 1971) и мн.

В области монументальной скульптуры создано немало памятников, прежде всего военных и партийных деятелей. Среди них - М. Щорсу в Киеве ( 1954) работы Н. Лысенко, В. Бородая и М. Суходолов (похожий на известные кондотьерськи памятники Донателльо и Вероккио со времен ренессанса). Черты помпезности имеют памятнику генералу Ватутину в Киеве ( 1948) Е. Вучетича и ряд памятников "дважды героям Советского Союза", которые по отдельным указом Верховного Совета строили в городах и селах Украины. К лучшим с художественной точки зрения относятся памятники: А. Пушкину ( 1962) и М. Лысенко ( 1965) в Киеве А. Ковалева и модерную Т. Г. Шевченко в Москве (1964), созданный группой скульпторов ( М. Грицюк, А.Фуженко, Ю. Синькевич) и архитектора (А. Сницарев и Ю. Чеканюк). Стоит отметить памятник И. Франко перед Львовским университетом работы В. Борисенко, Д. Крвавич, Е. Мисько, В. Одрехивский и Я. Чайки ( 1964). Юбилейные памятники поставлены Т. Г. Шевченко в Канаде в Палермо ( 1951, М. Вронского) и в Торонто ( 1961; М. Ковтуна), В. Стефаника перед библиотекой во Львове ( 1971, В. Сколоздра, архитект М. Вендзилович) и Л. Украинский в Киеве ( 1973, Г. Кальченко).

Отдельное многочисленную группу монументальной скульптуры в Украине творили неперсональни памятники и мемориальные ансамбли, посвященные историческим событиям, жертвам войны, юбилейным датам и т.п. ( 1971 - 1975 - более 70), выполняемые группами скульпторов и архитекторов, из-за чего терялись индивидуальные приметы отдельных художников.

В области композиционной скульптуры следует отметить "сплавщиков" В. Знобы ( 1957), "Олекса Довбуш" М. Рябинина и В. Сколоздра ( 1951), групповую скульптуру "Перед боем" с Б. Хмельницким, М. Кривоноса и И. Богуна (А. Супрун и А. Белостоцкого, 1954) и др.. Среди младшего поколения украинских художников заметное была попытка модернизировать скульптуру, например, труда Т. Бриж (серия к старославянской мифологии: "Бог войны", "Бог земли, воды", "Бог огня", 1968 - 1970), Веры Шатух ("Память", 1969), И. Чумака ("Слово о полку Игореве", 1966) и др.. на современные темы.

Многие скульпторов работали в пластике малых форм, в частности в майолике и терракоте: Б. Довгань ("Васильки", 1960), В. Клоков ("У ручья", 1962), О. Рапай-Маркиш ("Черт на козе", 1965, "Весілля", 1968), Я. Ражба ("Мавка", 1960, "Теофан Грек", 1970, "Дон Кіхот і Санчо", 1971), В. Трегубова ("Одарка", "Карась", 1970), В. Шатух ("Приятелі", 1957) та ін.

У 1970-х роках помітне відродження медальєрства в Україні (перша виставка медалей 1975 у Києві); серед ін. працювали у цій ділянці Г. Кальченко (медалі С. Гулака-Артемовського, Г. Сковороди, 1972; Л. Українки, 1974), Е. Мисько (І.Труша, 1969, О. Новаківського, В. Стефаника, 1972), О. Скобликов (М. Черемшини, 1974), І. Хотінок ("До 700-річчя Данте Аліґ'єрі", 1965; "До 200-річчя від дня народження І. Котляревського", 1969), та ін.

Серед української еміграції у перші роки після війни через постійні переселенчі проблеми скульптура не мала тривалої бази для нормального розвитку; проте скульптори активно виявили себе за т. зв. "таборової доби", особливо на виставках у Мюнхені (1947) і Реґенсбурзі (1948): Г. Крук, С. Литвиненко, Б. Мухин, А. Павлось, М. Черешньовський, М. Дзиндра. Г. Крук залишився в Мюнхені і своїми Фігурними і портретними працями здобув визнання у німецьких мистецьких колах. У Берліні працював В. Масютин, один з найяскравіших представників національного мистецтва (залишив серію медалей-рельєфів укрраїнських історичних постатей, бюсти гетьманів та сучасників). Усі ін., названі вище, у 1948 - 1950 виїхали до США.

У США, у Нью-Йорку, жив О.Архипенко (1923 - 1964), засновник модерної світової скульптури. Він шукав "праформи" у творах, доведених до максимальної простоти, до гри площ і ліній, опуклостей і вглиблень, як і кольорів, які він використовував у скульптурі, що межувала з абстракцією. Він творив і реальний портрет (портрети-пам'ятники Т. Шевченкові й І. Франкові в Парку народів у Клівленді, портрети українських діячів). На початку 1950-х років Архипенко виставляв у Німеччині, Італії, Швейцарії; 1969 музей Родена в Парижі влаштував ретроспективну посмертну виставку його творів, яку згодом перебрав Смітсонський музей у Вашингтоні.

С 1948 - 1950 у Нью-Йорку працювали: С. Литвиненко, що дав цілу галерею скульптурних портретів сучасників, низку фігурних композицій і пам'ятників; М. Черешньовський, що до скульптури прийшов від дерев'яної різьби, досконалість якої характеристична для його творів (портрети, композиції, пам'ятники Л. Українки у Клівленді і Торонто).

У Філадельфії працював О. Капшученко, автор невеликих груп реалістичних фігур, здебільша типів сучасного міста, часто з соціалістичним забарвленням і гумористичним теплим ставленням до людини.

Модерного вислову надавали своїй скульптурі, ґрунтуючися на фолкльорі і мітології, керамістка С. Ґеруляк у Нью-Йорку і Г. Пецух у Польщі.

У ділянці скульптурного портрета працювали О. Лятуринська, Ф. Ємець (Каракас, Венесуела), В. Сім'янців (США), К. Бульдин (Буенос-Айрес).

На відомого скульптора Канади вибився Л. Молодожанин (Лео Мол) (між його творами - портрети церковних і державних діячів Європи, Канади, США і Ватикану, пам'ятники Шевченкові у Вашингтоні і Буенос-Айресі).

У ділянці абстрактної скульптури у США і Канаді працювали К. Мілонадіс (кінетична скульпртура.), М. Урбан, М. Дзиндра, М. Гуненко, Микола Голодик, В. Палійчук, В. Баляс, І. Букоємська, Р. Коваль, М. Бентов, І.Осадца, А. Перейма, Р. Костинюк, Е. Зеленак, П. Колісник та ін. молодші. У їх творчості відчутні різні сучасні стилі, від конструктивістичного до експресіоністичного. Деякі з названих мистців викладали в американських вищих мистецьких школах.


9. Твори Івана Кавалерідзе

  • Княгиня Ольга, Київ.

  • Григорій Сковорода, Лохвиця, Полтавщина.

  • Пам'ятник Тарасу Шевченку, Полтава.

  • Ярослав Мудрий, Київ.


10. Монументи жертвам Голодомору

  • Монумент у Національному музеї "Меморіал пам'яті жертв голодоморів в Україні", Киев

  • Меморіал Жертвам Голодомору, Ромни

  • Пам'ятник Жертвам Голодомору, Суммы

  • Мемориал Жертвам Голодомора, Харьков


11. Монументы погибшим в Афганистане

  • Памятник погибшим воинам-афганцам, Луганск.

  • Мемориальный комплекс "На афганской тропе", Кременчуг

  • Памятник погибшим воинам-афганцам, г. Киев.

  • Памятник погибшим, Чернигов


12. Мемориальная скульптура

Ск. Мазур Богдан Николаевич. "Гетманы. Молитва за Украину." Батурин.


  • Эпитафия семьи Боим, Львов.

  • Ск. Мазур Богдан Николаевич. Надгробие В. Чорноволу, Байковое кладбище, Киев.

  • Каплиця на спомин жертв сталінських репресій в Україні і пам'ятник зруйнованим храмам, місто Черкаси.

  • Ігор Гречаник. Меморіальна дошка Артему Веделю, композитору, Київ.


13. Скульптури жарти

  • Ск. Роман Блажко. Студент програміст, Харьков

  • Олександр Токарев. Пам'ятник помаранчам, що врятували Одесу (народна назва "Монумент хабарю")

  • Еллочка-людоїдка за твором Ільфа і Петрова "Дванадцять стільців", Харьков

  • Іван Бровді. Сажотрус, Мукачеве


См.. также

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал

Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • "Київські збірники історії й археології, побуту і мистецтва" ( Макаренко М. стаття "Скульптура і різбярство Київської Руси предмонгольських часів" ), Київ, 1930
  • Німенко А., Портнов І. Українська радянська скульптура. - К., 1957
  • Німенко А. Скульптура. VI т. Історії укр. мистецтва, стор. 282-320. - К., 1968
  • Словник Художників України. - К. 1973
  • Даскалова Р. Перша республіканська виставка медалей // Образотворче мистецтво, ч. 4. - К. 1975
  • Людмила Лисенко. Українська скульптура межі століть
По периодам Трипольская культура ? Київська Русь ? XIII-XV века ? XVI-XVIII века ? XIX века ? XX века
По отрасли Религия ? Мифология ? Язык ? Литература ? Музыка ? Архитектура | Народное искусство ? Изобразительное искусство ? Скульптура ? Кино ? Театр | Танцы ? Кухня ? Мода ? Спорт
Другие статьи Украинская христианская культура ? Музеи Украины ? Государственный реестр недвижимых памятников Украины ? Образование в Украине ? Наука в Украине ? украинский быт ? Досуг в Украину
п ? в ? р


Вышивка Это незавершенная статья по культуры.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Искусство Это незавершенная статья по искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам