Украинская шляхта

Украинский шляхтич.

Украинская шляхта - высший общественно-политический, привилегированный, ведущий социальное положение, аристократия в Древней Руси-Украины, Галицко-Волынского государства, Великом Княжестве Литовском, Речи Посполитой, Казацком государстве и других государственных образованиях на территории Украины.


1. Истоки шляхты

Имея, по разным подсчетам, от 5 до 12 млн. жителей и занимая, в период своего расцвета около 800 тысяч км ? территории (половина из них была в пределах современной Украины), Русь была крупнейшим государственным образованием средневековой Европы. Высокое место в общественной иерархии Древнерусского государства занимали князья. Княжеские воине, старшие и младшие дружинники образовывали класс высшей знати, которые еще ​​называли - мужами. Большой вес имели также купцы, особенно те, которые занимались международной торговлей. С разрешении князей они имели собственные дружины и организовывали не только торговые, но и военные походы. Походы происходили как на Черное море - Крым и Константинополь, так и на Каспийское море, в Болгарию, на Кавказ и в другие регионы.

На структуру княжеской дружины имели влияние как скандинавские и греческо-болгарские, так и местные древнеукраинские образцы построении структуры. Старшие дружинники на Руси назывались боярами. Это слово, скорее всего, пришло от тюрков-болгар, у которых высокий военный ранг "боил" (боляр) соответствовал византийскому званию - патрикий. Младшего дружинника называли - ГРИД.

В после-киевски времена в украинской традиции боярами называли как свободных так и несвободных людей (чаще военных) - ближайшее окружение князя. Разница между ними заключалась в том, что свободный боярин мог всегда порвать отношения с князем и перейти к другому. Но покинуть князя в беде или во время войны, и перейти к другому считалось бесчестием.

В XII - XIII веках все чаще князья уступали часть своих полномочий на управление подвластных земель и отдавали их своим представителям (в основном - боярам). Так постепенно сформировался независимый от князя слой независимых земельных бояр, которые могли сами диктовать свою волю князьям.

Несмотря существовании такого исторического понятия - как Галицко-Волынское государство, структура и отношения внутри верхушки этих княжеств были отличными. Как отмечают исследователи, галицкие бояре были наиболее влиятельными, богатыми и независимыми со всех русских княжеств. С одной стороны это связано с тем, что галицкая аристократия формировалась с местной племенной знати, и первые Рюриковичи, придя в Галичину и столкнулись с сильной местной знатью лишь взяли ее к себе на службу. С другой стороны, благодаря относительно стабильному правлению Ростиславовичей протяжении четырех поколений, бояре достаточно окрепли. Впоследствии, они имели возможность содержать собственные боевые дружины из мелких феодалов. Такая независимость приводила к тому, что часто бояре встали против князей не только собственными силами. Так, когда когда угасла династия Галицких князей, в 1340-х годах местные бояре под предводительством Дмитрия Детка, взяли власть в свои руки. Но те же бояре приглашали на помощь соседей из Польши и Венгрии, что впоследствии привело к упадку Галицкого княжества и захвата его другими государствами.

Волынские бояре - представляли собой традиционный для украинских княжеств манер бояр. Большинство из них родом из княжеской дружины и очень зависели от воли князя. Эти бояре получали земельные владения и права от князя, потому и служили ему и поддерживали. Кроме того, именно волынские князья объединили эти два княжества в единое государство.

Однако уже 1387 Червонная Русь вошла в состав коронных земель Польши, а Закарпатьем владели венгры.


2. Формирование шляхты

В конце XIV века почти вся территория Украины вошла в состав Литовско-Русского государства. Власти Великого князя Литовского устанавливалась в украинской княжествах довольно мирно. Частично, благодаря соглашениям с местной знатью, частично - путем заключения браков, меньше - путем завоеваний. Во всех случаях присоединения к Литовскому государству происходило на принципах "старины не идем", то есть - не нарушение старых традиций, отношений и законов. Переход власти от Рюриковичей до Гедиминовичей был номинальным. Литовский администрация пользовалась "русским языком" и "Русской правдой", а местная аристократия стала частью правящего класса нового государства.

Наделять подчиненных землей и привилегиями Великий князь Литовский мог: за выслугу к ласке (временный бенефиций), за доживотну выслугу (пожизненный бенефиций) или отставной отчину ( феод или аллод). Раздавались и государственные должности. В конце XIV века Великий князь начал перетасовывать назначения, чтобы устранить систему удельных князей. Потомки княжеских родов, которые были перемещены, назывались княжатами-повитникамы.

Таким образом, в Украине происходит расслоение между военной челядью и "шевалье" (военной верхушкой). Также боярин отличался от бояр. В украинских землях "Боярин" стали называть людей, принадлежащих бояр. Слуги латные - боярина составляли на Киевщине почти треть сельского населения. Они были под особой защитой закона, но считались слугами.

Свободные "шевалье" получают название "шляхта". Этот термин пришел скорее всего из Чехии, через Польшу и Галичину - от немецкого das Geschleht - род, поколение. Сначала в литовско-русской среде слово "господин" означало только членов великокняжеской совета и тех шляхтичей, которые выступили в военный поход с собственными знаменами, а не в общем ополчении. Позже оно распространилось на всю шляхту и стало формой обращения.

В Украине, которая входила в состав Великого княжества Литовского, основой шляхты стали 20-30 княжеских и магнатских родов, в основном потомков династий Рюриковичей и Гедиминовичей. К самым богатым и крупнейших домов принадлежали: Острожские, Сангушки, Черторийски, Збаражские, Вишневецкие, Заславские, Четвертински, Корецкие, Гольшанские-Дубровицкий и другие. Именно представители этих семей занимали подавляющее большинство высоких постов в Литовском государстве.

Следующая слой шляхты, насчитывавшей несколько семей в Украине происходила, частично от боярства Киевской суток, частично от представителей местной администрации. Они имели имения по 10-15 сел и влияли на местное правления. Привилегии большинства знати, формировала общественное положение шляхты, вытекала из военной службы Великому князю. Тысячи семей, в том числе выходцы из крестьян и мещан, получали статус шляхтича отбывая воинскую службу в походах, охране замков, границ, находясь в вооруженных отрядах князей и магнатов. Нередко они имели очень маленькие наделы земли. Особенно это касалось Галичины. Среди мелкой шляхты наиболее известные роды - Кульчицки, Яворского, Чайковски, Витвицкий, Терлецкий и другие.


3. Градация и права шляхты

Между тем, после брака Великого князя Ягайло с польской королевой Ядвигой 1385 было заключено Кревская уния. Украинские земли, кроме Галичины и Закарпатья, остались в составе Литовского княжества. Те украинские князья, оставшиеся на собственных отчину с конца XIV в. назывались главными княжатами.

Однако постепенно литовский административная и правовая система начинает строиться вроде польской. Воевода назначался только с согласия шляхты, а то и с местной среды. Помощником воеводы и комендантом воеводского замка был кастелян, правивший также центральным уездом воеводства. В центральном аппарате были - канцлер, подканцлер, казначей (министр финансов), гетман коронный (командующий войсками), гетман польный или наказной (заместитель, исполняющий обязанности гетмана), подкоморий (отвечал за порядок в замке, позже - разбирал конфликты между шляхтой ), маршалок земский (отвечал за работу Совета господ и сейма), маршалок Дворный (начальник службы из шляхты при дворе) и др.. Позднее все эти должности могли быть и просто почетными званиями, поскольку в Польше, Литве и Украине не было отдельных дворянских титулов. В провинции в уездах правили старосты, которые имели право готовиться за государственный счет.

Согласно польских законов, шляхта имела право на собственность, освобождалась от различных повинностей и имела судебную власть над крестьянами. Согласно Кошицким привилегией 1374 шляхта получила исключительное право занимать должности воевод, кастеляна, судей, подкомория и проч. "Вера" за убийство шляхтича составляла 60 гривен, за рыцаря рядового - 30 гривен, рыцаря последней категории - 15 гривен. Каждый благородный род должен был иметь свой герб. Мелкая шляхта была относительно открытым общественным состоянием, который пополнялся за счет неаристократическое элемента из княжеского и магнатского ополчения и воинских формирований во время многочисленных военных действий.

Несмотря на большие социально-экономические различия и конфликты, имевшие место между различными слоями шляхты, в целом среди них развивалось чувство принадлежности к одному состоянию. Одаренный привилегиями в 1387, 1413, 1430, 1434 годах польский (а впоследствии польско-литовский) шляхта была одной из самых защищенных шляхетских слоев тогдашней Европы. Вольность, равенство, независимость - эти благородные лозунги воспринимались как врожденные добродетели шляхтича. Даже бедные шляхтичи, которые были слугами в больших господ имели "гонор" и дистанцировались от "быдла" - крестьян и мещан. Через право выбирать королей, каждый шляхтич считал себя равным ему, держал за "пана брата" и всегда помнили о праве на рокош. Каждый из шляхтичей, заседавший на сейме, имел за собой право вето.

В отличие от Польши - шляхетской республики, всевластие шляхты в Литве не было. Литовский Великий князь мог перемещать других князей с владения на владение. В 1390-х годах князь Витовт закрепил это положение вещей и провел ряд реформ. Так, Федор Любартович имение за имением был лишен своих богатых владений на Волыни. Новгород-Северское княжество было отнято у Владимира Альгердовича, а Федор Кориатович Подольский был обвинен в неповиновении и вынужден был бежать в изгнание. На место удельных непокорних князей Витовт назначал шляхтичей, или нетитулованных бояр, владевших землями "по милости великого князя". Изменения коснулись и мелких бояр. Чтобы сохранить свои земли, они должны были отбывать военную службу.

Такая политики вызывало литовской и украинской знати большое недовольство, которое становилось угрожающим. Несмотря на это, 1413 г. в Городне Ягайло договорился с Витовтом дарить литовским боярам-католикам такие же широкие права, которые имела польская шляхта. Для этого 47 семей польской шляхты предоставили такому же числу литовских боярских родов свои гербы. Однако такое сближение польской и литовской знати усилило разрыв между знатью литовской и украинской. Разделение на католиков и православных, сложился Кревской унией, усилился общественными и политическими привилегиями католиков.


4. Борьба за права

Невдоволення ситуацією що склалась, вийшло на загал у 1430 році. Після смерті Вітовта, спираючись на підтримку деяких литовських магнатів, що не схвалювали зближення з Польщею, українська шляхта обрала Великим князем молодшого брата короля Ягайла - Сіверського князя Свидригайла. Побоюючись втратити вплив на Литву та Україну, поляки окупували Поділля та Волинь й проголосили Великим князем - Сигізмунда Стародубського. Внаслідок цього 1432 року Литовська держава розкололась на дві частини - Литву та Великое княжество Русское. Населені українцями землі стали на бік Свидригайла. Після кількох збройних сутичок були розпочаті переговори. В результаті переговорів православній шляхті були надані однакові права з католиками. Цим Сигізмунд прихилив на свій бік велику частину знаті. Боротьба з прихильниками Свидригайла ще деякий час тривала, однак внаслідок успішніших військових та політичних дій, а також застосовуючи тактику терору це повстання вдалося ліквідувати. Після закінчення військових дій Поділля відійшло до Польщі, а Волинь залишилась у складі Литви.

У середині XV століття стосунки між литовською та української знаттю продовжувались погіршуватись. Попри те, що 1447 року українська шляхта та бояри остаточно зрівнялись у правах з литовською шляхтою, продовжувалась централізація влади, яка не подобалась місцевій знаті. 1452 року Великий князь Казимир Ягелонович на окупованій литовськими військами Волині провів адміністративну реформу, перетворивши князівство на звичайну провінцію під управлінням урядника. 1471 року та ж сама доля спіткала й Київ. Українська шляхта виступала за збереженням за Києвом князівського правління, але марно. Таким чином рештки державності Київської Русі та самоврядування на українських землях швидко зникали.

Между тем, после подчинения Червонной Руси, Подолье и Волыни Польском государстве, для польской шляхты открылись огромные просторы для колонизации. Постепенно на украинских землях возникли крупные владения польских магнатов. Часть украинской шляхты пыталась этому противостоять. Часть - полонизировалась и прилаштовувалась к новым условиям и новым хозяевам [источник не указан 412 дней]. Следует отметить, что в Польше 1454 было введено местное самоуправление, согласно которому король обязан был в згоджуваты свои приказы с волей местной польской шляхты. 1492 - шляхта впервые выбирает короля, а 1498 - был созван сейм, собиравшийся дальнейшем раз в два года из послов шляхетских общин.

В этот же период, на северо-востоке крепла Московское государство. Завоевав 1474 Ростовское княжество, 1478 - Новгородское, 1485 - Тверское, и уничтожив путем террора и всякую оппозицию, Московия вплотную подошла к украинским землям. Провозгласив доктрину "третьего Рима" и присвоив себе титул "государя всея Руси" - московские князья готовы были начать поход на запад. Воспользовавшись напряжением в отношениях между литовской католической и украинской православной шляхтой, Москва решила поддержать это движение недовольство в своих целях. 1481 князь Федор Бельский, сговорившись с несколькими православными князьями планировали передачу украинских земель под власть Москвы. Этот заговор был разоблачен, Бельскому удалось сбежать, других участников был схвачен и казнен.

Когда, в конце XV века московские войска приблизились к украинским границам, православные правители северо-восточных княжеств добровольно признали превосходство Москвы. Таким образом, с 1503 года в России отходит Чернигово-Северская земля по Десне.

Последний вооруженное выступление украинских князей состоялся 1508 году. Влиятельный магнат Михаил Глинский организовал против Великого князя Сигизмунда восстание украинской шляхты и казаков. В призывах к повстанцам он говорил о необходимости защиты "греческой веры" и восстановление Киевского княжества. Москва обещала свою помощь, однако не предоставила ее. Восстание было жестоко подавлено. М. Глинскому удалось спастись и пробраться в Москву. Где его, впоследствии, были арестованы.


5. Окатоличивания шляхты

Польский шляхтич

Постепенно, укрепляя свою экономическую независимость, польская шляхта (в основном католического обряда, в том числе и на западных украинских землях) пыталась уменьшить и зависимость политическую - от короля. Бывшие воины, а теперь землевладельцы и предприниматели, они стремились ограничить право короля решать войны, чтобы не участвовать в изнурительных военных кампаниях. 1505 польский сейм, контролируемый шляхтой, одобрил закон "Nihil novi" и установил т.н. благородную республику ("Золотую вольность"). Одновременно шляхта ограничивала и права городов.

1505 большинство городов были лишены права голоса в сейме. 1565 - сейм запретил местным купцам путешествовать по товары за границу, а шляхту освободил от пошлины на ввоз и вывоз товаров.

В Литовском княжестве 1529 и 1566 годах был принят кодекс законов - т.н. "Литовские статуты". В них нормировались и закреплялись права не только шляхты, которое и других сословий - мещан, крестьян и других.

Але до 1569 року українська шляхта (шляхта православного обряду) Великого князівства Литовського, особливо її нижчі верстви, не користувались такими значними правами, як польська. Обов'язки перед князем були значно більші, ніж перед королем. В той же час польські закони передбачали, що особа, яка перейшла з православ'я на католицизм, автоматично отримує рівні права з польським (католицьким) шляхтичем. Таким чином, склалися всі умови для покатоличення української шляхти. Треба також додати, що зміни віри при цьому не відбувалось, шляхтич як був християнином, так їм і залишався, змінювався тільки обряд. В тей-же час при переході на службу до царя Московії всіх вихідців з Русі та Литви перехрещували по московському обряду. В Московії вважали не канонічним хрещення обливанням святою водою і заставляли занурюватись всім тілом в чан. [1]

У 1560-х роках Литва вступила у затяжний військовий конфлікт з Московським царством. В результаті виснажливих бойових дій країна опинилась перед загрозою московського вторгнення. Поляки готові були надати допомогу, але хотіли повного об'єднання двох держав.

1569 року в Любліні королем Сигізмундом Августом був скликаний сейм. Побоюючись наростаючого впливу польської шляхти та бажаючи зберегти рештки самоуправління, литовські та українські магнати до останнього опиралися остаточному злиттю з Польщею. Але середня та дрібна шляхта, сподіваючись на здобуття собі широких привілеїв, підтримала поляків. Незадоволені перебігом переговорів, магнати Великого князівства на чолі з князями Кшиштофом Радзивіллом та Костянтином Острозьким залишили сейм. Тоді поляки, за підтримки дрібної шляхти Волині, Підляшшя та Київщини оголосили про приєднання цих земель до Польщі. Після цього українсько-литовські магнати повернулись за стіл переговорів.

1 липня 1569 року була укладена Люблінська унія. Тепер до Польської корони відійшли всі українські землі. Після цього, привілеї, що їх мала польська шляхта почала робити свою справу. У Ярославі, Львові, Кам'янці, Барі, Луцьку, Вінниці та Києві було відкрито єзуїтські колегії, в яких шляхетські діти здобували сучасну європейську освіту. Полонізація проходила такими темпами і мала такі наслідки, що 1610 року був написаний трактат "Тренос, або Плач за Святою Східною Церквою". В ньому провідний православний діяч Мелетій Смотрицький тужив за втратою для "Русі таких діамантів руських князів: Слуцькі, Заславські, Збаразькі, Вишневецькі, Сунгушки, Чорторийські, Пронські, Ружинські, Соломирецькі, Головчинські, Коропинські, Масальські, Горські, Соколинські, Лукомські, Пузини та інші, яким немає ліку.."

Зрештою, тільки декілька магнатських родів залишились вірними православ'ю та власному народу. Українські традиції підтримували та розвивали, також окремі осередни бідної шляхти.

В Польщі, де шляхта була найбільш організована, вона становила близько 8-10 % населення (середній показник для Європи - близько 2 %). На українських землях кількість шляхти в середині XVI століття не перевищувала 5 % усього населення. В середині XVII ст., на території Волині та Центральної України, чисельність шляхти становила 38,5 - 40 тис. чоловік, або 2,3-2,5 % загальної чисельності населення регіону.

Влада, якої користувалась шляхта, була безконтрольною і такою, що порушувала навіть писані закони Речі Посполитої, що викликало все наростаюче неприйняття та обурення у іншого населення.

Шляхтичі пишались своїм лицарським походженням, хоробрістю та військової вправністю. Проте, їх недисциплінованість під час бойових дій паралізувала великі шляхетські з'єднання. Крім того, настав час масових бойових армій, що вимагало наймати вояків з нижчих класів. Більшість дрібної шляхти були без- або малоземельними й наймались на службу до магнатів.


6. Козацька шляхта

Наприкінці XV - на початку XVI століть на українську арену виходить нова потужна сила - українське козацтво.

Постепенно, казацкая старшина завоевана себе права, приравнивались благородным. Закрепления и утверждения шляхетских привилегий в казацкие верхушкой произошло после восстания Богдана Хмельницкого и создания Гетманщины. Подавляющее большинство казацкой старшины были выходцами из православных шляхетских родов.


7. В составе Австрийской империи

Гербивникив шляхты Галиции и Буковины

После присоединения Галиции и Волыни в австрийской империи местная шляхта, которую возглавили магнацьки рода из которых было составленную "Магнацьку комиссии" различными способами подтверждает свои права в империи Габсбургов. В 1857 году был издан гербивникив перечню благородных родов, были утверждены в благородном статусе: "Poczet szlachty galicyjski?j i bukowiński?j" (Шляхта галицкая и буковинская) в котором приведены списки благородных родов, и дать подтверждение благородного статуса. [1]


8. В составе Российской империи

Благородная девица с старшинского рода

Первая реакция в Гетманщине на имперскую интеграцию и ассимиляцию была отрицательной. Чтобы противодействовать Автономистским требованиям украинской шляхты, граф Румянцев был вынужден прибегнуть к репрессиям и арестам. Такие представители украинской шляхты, как Григорий Полетика, киевский митрополит Арсений Могилянский и многие другие, призвали не только к сохранению автономии, но и к восстановлению давно утраченных прав.

Часть украинской шляхты пошла на сотрудничество с российским правительством. Імперська інтеграція української шляхти виявилася настільки успішною, що губернатор А. Милорадович, разом зі своїм, здебільшого українським, оточенням фактично підготував запровадження в Гетьманщині імперських інституцій. Ще один українець - київський митрополит Самуїл Миславський очолив імперську секуляризацію церковного майна і намагався знищити всі особливості, які й досі відрізняли Українську Православну Церкву від російської.

Після ліквідації рештків української автономії російський уряд зіштовхнувся з проблемою урегулювання статусу суспільних верств, які історично склались в Україні. До 30-х рр. XIX ст. імперська влада остаточно перетворила більшість козаків на т.зв. державних селян. А незначна меншість української старшини отримала "дворянство".

Со временем украинских, даже провинциальная, шляхта подверглась почти полной русификации. К началу ХХ века, слово "Украинский" в Российской империи, стало фактическим синонимом слова "крестьянин". Такое положение вещей имел далеко идущие последствия. В традиционном обществе, где политическое лидерство было прерогативой только высших классов, ассимиляция коренного элиты в другой культуре означало также потерю национального политического руководства. Ассимиляция значительной части украинской шляхты в российском имперском обществе лишила украинских лидерства их традиционной на начальных стадиях "национального строительства".

С другой стороны, именно из представителей мелкого дворянство началось национальное культурное возрождение Украины во второй половине XIX в. Многие украинских поэтов, писателей, научных и культурных деятелей были именно представителями этой общественной прослойки.

Революционных событий начала ХХ ст. привели к тому, что благородные привилеи в Украине, как и в большинстве стран Европы, было отменено. После установления советской власти, большинство представителей шляхты (не иммигрировали) уничтожены или репрессированы.