Надо Знать

добавить знаний



Украинский танец


UkrainianDance.jpg

План:


Введение

UkrainianDance.jpg

Украинский танец - это народный или сценический украинской танец. Народный танец - фольклорный танец, который побутуюе в своей естественной среде и имеет определенные традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и т.д.. Сценический танец, поставленный балетмейстером в профессиональном или самодеятельном коллективе для показа на сцене, может быть украинский, но уже не является народным.


1. Фольклорные и сценические танцы

Фольклорные и сценические танцы имеют как общие, так и отличительные черты. Фольклорный танец - это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций и выполняется в первую очередь для себя, а ​​потом - для зрителя (общества, группы, общества). Сценический танец предназначен в первую очередь для показа зрителю и исключает любые элементы экспромта. В украинском народном танце часто присутствует элемент соревнования: двух парней, парня с девушкой, или танцора с музыкантом. На сцене такое соревнование может быть сознательно поставленную хореографом, как элемент сюжета танца.


2. История

Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее - жестов, которые отражали определенные трудовые процессы (например, некоторые хороводы). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось не больше архаичных черт.

Древнейшими следами танцевального искусства в Украина считать рисунки трипольской эпохи, где изображены фигуры людей, одну руку кладут на талию, а другую заводят за голову. Такие движения встречаются в современных танцах. Изображение танцоров и музыкантов есть на фресках Софийского собора в Киеве 11 века. По мнению некоторых исследователей серебряные фигурки человечков с Мартыновского клада 4 века передают друг из танцевальных движений: напивприсядку с широко расставленными ногами и возложенными на бедра руками. Изображение танцев находим и во многих миниатюрах из древних летописей. Письменные сообщения о давних танцы дают нам летописцы, которые называют их "скакания и топтание", "кутеж и плясание", "хребтом вихляние", "плясание и плескание". Летописцы христиане называют такие действия "бесовскими", или "языческими". Это дает определенные основания считать, что первобытные танцы были тесно связаны с древним богослужением.


3. Танцы как элемент обрядности

Об одном из остатков такого языческого обряда, который использовался в церковном богослужении на Волыни ( 1582), писал Ян Ласицький. Он сообщает о венчании, которое происходило около одиннадцати часов ночи. Молодых к церкви сопровождали свирельщики. После совершения церковного обряда священнику подают чашу с медовым напитком, он отпивает ее за здоровье молодых, затем передает женихом, чтобы они допили священный напиток. Далее с головы невесты снимают зеленый венок и начинают его топтать - это означает прощание с невинностью. Тогда священник берет молодых за руки и ведет в танец, а все остальные, взявшись за руки, длинным рядом танцуют за ними. [1] Этот своеобразный ритуал завершается общими песнями и танцами с хлопками в ладоши. Как видно, до нас дошел запись удивительного сочетание христианского обряда древним народовирським обычаем, еще помнили в 16 века. Вероятно, в старые времена такую ​​же роль выполняли служители языческих культов.

Ритуальные танцы все еще бытуют в некоторых регионах Украины. Например, гуцульские танцы "Кругляк" и "Освящение зерна". По своей символикой они подобны. Танец "Освящение зерна" выполнялся на Рождество сильными, здоровыми мужчинами: на белой плахте лежит зерно, вокруг него, взявшись за руки, танцуют в направлении движения солнца ритуальный танец, который предоставляет зерну магической силы плодородия. Далее освященное таким образом зерно высыпают в разделе хозяйки. Символика танца передает представление о мужском оплодотворяющую силу и женскую - рождающую. Весной это освященное зерно, перемешав с другим посевным зерном, хозяин посеет на поле. Танец "Кругляк" выполняется также женатыми мужчинами при освящении пасеки. Топорики кладут по кругу, в виде солнца, зерно освящают в шапках, затем высыпают хозяйки в запаску. Этот ритуальный танец должен способствовать здоровью пчел, доброму медосбора. Поется песня, "чтобы пчелы были веселы". Звучат пожелания: "Дай Бог, чтобы пасека была такая величественная, как праздники были величественны". Освященным зерном хозяева будут весной посыпать ульи, когда впервые выпускать пчел.


4. Выдающиеся исследователи танца

До этнографы не собрали и не описали на должном научном уровне все фольклорные танцы украинский. Первые подробные описания танцев подали преимущественно литераторы в художественных произведениях, Григорий Квитка-Основьяненко, Иван Котляревский, Тарас Шевченко, Иван Франко, Иван Нечуй-Левицкий, Николай Гоголь, Марко Кропивницкий и др.. И хотя писатель не ставит себе целью научное исследование танца, однако описания танцевального искусства украинский, сделаны довольно тщательно и с художественным мастерством, могут служить одновременно и ценным этнографическим материалом.

Среди исследователей украинского народного танца в 20 века можно назвать Василия Верховинца, Андрея Гуменюка, Андрея Нагачевского ( Канада), Романа стало и другие. Классификации украинских танцев, предложенные исследователями, до сих пор не могут считаться совершенными. Первую классификацию предложил Василий Верховинец, разделив все украинские танцы на массовые, парные и сольные. Музыковеды классифицируют их по характеру музыкального сопровождения: гопаки, казачки, польки, мазурки, кадрили подобное. Между хореографами бытует классификация и по названиям танцев "Рыбка", "Кузнец", "Сапожник", "Горлица" и т. под. Андрей Гуменюк в книге "Украинские народные танцы" разделяет их на хороводы, сюжетные и бытовые.


5. Происхождение названий танцев

Virsky Cossak.JPG

Говоря о украинские народные танцы, следует отметить, что часто один и тот же танец в разных местностях может иметь разные названия. Например, такой известный ныне украинский танец как "Гопак" имеет другие названия: "Гоцак", "Козак", "Казачок", "Тропак" и другие. Танцы получают названия по разным причинам. Например, по каким-то словом, часто употребляемый в песне, под которую танцуют: от песни женатыми мужчинами при освящении пасеки. Топорики кладут по кругу, в виде солнца, зерно освящают в шапках, затем высыпают хозяйки в запаску. Этот ритуальный танец должен способствовать здоровью пчел, доброму медосбора. Поется песня, "чтобы пчелы были веселы". Звучат пожелания: "Дай Бог, чтобы пасека была такая величественная, как праздники были величественны". Освященным зерном хозяева будут весной посыпать ульи, когда впервые выпускать пчел.

Танцы получают названия по разным причинам. Например, по каким-то словом, часто употребляемый в песне, под которую танцуют: от песни "Ой девушка - горлица" назвали танец "Горлица". То же самое с названием "Полька", также происходит от песни, а не от того, что бы он польский танец: он бытует в Украине и некоторых странах Европы. В одной из таких песен, которая является сопровождением к танцу, в частности поется: "Беда польку соблазнила - пошла полька по русина ...".

Так получили названия и некоторые свадебные танцы: "Дудка" ("Дед мой дударика ..."), "Журавль" ("Повадился журавль, журавль в бабьих конопли ...") и другие. Некоторые танцы называются по местности, где они бытуют: "Коломыя" (от г. Коломыя), "Гуцулка" (от Гуцульщины), "Микуличинка" (от с. Микуличин), "Лючинка" (от реки Лючинкы), "Санжаровка" (от г. Санжары) и т.д.. Иногда танцы называют от названий движений, которые в них преобладают: "Увиванець", "Тропак", "Гайдук" (присядки) и другие.


6. Основные танцевальные движения

Кроме названий танцев, в народе существует ряд названий танцевальных движений. Василий Верховинец записал несколько из них: дорожка, присядки, вприсядку, выкрутасы, "видишь, как заплел" (позднее названа плетенкой), "от завернул", "от Загреб", плазунець. Сейчас известны и другие народные названия движений: гопаки, вышивки, подскоки, пидтупы, мелкие скоки, тропаки, закрутки, голубцы и др..

Подавляющее большинство украинских танцев построена на одних и тех же движениях вытворились из национального темперамента, местного колорита, одежды и т.п.. По характеру музыки и движений украинские народные танцы можно разделить на три группы:

  1. метели, гопаки, казачки;
  2. частушки, гуцулки, вершины,
  3. польки и кадрили. (По Андреем Гуменюком).

6.1. Гопак

В Украине и за рубежом украинским танцевальное искусство представляет преимущественно "Гопак", культ которого сложился в начале 20 века. Такой популярности способствовало, прежде всего, использование народных танцев в спектаклях корифеев украинского театра, подхваченное шоу-группами и даже отдельными исполнителями. Настоящий фольклорный гопак был преимущественно сольным мужским танцем, в основе которого лежала импровизация и соревнования. По мнению исследователя казачьих танцев Вадима Купленика предшественником гопака был танец "Козак", и только вследствие запрета Екатериной II самого названия казаков и дальнейших цензурных притеснений танец изменил название. О немалую популярность "Казака" еще в 17 века свидетельствует его распространение не только в Украине, но и в Польши, Московии (вариант "Казачок") и других европейских странах. Так в Франции в 60-70-х годах 17 века был известный украинский танцевальный театр под названием "Па де Казак?, который уже тогда представлял украинское искусство танца.


6.2. Аркан

Особое место среди мужских танцев принадлежит ритуальному военному танцу "Аркан", который танцевали повстанцы перед военными выступлениями. Танец имел целью проверить на прочность и выносливость мужчины-воина: кто не выдерживал и разрывал руки, того прогоняли из круга. Вероятно "Аркан" был своеобразной психологической подготовкой к решающим действиям, вдохновлял, давал силу, энергию, поднимал боевой дух.

6.3. Козак

"Казак" - танцует один "казак" или два, а реже человек и жинка.Найголовнишим было мелкие отражать ногами по земле, чтобы аж земля гудела, убивания голубцы, подскакивать щучка вверх и производить у самой земли присядет, при этом припеваючи и выкрикивая на все горло.Козакы танцевали не только ногами, но и всем телом: руками, плечами, головой и "селедкой". Веселье были заметны и в глазах, и в улыбке, и в движению вуса.Жинка танцевали мелкие на месте, только время от времени описывала круг.

Козак

6.4. Чеберячко

"Чеберячко" - старый украинский танец со многими фигурами. Все танцевали в кругу, а одим за другом по очереди, мужчины танцуя с заложенными за плечи руками, поднимали губами с пола рюмку водки, выпивали ее и перебрасывали одним махом головы через плече.Вси другие , танцуя в кругу, хлопали, припевая: Чеберячко! Круг Чеберячко приходится на четвереньках! Или ее випю или ее Вилюй! Чеберячко! Раскладывали по середине огонь и перескакивали его по очереди. (По описанию Антония Яксы-Марцинковский)

Примечания

  1. Lasitzki Jannes. De Russorum, Moscovitarum et Tartarorum religione, sacrificiis, nuptiarum, funerum ritu. Spirae, 1582. с. 170-183

Источники

  • Василенко К. Лексика украинского народно-сценического танца. К. Искусство - 1985 г.
  • Верховинец В. Теория украинского народного танца. - 5-е изд., Доклада. - Киев: Музыкальная Украина, 1990

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам