Надо Знать

добавить знаний



Украинский Польши



План:


Введение

Украинский Польши ( пол. Ukraińcy w Polsce ) - Одна из национальных меньшинств Польши. Согласно данным последней переписи населения 2002, более 27 тысяч польских граждан признают себя украинский. Реальная численность автохтонного населения оценивается в 150-300 тыс. украинских. По данным Объединения Украинской в ​​Польше, количество украинский составляет 250-500 тыс. На территории находится до 800 тыс. украинских работников.

Регионом компактного проживания меньшинства является Варминско-Мазурское воеводство и крупные города, такие как Варшава (5-10 тыс. украинская), Краков (3 тыс.) и другие. Предки украинский испокон веков проживали в исторических областях Бойковщины, Лемковщины, Подляшье, Холмщине, Надсянье. В 1947 году по решению польского правительства была проведена акция "Висла" - принудительное переселение украинский с юго-восточных земель в глубь Польши: на северные и северо-западные земли. Акция мотивировалась тем, что украинское население составляло для отрядов УПА большую материальную и человеческую базу, что затрудняло их ликвидации. Основная масса украинского населения все еще живет рассеянно на западных и особенно северных территориях - в Ольштынском, Гданьском, Кошалинском и других воеводствах.


1. История Украинской Польши

Считается, что после прекращения эвакуации украинский из Польши в июле 1946 pоку, в соответствии с Соглашением между правительством УССР и Польским комитетом национального освобождения от 9 сентября 1944 pоку, на территории Польши - исторической Холмщине и Подляшье, Надсянье и Лемковщине - осталось еще около 170 тысяч украинского населения. Польское руководство 40-х годов XX века, в которое входили не только коммунисты Владислава Гомулки, социалисты Циранкевича, а национальные демократы С. Грабского, было настроено на строительство однонациональной Польского государства - "Polski jednolitej". Наличие большого украинского меньшинства на историко-этнической восточной Украинской полосе, оставалась здесь после июля 1946, препятствовала такому намерению. Кроме этого, и уже очень разреженная меньшинство все же продолжала оставаться социальной основой украинского вооруженного подполья в Польше, врагом которого была не только так называемая Польша Людова, а Советский Союз.

Чтобы устранить Украинский препятствие тогдашние польские верхи, несомненно, по согласованию с Москвой, решили радикально ее ликвидировать. Был разработан план принудительной депортации с применением военной силы украинского населения польского восточного пограничья на северо-запад - на те территории, которые по результатам международного послевоенного урегулирования отошли из состава довоенного Германии в состав послевоенной Польского государства: вдоль рек Одри (Одера) и Ниси лужицкой (Нейсе) с городами Вроцлав, Зелена Гура, Щецин, Кошалин подобное.

В дальнейшем этот план и его реализация получили название акции "Висла". Его осуществление началось в апреле 1947 и продолжалось до лета того же года. Войска окружали поселения, населению давали приказ течение 12-24 часов собраться до выселения в определенном месте. После чего мужчин, женщин, детей с имуществом и пожитками бросали в автомобиле, затем в железнодорожные вагоны и неделями везли на "восстановленные территории" ( пол. ziemie odzyskane ), Там расселяли по две, всего по десять семей в отдельных бывших немецких поселениях, как правило, в враждебно к украинским окружения польских выселенцев из западных областей Украина, которые за свое выселение вменялась Сталина или Гомулка, а украинский вообще.

Карта Второй Речи Посполитой (1931) с указанными районами заселенных поляками, украинский и другими национальностями (из польского учебника по истории).

Разреженный поселения украинская среди поляков предполагало их неизбежную ассимиляцию, ведь нигде не должно быть украинских школ, только польские, везде - польское социальная среда, язык управления, массовой информации.

Несмотря на все, соответствующие антиукраинские установку внедрялись в жизнь при проведении переписей населения, а также вследствие раздельного учета украинскими и лемков как будто отдельной меньшинства. Учитывая это, перепись 2002 зарегистрировал в Польше всего 30 957 украинский, в том числе польского гражданства 27 172 человека, и 5863 лемков, в том числе 5850 польского гражданства.

Украинское общественно-политическая среда в Польше оценивает текущие показатели о численности украинский и лемков в Польше во многом фальсифицированными. Формат переписи позволял задекларовуваты лишь одну национальную принадлежность, что само по себе вычеркивали из украинского этноса лиц, принадлежавших к смешанных в национальном отношении семей. Большая масса граждан Польши - почти 775 000 из определенных соображений и обстоятельств вообще не подали сведения о своей национальной отнесенности.

Главная сцена фестиваля "Лемковская ватра".

Украинская община в Польше от 1944 и до наших дней подвергалась драматических условиях существования, а это объективно вело к ее медленного, но неуклонного исчезновения: к 1946 - фактически принудительное выселение в Украинскую ССР. От 1947 после осуществления операции "Висла" Украинской было распылено по 90 уездах девяти северо-западных воеводств с запретом смены места жительства или возвращения с места своего выселения. От 1956 наступило определенное режимное послабление в отношении Украинской. В связи с этим возникли Украинское общественно-культурное общество (УСКТ), издавались украинские газеты "Наше слово". Филиалы УСКТ появились в 63 уездах 8 воеводств; в 152 польских школах были созданы пункты обучения украинского языка. Был открыт Бартошицький украинский педагогический лицей, появились десятки украинских кружков художественной самодеятельности. 3 1957 дано разрешение для желающих украинский на возвращение в места прежнего жительства.

В 1960 - 1988 годах польский этническая отличалась определенным возвратом к наступлению на национальные формы культурной жизни этнических меньшинств, в том числе и украинской. Однако УСКТ не уменьшало активности. В 1980 году оно должно 181 отделения, в которых объединялось до 8 тысяч человек, действовало 15 фольклорных ансамблей, 5 хоров, 4 танцевальные коллективы, 18 инструментально-вокальных подобное.

От 1989 pоку польская государственная политика стала не только официально поддерживать украинский формы национальной жизни, а в известной мере финансировать через Министерство культуры и искусства. В этих условиях возникли новые общества: Объединение Украинских Польше (ОУП), Объединение лемков (ОЛ), Стоваришиння лемков, Лемковский круг лемков "Хозяин" и др.. Активизировались сторонники идеи отдельной лемковской нации, которая неоднократно инициировалась в польской этнологической науке как таковой, которая отрицала принадлежность лемковской этнографической группы к украинскому народу.

В августе 1989 на съезде украинской молодежи в Гданьске было образовано Союз Украинской независимой молодежи (СУНМ). Несколько активизировали участие в общественной жизни украинский религиозные структуры (православная и греко-католическая), объединившихся в украинский христианский братство.

Съезд УСТ 1990 реформировал Общество, придав ему новое название Объединение украинского в Польше (ОУП). Объединением управляет избранный на съезде Центральный совет из 38 человек, а в период между сессиями последней - Главная управа из девяти человек. Пятый съезд ОУП, который проходил в городе Ольштын в 2005 pоци, отмечал, что в рядах ОУП объединяется 7500 человек, что ОУП издает еженедельник "Наше слово" тиражом 4100 экземпляров, двухмесячный приложение для детей "Рассвет", летний "Украинский альманах". Много локальных и профессиональных объединений Украинской имеют статус организаций-сторонников ОУП, в том числе Объединение лемков, которое ежегодно организует проведение в Гдыне на Лемковщине "Лемковской костра".

Кроме названных украинских объединений, от 90-х годов возникали различные региональные и профессиональные общества, как, например, Общество "Русская бурса" в Горлицы, Общество развития Музея лемковской культуры в селе Зиндрановой, украинский "Народный Дом" в городе Перемышль, общепольський молодежный "Пласт", Союз юристов, Союз украинок, украинский историческое общество, Союз Украинской Подляшье (в 2001 году объединял 383 члена), Союз Украинской-политзаключенных сталинского периода, украинская учительское общество, Украинское врачебное общество, украинский христианское братство святого Владимира, Общество предпринимателей, Общество имени Лепкого в Кракове и другие.

Украинский в Польше. 2002 год.

Важная роль в национальной жизни Украинской Польше принадлежала церкви: греко-католической церкви византийского обряда и Польской православной церкви. Первая имеет две администрации: Перемышльско-Варшавская архиепархия и Вроцлавско-Гданьская епархия. Численность верующих Греко-католической церкви по состоянию на начало 2000 определялась в количестве 82 тысяч человек. Польская автокефальная православная церковь объединяет до 500 тысяч верующих украинский, россиян, белорусов, в том числе украинский - около 100 тысяч человек.

Достаточно широкая сеть украинских школ в Польше. Они действуют во многих населенных пунктах: В Перемышле, Легнице, Белом Бору, Гуровые Илавецком, Бартошицах и других. В Варшавском университете создана кафедра украинского языка, в Ягеллонском - украинистики, Люблинском - украинской филологии, Познанском - российско-украинской филологии, Ольштынском - украинской филологии подобное.

В начале 2000 года их количество украинских художественных ансамблей стала еще больше и достигает 60 коллективов. Это хоры "Журавли", "Полонина", "Подснежники", танцевально-песенные коллективы "Кичора", "Утро", "Бандура", "Родина", "Гарпун", "Хутор" и другие.

Несколько украинских общественных деятелей, в частности профессор Владимир Мокрый с Краков, публицист [1] Мирослав Чех из Варшавы в 90-х годах избирались депутатами Сейм Польши.

Относительно живое национальное жизни украинский Подляшье, которых 1947 не захватила акция "Висла" якобы из-за их неопределенную национальную идентичность. Здесь получается региональный месячник "Над Бугом и Нарвой?, молодежный журнал "Диалоги", церковные "Благовест" и "Вести Польской православной автокефальной церкви".

В Польше выходит несколько изданий в лемковской диалекте, например, "Загон", "Ватра", "Беседа". Воеводские центры Гданьск, Люблин, Кошалин, Белосток, Ольштын, Жешув, Щецин имеют украинские радиопрограммы.

Время в Польше не прекратились различные антиукраинские начинания, в частности в области исторических интерпретаций прошлого, формирования у поляков стереотипа украинский как вечного гайдамаки, который всегда стремился резать поляков, фальсификации истории украинской-польских отношений на западноукраинских землях в годы Второй мировой войны. Немало польских историков всячески восхваляют польскую национальную политику мижвоеного времени в Западной Украины, прибегая при этом к ее сравнение со сталинскими репрессиями и голодоморами, на фоне которых она выглядела чуть не благородным.


2. Украинские общественные организации Польши


Источники

  • С. А. Макарчук Этническая история Украины. - М.: Знание, 2008. (Рус.)

См.. также

Примечания

  1. Публикации - tyrsa.pl / publikacje_ukr.html / / Издательство "Тырса" ООО - Wydawnictwo Tyrsa Sp.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам