Украинский в Сербии ( серб. Украјинцы в Србија ) - Одна из национальных меньшинств Сербии. Согласно данным последней переписи населения 2002, около 16 тысяч сербских граждан признают себя русинами, и около 5 тысяч - Украинский.

Регионом компактного проживания меньшинства является Автономный край Воеводина, в частности, административный центр автономии Новый Сад и города Врбас, Кула, Сремска Митровица, Инджу - для Украинский и Новый Сад, Руски Крстур, Куцура, Джурджево, Шыд - для русинов. Незначительное количество украинских и русинов живет в столице страны Белграде.


1. История

1.1. Становление украинской общины

С территории современной Украина, в древние времена и в разных исторических и экономических условиях, украинский народ переселялся на просторы сегодняшней Республики Сербии. Еще в XV веке, во времена нашествия Турции на Балканский полуостров, начинаются доселення церковных и ученых людей. Постепенно этот процесс усиливается, особенно в начале XVIII века. Интенсивными и наймасовнишимы были переселения на территорию сегодняшней Воеводины, которая в то время входила в состав Австро-Венгрии. Заслуживает внимания и то, что в 1735 году преподавателями латинского и славянских языков, философии и богословских наук в Сремских-Карловцах были профессора из Киевской Академии. Одним из самых известных среди них был Эммануил Козачинский. Он написал и вместе со своими учениками поставил первую сербскую театральное представление.

Пребывание украинского монахов в фрушкогорських монастырях началом XVIII века открывает еще один особый раздел сербско-украинских связей. Так, например, в 1743 году Арсение Йованович Шакабенда из киевского монастыря Печерская Лавра (первое высшее учебное заведение восточных славян и предтеча Киевской академии) доказывает в Карловацкого митрополию иконописцев. Эти мастера расписывали монастыри и обучали ремеслу сербских художников. Некоторые из фресок и сегодня украшают стены и арки фрушкогорських монастырей. В монастырях Обед (не сохранился), Врдник, Язак, Бешенова, Шишатоваць, Пьятковиця, Кувеждин, Дев, Привина Председатель, хопов, Крушедол, Большая Ремета, Гргетег, Раковица и Беочин хранились такие Богослужебные и церковные книги, изданные в Украине, такие как: Киевские псалтыри, литургии, библии, жития святых, апостолы, апостольские разговора, каноны, духовные альфабеты. Среди них были и книги по естественным наукам, беседы, философии с логикой и другие. Большинство из них сохранилась и до сегодняшних дней. Только в двух монастырях - Фенек и Малая Ремета, не было книг с тех времен

В 1-й половине XVIII века, когда Австрия вытеснила Турцию с юго-восточной Европы, началось систематическое переселение людей со всего Царства. Земли современной Воеводины в те времена были слабо населенные и экономически развиты. Это и так незавидное положение еще более ухудшилось переселением сербов на просторы современной Украины, где была основана Новая Сербия и Славяносербия. На эти свободные пространства началась систематическая колонизация словаков, чехов, венгров, немцев, поляков и других народов.

Уже в 1745 году с территории сегодняшней Украины начинается переселение славянских народов в бачке, Срем и Славонию. Первые организованные доселення были в Кулу, Крстур (сегодня Русский Крстур), Куцуру и другие места в районе Бачки, а несколько лет спустя в районе Шиду и Срем.


1.2. Запорожские казаки в Воеводине

1775 - после разрушения украинского казацкого государства на Днепре - Запорожской Сечи российская царица Екатерина Великая прогнала казаков из страны. Они несколько лет блуждали краями турецкого царства, берегами Дуная, Молдавии и Татарии. Недовольные условиями жизни в Турции казаки попросили у австрийского царя Иосифа II разрешения на переселение в Царство. После долгих переговоров они получили согласие. Но предложенные условия доселення были весьма неблагоприятные для запорожцев. Казаки были обязаны сами вооружаться и обеспечиваться лошадьми, служить под командованием немецких офицеров, носить только свою народную казачью форму, не имели права жениться, их передвижение было ограничено, награда за военную службу была минимальной и так далее. В таких условиях 1785 года доселено от 7000 до 8000 человек.

Это была вторая волна переселения украинских на просторы сегодняшней Воеводины. Часть казаков, разделенных на малые группы, расселили в зоне военной области на границе Турции. Размещены в районе Баната, казаки имели свой ​​сборный центр в Темишвари, а бригады в Панчево и Белой Церкви со сборным центром в Сенти. Из этого центра, позже, вербовали людей в милицию Суботице, Нового Сада и Сомбор. Состарившись, казаки выходили войска со скромной зарплатой и поселялись в тителей, Ковиль, Шайкаши и других окрестностях.

Дальнейшая судьба этих украинских недостаточно выяснена. Некоторые историки считают, что из-за запрета женитьбы это казацкое племя постепенно вымерло. Другие полагают, что запорожцы зтопились с местным населением и стали сербами. Возможно часть казаков и не задержалась долго в районе Бачки, а вернулась старыми путями в Задунайскую Сечь, а возможно даже и на Днепр, в родной край - откуда и пришли. Сегодня от присутствия тех украинских не осталось достоверных следов.


1.3. Эмиграция 1920-х годов

В 1920-х годах (после Октябрьского переворота в России) почти 70 тысяч беженцев из Украины и южной России нашли свое пристанище в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев. Между поселенцами было около 40 тысяч военных и 30 тысяч гражданских людей. Предполагается, что среди эмигрантов было более 30 тысяч Украинская по происхождению или месту рождения. Сначала эти беженцы были размещены по всему королевстве в около 300 колониях. Только в 1924 году они получили право свободного выбора постоянного места жительства. Большая часть высказалась за Сербию, а подавляющее большинство украинских с западной Украины выбрала Белград, Загреб, Воеводину и Славонию.

Было основано культурное общество "Просвита", а затем и "Украинское общество". Готовились Шевченковские вечера, пелись украинские песни, читались стихи, танцювались народные танцы, в закупленных помещениях открывались библиотеки и читальные залы и тому подобное. Шевченковские вечера в Королевстве СХС переросли в "Дни украинской культуры". Театральный кружок общества лелеял верхунський театральный репертуар, а в сотрудничестве с сербским хором были организованы успешные концерты, где исполнялись сербские и украинские песни. Со временем "Просвита" открыла свои филиалы в Новом Саде, Большом Бечкереку (позже Петровград, сегодня Зренянин), Суботице, Шиду и в других местах. В Смедереви было основано общество "Кобзарь", которое должно драматургические и музыкальные кружки. Украинские любительские драматургические кружки существовали в Шабци, Пожаревци, Заечари и в некоторых местах. Студенческая молодежь основала украинское общество студентов. Среди эмигрантов было чревато високоосвидчених людей (профессоров, адвокатов, врачей, фармацевтов, художников и других), которые оставили глубокий след в образовании, искусстве и культуре Сербии между двумя мировыми войнами.


1.4. Колонизация Воеводины

Наймасовниши переселения украинских с Боснии в Сербию были после Второй мировой войны, в 1945-1946 гг Образовавшаяся государство - Федеративная Народная Республика Югославия населяла Воеводину партизанскими семьями с Боснии, Лекарства, бани, Герцеговины, Далмации, Черногории и Сербии. Этой колонизацией переселено несколько десяток украинских семей. Украинский поселились в Русском Селе, Новых Козарцях и Краишнику в районе Баната, затем в Будисави, Ковиль, Качу, бачки Ярку, Змаеву, Раткову и других местах в районе Бачки, а несколько семей поселилось в Бешко, Добановцях и Соко Салаши (около Земуна) в районе Срем. Учитывая большую территорию, на которой находились колонии, и малое количество семей, украинская составляли малочисленном общество во всех этих местах.


1.5. Единичные переселения

В 1950-х и 1960-х годах, в поисках лучших условий жизни, украинские интенсивно переселялись из Боснии в Воеводину. Несмотря на поодинокисть и неорганизованность, переселилось много людей. В Воеводине создается очевидна украинская диаспора. По переписи населения после Второй мировой войны, но и ранее, невозможно было определить настоящее количество украинских в Воеводине. Украинское национальное меньшинство не была выделена как самостоятельная, а распределена под общее название "Русины, рутены, украинская, малороссы" , или разделена по религиозному ориентацией. Эти данные не указывали на настоящее количество укринцив и вызвали колебания и удивление пользователей этих списков. Только после переписи 1971 Украинский получают свою национальность и на списках переписи населения имеют свою колонку.


2. Общественные организации

  • Общество украинского языка, литературы и культуры "Просвита";
  • Культурно-художественное общество им. Ивана Сенюка;
  • Общество сохранения украинской культуры "Коломыя";
  • Культурно-художественное общество "Кобзарь";
  • Культурно-просветительское общество "Карпаты";
  • Культурно-художественное общество "Калина";
  • Русинский народный театр "Петр Ризнич Дядя";
  • Дом культуры Руски Крстур;
  • Общество русинского языка, литературы и культуры;
  • КПД "ДОК";
  • КПД "Джура Кош";
  • Отделения Общества "Иван Котляревский";
  • КПД "Карпаты";
  • КУД "Жатва";
  • КУД "Петр Кузмяк" и др.. [2]

3. Образование

По официальным данным, на территории Воеводины русинский язык преподается в 65 начальных и в 21 средней школе, в русинской гимназии "Петр Кузмьяк" (г. Русский Керестур), а также на кафедре русинского языка и литературы философского факультета Новосадский университета.

Украинский язык элементами национальной культуры преподают факультативно ученикам первого-восьмого классов 12 сербских средних школ городов Новый Сад, Кула, Врбас, инджу, Сремска Митровица и поселков Будисава и Лавин Автономного края Воеводина.

Активно работает отделение украинистики кафедры славистики филологического факультета Белградского университета (заведующий отделением - профессор Людмила Попович), на котором учатся в основном представители коренной национальности. [3]


4. СМИ

Русинском языке выходит еженедельная информационно-политическая газета "русских слово", молодежная газета "МАК", детский журнал "Заградки", литературно-культурный журнал "Шветлосц" и ежегодник "Голос Союза". На радио-телевидении Воеводины основан отдельную русинскую редакцию, готовит радиопрограммы русинском языке, которые ежедневно занимают 4 часа эфира. Речь русинской ведут также местные радиостанции в городах Кула, Врбас и шыд. Вторая программа воеводинського телевидения РТС-2 предоставляет ежемесячно 11:00 эфира для трансляции русинськомовних передач.

На Радио-телевидении Воеводины программы на украинском языке готовятся украинскими журналистами лишь в рамках русинской редакции. Кроме Нового Сада, украинское радиовещание присутствует в Врбас, Шары, Инджии, Сремска Митровице. Получасовая телевизионная программа "Украинская панорама" транслируется на канале РТС-2 раза в месяц. Украинским языком печатается ежемесячная газета "Родное слово" (основана в 2005 году), в 2007 году возобновился выпуск ежегодного календаря "Родного слова", журнала "Украинское слово" и детского журнала "Соловей".


См.. также

Примечания


6. Источники и ссылки


п ? в ? р Flag of Ukraine.svg Украинский за рубежом
Америка
Европа
Австрия ? Албания ? Бельгия ? Беларусь ? Болгария ? Босния и Герцеговина ? Ватикан ? Великобритания ? Армения ? Греция ? Грузия ? Дания ? Эстония ? Ирландия ? Исландия ? Испания ? Италия ? Латвия ? Литва ? Лихтенштейн ? Люксембург ? Македония ? Мальта ? Молдова ? Монако ? Нидерланды ? Германия ? Норвегия ? Польша ? Португалия ? Россия ? Румыния ? Сербия ? Словакия ? Словения ? Венгрия ? Финляндия ? Франция ? Хорватия ? Чехия ? Черногория ? Швейцария ? Швеция
Океания
Азия
Толстым шрифтом выделены страны, где часть украинского населения является автохтонной.