Украинский национализм

Украинский национализм - политическая идеология, а также общественно-политическое движение, ставящее целью создание и развитие украинской самостоятельной национального государства и / или защита национальной самобытности. Национализм требует в первую очередь национального самосознания, осознание национальной общности группы людей. [1] Украинский национализм - разновидность европейского национализма.


1. История

Термин "национализм" был придуман Иоганном Готфридом Гердером (nationalismus) в конце 1770-х годов. [2] Его развитие тесно связано с распадом сословного деления общества, который существовал в историческую эпоху между ранним Феодализмом и Индустриализацией.

1.1. От казачества до конца 19 века

1.2. Начало 20-го века

Срок "Национализм" появляется в украинской публицистике примерно в 80 - 90-е годы XIX в. Сначала этот термин использовался не для обозначения конкретной политической доктрины, а предусматривал достаточно широкий круг общественно-политических представлений и предпочтений украинского. Например, Б. Гринченко в "Письмах из Украины Приднепровской" отличает среди украинских деятелей "формальных националистов", которые "проявляют приверженность всего вкраинского: к вкраинской языка, к вкраинской литературы, даже в вкраинской одежды, - но и только ...", и "сознательных украинских националов-народолюбцев", или, как впоследствии стали их называть, "национально сознательных" Украинская. [3] На рубеже XIX - XX вв. ситуация изменилась: разделение украинского национального движения на отдельные конкурирующие течения и борьба между ними приводят к идеологизации и политизации понятия "Национализм".

Сначала украинские социал-демократы вполне в духе ортодоксального марксизма начали отождествлять "Украинский национализм" с "буржуазной интеллигенцией" и ее попытками возглавить освободительное движение масс. Именно тогда они ввели понятие "украинский буржуазный национализм". Лев Юркевич писал в 1910 г. о том, что "с возрождением неисторических наций, с национальной самоорганизацией в них классов - национальная буржуазия, которая называет себя" интеллигенцией ", пытается встать во главе народа, прикрывается патриотической идеологией, которой зодушевлюе" интеллигенция "народ на слепую ей службу". [ 4] Одним из активных оппонентов "Буржуазного национализма" был публицист, печатался под псевдонимом "Дм. Закопанець" - в будущем автор известного манифеста радикального украинского национализма Д. Донцов. Интересен тот факт, что украинских социал-демократов, в частности Д. Донцова и Л. Юркевича, считал "буржуазными националистами" за их позиции по организации рабочего движения российский социал-демократ, лидер большевиков В. Ульянов (Ленин).


1.3. Время Освободительной войны 1917-1921 гг

Тогдашняя украинская либерально-демократическая интеллигенция (или, по терминологии того времени, поступовська), которую социал-демократы назвали "буржуазно-националистической", в свою очередь также отделялось от "Национализма", идентифицируя его с радикально-националистической идеологией, шовинизмом, или вспоминая как националистов российские шовинистические круги в Украине. [5] В духе этой традиции употреблял термин "Национализм" М. Грушевский в своих публицистических работах. Весной 1917 г. он вспоминал о том, что он и его единомышленники всегда выступали против "национального эроса", против "национального шовинизма", отмечал, что "защитники украинской национальности НЕ будут националистами". [6]

Вместе с Грушевским, Юркевичем и Донцова активно использовал термин " национализм "политический теоретик Николай Михновский. "Главная причина несчастья нашей нации, - писал 1905 г. Н. Михновский, - нехватка национализма среди широкой общественности ее [...]. У нас на Украине национализм очень унизился: наша нация, исключая немногих преимущественно из интеллигенции - не националистическая ... ". [7] Михновский использовал термин "национализм" для обозначения политического сознания украинского.


1.4. Межвоенная сутки

Титульный лист печатного издания Гунма в Праге "Национальная Мысль". 1926

Практически все исследователи считают возникновение радикально националистического движения реакцией части украинского общества на поражение Украинской революции 1917-1921 pp. и ликвидации реальной украинской государственности и разделение этнических украинских земель между другими государствами. К факторам распространения украинского национализма следует отнести: моральный и политический упадок украинских политических партий в эмиграции, наличие общественных групп, способных на самоорганизацию под националистическими лозунгами ( студенчество и украинские старшины), рост влияния тоталитарных, право-радикальных движений в Европе на фоне недовольства политикой западных демократий, для которых украинский вопрос был маргинальным, наконец - идеологическая эволюция отдельных личностей, оказавших влияние на общественное сознание и наличие пусть слабого, но собственной традиции националистического мышления.

Нельзя не вспомнить и того, что политический климат некоторых государств, где возникали очаги украинского националистического движения, давал возможности для его более или менее устойчивого развития. Стоит вспомнить, что ведущие эмиграционные ячейки националистических организаций в эмиграции образовались и действовали в демократических странах ( Европа и США). На западноукраинских землях всех известных нам исторических условиях даже наиболее жесткие политические режимы не достигали такого уровня репрессивности, как в СССР, следовательно, и там был, пусть ограниченный, простор для деятельности упомянутых радикальных групп. Несмотря на вполне понятные попытки партийных историков ОУН доказать, что в СССР в 1920-е - 1930-е годы было организовано националистическое подполье, очевидно, что такая возможность была минимальной, такой, что ее никак нельзя сравнить с упомянутыми странами. [8]


1.5. Послевоенный период - до 1991 года

2. Виды украинского национализма

3. Националистические организации и движения

В истории Украины был целый ряд организаций, которые исповедовали националистическую идеологию. К таким можно отнести: Украинская Военная Организация, Группа Украинской Национальной Молодежи, Легия Украинских Националистов, Союз Украинской Националистической Молодежи, Союз Независимой Украинской Молодежи, Украинская Националистическая Союз, Украинская межпартийная ассамблея, Украинская Национальная Ассамблея - Украинская Народная Самооборона, Государственная самостоятельность Украины, Украинская консервативная республиканская партия, Украинская национальная консервативная партия, и националистические партии с идеологическим направлением на сочетание социальной (не социалистической) государства и государственного капитализма : Социал-национальная партия Украины ( "СВОБОДА").


3.1. ОУН и ее предшественники

Одной из самых влиятельных и известных украинских националистических организаций была Организация Украинских Националистов. ОУН возникла в 1929 году путем объединения Украинской Военной Организации и нескольких студенческих националистических союзов - Группы Украинской Национальной Молодежи, Легии украинских националистов, Союза Украинской Националистической Молодежи. После убийства Коновальца в 1938 г. в ОУН произошел раскол, и с тех пор ОУН ((б) - бандеровцы) (употреблялось также (г) - революционная и СД - самостийники-государственники) и ОУН ((м) - мельниковцы) действуют как отдельные политические силы, которые преследуют общую политическую цель. Кроме того, в послевоенное время в среде ОУН (б) произошел конфликт между группой представителей ОУН (б) с Украиной ( Лебедь и др.). и зарубежной организацией Бандеры. В результате 1956 г. в эмиграции появляется еще одна ОУН ((с) - зарубежная), они же "меньшевики", или "двийкари" (по имени лидеров-основателей С. Матлы и Л. Ребета).

На начальном этапе существования ОУН сложился определенный набор центральных мировоззренческих принципов, которые на протяжении десятилетий оставались неизменными, но при этом они никак не могли рассматриваться как монопольный идеологический продукт только самой ОУН - в целом они совпадали с базовыми мировоззренческими принципами любого национализма (государственность нации, ее суверенитет, культурная гомогенность ). Однако трактовка этих принципов, способы их реализации и взаимодействия с другими идеологиями имели "местную специфику" и менялись, правда, различными темпами и в разных устремлениях в отдельных ответвлениях движения.

Заметим, что рядом с " интегральным национализмом ", Украинская олицетворением которого диаспорского исследователи прежде считают Организацию Украинских Националистов и его предшественников ( Легию Украинских Националистов, Союз Украинской Националистической Молодежи и др..) можно поставить родственный с ним, но несколько отличный вариант радикального, тоталитарного национализма, так называемый "донцовский" ("действующий") национализм. Между донцовского "действующим национализмом" и так называемым "организованным национализмом", хотя они и были родственными явлениями крайней мере в 1930-е годы, существовали достаточно серьезные различия, прежде всего в том, что "организованный национализм" со всеми его крайностями предлагал определенную конструктивную политическую программу, имел черты систематизированного мировоззрения, политической доктрины, тогда как "действующий национализм" Д. Донцова был образцом тотальной критики, нигилизма, ему недоставало элементов конструктивной программы, и он не представлял собой произведенной мировоззренческой системы, строился на публицистических посылках.

Оценку "национализма" и его автора дал В. Мартынец, член Провода Украинских Националистов. "Именно последний произведение Донцова" Национализм ", - писал он, - это на деле несколько идеологических фраз, но это не идеология в понимании сей идеологической системы. Поэтому и название его несколько претенциозная, потому, указывая на" Национализм "Донцова, никто не сказал бы: вот это и есть альфа и омега идеологии украинского национализма. "Национализм" даже не был законченной мировоззренческой системой; программной проблематике он вовсе не трогал, а проблема осуществления националистических идей (кто?, как?, когда?), по неудачи его ( Донцова) начинания с "Партией Национальной Работы", не только не интересовала его, но и как не существовала для него. [9]

Донцовского лозунги, оформленные в привлекательную, яркую публицистическую фразу, воспринимались гораздо легче, чем преимущественно громоздкие теоретические конструкции идеологов ОУН 1920-х - 30-х годов, ни один из которых не мог похвастаться литературно-публицистическим даром уровня Донцова. Его книга "Национализм" правила колоссальное впечатление именно на ту часть молодежи в Западной Украине, которая впоследствии стала основой "краевой ОУН". Для деятелей ОУН мигрантского среды 1920-х - 30-х годов Д. Донцов с его идеями не имел статуса националистического гуру, даже больше, воинственная диструктивнисть его установок стала объектом их критики. Правда, руководство ОУН содержалось от обнародования этой критики в прессе в 1930-е годы, считая это тактически нецелесообразным шагом.

Воины УПА. 1946

Трудно выделить какую-то конкретную идеологическую концепцию бандеровской фракции ОУН. Долгое время идеологией ОУН (б) был интегральный национализм Дмитрия Донцова. Многое из националистической идеологии, включая концепции диктатуры, не могло привлечь бывших советских граждан, переживших тяжелый опыт партийной диктатуры. Итак, настоятельно необходимым был пересмотр идеологии и политической программы ОУН (б). Основные политические компоненты идеологии ОУН подверглись ревизии (на Третьем Большом Сборе ОУН). Случился раскол на "ортодоксов" и "ревизионистов" ( 1943 - 1954 гг), кроме того, началась медленная эволюция "мельниковской" ОУН.

За 1940-х - 1980-х pp. все три течения ОУН, имели организационное оформление, развивались каждая своим путем. После длительной идеологической стагнации "Мельникивци" довольно решительно изменили идеологическое лицо. "Двийкари" практически перешли на позиции демократического национализма, кроме того каких-то выдающихся идеологических деклараций они не оставили. "Бандеровцы" после изгнания "ревизионистов" и возвращение на довоенные позиции дольше находились в состоянии идеологического догматизма, и их попытки эволюционировать в сторону плюрализма и ухода от некоторых принципов ортодоксального национализма образца 1930-х годов были весьма противоречивыми и не всегда последовательными. [10]

Процесс формирования базовых идеологических основ националистического движения начался определенной степени спонтанно, уже в начале 1920-х годов, но с середины 1920-х в нем ощущается все большая упорядоченность, связанная с его организационной эволюцией. Значительным шагом вперед стало создание националистических журналов ("Национальная мысль", "Государственная нация", "Развитие нации"), на страницах которых, собственно, и усталювалися основные идеологические постулаты движения. Формирование националистических организаций ( Легия Украинских Националистов, Союз Украинской Националистической Молодежи, Группа Украинской Национальной Молодежи) сопровождалось весьма острыми идеологическими дискуссиями и уходом тех, кто не соглашался с его явными антидемократическими тенденциями.

Постановления Конгресса Организации украинских националистов ( Вена, 28 января - 3 февраля 1929 г.) стали первым систематизированным вариантом изложения мировоззренчески-идеологических основ ОУН. Идеологическую комиссию Конгресса возглавлял Д. Андриевский, и, как показывает 3.Кныш, больше длительных дискуссий происходило именно здесь, и дискуссии эти шли именно между "краевиков" ( С. Ленкавский и С. Охримович) и представителями эмиграции - Д. Андриевским и С. ДЕМЧИК. По мнению П. Мирчука, суть полемики заключалась в том, что "Юлиан Вассиян Степан Ленкавский и Степан Охримович отстаивали философски-идеалистические основы украинского национализма, теоретически сформулированы в писаниях Николая Михновского и Дмитрия Донцова. Другую концепцию заслоняли Дмитрием Андриевский и Дмитрием Демчук, которые пытались включить идеологии украинского национализма элементы материалистического мировоззрения и демократизм типа уенеривщины. Победила первая концепция ".

Высшим типом человеческой организации провозглашалась нация как внутренне органическая, целостная сообщество. Украинский национализм определялся как "духовой и политическое движение", который возник естественным путем "с внутренней природы Украинской Нации во время ее усилий на борьбе за основания и цели творческого бытия". Абсолютизация органичности нации и украинского национализма, их естественности стала одним из базовых и неизменных постулатов, которых ОУН во всех ее ипостасях неуклонно придерживалась на протяжении всей своей истории.

Естественной формой самоутверждения нации и высшей ступенью его развития провозглашалась государство, в этом ОУН следовала принципам классического национализма, и этот элемент оставался неизменным в ее программах в начале 1990-х годов. Будущая форма государственного устройства определялась довольно туманно и имела изменяться до трех этапов "государственного строительства Украины". На первом этапе - "национального освобождения" или "освободительной борьбы" - говорилось об установлении национальной диктатуры (в каких формах будет реализована эта диктатуру, не упоминалась). В переходный период построения основ государственности, после победы национальной революции, "глава государства" должен "подготовить создание высших законодательных органов на принципе представительства всех организованных общественных слоев". Наконец, с окончанием "переходного периода", со стабилизацией государства должен образоваться "представительный орган", который назначал бы главу государства. Последний имел формировать высший орган исполнительной власти, ответственный перед ним и "высшим законодательным телом".

Слишком общий характер формулировок относительно такого важного компонента политической программы, как будущий государственный строй, можно объяснить либо тем, что авторы программных установок намеренно употребляли общие слова, которые можно было бы трактовать различными способами, или тем, что они сами до конца не определились с этим. Интересно, что и в программе ОУН 1939 p., и в программных документах ?Мельниковцев? второй половины 1940-х годов почти без изменений повторялась тезис об упомянутых три этапа государственного строительства.

Наконец, не стоит забывать и того, что к движению на всех его этапах присоединялись люди, мировоззрение которых не полностью подпадал под лозунг "интегрального национализма". На первом конгрессе высказывалось немало идей и предложений, которые порой имели взаимно противоречивый характер - игнорировать их было невозможно, но и взять их все во внимание означало бы превращение программных документов на эклектичный набор лозунгов. Нужен был или компромисс, или соответствующая тактика. В письме ( 16 июля 1929) в Макара Кушнира (Богуша) член Провода ОУН и редактор журнала "Развитие нации" Владимир Марганец писал: "Беда в том, что Конгресс не высказался яснее о будущем государственном устройстве Украины. Под тем обзором мы на Конгрессе вели достаточно макиявелистську линию: если все устройства приняли к нашей программе, то с никак не связались на жизнь и смерть ". [11]

Таким образом, формирование идеологической платформы ОУН (всех трех течений) происходило под влиянием различных мыслителей и теоретиков, в процессе длительных дискуссий, конфликтов и расколов. Этот процесс растянулся на несколько десятилетий. Одно лишь можно утверждать с уверенностью: идеология ОУН ушла далеко от узкопартийной идеологии украинских партий первой половины XIX в., надолго определив развитие праворадикальной мысли не только в Украина но и далеко за ее пределами.


4. Национализм в независимой Украине

Один из лидеров УНА-УНСО Анатолий Лупынис

4.1. 1991-1994 гг

Процесс национального возрождения 1989 - 1991 гг в УССР ознаменовался появлением новых, альтернативных КПУ политических партий и движений, преимущественно национал-демократического направления: "Народный Рух за перестройку", Украинская Республиканская Партия и другие. Однако, в короткое время значительная часть наиболее активных граждан, преимущественно молодежь, разочаровалась в новейших национал-демократических течениях, забрасывая им политическую нерешительность и чрезмерную умеренность во взглядах. Так 19 августа 1989 года члены молодежного крыла Украинская Хельсинской Группы на горе Маковка провозгласили создание Союза Независимой Украинской Молодежи. Снумивци открыто манифестировали выход Украина из состава СССР как цель своей деятельности, воспитание молодежи в духе патриотизма на примерах национально-освободительной борьбы ОУН и УПА и т.д.. Хотя СНУМ и была организацией нелегальной и действовала в условиях идеологических табу и запретов, однако, она быстро нашла поклонников по всей Украина. Менее чем за год со дня своего образования СНУМ в своих рядах объединила около тысячи националистически настроенных молодых людей из всех регионов Украины. В мае 1990 года общее количество областных организаций СНУМ увеличивается до 18. Существовал ячейка СНУМ в Перемышле, Польша.

Главным средством деятельности Союза была агитационная и просветительская работа, организация митингов, забастовок, голодовок и пикетов. На своих первых нелегальных митингах в Киеве и Львове снумивци собирали деньги для печати своих манифестов и периодических изданий (свои газеты и листовки СНУМ печатала в Литве и нелегально ввозила в УССР), что дало возможность распространять свои идеи в массах. Члены союза устраивали театрализованные представления с сожжением комсомольских билетов в Киеве, Львове, Тернополе, Ровно, Дубно. Снумивци организовали бойкот весеннего призыва в Советской Армии. С этой миссией устраивались пикетирования и голодовки у военкоматов. Ни один антисоветский митинг в УССР в период 1989 - 1990 гг ни происходил без участия СНУМ. Весной 1990 г. СНУМ принимает активное участие в парламентских выборах. Депутатом от СНУМ становится Игорь Деркач. В 1990 г. организация все отчетливее поляризуется на два лагеря: радикальный (формируется вокруг А. Витовича и Д. Корчинского) и демократический. Демократическое крыло СНУМ реформировалось в Союз Украинской Молодежи, которая взяла за образец диаспорную организации СУМ, что возродилась в Германии в 40-х годах ХХ в. СУМ ни была радикальной организацией и ставила целью воспитание молодежи на идеалистических принципах в духе христианства и патриотизма.

Бойцы УНА-УНСО 1997

Иной была судьба радикальной фракции СНУМ. Она оформляется ( 3 - 4 ноября 1990 года) в новое организационное тело: Украинское Националистическую Союз. Тот же 1990 -го года УНС сплотив вокруг себя радикальных членов национал-демократических партий и организаций образует Украинская межпартийной Ассамблею, которая впоследствии реформируется в Украинская Национальная Ассамблея. В 1991 году как реакция на путч в СССР на призыв УНА формируются первые подразделения Украинской Народной Самообороны, ставящих своей целью сбор оружия и формирования военизированных подразделений с целью вооруженной противодействия ГКЧП. Хотя УНСО формально и не было структурной частью УНА, однако действовало как военизированное крыло партии. С распространением право-радикальных идей на Западе Украины и в Киеве ряды УНСО быстро пополняются. УНСО участвует в вооруженных конфликтах: в Приднестровье (1992 г.) на стороне приднестровских сепаратистов, в грузино-абхазском конфликте (1993 г.) на стороне Грузии, в Нагорном Карабахе, в Косово на стороне Сербии.

1990 года в Украина переехал один из лидеров ОУН (мельниковцев) Павел Дорожинская. В том же году в Украине появилась лидер ОУН (бандеровцев) Слава Стецько. В украинских высших школах с циклом лекций выступали лидеры "двийкарив" Анатоль Каминский и Тарас Гунчак. Стратегическая цель у всех была общая - Украинское Самостоятельное Соборное Государство. Итак, на 1991 год в Украине было три националистические организации с одним брендом - ОУН. Стоит отметить, что со временем "двийкари" решили отказаться от деятельности в Украина, сосредоточившись на культурно-просветительской работы в странах пребывания украинской диаспоры. Идеология "Двийкарив" трансформировалась в идеологию так называемого либерального национализма, который является очень близким к идеологии мельниковцев. Часто эти организации выступают как союзники. Одним из немногих проявлений деятельности ОУН (з) в Украине было продолжение издания журнала "Современность" в Киеве (с 1991 г.), соредакторами которого выступили Тарас Гунчак и Иван Дзюба. [12]

Однако тактические и личностные разногласия привели к противостоянию между мельниковцами и бандеровцами. ОУН (революционная), оставив незарегистрированное и легализованы структуре ОУН, основала легальную партийную надстройку, которая действовала согласно действующему законодательству Украины, - Конгресс Украинских Националистов. Он был зарегистрирован Министерством юстиции Украины 26 января 1993 года. КУН в целом стоит на право-консервативных позициях и ориентируется на тех, кто признает идеологию украинского национализма. Кроме того, по инициативе ОУН (р) был создан ряд общественных организаций, таких как: "Тризуб" им.Бандеры, "Мемориал" им. В. Стуса и т.д..

ОУН (мельниковцев) объявила себя "общественно-политической организацией" - этакой смесью политической партии и общественной организации. Даром что в украинском законодательстве не были предусмотрены такие формы объединений граждан, однако ей Минюст вручило свидетельство о регистрации в качестве общественной организации. А значит - выдвижения депутатов и активного участия в избирательных компаниях ОУН не могла себе позволить.

Осенью 1993 года Министерство юстиции зарегистрировало еще одну партию - организацию украинских националистов в Украине (ОУНвУ), председателем которой был Николай Сливка. Партия состояла преимущественно из старых членов ОУН, действовали только в Украина. Протестуя против засилья представителей диаспоры, они создали партию "ОУН в Украине". Новая партия ставила целью объединить националистические силы (хотя ее возникновения время связывают с непризнанням Славы Стецько как лидера бандеровского национализма) с целью сопротивления коммунистической идеологии, развития украинской экономики, улучшение правового положения украинского. Но вскоре ОУНвУ начала делиться на множество мелких группировок.

Также к правым партиям, которые возникли в начале 90-х годов и заявляли, что их идеологией является украинский национализм, можно отнести Украинскую республиканскую партию Левко Лукьяненко; Украинская консервативную-республиканскую партию Степана Хмары, партию "Государственная самостоятельность Украины" Романа Коваля.

УРП образовалась из нескольких политических сил и была одной из первых политических партий Украина. Началось все с Украинского Хельсинского союза. 29 - 30 апреля 1990 года на базе УГС было создано Украинскую республиканскую партию. СРП было зарегистрировано 5 ноября 1990 года. Ее председателем был избран Л. Лукьяненко.

Украинская консервативно-республиканская партия возникла после раскола СРП. Часть делегатов третьего съезда СРП, который проходил 1 - 2 мая 1992 года, во главе с бывшим заместителем партии Степаном Облаком заявила о своем выходе. Позже более радикально настроенные республиканцы создали УКРП.

Всеукраинское политическое объединение "Государственная самостоятельность Украины" была создана в Львове 1990 года. Объединение стремилось к построению нациократического государства "в этнографических границах демократическими средствами, к ее интеграции в европейские экономические структуры". По мнению идеологической референтуры ДСУ, НАЦИОКРАТИЧЕСКИЕ государственное устройство означает: а) власть Провода нации, власть политической аристократе (так называемые элиты), которая действенно хочет добра нации б) стержень провода должны составлять украинские военные и деятели национально-освободительного движения разных лет; в ) добро нации приобретается в жестокой борьбе с врагом г) благо нации достижимо только в своем государстве, где царит национальный закон, а не закон других стран, в государстве, в котором невозможно господство национальных меньшинств. ДСУ выступало за вхождение ее членов во властные структуры государства.

Отдельной силой 1991 году возникла Социал-национальная партия Украины, которая заняла крайнюю правую позицию и была зарегистрирована как политическая партия 1995 года. Председателем партии был избран Ярослав Андрушкив. СНПУ - радикальная партия крайнего правого толка, управляемой идеологией социал-национализма, ставит цель взять политическую власть в Украина для построения нового общества; выступает за создание "Великой Украины" как унитарного государства украинской нации с президентской формой правления, с многопартийностью; непримиримый противник коммунистической идеологии; считает Россию причиной всех бед в Украина; поддерживает существование различных форм собственности; сторонник гармоничного сочетания интересов общества и государства.


4.2. 1994 - 1998 рр.

1994 год стал испытательным для националистов, принявших участие парламентских выборах. Но частые расколы националистического лагеря не добавляли положительных эмоций потенциальным избирателям. В итоге все это обернулось незначительным количеством завоеванных мандатов для националистического лагеря. В Верховной Раде Украины II созыва националистов представляли: семь депутатов от КУН, двое УКРПистив и трое от УНА-УНСО.

На выборах 1998 года ( Верховная Рада Украины III созыва) националистический лагерь был представлен тремя конкурирующими избирательными субъектами: КУН совместно с СРП и УКРП создали блок "Национальный фронт", СНПУ и ДСУ создали блок "Меньше слов" и отдельно шла партия УНА-УНСО. Наиболее мощным и реальным для объединения националистического лагеря в Украине с целью участия в парламентских выборах виделся Украинский национальный фронт в составе КУН, УКРП, СРП, который поддержали ОУН (мельниковцы) и ОУНвУ. Хотя националистическая карта и разыгрывалась на выборах 1998 года, но результаты были не утешительны. Народный Рух Украины проводя кампанию столько против идеологических оппонентов, сколько против "Национального фронта", победил, получив 51 депутатский мандат. Все это похоронило надежду националистов на возвращение в большую политику. Таким образом, в Верховной Раде Украины III созыва националисты были представлены четырьмя КУНовцами и одним членом СНПУ Олегом Тягнибоком. Но тремя депутатами от УНА: Олегом Витовича, Юрием Тимо и В. Илясевичем


4.3. 1999-2004 гг

4.4. с 2004 года

5. Символы

Символы украинских национальных государств и украинских националистических партий.


См.. также