Надо Знать

добавить знаний



Украинское изобразительное искусство


Lesser Coat of Arms of Ukraine.svg

План:


Введение

Развитие изобразительного искусства в Украина ведет отсчет с древнейших времен. Находки археологов, в частности, периода трипольской и скифской культур, отличаются искусной техникой исполнения и удостоверяют высокий художественный уровень произведений предков современных украинский.


1. Украинская живопись

1.1. Иконопись

Позже дошли до нас образцы искусства Киевской Руси, которое развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было связано с церковью и христианской верой. Ведущие жанры изобразительного искусства Киево-Русского государства - мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра.

Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе, который сохранил единственные во всей Европе образцы светского монументальной живописи 11 века. Украшением собора является сохранившиеся мозаики, украшающие центральную баню и главный алтарь.

Шедевром искусства мозаики считается изображение Оранты (или Богоматерь Нерушимая Стена) в центральной апсиде. Мозаика имеет 6 метров высотой. Уникальность изображения заключается в том, что оно выполнено на внутренней поверхности апсиды собора, и с разных точек Оранта выглядит изображенной в разных позах - стоя, склонившись в молитве или на коленях.


1.2. Светский портрет

Петербургская академия художеств на берегу Невы, 1764-89, арх. Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринов. Здесь работали и закладывали фундамент русской академической школы Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский. Академия дала также много украинских художников: Шевченко Тарас Григорьевич, В. Орловский, М. и А. Муравьев, С. Васильковский, Н. Пимоненко, М. Самокиш, Ф. Кричевский, К. Трохименко и др..

До 17 века главными художественными произведениями в Украина оставались иконы. Переходную роль между иконописью и светской портретной живописью занимали так называемые парсуны - портреты, выполненные приемами иконописной техники. Зажиточные семьи казацкой старшины часто заказывали свои портреты.

Дмитрий Левицкий, 1735-1822, автопортрет ( 1783)

В XVII-XVIII вв. важную роль в развитии национального художественного искусства играли художественная школа при Киево-Печерской лавре и Киево-Могилянская академия. Выдающимся художественным центром в Харькове были "дополнительные классы" при Харьковском коллегиуме, которые фактически были настоящей академией искусства.

Расцвет светской портретной живописи приходится на вторую половину XVIII века. Именно тогда много талантливой украинской молодежи обучалось и работало в Петербургской академии художеств. Самые известные художники России того времени Дмитрий Левицкий - родом из Киев, Владимир Боровиковский - с Миргорода. Украинский были создатель исторического жанра русского академического искусства Антон Лосенко (уроженец Глухова) и выдающийся скульптор эпохи классицизма И. Мартос с Ичне Черниговской губернии.

Творчество Д.Левицкого подняла портретное искусство росийской империи до уровня западноевропейских художников. Магнатская семья Воронцовых считала его за семейного мастера и хорошо платила за портреты его кисти. А портреты благородных смолянок стали уникальной серией портретов всего 18 века, как прижизненный портрет философа Дени Дидро, который позировал Левицкому в Петербурге.


1.3. Живопись 19 века

Первый автопортрет Тараса Шевченко (1814-1861), 1840
Мария (иллюстрация к поэме А.С.Пушкина " Полтава "), 1840
Портрет Архипа Куинджи (1841-1910) работы В.М.Васнецова, 1869
Эльбрус. Лунная ночь. Худ. Архип Куинджи, 1890-95
Портрет И.К.Айвазовского (1817-1900) работы А. Тирянова (1841)
Илья Репин (1844-1930), автопортрет, 1878
Украинская хата, худ. И. Репин, 1880
Николай Ге (1831-1894). Портрет кисти Николая Ярошенко
Quod Est Veritas? Христос и Пилат. Худ. М.Ге, 1890
С.И.Василькивський (1854-1917). Портрет кисти М.Уварова. Холст, масло. Около 1917

Хотя в XIX веке главным центром образования в Российской империи и далее была Академия художеств в Петербурге, многих художников привлекает Украина - "новая Италия" , как ее тогда называли.

Переход к реализма инициировал ученик Боровиковского, украинская греческому корнями Нежин Алексей Венецианов (1779 - 1847). Он имел в своей мастерской в Петербургской академии художеств большую группу учеников. Но авторитет и блестящая художественная манера Карла Брюллова поразила учеников Венецианова больше и они перешли к модной метра.

Среди учеников Брюллова были и последние украинские мастера классического живописи - Иван Сошенко, Тарас Шевченко, Дмитрий Безперчий и др.. Тарас Шевченко, гений украинского слова, был по специальности художник. Его творчество охватило несколько отраслей живописи: портретную, жанровую, пейзажную, религиозную.

Как представитель последней эпохи классицизма (времена Бидермайер), Шевченко уходил крупных академических полотен, а его творчество лучше оказывалась в небольших интимных вещах. Правда, он не избегал и больших образов масляными красками (например, "Катерина"), особое же художественную славу ему получили портреты - элегантные женские, индивидуальные мужские. В романтических картинах "Крестьянская семья", "Цыганка-гадалка" и других уже заметен отход от чистого академизма. Разносторонний талант художника отразилось и в художественном графике (серия "Живописная Украина" и др.). 1860 Тарасу Шевченко присвоено звание академика гравюры Петербургской академии художеств. К сожалению, ссылки и запрет рисовать помешали раскрыться в полной мере его живописном таланта.

Другой представитель классицизма, русский художник Василий Тропинин говорил, что Украина заменила ему Академию. Он много лет жил и работал на Подолье и посвятил украинской теме немало портретов: "Девушка с Подолья", "Мальчик с топором", "Свадьба в селе Кукавке", "Украинский", "Портрет подольского крестьянина".

Тесно связанной с Украиной была судьба художника-мариниста Ивана Айвазовского, который значительную часть жизни провел в родной Феодосии и заповедал этому городу свою картинную галерею. Украинская тема звучит в его работах "Камыши на Днепре близ городка Алешки "и уникальной для художника жанровой картине" Свадьба на Украине ".

Новаторской для пейзажа стало творчество Архипа Куинджи, который родился близ Мариуполя. Первая же выставленная им картина - "Ночь на Днепре" - стала сенсацией в Петербурге. Художник обладал невероятным талантом писать пейзажи и игру света на облаках, деревьях, скалах.

Главная тенденция изобразительного искусства второй половины 19 века - движение к реализма - главная тенденция творческих усилий членов Товарищества передвижных художественных выставок. Знаменитый живописный портрет Тараса Шевченко написано инициатором создания и идейным руководителем общества передвижников украинский с Острогорский на Слобожанщине Иваном Крамским. Многие выдающихся художников-передвижников были также родом из Украины: Александр ЛитовченкоКременчуг), Николай ЯрошенкоПолтава), а Николай Ге долгие годы жил на хуторе близ Харьков.

Родом из-под Чугуева был художник-реалист Илья Репин. Даже после отъезда в России, скучал по Родине и возвращался к ней. Він часто гостював у маєтку "Качанівка" українських меценатів поміщиків Тарновських. В їх родинній садибі "Качанівці" Рєпін створив перші етюди до знаменитої картини "Запорожці пишуть листа турецькому султану". Таким чином, в його творчості та житті Україна посідала значне місце.

Видатним майстром побутового жанру був Микола Пимоненко. Більшість його робіт, написаних на теми селянського життя, відрізняються щирістю, емоційністю, високою живописною майстерністю: "Святочні ворожіння", "Весілля в Київській губернії", "Проводи рекрутів", "Свати", "Жнива", "По воду", "Ярмарок", інші. Пимоненко - автор близько 715 картин і малюнків. Він один з перших у вітчизняному малярстві поєднав побутовий жанр і поетичний український пейзаж, заснував у Києві художню школу.

"Шукачем сонця" називали Володимира Орловського, одного з засновників нового українського реалістичного пейзажу. Найкращим українським портретистом кінця 19 - початку 20 століть вважається Олександр Мурашко - учень Іллі Рєпіна, автор уславленої "Каруселі", "Дівчини в червоному капелюшку", "Старого вчителя", "Парижанок біля кафе".

Поєднання мистецтва з усвідомленням національної ідеї вперше відбувається в творчості Сергія Васильківського. Свою майстерність він повністю віддає Україні: пише пейзажі Подніпров'я, Подолье, Слобожанщини, архітектурні пам'ятники, жанрові картини, історичні полотна (зокрема "Козаки в степу", "Козача левада", портрет Тараса Шевченка). Одночасно вивчає і збирає пам'ятки старовинного українського мистецтва.

1900 Васильковский совместно с художником-баталистом Николаем Самокишем создает альбом "Из украинской старины?, комментарии к акварелей Васильковского пишет историк Дмитрий Яворницкий, основатель музея в Екатеринославе.


1.4. Живопись 20 века

Федор Кричевский (1879-1947), автопортрет
Казимир Малевич (1878-1935), автопортрет, 1908 или 1910-11
Зинаида Серебрякова (1884-1967), автопортрет "За туалетом", 1909

Чуть позже, чем в Западной Европе в Украине на рубеже веков появляются художники- импрессионисты, которые стремятся передать в произведениях изящное воспроизведения личностных впечатлений и наблюдений. Ярким представителем этой генерации живописцев был Николай Бурачек, известный картинами Днепра и Киев.

Долгие годы жила под Харьковом в поселке Нескучное женщина-маляр Зинаида Серебрякова (1884-1967), многие произведения которой посвящен украинскому селу и темам Востока. Она также относится к отечественным импрессионистов. После эмиграции Серебрякова долгие годы жила во Франции и Бельгии. Часть работ зарубежного периода мастерицы переданы в Киев.

Развитие живописи в Украине в послереволюционные годы в начале 20 века проходило в борьбе художественных течений и направлений. Наряду с теми, кто стоял на позициях традиционного реализма, творили сторонники футуризма, формализма (например, росписи Василия Ермилова Харьковского партийного клуба). Кроме массовых агитационных форм изобразительного искусства, заметного прогресса достигла станковая графика и живопись. В области станковой графики работали Михаил Жук, Иван Падалка, Владимир Заузе. В живописи самыми известными были полотна Кириака Костанди, Федора Кричевского, Александра Мурашко. Георгий Нарбут оформил первые украинские советские книги и журналы "Искусство", "Зари", "Солнце труда". В Западной Украине в первые послереволюционные годы работали Иван Труш, Антон Монастырский, Осип Курилас.

Хорошо известные произведения Николая Самокиша на украинскую историческую тематику: "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев 1648" (1929), "Битва под Желтыми Водами", "Абордаж турецкой галеры запорожцами? (1930), "Битва Ивана Богуна во Монастирищем 1653" (1931), "Бой под Царичанка 1709", "Поход запорожцев на Крым" (1934), "Разрушение Батурина Меньшиковым", "Кость Гордиенко уничтожает драгун Кемпеля", "Битва Максима Кривоноса с Яремой Вишневецким" (1934), "Царские жандармы везут Шевченко в ссылку "(1938) и др..

Киевский художественный институт (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) стал настоящим центром авангардного изобразительного искусства. Сюда в это время возвращается всемирно Казимир Малевич - основатель абстрактного супрематизма, в котором изображение состояло из сочетаний простейших геометрических фигур. Значительное влияние на творчество Малевича, по его собственным словам, оказали культура и быт украинского села, но он пошел дальше искусства села.

Яркой страницей стал украинский авангард начала 20 века, представленный именами художников Александра Богомазова, Михаила Бойчука, Анатолия Петрицкого и др.. Михаил Бойчук начал новое направление монументального искусства 20 века - неовизантизм, положив в его основу органическое сочетание традиций древнерусской иконописи с конструктивными особенностями византийской живописи. К сожалению, много выдающихся художников ( Михаил Бойчук, Василий Седляр, Иван Падалка и др.). были уничтожены коммунистическим режимом во времена репрессий.

Украинская живопись 60-80 годов 20 века, характеризовался негативными тенденциями партийного диктата социалистического реализма, что насаждал народнический академический стиль 19 века, пропагандизм и догматичность. Кроме того, согласно с лозунгом о том, что искусство должно быть понятным "широким массам", на творческий эксперимент, поиск новых форм был фактически наложен запрет. Одновременно и дальше творили такие выдающиеся художники как Алексей Шовкуненко, Татьяна Яблонская, Садовского Виталия, Михаил Дерегус, Василий Касьян.

Сегодня произведения Татьяны Яблонской, Ивана Марчука, Феодосия Гуменюка, Садовского Виталия, Андрея Чебыкина, Александра Бородая и других известны далеко за пределами Украины.

Козак Мамай

1.5. Народный живопись

Поряд із канонічним та академічним малярством ще з княжих часів в Україні розвивається унікальний жанр "народної картини". Образи " Козака Мамая" та "Козака з бандурою" стали знаковими для українського мистецтва. Як елемент народного побуту, ці картини стали відображенням характеру та світогляду простого українського народу.

20 століття подарувало ціле гроно талановитих майстрів народного живопису, які у своїй творчості розвивають барвисті й фантастичні образи, породжені уявою та реалізовані за законами стилістики народного малярства 18-19 століть і українського декоративного розпису. Это Ганна Собачко-Шостак, Параска Власенко, Наталя Вовк, Параска Хома, Марія Приймаченко, Никифор Дровняк, Катерина Білокур, Іван Сколоздря та ін.



1.6. Українська графіка

2. Украинских скульптура

2.1. Скульптура 1946 - 1970 років

В УРСР скульптуру сталінської доби знищило населення за перших днів німецької окупації 1941. По перемозі над німцями, радянський уряд почав відновлювати пам'ятники, передусім генсеку Сталіну, щоб після XX з'їзді КПРС (1956) і боротьбі проти "культу особи" знищити їх наново в свою чергу. На їх місце прийшли нові - Леніна та ін. діячів жовтневої революції, а також великої кількости "героїв Радянського Союзу" і "героїв соц. праці". Негативні риси урядової С. тієї доби згодом відзначала сама критика,переклавши провину за них на "культ сталінської особи".

Найбільше розвинений жанр у С. УССР повоєнної доби і досі - портрет. Масово продукувалися портрети "вождів" і "героїв", у яких "документально вірно" передавалися риси портретованих.

Більше індивідуальні портрети (гол. діячів науки, культури, мистецтва) дали І.Шаповал (акад. М.Стражеска, 1949), О.Ковальов (акад. В.Філатова, 1952 і Б.Хмельницького, 1954), Е.Фрідман (акад. Л.Булаховського, 1962), Галина Кальченко (1958 - 1975 створила цілу ґалерію портретів письм., музик і мистців; цікавіші Ванди Василевської, 1963, І.Кавалерідзе, 1967, Г.Косинки, 1969), М.Рябінін (Фіделя Кастро, 1967), І.Гончар (О.Гончара, 1949, М.Кривоноса, 1952), М. Лисенка (І.Мар'яненка, 1963), Я.Чайка (І.Айвазовського, 1954, А.Монастирського, 1959 - 1960), Галина Петрашевич (Н.Ужвій, 1947, О.Корнійчука, 1949, 1951), В.Власов (С.Крушельницької, 1960). Ювілейні портрети створили І.Севера (І.Франка, 1955), Л. Біганич (Лесі Українки, 1959, М. Заньковецької, 1962), І. Салотос (1969) і Г.Кальченко (1972; два останні - Г.Сковороди), Я.Чайка (В.Стефаника, 1971) та багато ін.

У ділянці монументальної С. створено чимало пам'ятників, насамперед воєнних і партійних діячів. Серед них - М.Щорсові у Києві (1954) роботи М.Лисенка, В.Бородая і М.Суходолова (схожий на відомі кондотьєрські пам'ятники Донателльо і Вероккіо з доби ренесансу). Риси помпезности мають пам'ятники ген. Ватутінові в Києві (1948) Є.Вучетича і низка пам'ятників "двічі героям Сов. Союзу", що їх за окремим указом Верховної Ради будували по м. і с. України. До кращих з мист. погляду належать пам'ятники: О.Пушкінові (1962) і М.Лисенкові (1965) у Києві О.Ковальова та модерніший Т.Шевченкові у Москві (1964), створений групою скульпторів (М. Грицюк, А.Фуженко, Ю.Синькевич) та архітектів (А.Сницарєв і Ю.Чеканюк). Варто відзначити пам'ятник І.Франкові перед Львівським Університетом роботи В.Борисенка, Д.Крвавича, Е.Миська, В.Одрехівського і Я.Чайки (1964). Ювілейні пам'ятники поставлено Т.Шевченкові в Канаді в Палермо (1951, М.Вронського) і в Торонто (1961; М.Ковтуна), В.Стефаникові перед бібліотекою у Львові (1971, В.Сколоздри, архітект М.Вендзилович) і Л.Українці у Києві (1973, Г.Кальченко).

Окрему численну групу монументальної С. в УССР творили неперсональні пам'ятники і меморіальні ансамблі, присвячені іст. подіям, жертвам війни, ювілейним датам тощо (1971 - 1975 - понад 70), виконувані групами скульпторів і архітектів, через що втрачалися індивідуальні прикмети окремих мистців.

У ділянці композиційної С. слід відзначити "Бокораша" В.Зноби (1957), "Олексу Довбуша" М.Рябініна і В.Сколоздри (1951), групову С. "Перед боєм" з Б.Хмельницьким, М.Кривоносом й І.Богуном (О.Супрун і А.Білостоцького, 1954) та ін. Серед молодшої генерації укр. мистців помітне було намагання модернізувати С., напр., праці Т.Бриж (серія до старослов. мітології: "Бог війни", "Бог землі, води", "Бог вогню", 1968 - 1970), Віри Шатух ("Пам'ять", 1969), І.Чумака ("Слово о полку Ігореві", 1966) та ін. на сучасні теми.

Чимало скульпторів працювали в пластиці малих форм, зокрема в майоліці і теракоті: Б.Довгань ("Волошки", 1960), В.Клоков ("Біля струмка", 1962), О.Рапай-Маркіш ("Чорт на козі", 1965, "Весілля", 1968), Я.Ражба ("Мавка", 1960, "Теофан Грек", 1970, "Дон Кіхот і Санчо", 1971), В.Трегубова ("Одарка", "Карась", 1970), В.Шатух ("Приятелі", 1957) та ін.

В 1970-х pp. помітне відродження медальерства в УССР (перша виставка медалей 1975 у Києві); серед ін. працювали у цій ділянці Г.Кальченко (медалі С.Гулака-Артемовського, Г.Сковороди, 1972; Л.Українки, 1974), Е.Мисько (І.Труша, 1969, О.Новаківського, В.Стефаника, 1972), О.Скобликов (М.Черемшини, 1974), І.Хотінок ("До 700-річчя Данте Аліґ'єрі", 1965; "До 200-річчя від дня народження І.Котляревського", 1969), та ін.

С. укр. эмиграции в первые pp. После войны из-за постоянных переселенчи проблемы не имела длительного базы для нормального развития; однако скульпторы активно проявили себя т. н. "Лагерной эпохи", особенно на выставках в Мюнхене ( 1947) и Регенсбурге ( 1948): Г.Крук, С.Литвиненко, Б.Мухин, А.Павлось, М.Черешньовський, М.Дзиндра. Г.Крук остался в Мюнхене и своими фигурными и портретными работами получил признание в нем. мист. кругах. В Берлине работал В. Масютин, один из ярчайших представителей нац. искусства (оставил серию медалей-рельефов укр. ист. фигур, бюсты вождей и современников). Все др.., Названные выше, в 1948 - 1950 выехали в США.

В США, в Нью-Йорке, жил О.Архипенко ( 1923 - 1964), основатель современной мировой С. Он искал "праформы" в произведениях, доведенных до максимальной простоты, к игре площадей и линий, выпуклостей и вглиблень, как и цветов, которые он использовал в С., граничащая с абстракцией. Он творил и реальный портрет (портреты-памятники Т.Шевченко и И.Франко в Парке народов в Кливленде, портреты укр. Деятелей). В нач. 1950-х pp. Архипенко выставлял в Германии, Италии, Швейцарии; 1969 музей Родена в Париже устроил ретроспективную посмертную выставку его произведений, которую впоследствии принял Смитсонского музей в Вашингтоне.

С 1948 - 1950 в Нью-Йорке работали: С.Литвиненко, который дал целую галерея скульптурных портретов современников, ряд фигурных композиций и памятников; М.Черешньовський, что в С. пришел от деревянной резьбы, совершенство которой характеристическая для его произведений (портреты , композиции, памятники Л. Украинской в ​​Кливленде и Торонто).

В Филадельфии работал О.Капшученко, автор небольших групп реалистичных фигур, большей частью типов современного города, часто с соц. окраской и юмористическим теплым отношением к человеку.

Современному высказывания предоставляли своей скульптуре, основываясь на фолкльори и мифологии, керамистка С.Геруляк в Нью-Йорке и Г.Пецух в Польше.

В области скульптурного портрета работали О.Лятуринська, Ф.Емець ( Каракас, Венесуэла), В.Сим "янцив (США), К.Бульдин ( Буэнос-Айрес).

На известного скульптора Канады выбился Л.Молодожанин ( Лео Мол) (между его произведениями - портреты церк. и гос. деятелей Европы, Канады и США, памятники Шевченко в Вашингтоне и Буэнос-Айресе).

В области абстрактной С. в США и Канаде работали К.Милонадис (кинетическая С.), М.Урбан, М.Дзиндра, М.Гуненко, М.Голодик Николай Голодик - Головатый, В.Палийчук, В.Баляс, И.Букоемська , Р.Коваль, М.Бентов, И.Осадца, А.Перейма, Р.Костинюк, Е.Зеленак, П.Колисник и др.. моложе. В их творчестве ощутимые различные современные стили, от конструктивистичного в экспрессионистических. Некоторые из названных художников преподавали в амер. высоких художественных школах.


См.. также


Источники

  • Энциклопедия украиноведения. - Львов, 1993.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989.
  • Дмитрий Степовик, "Сокровища Украины", Киев, "Веселка", 1990
  • Хижняк З.И. "Киево-Могилянская академия", Киев, 1988
  • Путеводитель "Львовская картинная галерея", Львов, "Каменщик", 1972
  • Бирюлев Ю. Искусство львовской сецессии. - Л.: Центр Европы, 2005. - 184 с. ISBN 978-966-7022-44-7
п ? о ? р Украина в темах
География Lesser Coat of Arms of Ukraine.svg
Устройство
История
Символы
Политика
Вооруженные силы
Безопасность
Экономика
Транспорт и связь
Социум
Культура
Туризм
Портал: Украина


Вышивка Это незавершенная статья культуры.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Искусство Это незавершенная статья искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам