Умар ибн аль-Хаттаб

Исламские завоевания при праведных халифах. I - время смерти Мухаммада; II - завоевание Абу Бакра; III - завоевание Омара; IV - завоевание Империи
Надгробие халифа Омара

Умар ибн аль-Хаттаб из дома Адиев ( араб. عمر ابن الخطاب ; `Umar ibn al-Khattāb) (* ~ 581 - 583 - ? 3 ноября 644) - 2-й мусульманский правоверный халиф. Был строителем арабской империи. При нем арабы завоевали Палестину, Сирию, Междуречье, Западный Иран, Египет. Установил законы, которые обеспечили относительно малочисленным завоевателям особый статус, заложил основы мусульманского права, ввел исламский календарь ( 637 года).

Сначала (до 6-го года от Хиджры) был пламенным врагом ислама. Затем, около 615 (или 616 года), уверовал в пророка после прочтения Корана, что ему дала его сестра, и стал его ревностным и деятельным помощником, возможно даже руководителем. Многие европейские историки считают, что настоящим основателем ислама следует считать именно Умара, а не Мухаммеда [1]. Когда Мухаммед умер и ислама грозила гибель, Умар добился, чтобы халифом был избран не Мединец Осман и не слабохарактерный зять пророка Али ибн Абу Талиб, а умный Абу-Бекр. Последний, умирая, взял с товарищей клятву, что его преемником будет Умар, хотя это было нарушением прав Али.

Умар ибн аль-Хаттаб был убит, в своей столице Медине, персом Абу-Лулу Фируз (христианским рабом), за неудовлетворение жалобы на куфского наместника ( 644 год). Имя убийцы священное в шиитов.


1. Имя и титул

Полное имя - Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн Ади ибн Абд аль-оза ибн риях ибн Абд Аллах ибн курайш ибн разах ибн Ади ибн Кааб ибн Луай Абу Хафс аль-Адави [2]. Арабское слово "Умар" означает "тот, кто живет долго".

Умар говорил, что занимает должность халифа (посланника Божия) только как представитель единственного законного правителя - пророка Мухаммеда. Абу Бакр называл себя "заместителем халифа", а Умар сначала провозгласил себя "заместителем заместителя посланника Божия". Этот громоздкий титул позже был заменен более короткими - "халиф" и "повелитель правоверных".


2. Арабские завоевания во времена Омара

По халифства Умара власть арабов распространилась за пределы Аравии. Первые нападения на владения византийцев и персов начались еще при Абу-Бакра, в направлении южной Палестины и низменностей Евфрата.

2.1. Сирия и Палестина

В правление Омара выдающимся полководцем Халидом 636 года был взят Дамаск. Решающий бой Халида с объединенными, но несогласными между собой силами греков, христианских арабов и армян состоялся несколько раньше сдачи города - 20 августа 636 года, у реки Ярмук (Иеромакс). Византийское войско было почти все истреблено. В 638 - 640 годах была покорены одна за другой сильные сирийские крепости (из них Цезарея 640 года взята Моавием лишь вследствие предательства одного иудея). Омар, въехав в Иерусалим, обратил храм Соломона мечеть.


2.2. Персия и Междуречье

Персия, где за малолетнего Ездигерд II царил полный беспорядок, не могла дать арабам отпор. Война с Персией, одновременно возобновилась, ознаменовалась блестящей победой арабов при Кадисии, вблизи Хиры ( 637 год), где Саад ибн Ваккас разбил объединенное персидское войско под предводительством храброго Рустема, пострадавшему отсутствием единодушия вождей. В том же 637 году завоевано было все Вавилонию, с Ктесифоном (Медаином), столицей царя Ездигерд, до самых до Мидийского гор. В 638 - 640 годах были заняты Месопотамия и Хузистан, 641 года подчинено Мосул, защищавший Месопотамию с севера. 642 года перейден мидо-персидские пограничные горы и рассеяны последние значительные силы персов вблизи Нихавенди, что южнее Экбатаны. 643 года Персия была захвачена до самого Рея ( Тегеран) и предприняты попытки вторжения в Азербайджана (Персидского Армении). 644 года захвачен Исфахан, а на северо-востоке арабские владения дошли до границ Хорасана. Ездигерд II держался еще до 651 года.


2.3. Египет

В 640 - 641 годах арабы под руководством Амра овладели Египтом, куда их позвали монофизиты-копты, ненавидевшие православных греков. 642 года взят штурмом Александрию [3]. Средиземное море было соединено с помощью канала с Красным морем [ ]. Дальнейшие завоевания были сделаны на запад, к Барки ( Киренаика). 643 года в северной Африке взят Триполис.


3. Государственные преобразования

Жители покоренных стран или принимали ислам, или должны были платить подать поголовную и поземельную, пиддававалися известным ограничением в правах. Система налогов разделяла населения покоренных стран на мусульман и неверных. Чтобы не допустить смешивания мусульман (в частности арабов) с иноверцами, Умар запретил мусульманам иметь земельные владения в покоренных странах (с тем закон этот был забыт). С той же целью из Аравии были изгнаны иудеи и христиане и был установлен ( 637 года) исламский календарь.

Завоевание предоставили мусульманам огромную добычу, которую нельзя было сразу раздать на руки, и большой государственный прибыль. Для упорядочения финансовых дел, Умар основал казначейство и "Диван" (министерство финансов или верховную финансовую палату). Подражал он при этом византийские и персидские образцы. Стремился сохранить хорошо заведенную бюрократическую машину персов и византийцев: даже счетные книги велись в Сирии и Персии на старых языках, монеты чеканили с греческими и персидскими надписями, на них были оставлены даже кресты и предыдущие изображения.

Основал сеть военных лагерей, которые впоследствии переросли в города - Куфа, Басра, Фустат.

В каждой провинции был поставлен арабский наместник, с мусульманским войском (неверные вообще были лишены права носить оружие). Наместнику принадлежала также власть судебная, но рядом с ним Умар поставил и специальных судей, "Кадиев".


3.1. Еврейский вопрос

Согласно еврейскими источниками, Омар предоставил особое уважение Бустенаю бен Ханинаю, назначенный ексилархом (председателем еврейской общины Вавилонии). Арабский историк Табари рассказывает о еврее, который перешел в ислам и принял имя Каб аль-Ахбар, указал Калиф "краеугольный камень" (эвены штия) на Храмовой горе ( ивр. הַר הַבַּיִת ). Умар приказал расчистить это место. Во времена правления Абд аль-Малика ( 685 - 705) на этом месте был построен мечеть Куббат ас-Сахра (мечеть Умара). Умар ибн аль-Хаттаб разрешил евреям Поселиться в Иерусалиме, таким образом он отменил римскую пятисот запрет. Выделил евреям место для молитв на Храмовой горе. В одном из мидрашей упоминается как "друг Израиля".


4. Развитие ислама

В своих начинаний халиф руководствовался интересами ислама, которому он был глубоко предан, но этого нельзя сказать о массе арабов-воинов. Не фанатизм, а разбойничья жадность влекла большую их часть к завоеваниям. После Кадисийськои битвы Умар велел избыток добычи раздать тем выдающимся смельчакам, которые знают больше мест с Корана, однако оказалось, что они знают только шахаду :

" нет Бога кроме Аллаха, и Мохаммед его пророк "

то молитву-проговаривание:

" во имя Господа милостивого, милосердного "

не более.

Среди покоренных народов внедрялись законы, оберегали религиозные права арабов и оказывали им привилегированного сословия, не нарушая целом местного уклада жизни. Нельзя было высмеивать имя пророка, трогать мусульманских женщин, угрожать жизни мусульман подобное.

В своем образе жизни, граничил с аскетизмом, халиф старался, чтобы мусульмане не уклонялись от установок Корана, и наказывал за их нарушение (даже своих родственников). Память о Умара сих пор почитается суннитами, наоборот, шииты проклинают его за нарушение прав Али.


См.. также

Примечания

  1. А. Мюллер, отрицая такое мнение, признает однако, что без Умара ислам пал бы
  2. Из хроники "Тарик аль-Русул ва аль-Мулук" (или "Тарик ат-Табари") Ибн Джарир ат-Табари от 915 года -4:195.
  3. Позднее известие о сожжении Умаром библиотеки безусловно неверно.

Литература

  1. Ислам. Словарь атеиста. Москва. Изд полит. литературы. 1988. с. 24. (Рус.)
  2. Большаков О. Г. История Халифата. 2. Эпоха великих завоеваний (633-656) - gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc2.htm. М.: Восточная литература, 1993. (Рус.)
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Санкт-Петербург, издательской общ-во Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1890-1907. (Рус.)
  4. Donner, Fred. The Early Islamic Conquests, Princeton University Press, 1981. ISBN 978-0-691-05327-1 (Англ.)
  5. Guillaume, Alfred. The Life of Muhammad, Oxford University Press, 1955. ISBN 0-19-636034-X (Англ.)
  6. Madelung, Wilferd. The Succession to Muhammad, Cambridge University Press, 1997. ISBN 978-0-521-64696-3 (Англ.)
  7. Giorgio Levi Della Vida, Michael Bonner. "Umar" in the Encyclopaedia of Islam CD-ROM Edition v. 1.0, Koninklijke Brill NV, Leiden, Netherlands 1999. (Англ.)
  8. Previt?-Orton, Charles William. The Shorter Cambridge Medieval History. Cambridge: Cambridge University Press, 1971. ISBN 978-0-521-05993-0 (Англ.)
п ? в ? р Список сподвижников Мухаммада

Аббас ибн Бишр
Аббас ибн Абд аль-Мутталиб
Абдаллах ибн Аббас
Абдаллах ибн Абдуль-Асад
Абдаллах ибн Мас'уди
Абдаллах ибн Равваха
Абдаллах ибн Сайлим
Абдаллах ибн 'Убей
Абдаллах ибн Умм-Мактум
Абдаллах ибн аз-Зубейр
Абдуррахман ибн абу Бакр
Абдаллах ибн Худхафа ас-Сахме
Абдаллах ибн Джаьфар
Абдаллах ибн Сайлям
Абу Аййуб аль-Ансари
Абу-Бекр
Абу Зарри аль-Гифари
Абу Дуджяна
Абу Хуфайра
Абу Хузайфы ибн аль-Мугира
Абу Гурайра
Абу Любаба ибн Абдуль-Мунзир
Абу Суфьян ибн Харб
Абу Суфьян ибн аль-Харис
Абу Талиб ибн Абд аль-Муталиб
Абу 'Убайда ибн аль-Джаррах
Абу аль-'Ас ибн аль-Рабиьа Абу ад-Дарда
Абу Хузайфы ибн 'Утба

Абу Муса аль-'Ашари
Абу Саьид аль-Худри
АКИБ ибн Усайд
аль-'Аля аль-Хадрами
аль-Барра ибн аль-Малик аль-Анасри
Хасан ибн Али
Хусейн ибн Али
аль-Нахдия
Али ибн Аби Талиб
Амина бинт Ваггаб
Аммар ибн Ясир
Амр ибн аль-Джума
ан-Нуман ибн Мукаррин
Анас ибн Малик
Акил ибн Абу Талиб
Ашаб
Башир ибн Саьд
Билял ибн Рабах
Билял ибн аль-Харис
Фадль ибн Аббас
Фатима бинт Асад
Фатима бинт Хизам
Файруз ад-Дайлами
Хабиба бинт 'Убайдулла
Халима Садия
Хамза ибн Абд аль Мутталиб
Хариса бинт аль-Муаммиль
Хатиб ибн абу Байта Гишам ибн аль-'Ас
Хузайфы ибн аль-Яман

Хаджр ибн аду
Икрима ибн ибу Джахль
Джаьфар ибн абу Талиб
Джуляйбиб
Хаббаб ибн аль-Арат
Халид ибн Саьид
Халид ибн аль-Валид
Хунайс ибн Хузайфы
Кумайль ибн Зияд
Хузаймат ибн Сабит
Лейля бинт аль-Минхаль
Любаба бинт аль-Харис
Любайна
Малик ибн Динар
Малик ад-Дар
Малик ибн Аштер
Малик ибн Нувайра
Мусьаб ибн 'Умайр
Микдад ибн Асвад
Муьаз ибн Джябаль
Муаввия ибн абу Суфьян
Мугира ибн Шуьба
Мухаммад ибн Масляма
Мухаммад ибн абу Бакр
Науфал ибн Хувайлид
Нусайба бин Каьаб
Катада
Рабиьа ибн Умаййа

Рабиьа ибн аль-харис
Саьад ибн ар-Раби '
Саьад ибн абу Ваккас
Сафиййа бинт Абдуль-Мутталиб
Саид ибн 'Амир аль-Джумахи
Саьид ибн Зайд
Салим Мауля абу Хузайфы
Сальман аль-Фарис
Сухайб ар-Руми
Тамим ад-Дари
'Убайда ибн аль-Харис
Умами бинт Зайнаб
Умар
Умм Кульсум бинт Али
Умм Кульсум бинт Джарвила Хузима
Умм Шарик
Умм Убайс
УКСа ибн Амир
Умар ибн аль-Хаттаб
Урва ибн Мас'уди
Усама ибн Зайд
Утба ибн Газван
Усман ибн Аффан
Усман ибн Хунайф
Вагб ибн Абд-Манаф
Зайд ибн Аркам
Зайд ибн Хариса
Зайд ибн Сабит
Зайнаб бинт Али