Надо Знать

добавить знаний



Университет



План:


Введение

Университет ( лат. universitas - "Совокупность") - автономный высшее учебное заведение, тип которого выработался в Европе за средневековья. В университете объединяется ряд факультетов для подготовки специалистов высокой квалификации с точных, естественных и гуманитарных наук.


1. Генезис университетов

В начале своей истории практически все университеты имели религиозное направление. В Западной Европе основателями их были монашеские ордена. Университеты тогда были сосредоточены в монастырях, где обучение сочеталось с молитвой.

1.1. Университеты Средневековья

В XI веке - XII веке были основаны Болонский университет ( 1088), Оксфорд, Тулуза. Во всех этих учебных заведениях изучали богословия, право и медицину.

Средневековые университеты развивались под прямым воздействием Церкви, которая искала новые философские источники для понимания слова Божьего.


1.2. Университеты эпохи Возрождения

В период Возрождение большего внимания оказывается гуманитарным наукам, с Просвещением пришло интерес естественными и практическими науками.

В XIX - XX вв. захват возможностями ума и техники отделяют религиозную составляющую образования, секуляризують университеты, что со временем привело к полному разделению науки и религии в образовании.


2. Образовательный процесс

Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. На лекциях преподаватель читал и комментировал книги: труды Аристотеля - на философском факультете, трактаты Гиппократа - на медицинском. Кроме лекций, распространенной формой научного общения были также диспуты или публичные дискуссии, периодически устраивались на богословско-философские темы. Диспуты могли длиться 15-20 часов. Главный диспутанты должен заранее обнародовать тезисы темы, которая давалась для обсуждения. На диспуте высказывались доводы за и против высказанного мнения. Они черпались из книг. Побеждал тот, кто мог привести больше цитат, выдержек из произведений признанных авторов, подкрепляя ими свою мысль. В одном из диспутов оксфордский магистр Дунс Скотт (1266-1309) выслушал и запомнил 200 тезисов и тут же последовательно их опроверг. Кроме всего этого учащиеся выполняли еще и письменные упражнения - писали трактаты. Если студент выполнял все предусмотрено учебной программой, то получал титул бакалавра, далее - магистра, доктора. Но чрезвычайная сложность обучения приводила к тому, что титул бакалавра получала только треть студентов, а магистра - только каждый шестнадцатый. Первые университеты имели свое самоуправление i пользовались определенной автономией по отношению к церкви, феодалов i городских магистратов. Ученики назывались студентами, с латинского означает усердно учиться. Они объединялись в провинции и нации. Преподаватели объединялись в особые организации факультета - способность излагать тот или иной учебный предмет. Преподаватели выбирали главу факультета - декана. Ректором называли голову университета, которого также выбирали. Путем выборов назначались и другие должностные лица. Но с момента возникновения университетов церковь, пользуясь монополией на обучение, постаралась подчинить их себе. Для этого давала университетам различные привилегии и материальные помощи, наводняли их своими преподавателями i даже основывала свои университеты (например, так было с Парижским университетом). Постепенно церковь добилась своей цели, а богословский факультет становится главным. Преподавание велось на латыни - международном языке тогдашней науки. Поэтому юноши из разных стран могли учиться в любом университете Европы. Лишь в XIV в. появились школы с преподаванием па национальных языках. Обучение было устным. Письменных заданий не давали. Чтобы облегчить студентам запоминания, использовали специальные приемы. Например, грамматическим правилам оказывали стихотворной формы. В XII в. сложился тип странствующего студента - вагантов. К концу XII в. в университетах было, как правило, четыре факультета, возглавляемые деканами: подготовительный (художественный), где изучали в течение 5-7 лет "семь свободных искусств"; юридический; медицинский и богословский (срок обучения 5-6 лет). Лица, которые заканчивали подготовительный факультет (по содержанию и задачами напоминал среднюю школу, или современный колледж), получали степень "магистра искусств" и могли поступать на другие факультеты. После окончания полного курса обучения в университете (11-13 лет) получали высшее звание "доктора наук".


См.. также: Научная степень.


3. Классификация

4. Университеты в Украине

  • Первым университетом на землях Украины считают Славяно - греко - латинскую академию в городе Острог (ныне Ровенская область). Название академия - распространенное название учебного заведения, равный университета. Латыни все университеты назывались академиями (или коллегия), поскольку латина был языком науки и образования тех времен, также и мижнароною языком общения в Западной Европе. (Латыни - Соllegиum maius называли университет в Кракове, Ассаdemиa dei Lincei - название университета в Риме, основанного в 1603 году маркизом Федерико Чези, он дал и название.).

Точных сведений о день и год фонда учебного заведения университетского типа в Остроге не сохранен. По документам зафиксировано наличие академии с 1576 года. Этот год и считают годом основания, хотя оно произошло раньше. Инициатива исходила от князя Острожского, Константина Константиновича, православного вероисповедания. Первым ректором Остозькои академии был поэт Герасим Смотрицкий (..., - 1594).

Академия и ее правительство стояли на позициях просветительства православной молодежи, что вызвало яростное сопротивление со стороны католических общин и епископов. Агитация за католицизм была проведена с потомками князя и те перешли в католичество. С этого момента существования академии признано нежелательным и заведение закрыли в 1636 году. Академия в Остози восстановлена ​​лишь во времена независимости Украины и получение ею своей государственности.

  • Киево-Могилянская академия ( 1659). Ее считают второй по времени фонда на землях Украины. Деньги на основания школы и даже землю для ее расположения предоставила Галшка Гулевичивна, происходившей из западных земель Украины. Там хорошо знали о существовании академий. Ближайшие к Острога и Львова академии уже существовали в Кракове, Замосце, Вене, Праге. Школа при монастыре - привычный начало многих академий или коллегий.

Киево-Могилянская академия, созданная 1632 г. на Подоле результате слияния Киевской Братской и Лаврской школ, собрала наибольшее количество образованных, лучших в то время деятели науки и культуры: это и Петр Могила (опекун академии), Иннокентий Гизель, Иоанникий Галятовский, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Лазарь Баранович и другие. Все они внесли определенный вклад в развитие педагогической мысли, рассматривали общие вопросы воспитания и обучения молодежи, разрабатывали методические рекомендации. Одни из них посвятили отдельные работы проблемам образования, создавали учебники и учебные пособия, другие - нарушали образовательные вопросы в полемических работах, выступлениях, речах. В основании Киево-Могилянской академии почетное место принадлежит Елизавете Гулевичивна, жене киевского воеводы, поборницы украинский освитництва, которая подарила свою усадьбу с землями для создания этого культурно-образовательного комплекса.

Курс обучения в академии длился 12 лет и делился на 8 классов: фару (подготовительный класс), инфы (младший класс), грамматику, синтаксиму и высшие - поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты приобретали филологической подготовки, обязательным было знание языков: славянского, украинского литературного, церковнославянского, греческого, латинского, польского, овладевали поэтическим и риторическим искусством, изучали классическую греческую и римскую и частично средневековую литературу, историю, географию, философию и богословия. Со временем были введены курс русского, французского, немецкого и древнееврейского языков, чистую и смешанную математику (тригонометрию, физику, астрономию, архитектуру), а в последние годы существования академии - классы домашней и сельской экономики и медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Киево-Могилянская академия была выдающимся научным центром, где формировался один из центров философской мысли славянского мира в целом, происходило становление украинского литературного языка, сложившаяся литературная и поэтическая школа. Ежегодно в академии обучалось от 500 до 2000 студентов, возрастных ограничений не было. В 1817 г. академию закрыли, и вместо нее в том же году было создано Киевскую духовную семинарию, переименованную в 1819 г. в Духовную академию, которая прекратила свое существование в 1918 г. В 1992 г. академия была возрождена как Национальный университет "Киево- Могилянская академия ".

Киево-Могилянская академия началась школы при монастыре 15 октября 1615 на Подоле. Вскоре стала академией. К укреплению академии приложили ум, руки и деньги гетман Петр Конашевич Сагайдачный и митрополит Могила. Впоследствии из названия Киево-добавили Могилянская и образовалась современное название. Сокращенно Киевскую академию часто называют просто Могилянка.


  • Острожская академия, современная главное здание.

  • Библиотечное здание Остозькои академии.

  • Дом Галшки Гулевичивны, ныне принадлежит университету.

  • Печать Киево-Могилянской академии.


4.1. Университеты в СССР

В отличие от западных советские университеты автономии не имели. Отличная была и структура советских университетов от западных, в частности отсутствием богословских и медицинских факультетов. Последние после 1917 отделено от университетов и преобразованы в самостоятельные институты. В Донецке создан университет в 1965 г., Симферопольский восстановлен в 1972 г., следствием чего численность университетов в СССР возросло с 7 до 9. Все они перешли из республиканского к общему союзного подчинения Министерству Высшего Образования СССР. Число студентов на конец 1970-х pp. - Составляло около 110 000. Общее состояние украинских университетов видно из таблицы:

Дата основания Город Количество факультетов Количество преподавателей Количество студентов
1661 Львов 13 ( 1978) Более 700 ( 1973) Бл. 12000 ( 1973)
1805 Харьков 12 ( 1978) Более 900 ( 1977) Бл. 12000 ( 1977)
1834 Киев 17 ( 1979) Пон. 1500 ( 1979) Бл. 18 700 ( 1979)
1865 Одесса 9 ( 1978) 2 400 ( 1974) 11500 ( 1974)
1875 Черновцы 9 ( 1978) Более 500 ( 1977) Бл. 10000 ( 1977)
1918 Днепропетровск 10 ( 1978) Более 800 ( 1978) Более 12 700 ( 1978)
1918 Симферополь 8 ( 1978) Более 300 ( 1975) 5700 ( 1975)
1945 Ужгород 11 ( 1978) 570 ( 1976) Более 9400 ( 1979)
1965 Донецк 10 ( 1978) Бл. 700 ( 1978) 10200 ( 1978)

Вообще количество университетов в Украина пропорционально количеству населения значительно меньше, чем на Западе, но также меньше и по сравнению с другими странами советского блока: 1 на 5,4 млн (в 1975 - 76), тогда как по всем СССР это соотношение было - 1 на 4,4, в Румынии - на 3,5, в Польше - на 3,4, в Болгарии - на 2,9, в Восточной Германии - на 2,7, в Венгрии - на 2,6, в Чехо-Словакии - на 2,4.

В отличие от западных университетов в СССРУССР) практикуется вечернее и заочное обучение ("без отрыва от производства"), распространено по инициативе Хрущева от 1958 г. Оно выросло в СССР с 44,2% от общего числа студентов 1958-59 до 61,3% 1965 - 66. После падения Хрущева, это количество начала спадать и в 1977-78 снизилось снова в предыдущих 44,2%.

В университет принимаются лица в возрасте до 35 pокив на основе (как и в других высоких школ) конкурсного экзамена. Предпочтение отдается лицам, по окончании средней школы имеют 2-летний стаж работы на производстве (к которой приравнивается пребывания на военной службе). Особыми привилегиями пользуются сотрудники КГБ и милиции, которые принимают без экзаменов, если они имеют хоть начало высшего образования по своей специальности, или при наличии только среднего - за улегшеним испытанием вне конкурса.

Обучение, в зависимости от факультета, длится 4-6 pокив, на вечерних и заочных отделах - 5-6, на так называемых общетехнических факультетах (в Ужгороде и Черновцах) - 3 pp. К 1967 университеты имели "обще-научные" факультеты по сокращенной программе до 2-3 pp., некоторые из них были филиалами за очагом университета (в Горловке при Донецком, в Ровно при Киевском университете). После ликвидации этих факультетов филиала в Горловке и Донецке существовали еще до конца 1960-х pp. под названием заочных отделов, 1968 открыто (как заочный факультет, а затем отдел общетехнического факултет) филиал Ужгородского университета в Виноградове, ликвидирован 1978.

С самого начала установления Советской власти на Украине, система университетского образования пережила не лучшие времена. В частности, принудительная трансформации университетов в ИНО значительно сказались и на уровне воспитательной и научной деятельности высшей школы в Украине.

ИНО - высшие педагогические учебные заведения, созданные в СССР, начиная с Харьковского (1920), на базе университетов и педагогических заведений. Они были призваны готовили работников образования для общеобразовательных и профессиональных школ всех типов и воспитательных учреждений.

В реальности же, ИНО было создано фактически на руинах всех украинских университетов, когда вместо целого ряда факультетов, в каждом украинском университете было образовано два-три факультета Исковерканные: социального воспитания (трех-четырехлетние), профессионального образования (четырехлетние), иногда - рабочий факультет (трехлетний).

Но за 10 лет, когда в 1930-1933 годах теперь уже на базе ИНО для подготовки профессиональных кадров были созданы институты социального воспитания и институты профессионального образования по принципу профессиональной ориентации, университеты постепенно возродились.

Советская политика в области университетского образования проявляла выразительное движение на национальную дискриминации и русификацию. Наряду с существующей процентной нормой, более которую свободно принимать в университеты евреев, так же всевозможными средствами ограничивается и количество Украинской студентов, против которых предпочтение отдается россиянам, даже приезжим из РСФСР, против местных украинский. Следствием чего в университетах СССР на 1965 было только 61% студентов-украинский. А по данным "Украинского Вестника" (ч. 7-8, весна 1974), существует инструкция, по которой до высоких школ западных областей Украины запрещено принимать более 25% местной молодежи. Административно-преподавательский персонал украинских университетов также в значительной степени русский, даже в университетах, меньше обрусевших, например, в Львовском на 1950 украинская было меньше половины, в Ужгородском на 1959 - только 61%.

Особенно с конца второй мировой войны университеты в Украине превратились в очаги повышенной русификации. Вместо обязательных вступительных экзаменов по украинский и российской как, от 1954 Украинский постепенно устранены и обязательной осталась только русский язык. Планомерное устранение украинского языка из преподавания получило ускорение с 1959 (на основе хрущевского закона "Об укреплении связи школы с жизнью"), так что на 1970-е pp. украинский язык только частично сохранилась на украинский отделах филологических факультетов. Из-за того, что ученые звания централизованно оказывает Всесоюзная Аттестационная Комиссия (ВАК) в Москве, кандидатские и докторские диссертации украинские ученые обязаны писать на русском языке, даже с украинской литературы и языкознания. В университетских изданиях преобладают, за малыми исключениями, русскоязычные.


5. Университеты независимой Украины

6. Университеты украинской эмиграции

В эмиграции, кроме Украинского Свободного Университета, который существует с 1921 (теперь в Мюнхене), мерами Верховного Архиепископа И. Слепого создан 1963 украинская Католическая Университет им. св. Климента в Риме (с несколькими филиалами). УСУ имеет право предоставлять ученые степени.

См.. также

Литература

Братский проект Посмотрите университет в Викисловарь, свободном словаре.


Образование Это незавершенная статья образования.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам