Надо Знать

добавить знаний



Урарту



План:


Введение

Урарту - древнее государство в юго-западной Азии, расположенная на территории современных Армении, восточной Турции и северо-западного Иран. Существование Урарту, как союза племен, документально подтверждено с XIII, как государства с VIII век до н.э.

Урарту прекратило существование в VI веке до н.е. В первой четверти 1 тысячелетия до н.э Урарту занимало господствующее положение среди государств Передней Азии [1]. Государство Урарту оставила большое влияние на культуры и государства Закавказья, включая Армению, которую считают ?культурной наследницей" Урарту.

Цитадель урартских царей на Ванска скалы в Тушпа, столицы Урарту

1. История изучения

1.1. Открытие

Современная историческая наука открыла для себя Урарту в начале XIX века. Ученые обратили внимание на рассказ средневекового армянского историка Моисея Хоренского об участии царицы Ассирии Шамира ( Семирамиды) в постройке города на берегу озера Ван [2]. В 1827 году Французское азиатское общество направило в район Вана первого исследователя - молодого ученого Шульца. В 1829 году он был убит курдами, однако материалы его работ в 1840 года попали в Франции и были опубликованы. Шульц зарисовал обнаруженные им клинообразные надписи и появились неправильные. Прорыв в изучении урартского языка произошел только в начале XX века, когда удалось эффективно соотнести ее одновременно с несколькими кавказскими языками. Большой вклад в разработку грамматики урартского языка внесли Н. Я. Марр, И. Мещанинов, Б. Б. Пиотровский, Иоганнес Фридрих, Г. А. Меликишвили и И. М. Дьякон. Усилиями этих ученых был опубликован полный корпус найденных надписей урартской языке, переводы этих надписей, а также установлена ​​связь урартского языка с хурритского. Согласно современной гипотезе С. А. Старостина, урартская и хурритских языка родственные нахско-дагестанским языками. Данная гипотеза, общепринятая в современной лингвистике, однако подвергается сомнению некоторыми учеными Армении в рамках ревизионистских концепций истории Урарту.


1.2. Археологические исследования

Археологическое изучение Урарту первоначально проходило в окрестностях озера Ван. В 1879 году там проводила раскопки экспедиция Британского музея, в 1898 - 1899 годах немецкая экспедиция, а с 1911 по 1916 года, когда значительная часть территории Урарту находилась под контролем России, серию раскопок осуществляла Русская археологическая экспедиция под руководством академиков И. А. Орбели и Н. Я. Марра. Раскопки в этом регионе частично затруднены в связи с политической нестабильностью, которая продолжается, в зоне центрального Урарту (борьба курдов Турции за независимость). Некоторые урартские памятники (например, Топрах-Кале) используются регулярной армией Турции как опорные пункты. Активнее (а также с использованием современных методов) шли исследования на северо-восточной окраине Урарту в современной Армении вблизи Ереван и Армавира, где 1939 года шли систематические археологические раскопки.


1.3. Источники

1.3.1. Письменные источники

Современная наука располагает ограниченные сведения о государстве Урарту, поэтому в истории Урарту остается много нерешенных вопросов и малообоснованных предположений. Это, главным образом, связано с недостаточным объемом археологических работ. Из письменных источников ученым известны:

  • упоминания Ассирией Урарту в период с XIII по VIII век до н.е. Источники Ассирии является основой большей части исторических данных об Урарту, а также основой хронологии Урарту. Благодаря установленному взаимосвязи между Ассирией и урартским правителями, ученые получили возможность установить даты правления урартских царей и сопоставить различные исторические события в Урарту.;
  • вавилонские хроники VII век до н.е., относящихся, главным образом, к западу Урарту;
  • короткие упоминания в хеттских иероглифических текстах;
  • урартские надписи, выполненные главным образом, клинописью, позаимствованным у ассирийцев.

Многие из этих источников содержат лишь краткие упоминания об Урарту, а также часто имеют узкую хозяйственную или культовую направленность.


1.3.2. Памятники материальной культуры

Кроме письменных источников сохранились урартские памятники и предметы искусства, многие из которых до сих пор мало изучены. Несмотря на то, что Урарту занимало большую территорию, организованы археологические раскопки проводились лишь в двух местах: в центре древнего царства, на месте бывшей крепости-столицы Урарту города Ван (на Ванськой скалы в Топрах-Кале) и вблизи города Ереван (крепость Тейшебаини на холме Кармир-Блур и крепость Эребуни на холме Арин-Берд). Результаты некоторых археологических экспедиций конца XIX века были опубликованы лишь в конце XX века. Кроме этого, распространены случаи, когда исследователи принимали урартские образцы искусства за ассирийские и наоборот. К собственно урартского искусства уверенно можно отнести лишь находки позднего периода Урарту.

Выявленные памятники урартской письменности и искусства в основном сосредоточены в Британском музее, Эрмитаже и в исторических музеях Армении и Грузии.

Примеры источников для изучения Урарту
Urartu Cuneiform Argishti 1.jpg
Urartu Helmet Fragment 2 ~. Jpg
Слева - надпись на фундаменте храма в крепости Эребуни на холме Арин-Берд у Еревана. (Надпись выполнена урартской языке клинописью, позаимствованным у ассирийцев. Текст приписывает постройку храма царю Аргишти I). Справа - фрагмент бронзового Шлема эпохи Сардури II, на котором изображен популярный в древности мотив "Дерева жизни". (Шолом обнаружено при раскопках крепости Тейшебаини на холме Кармир-Блур).

2. География и топонимика

2.1. Расположение Урарту

Урарту располагалось на Армянском нагорье - горном массиве Передней Азии, имеет высоту 1500-1800 м над уровнем моря. Рельеф Армянского нагорья отличается большим разнообразием, за что территория, а также в дальнейшем страна Армения, получили название "Страна контрастов". На Армянском нагорье сочетаются высокие горные хребты, один из которых включает самую вершину Передней Азии - гору Арарат, и долины с мягким климатом и плодородной грунтом. Здесь же берут начало четыре крупнейшие реки Передней Азии: Тигр, Евфрат, Мурат и Аракс. На Армянском нагорье расположено три озера, которые также сильно отличаются друг от друга:

  • озеро Ван. Находится на высоте 1720 м над уровнем моря, уровень воды в озере циклически меняется, вода соленая, непригодная для питья, но в озере водится один вид рыбы.
  • озеро Урмия. Находится на высоте 1250 м над уровнем моря, вода очень соленая, но низменное побережье озера благоприятно для земледелия.
  • озеро Севан. Находится на высоте 1915 м над уровнем моря, вода пресная, озеро богато рыбой.

2.2. Природные условия

Климат Армянского нагорья, где располагалось Урарту, отличается большим разнообразием. Здесь есть и альпийские высокогорные луга (2700-2950 м над уровнем моря), и пустыни, и леса, и плодородные равнины. Климат, главным образом континентальный. Особенно суровые климатические условия на северо-западной части нагорья, на Ерзурумському плато (1800 м над уровнем моря). Здесь зима длится до 7 месяцев, морозы доходят до -40 ? C, однако все еще сохраняется возможность для развития земледелия. Низменные районы Армянского нагорья бедны осадками, на них земледелие развивается только при помощи искусственного орошения. Юго-восточная часть нагорья имеет мягкий средиземноморский климат.

Хотя в наше время лесов на Армянском нагорье немного, в древности местность была богата лесными массивами, частично сохранились лишь на Понтийских и Курдских (Курдистанского) горах.

Армянское нагорье богато полезными ископаемыми, которые были особенно ценны в древности: здесь есть месторождения железа, меди, свинца и олова.


2.3. Название государства Урарту

  1. Урарту. Ассирийские источники XIII-XI веков до нашей эры упоминают племена Уруатри или Уратри (U-rat-ri) в верхивьяв Великого Забу юго-востоку от озера Ван. Есть предположение, что это название означает "высокая страна". Позже название Урарту Ассирийцы использовали для обозначения государства Биайнили главные земли которого частично перекрывались с территориями сторого племенного союза. Почему ассирийцы использовали старое название точно не известно. Название Урарту использовалась в Ассирии с IX века до н.е. до конца существования Ассирии.
  2. Биайна (Биайнили). Местное название с неясной этимологии. Многие исследователи считают, что это самоназвание Урарту - такова распространенная версия. Однако есть мнение, что это название только внутренней (центральной) области Урарту
  3. Ванское царство. Современное название Урарту, используемая некоторыми исследователями, связана с тем, что столица государства находилось на берегу озера Ван. В советской литературе соответствии с марксистских теорий развития общества проводилась четкое различие между "союзом племен? на территории Ванского царства (до XI века до н. Э) и собственно Ванска царством (с XI века до н. Н.э.). Существует также предположение, что слово "Ван" этимологически связано с "Биайнили".
  4. страна Наири. Наири - ранньоассирийська название "Группы племен" на территории Урарту. Это название встречается в XIII-XI веках до н. е., причем озеро Ван сохранило свое старое название "Море страны Наири" (t?mtu ?a m?t Nairi) и в пизньоассирийських текстах. Некоторые исследователи полагали Ассирийское слово "Наири" названием народа хурритов, что дает ясную версию происхождения народов Урарту. Эта точка зрения подкрепляется исследованиями о связи языка Урарту с хурритского языке.
  5. Арарат. Масоретские огласовка арамейского названия территории, которую занимало Урарту. Огласовка встречается в библейских текстах и ​​сохранилась в современной топонимии.
  6. Халдия. Некоторые историки XIX века отождествляли позднее Урарту с упоминаемым у античных историков страной халдаив ( греч. καλδαῑοι ) На основании фонетического сопоставления с именем верховного божества урартов, богом Халди. Однако последующие лингвистические и исторические исследования, а также средневековые армянские источники указывают на вероятную ошибочность такого сопоставления.
  7. Аратта - древняя горная страна, упоминается еще в 3 тысячелетии до н.е. в шумерских текстах. Отождествление Аратты с Урарту - есть молопоширенною в современной науке теории, сделанное несколькими исследователями на фонетической основе, а также частично аргументированное английским ученым Дэвидом роллом. Если такое отождествление окажется справедливым, то историю Урарту следует углубить на 1500 лет до III тысячелетия до н.е. Однако никаких археологических или надежных письменных источников, связывающих Урарту с Араттой не обнаружено, и большинство ученых считают, что Аратта располагалась в горах центрального или юго-западного Ирана и никак не связана с Наир / Урарту.

2.4. Названия объектов Урарту

3. История

3.1. Происхождение племен Наири / Урарту

Существует несколько противоречивых теорий происхождения племен Наири.

  • Хурритских. Хурритских теория - теория, не заключается в масштабной миграции "племен Наири? из других мест. Согласно этой теории слово "Наири" является транскрипцией ассирийского слова хурриты, и, таким образом, "племена Наири" - автохтонное население Передней Азии. Эта точка зрения подкрепляется научными работами середины ХХ века, аргументирующих связь языка Урарту с хурритского языке.
  • Западная. Западная теория подразумевает миграцию населения Урарту с запада - с территории Греции, а также связь урартов с минойской цивилизации, греками и этрусками. "Западная теория" возникла в начале ХХ века, когда грамматика урартского языка еще не была изучена, и на основании того, что армянский язык относится к индоевропейских языков, предполагалось, что урартская речь также индоевропейская. В середине ХХ века, когда была установлена ​​связь между урартского и хурритского языках, "Западная теория" отошла на второй план, однако вскоре было высказано предположение, что урартские надписи делались на официальном языке правящей верхушки, а рядовые урарты могли разговаривать на одном из индоевропейских языков, близких к современной армянской. Определенный вариант "западной теории" допускает теория Иванова - Гамкрелидзе о миграции индоевропейских народов.
  1. Хеттская. - Разновидность западной теории, на основании большого числа хеттских заимствований в урартские языке, предполагает выделение "племен Наири? с хеттов.
  2. Армянская. В 30-е годы ХХ века была выдвинута теория о расселении урартов с территории современной Армении. Теория является маргинальной, поскольку ее ключевой фонетический постулат базировался на ранней ошибочной транскрипции названия крепости Урахинаш: в 30-е годы это название неправильно читали как "Урартинаш".
  3. Араттской. Если взять за основу предположение Дэвида Рола о связи Аратты и Урарту, то "племена Наири? должны были прибыть в район Вана с территории центрального Иран.

3.2. Образование Урарту (XIII - конец IX в. До н. Э)

Древнейшая известная упоминание Урарту встречается в надписях царя Ассирии Салманасара I (Шульману-Ашареду I, годы правления 1280-1261 гг. н.э.). Из текстов можно сделать вывод, что "цари Урарту? в этот период находились в длительном военном противостоянии с Ассирией, причем организованные военные кампании ассирийцев регулярно приносили им успехи в войнах с урартами. Сильнейшие в тот период войска Ассирии, как правило, преследовали грабительские цели, главной целью набегов на Урарту был захват ценностей и скота.

Один из военных походов ассирийцев описан от имени Салманасара I так:

В начале моего первосвященства возмутились против меня страны Уруатри. В Ашуру и великих богов, моих владык, поднял я руки, устроил сбор моих войск. До скал их гор могучих я поднялся; страны Химме, Уаткун, Баргун, Салу, Халила, Луха, Нилипахри и Зингун, восемь стран с их воинством покорил я. Пятьдесят одно поселение я разрушил, сжег, отвел их пленных и имущество. Все страны Уруатри склонил я в три дня до ног Ашура, моего владыки. Их детей я выбрал, взял себе для служения <.> Тяжелую подать гор я навеки возложил на них.

Некоторые ассирийские тексты называют урартов словом "Наири", которое, возможно, было названием народа, населявшего Урарту. Перечисление нескольких ?стран Уруатри" в сочетании с упоминанием многочисленных ?царей Уруатри" и "царей Наири? свидетельствует, по мнению исследователей, о том, что в этот период Урарту еще не было единым государством, а был союзом родственных племен. Также считается, что именно систематические набеги ассирийцев, наконец, привели к объединению "племен Наири" в единую и сильную державу.

Последние успешные походы ассирийцев против Урарту в IX веке до н.е. произошли во главе с Салманассар III (Шульману-Ашареду III). В 858 - 856 годах до н. е. во время правления урартского правителя Сирии, Салманассар III разрушил города Сугунию и Арзашку и успешно продвигался вглубь Урарту, а в последующие годы ( 834 - 830 гг до н. н.э.) ассирийцы могли успешно воевать лишь на южных участках Урарту, не доходя до озера Ван.

Ассирийский барельеф времен Салманасара III
Фрагмент бронзового барельефа с изображением ассирийского войска, победившего урартов ок. 858 года до н.е., под командованием Салманасара III в битве у берегов озера Ван. Барельеф шириной 27 см был украшением ворот.
Urartu Assyrian Relief 1.jpg
Надпись на барельефе: "Изображение мое у моря страны Наири я поставил жертвы богам моим я принес".

Со времени правления царя Ассирии Салманасара III Ассирия и урартские источники свидетельствуют о централизации власти в Урарту и возникновения урартской царской династии. Первым правителем всего Урарту, упомянутый в найденных записях, был Арама (период правления ок. 859 - 844 гг до н. н.э.), однако основная династия Урарту была, пожалуй, основана представителем другого рода или племени Сардури I (сыном Лутипри), который стал царем объединенного Урарту около 844 года до н.е. Во времена Сардури I, резиденция урартских царей уже находилась в городе Тушпа, на берегу озера Ван. Выбор места для столицы, видимо, был связан с тем, что на месте Тушпа существовал древний религиозный центр поклонения урартскому богу солнца, Шивини. У западного подножия ванской скалы сохранилась крепостная стена, сложенная из крупных привозных камней, достигают 6 м в длину и 1 м в высоту. На этой стене сохранились надписи на ассирийском языке, крепости, свидетельствующие о сооружении, царем Сарду.

При Сардури I набеги ассирийцев уже не могли достичь столицы Урарту, а лишь беспокоили южные окраины страны. Могущество Ассирии подходила к концу, наступал расцвет новой силы на Ближнем Востоке - объединенного Урарту.


3.3. Расцвет Урарту

С середины IX века до н. э Урарту становится могущественной державой Передней Азии. В конце IX века при царе Ишпуини, сыну Сардури I, (годы правления ок. 828 - 810 до н.э) происходит дальнейшее усиление центральной власти Тушпа. Расширяются границы Урарту: с юга к Урарту присоединяется территория между озерами Ван и Урмия, а также территория южнее озера Урмия, на севере, в Закавказье, осуществляются успешные военные походы по захвату плодородной долины реки Аракс. Происходит также ?централизация? урартской религии. Божества отдельных племен объединяются в единый пантеон, во главе которого становятся боги центральной части страны: Халди, Тейшеба и Шивини.

Со вступлением на престол сына Ишпуини - Менуа на территории Урарту проводятся массовые строительные работы. В период правления Менуа ( 810 - 786 гг до н. н.э.) были построены крепости, защищающие подступы к Вану, дворцы и храмы во многих урартских поселениях, а также канал в город Тушпа, который обеспечивал его водой, сохранившийся до наших дней. Период правления Менуа пересекается с периодом правления знаменитой царицы Ассирии Семирамиды. Затишье в военных действиях с Ассирией ознаменовалось культурным влиянием Ассирии на Урарту. Хотя многие постройки вблизи озера Ван при жизни Менуа, включая канал в Тушпа, связывались с его именем, через некоторое время они стали связываться с именем Семирамиды, как построенные в ее время. Армянский средневековый историк Моисей Хоренский приводит легенды о личном участии царицы в возведении сооружений вблизи Вана во времена Менуа. Во времена правления Менуа также интенсивно велись ирригационные работы по всей стране, и продолжилась экспансия урартов на север в Закавказье и на юго-запад, где границы Урарту достигли среднего течения Евфрата.

Расширение границ Урарту на запад привело к тому, что торговые пути из Ассирии в Малую Азию оказались под контролем урартов, что осложнило стратегическое положение Ассирии, которая издавна импортировала железо и лошадей из Малой Азии. Правитель Ассирии Салманассар IV (Шульману-Ашареду IV, годы правления 783 - 772 до н.е.) шесть из десяти лет своего правления потратил на походы против Урарту. К этому времени в Урарту уже правил сын Менуа, Аргишти I, который, судя по письменным источникам, вел напряженную борьбу с Ассирией в ее северных межаж и, наконец, вышел из нее победителем, не позволив Салманасару IV вернуть Ассирии потерянное влияние в приграничных зонах.

Кроме этого Аргишти I совершил несколько удачных походов на юго-восток, в район озера Урмии против маннейцив. Аргишти I также осуществил строительство новых поселений и крепостей в Закавказье, на территории современной Армении, в частности, он основал город Аргиштихинили (недалеко от современного Армавира), которое долгое время оставалось крупным административным центром Урарту и город Эребуни рядом с современным Ереваном. Крепость Эребуни использовалась в дальнейшем урартским войсками для походов в глубь района озера Севан и для защиты Араратской долины.

К концу царствования Аргишти I, ок. 764 г. до н.е., Урарту находилось в зените своего могущества. Урарту прочно завладело областью вокруг озера Урмия, территориями Закавказья и перекрыло торговые пути из Малой Азии в Ассирии. Вечный соперник Урарту, Ассирия лишилась, таким образом, стратегических в военном отношении поставок лошадей и железа, и находилась в это время в состоянии экономического и политического упадка. Царь Ассирии Салманассар IV, современник Аргишти I, называл урартского царя так: "Аргишти Урарту, чье название страшная, как тяжелая буря, чьи силы обширны". Аргишти I сменил на престоле его сын Сардури II, который продолжил дело отца, сделав серию несложных военных походов, расширяя дальше границы страны.

Урартский государство середины VIII век до н.е. представляла собой типичную государство того времени. Цари Урарту обладали деспотической абсолютной властью и стремились силой захватить имущество соседних племен и стран. Захваченное население часто поневолилося или насильственно переселялось на другие территории. Четких границ в то время не существовало, и цари Урарту год за годом делали разрушительные походы в собственные окраины для устрашения подчиненных племен. Урарту, однако, никогда не достигло такого влияния, которым в свое время пользовалась Ассирия: власть Урарту над многими соседними племенами считалась скорее временной.


3.4. Упадок Урарту

3.4.1. Походы Тиглатталапсара против Урарту

В 744 году до н.е. на престол соседней Ассирии взошел Тиглатпаласар III, который немедленно начал борьбу за восстановление Ассирией прошлого господство в Передней Азии. Тиглатпаласар III провел ряд реформ в армии Ассирии и начал успешные боевые действия на западных границах Урарту, направленные на возврат Ассирии контроля над торговыми путями в Малую Азию. К 735 года до н.е. произошла решающая битва между армией Ассирии и урартской армией на западном берегу Евфрата. Ассирийцы разбили урартские армию и захватили большое число пленных и различные трофеи. Сардури II, командующий урартской армией, бежал с поля битвы в Тушпа. Тиглатпаласар III продолжил военный поход вглубь Урарту:

Сардури Урарту в Турушпи, его главном городе, я запер, большое побоище устроил перед городскими стенами, изображение моей величества установил я напротив города. 60 мер пути по обширной стране Урарту сверху донизу победоносно я прошел и не встретил соперника. Страны Уллубий и Хабху, расположенные у подножия горы Нал, я завоевал целиком и включил в границы Ассирии

3.4.2. Временное перемирие с Ассирией

Обстоятельства гибели Сардури II остаются невыясненными. После разгрома урартской армии государство частично распалась, и многие завоеванных ранее племен подняли восстание против центральной власти. Сын Сардури II, Руса I, который вступил в 735 году до н.е. на престол сразу после поражения от ассирийцев, нашел свое государство в плачевном состоянии. Однако ему удалось решительными действиями сохранить государственность Урарту и долгое время не допустить дальнейших потерь урартских земель. "С моими двумя конями и моим возниц, моими руками завоевал я царство Урарту? - выгравировал на потолке Руса I. Руса I подавил большинство мятежей в разных регионах страны и долгое время мудро избегал конфронтации с Ассирией. Во время царствования в Ассирии Салманасара V между Урарту и Ассирией установилось перемирие.


3.4.3. Походы Саргона II в против Урарту

В 722 году до н.е. к власти в Ассирии пришел решительный и воинственно настроенный Саргон II, младший сын Тиглатпаласар III. Саргон II сверг с престола своего старшего брата Салманасара V и был настроен вернуть Ассирии былое могущество. В 722 - 719 до н.е. годах Саргон II был занят военными действиями на западе - в Сирии и Палестине, а с 718 году до н.е. перенес военные действия на север. Действия Саргона II всегда были тщательно подготовлены, в его резиденции, Дур-Шаррукине, сохранились клинописные таблички с разведывательными донесениями из Урарту.

Разведывательным данным придавалось такое значение, что ответственным за донесения из Урарту был назначен сын Саргона II, Синахериба, который в дальнейшем стал царем Ассирии. С 718 по 715 года до н. н.э. Саргон II и Руса I не решались вступить в прямые сражения. Их борьба развернулась на территории страны Мана, лежащей к востоку от озера Урмия. Несколько раз за этот период Саргон II захватывал страну маннийцив и сажал на престол желаемого ему правителя, а Руса I в ответ организовывал восстание маннийцив в пользу царя лояльного Урарту. Наконец в 714 году до н.е. Саргон II выступил с тщательно подготовленным походом против Урарту, сразу после получения донесения о неудачном военный поход Русые I против киммерийцев.

Поход начался с Маны, которую легко завоевали войска Ассирии. Саргон II двинулся дальше на восток, преследуя войска лояльные Урарту, но получил сообщение о том, что Руса I накопил большие силы в горном ущелье к востоку от озера Урмия, откуда готовится напасть на армию Ассирии с тыла. Саргон II резко изменил свои планы и двинулся к войскам Русые I. Ему удалось внезапно напасть на урартских лагерь ночью, и войска Урарту потерпели жестокое поражение. Сам Руса I вынужден был спасаться бегством. Саргон II получил возможность продолжить движение на север, разгромил город Улху, подошел к северо-восточного берега озера Ван. Опираясь на данные разведки, Саргон II не решился двинуться на Тушпа, а обошел озеро с севера, захватив города Аргишти, а затем Уаиаис. Направляясь обратно в Дур-Шаррукин, Саргон II внезапно изменил свой маршрут и совершил труднейший переход через лесистые горы и неожиданно для урартских сил появился в Мусасир, религиозном центре Урарту. Саргон II разрушил и разграбил город, а также главный храм бога Халди был уничтожен ним. Было высказано предположение, что в этот момент в Мусасир находилась урартская государственная казна, перевезена из Тушпа урартским царем, опасался нападения армии Ассирии на свою столицу. Руса I, узнав о событиях в Мусасир, покончил жизнь самоубийством. Ценности, захваченные Саргоном II в Мусасир, украсили его дворец в Дур-Шаррукин.


3.4.4. Падение Урарту

Поражение Урарту от ассирийцев в конце VIII век до н.е. положили начало разрушению урартского государства. Последствия этих поражений могли быть еще губительнее, однако Ассирия не смогла долго вести усишно боевые действия. В конце VIII век до н.е. Саргон II погиб в результате дворцового заговора, и вскоре после этого Ассирия погрузилась в кризис, связанный с противостоянием с Вавилонией и Мидией, которое, наконец, через 100 лет, в 609 году до н.е. привел к гибели государства Ассирии. Возможно, решающим фактором резкого ослабления Урарту было ослабление центральной религиозной власти и культа бога Халди, связано с разрушением Мусасира. За эти годы в Урарту сменились несколько правителей:

  • Аргишти II сын Русые I (правил в период 714 - ок. 685 гг до н. н.э.)
  • Руса II сын Аргишти II (правил в период ок. 685 - ок. 639 гг до н. н.э.)
  • Сардури III (правил в период ок. 639 - ок. 625 гг до н. н.э.)
  • Сардури IV (правил в период ок. 625 - ок. 620 гг до н. н.э.)
  • Эримена, правивший в период ок. 620 - ок. 605 гг до н. е. и застал гибели Ассирии, а также
  • Руса III (правил в период ок. 605 - ок. 595 гг до н. н.э.) и
  • Руса IV (правил в период ок. 595 - ок. 585 гг до н. н.э.) - последний царь Урарту.

Из этих правителей только Руса II предпринимал попытки восстановить былую славу Урарту, которые имели лишь частичный успех. Урарту уже к концу своего существования не возобновило попыток взять под контроль стратегические торговые пути между Месопотамией и Малой Азией, сосредоточив новое строительство в Закавказье, где был заключен важный союз с киммерийцами. Контроль над центром страны был постепенно потерян ..

О последнем периоде существования Урарту с 605 года по 585 год до н. е. сохранились очень мало сведений. Видимо, государство переживало упадок, появлялась мало письменных документов. Столица Урарту в этот период переместилась в город Тейшебаини в Закавказье, и ключевым обстоятельством, что погубила Урарту, было разрушение этой крепости, однако вопрос о том, какая именно сила разрушила последний оплот Урарту, остается предметом дискуссии. Есть версии, что это сделали скифы и киммерийцы, мидийцы или вавилоняне.


4. Культура Урарту

4.1. Искусство

Расцвет урартского искусства приходится на годы расцвета самого государства Урарту. Большинство находок собственно урартского искусства связаны с периодами правления Менуа, Аргишти I и Сардури II. Культурная близость Ассирии и Урарту вносит определенные трудности в изучении урартского искусства: многие предметы попали в музеи мира не в результате археологических раскопок, а после перепродаж разграбленного из захоронений, поэтому во многих случаях среди ученых до сих пор ведутся дискуссии, к какой именно государства следует отнести тот или иной предмет.

Среди ярких примеров урартского искусства обломки бронзового царского трона, часть из которых попали в Британский музей, а часть - в Эрмитаж, а также различные бронзовые статуэтки, украшения, предметы оружия и элитной конской сбруи.

Многие архитектурные сооружения Урарту сохранили следы яркой цветной росписи, который был широко распространен.


4.2. Язык

Урартский язык, известна с клинописных надписей, дошедших до нас, видимо, была распространена по всей территории Урарту. Большинство специалистов придерживаются мнения, что урартская речь тесно связана с хурритского языке. Хотя до нас дошли несколько нерасшифрованных надписей с использованием урартских идеограмм, в основном, урарты пользовались существенно упрощенной форме клинописи Ассирии. Например, при заимствовании много многозначных идеограмм Ассирии использовались урартами только в одном смысле, были потеряны различные смысловые оттенки знаков Ассирии. С другой стороны, клинопись Ассирии, видимо, не полностью передавала фонетический строй урартского языка, например урартских звук "о" отсутствовал в ассиро-вавилонской языке и отображался в клинописных текстах знаком "у".


4.3. Религия

Религия Урарту тесно связана с религиями Месопотамии: урарты имели многочисленный пантеон божеств, многие из которых явно позаимствован из религий государств Месопотамии ( Шумера, Аккада и Ассирии). В Урарту была распространена практика жертвоприношений, в которых, главным образом, участвовали быки и овцы. Есть также следы человеческих жертвоприношений из пленников других народов. Различные обряды поклонения божествам, а также процедуры жертвоприношений обычно происходили в помещениях, выдолбленных в скалах, напоминающие верхушек построенных в Месопотамии зиккуратов, которые использовались аналогичным образом. В одном из таких выдолбленных помещений обнаружена табличка с перечнем 79 урартских божеств и количеством животных, которых необходимо было приносить в жертву каждому из них.

Среди урартских божеств явно выделялись три главных: Халди (главное божество Урарту), Тейшеба и Шивини. Город Мусасир, расположенный на юго-востоке от озера Ван, вероятно, был религиозным центром Урарту. В этом городе, находился главный храм бога Халди, причем бог Халди почитался в некоторых соседних северных городах Ассирии.

Разрушение Саргоном II главного храма бога Халди в Мусасир, вероятно, нанесло религии Урарту серьезный удар, после которого культ бога Халди начал постепенно затухать.


4.4. Архитектура

Большинство урартских построек, которые сохранились, - защитные сооружения. Урартские крепости обычно располагались в труднодоступных местах: на вершинах скал, холмов или в местах, защищенных водными преградами. Основы крепостных стен делались до трех метров толщиной и часто имели циклопическую каменную кладку с камнями, достигавшие размеров 6 ? 0,8 ? 0,8 метров. Верхние части крепостных стен, как правило, строились из сырцового кирпича, в которых для прочности прилагалась солома. Некоторые крепости сооружались небольшими и служили исключительно для военных целей, некоторые включали крупные поселения и укрепленную цитадель. Например, город-крепость Тейшебаини занимал площадь 4 гектара и включал около 150 помещений. Дополнительный фундамент под основы стен не закладывался, только расчищался строительную площадку. Большое внимание уделялось подачи в крепость пресной воды.

Урартские поселения были тщательно и централизованно спланированы. Крепостные стены, а также стены других сооружений строились по выверенных прямых линиях. Оборонительные стены обычно имели контрфорсы. Много внутренних сооружений, жилых и хозяйственных, в целях экономии материалов имели общие стены.

Защитные сооружения Урарту часто по своему стилю близки к аналогичным сооружений Ассирии, а хозяйственные и жилые постройки, с другой стороны, стилистически связанные с Закавказской строительной техникой I тысячелетия до н.е. Некоторые культовые сооружения, в частности храмы бога Халди, имеют уникальные архитектурные формы. Некоторые храмы Урарту явно демонстрируют связь с архитектурными памятниками Малой Азии (особенно фригийский и Пафлагонской), которые были прототипами классических древнегреческих храмов. Особенно яркие связи такого рода демонстрирует урартских храм в Мусасир. Кладка большинства урартских построек окрашивалась краской в ​​разные цвета, вроде пизньосирийською и вавилонской архитектурным традициям.


5. Экономика Урарту

Экономический строй Урарту был схож с устройством других государств Древнего Мира, особенно Ассирии. Государство сильно зависела от земледелия, которое требовало централизованных усилий для орошения. Этими работами управляли цари и храмы, в их осуществлении принимали участие как свободные жители, так и пленные рабы. Царские наместники, влиятельные люди и, возможно, свободные жители имели собственные земельные наделы. Отдельные территории внутри государства платили подати центральной власти зерном, лошадьми, быками и др.. Урарту в мирное время, вероятно, вело активную торговлю с Ассирией, поставляя туда скот, лошадей, железо и вино. Разнообразные природные условия Армянского нагорья способствовали успешному развитию различных форм хозяйства в Урарту.


5.1. Сельское хозяйство

5.1.1. Земледелие и садоводство

Согласно археологическим данным земледелие на территории Урарту начало развиваться со времен неолита, еще в III тысячелетии до н.е. В урартских время земледелие было хорошо развитым и тесно связанным с Ассирией по подбору культур и способам их обработки. С клинописных источников известно, что в Урарту выращивали пшеницу, ячмень, кунжут, полбу и просо, а также обрабатывали сады и виноградники. Многие регионы Армянского нагорья требовали искусственного орошения, успешно организовано правителями Урарту в период расцвета государства. В нескольких регионах сохранились остатки древних оросительных каналов, построенных урартами, главным образом времен Аргишти I и Менуа, некоторые из них до сих пор используются для орошения полей.

Злаковые культуры, чаще просо, массово использовались для выпечки хлеба, а также для приготовления пива. Кунжут использовался для изготовления растительного масла. Очень широко было распространено виноделие. Природные условия Месопотамии плохо подходили для культивирования винограда, и Урарту, вероятно, поставляло вино к Ассирии.

Техника земледелия была высокой, вероятно заимствованной у ассирийцев. Большинство орудий для обработки земли изготавливались из железа, использовались тяжелые плуги для пары (реже для четверки) быков. На оросительных каналах, вероятно, работали водяные мельницы.

Зернохранилища, мастерские для производства масла, а также винные погреба находились при храмах, которые принимали основную часть сельскохозяйственной продукции как подати. Храмы организовывали потом ее переработку и "желаемый богам" перераспределение.


5.1.2. Животноводство

Согласно археологическим данным люди практиковали скотоводство на Армянском нагорье еще ​​в неолитическую эпоху, в III тысячелетии до н. е. Луги Армянского нагорья благоприятные для скотоводства, чем равнины Междуречье, так урартская скот систематически поставлялась в Ассирии, как правило, в виде дани или военных трофеев, захваченных ассирийцами. Урарты, в свою очередь, совершали походы в Закавказье с целью захвата скота. Форма скотоводства, принято в Урарту, - полукочевое (яйлажного), что типично для горных районов. В урартских клинописных документах упоминаются быки, коровы, овцы, при археологических раскопках были также обнаружены остатки домашних свиней и верблюдов. Археологические находки включают маслобойки, специальные сосуды для сыроделия, а также следы пошив одежды из шкур. Из источников также известно, что разная скот регулярно использовалась в Урарту качестве жертвоприношения многочисленным божествам.

Стратегическое значение для Урарту мало коневодство. С одной стороны, природные условия Урарту благоприятные для коневодства, конь был распространенной домашним животным в Урарту. С другой стороны, лошади были важнейшим военным ресурсом, а вечный соперник Урарту - Ассирия лишь ограниченные возможности для разведения лошадей и покупала или отбирала силой лошадей из Урарту или Малой Азии. Отчасти потому, когда Урарту в конце IX века до н.э удалось перекрыть торговые пути между Ассирией и Малой Азией, Ассирия стала уступать Урарту в военной мощи.


5.1.3. Ремесла

Армянское нагорье считается древнейшим центром металлургии. Первые следы обработки металлов датируются здесь VIII- VII тысячелетиями до н. н.э., т.е. докерамический время. (Например, археологические раскопки поселения Чайону-Тепези в верховьях Тигра обнаружили следы медных изделий). На территории Урарту находилось несколько рудных месторождений меди, железа, олова, свинца, которые позволяли проводить большое число металлических изделий. Распространено мнение, что выплавка железа вообще впервые возникла на территории Армянского нагорья. В Урарту проводилось изготовления множества металлических изделий, в том числе изделий из железа, которые использовались в сельском хозяйстве и для вооружения армии. Урартские железные изделия поставлялись в Месопотамию (в частности в Ассирии), в Мидию, на территорию Ирана и на запад Передней Азии.

В Урарту существовала традиция обработки камня. Грубые каменные работы систематически использовались при строительстве крепостей, а также при выдалбливании пещер в Ванска скалы. При раскопках также были обнаружены предметы с тонким каменным гравировкой, включая различные украшения. Урартские керамические изделия изготавливались по всей территории страны, большое число сосудов производилось для нужд виноделия. Многие больших глиняных горшков и котлов должны изящные украшения и орнаменты.

Также в Урарту, вероятно, была высоко развита техника обработки дерева, ткачество и другие ремесла, но только очень немного таких изделий сохранилось для археологов.


6. Армия Урарту

Судя по изображениям урартских воинов на барельефах IX века до н.е., урартская армия изначально строилась по хеттским образцу, кроме этого воины носили кожаные или деревянные шлемы и оружие. Разрушительные грабительские походы Салманасара III способствовали реформам в урартские армии, которые, вероятно, произошли во время правления Арами и Сардури I. После этого урартская армия строилась по образцу ассирийской. С VIII век до н.е. в Урарту пехота, как правило, была вооружена железными мечами, боевым луком, много воинов носили бронзовые шлемы и кольчуги. На помощь пехоте отправлялись боевые колесницы, которые по своей форме были очень похожи на пизноассирийськи. Царь Урарту одновременно был верховным главнокомандующим. Для поддержания боевого духа в Урарту проводились соревнования и турниры между лучшими воинами, в которых иногда лично участвовали и цари Урарту.

Военные действия носили регулярный характер, военные походы проводились практически ежегодно. Иногда походы носили завоевательный характер и расширяли владения Урарту, иногда ужасающе грабительский по отношению к собственным окрестностей для укрепления центральной власти. Урарты, в отличие от ассирийцев, не принимали чужестранцев в свою армию.


7. Значение Урарту

Завоевание урартами в период своего расцвета нескольких областей Закавказья привело к распространению в Закавказье культуры Урарту, близкой к культуре Ассирии. Этнические армяне, вероятно входили в определенный период в состав Урарту, сохранили наибольшее число культурных черт Урарту, включая элементы государственности, стиля одежды и других особенностей быта. Частичное продолжение армянами культурной традиции Урарту получило отражение в некоторых античных и средневековых историков, которые соединяли урартские царскую династию с армянской, что в свою очередь породило предположения о полной идентификации Урарту и Армении. Более того, ряд современных ученых Армении, стремясь доказать автохтонности армян и только армян на Армянском нагорье в Восточной Турции, продолжает разрабатывать такую ​​теорию. Подробнее см.. Ревизионистские концепции истории Урарту. Такие предположения отвергнуты современной наукой через целый ряд базовых лингвистических и исторических несоответствий как в рамках армянской историографии, так и в российской (советской) и западной историографии и лингвистики. Словами академика Пиотровского ?нельзя искать на древнем Востоке прямых предков современных народов. От могущественных государств Передней Азии осталось большое культурное наследие и незначительное этническое". Культура Урарту, с другой стороны, сделала большое положительное влияние на развитие народов Закавказья, в частности, возможно, способствовала зарождению нескольких очагов письменности народов Закавказья.


Примечания

  1. Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту), Издательство Восточной литературы, Москва, 1959
  2. Мовсес Хоренаци История Армении, Айастан, Ереван, 1990 ISBN 5-540-01084-1 (Электронная версия - vehi.net / istoriya / armenia / khorenaci / index.html (Рус.) )

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам