Надо Знать

добавить знаний



Успение Богородицы



Успения Богородицы. Слоновая кость. Музей средневековья, Париж

Успения Пресвятой Богородицы - день, когда Мария заснула, а ее тело сразу с душой было взято Иисусом Христом к небу. Нет исторических данных, как долго Божия Матерь еще находилась на земле после Христова Вознесение, ни когда, где и как она умерла, об этом в Евангелии ничего не упомянуто.

Церковный год не только богат различными Богородичные праздники, но он также ними начинается и завершается. Его открывает праздник Рождество Пресвятой Богородицы, а завершает ее славное Успения, что в наших литургических книгах имеет такую ​​величественную название: "Успение Пресвятой славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии". Основу праздника Успения творят священная традиция Церкви от апостольских времен, апокрифические книги, постоянная вера Церкви и единодушное мнение Святых Отцов и Учителей Церкви первого тысячелетия христианства.

Праздник Успения относится к старейшим Богородичных праздников. Празднование его началось в Иерусалиме вскоре после Собора в Эфесе ( 431 г.). Первоначальное празднования памяти Успения под влиянием Ефесская Собора подчеркивало скорее привилегия ее Богоматеринстве и поэтому называлось "Праздник Марии-Богоматери". В одной из хвалебных бесед в честь преподобного Феодосия Великого ( 529) говорится, что палестинские монахи ежегодно с большим торжеством праздновали 15 августа "Память Богоматери", то есть память ее Успения. В Сирии в пятом веке этот праздник назывался "Память Блаженной".

Только в шестом веке праздник получает свое нынешнее название: "Успение Пресвятой Богородицы". В первых веках не все Церкви Востока праздновали Успение одновременно. Александрийский патриарх Феодосий ( 567) приписал празнуваты Успения 6 января, а праздник ее Внебовзяття 9 августа. Ефиоплянин Церковь и сегодня 6 января празднует убо "Успение тела нашей Чистой, Святой, Славной Богородицы Девы Марии", а 9 августа "Вознесение тела нашей Девы Марии, Богородицы на небо". Армяне празднуют Успения в воскресенье между 12 и 18 августа. Другие Церкви празнувалы его 18 августа. Император Маврикий ( 582 - 602) распространил праздник Успения на всю византийскую государство и приказал праздновать его 15 августа, в тот день он был постиг победу над персами.


Об иконе Успения Богородицы

Существует определенная аналогия между иконой "Успение Богородицы" и иконой "Anastasis" - "" Воскресение Христово "". Западные иконописцы выделяют в жизни Христа два момента. Сначала смерть и зшестя в Ад, а затем - Воскресение. На Востоке, напротив, - зшестя в Ад уже воскресением, ведь смерть уже преодолена смертью. Та же концепция выражена также на Богородичных иконах: здесь "Успение" является пробуждением в Царстве Божьем.

В них прежде наблюдаем явление смерти: душа выходит из тела. Но она не сходит в Шеол, в ад, что соответствовало бы еврейским представлениям. Не поднимается она к небу, как бы этого хотела греческий платоническая теория. Ее берут руки Христа: "Души праведных в руке Божией" (Прем 3, 1). Христос держит в руке душу своей Матери с такой же нежностью, с которой она держала на руках воплощенного Бога в образе младенца. Лицо Богородицы в минуту смерти выражает спокойствие, глаза закрыты, руки сложены на груди.

Странным может показаться сцена, которую на некоторых иконах "Успение" изображают перед гробом: какой-то еврей хочет коснуться Богородицы руками, но ангел без колебаний отрубает их мечом. Таким буквальным способом легенда выражает строгий наказ: запрещается приближаться к тайн загробной жизни с тем же любопытством и с теми же методами познания, применяемые к мировым явлениям.

Но наиболее удивительным и догматически наиболее глубоким иконографическим мотивом является не вознесение Богоматери в центральной сцене, а восхождение на землю Христа среди херувимов, в славе, которая принадлежит ему в конце веков. Таким образом, переход от этой жизни к другой осуществляется через Христа, через Его присутствие. Для Его Матери последний приход Христа наступил раньше, ведь она есхатон - окончательная совершенство творения.

Здесь находит свое наилучшее выражение эсхатологизм восточных Церквей: второй приход Христа на землю - это факт будущего, которое нас ожидает. Но для святых оно уже определенным образом произошло. Поэтому на Востоке с таким благоговением поклоняются чудотворным мощам, телам святых, которые сохранились нетленными после смерти. Они являются небольшой частью Небесного Иерусалим посреди этого мира. Успения Богородицы является свидетельством этой надежды и залогом уверенности в этом.


Религия Это незавершенная статья религии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


п о р Двунадесятые праздники

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам