Успенская церковь (Львов)

Успенская (Волошская) церковь во Львове - построена в 1591 - 1629 гг по плану Павла Римлянина, при участии Войцеха Капиноса и Амвросия Благосклонного, на заказ Львовского братства.


1. История

Пасаротти, 1618
Фото к. ХIХ - п. ХХ в.
Феодосия Стрильбицька, благодетель Успенской церкви

Построенный Успенским братством храм имел трех своих предшественников. Первая Успенская церковь существовала, возможно, еще в княжеские времена и была сожжена во время нападения на Львов польских феодалов в 1340. Вторая, каменная церковь, впервые упоминается под 1421, просуществовала до пожара 1527. Разрушенный пожаром храм отстраивает в 1547-1559 архитектор Петр Итальянец, уроженец города Лугано. Средства на его сооружение дал, кроме местного населения, молдавский господарь Александр Лопушанин (Лопушняну) и его жены Роксаны: в память об этом церковь называли Волошской. Она также недолго простояла, сгорев при пожаре 1571.

Строительство четвертой Успенской церкви, которая сохранилась до наших дней, братство начинает в 1591 сразу после освящения часовни Трех Святителей. Автором проекта и руководителем строительных работ был Павел Римлянин (умер в 1618): с 1597 ему помогал Войтих Капинос, а через год присоединился и Амвросий Благосклонный. Строительство закончено в 1629.

Во второй половине XVIII в. Украинский шляхтичка Феодосия из рода Стрильбицьких, жена священника с. Миклашев в. Алексея Стрильбицького пожертвовала для Успенской церкви 6000 зл. В память чего ее художественный портрет был установлен в Успенской церкви. [1] зарезать этот портрет заходится в собранные Бориса Возницкого - Львовской национальной галереи искусств в экспозиции Олесского замка.


2. Стиль

Структура церкви выдержана в стиле итальянского ренессанса, но на основе традиций украинского строительства: на оси зах.-сх. тридильна и трехъярусная, как основной тип укр. деревянных церквей.

Стены расчленены пилястрами, с арками окон и плоскоризьбамы на метопах, резными косяками сев. и вост. дверей, а на парусах вверху вырезаны гербы жертвователей ( Симеона и Яремы Могилы) резчиков выполнили львовские резчики Константин и Яков Кульчицки.

В церкви сохранились памятники искусства XVII-XVIII вв. Самые ценные из них - иконы страстного цикла, оставшихся от первоначального Успенского иконостаса 1630-1638, выполненного львовскими художниками Федором Сеньковичем, 1630 (сгорел) и Николаем Петрахновичем, 1638 (теперь в церкви с. Большие Грибовичи возле Львова), который в 19 в. заменено иконостасом М. Яблонского.

Из двадцати икон, смонтированных в диптих, три принадлежат кисти Ф. Сеньковича ("Въезд в Иерусалим", "Восхождение в ад" и "Воскрешение Лазаря"), четырнадцать - М. Петрахновича, остальные происходят из второй половины XVIII в. Сам иконостас находится в с. Грибовичи возле Львова, куда был продан в 1767.

В 1779 церковь была повреждена пожаром. Ее отстроили в 1796. При этом изменения коснулись крыша и центральный купол.

В 1965-1973 проведены ремонтно-реставрационные работы.

Позже была построена часовня Трех Святителей (посвящена 1591 года) (названная именем церквушки, возмущенной при опустошения Львова 1340 года).

Она простой конструкции: прямоугольник с тремя куполами, завершенными фонарями. Портал, украшенный рельефным орнаментом из виноградной лозы, принадлежит к архитектурным шедеврам Львова.

Строение часовни приписывают П. Красовскому.

1926 - 1927 - церковь украшен високомист. витражами Петра Холодного старшего.


3. Архитектура

Успенская церковь Львов.jpg

Успенская церковь в плане тринавна базилика, удлиненная вдоль ул.Русской, с полукруглой апсидой, выступающей в сторону ул. Подвальной. Храм венчают три купола с фонарями; центральный купол покоится на подпружных арках, поддерживаемых четырьмя тосканскими колоннами. В такой планировочно-объемной структуре прослеживается слияние западной ренессансной и украинской строительных традиций. Первая проявилась в базиликальной плане и архитектурном декоре, вторая - в традиционных купольных завершениях. Снаружи стены согласно внутренней планировки расчлененные тосканскими пилястрами на симметричные плоскости, в которых прорезаны оконные проемы с архивольтами. Фасад завершен развитым антаблементом, компонентом которого является дорический фриз с метопами, триглифами и розетами. В полях метопов размещено рельефные, резные в камне композиции на библейские и евангельские темы.

В интерьере храма, состоящего из трех пространственных объемов - бабинца, главного нефа и алтарной части, основную эстетическую роль играет материал - белый облицовочный кирпич при лаконичной архитектурной пластике колонн, арок, пилястров. Центральный купол, основой которого служит дорический фриз, украшенный кессонами с розетками. В его парусах помещены резные в камне гербы жертвователей, которые давали средства на строительство храма. Основой двух других куполов - в притворе и алтарной части, служит дорический фриз с метопами и триглифами. Стены, как и снаружи, расчленены пилястрами, а архитектурное решение интерьера обогащают два марша лестницы, ведущей на боковые галереи при северной и южной стенах. Свет в церковь попадает через высокие окна, украшенные витражами львовского художника первой трети XX в. Петра Холодного. На стенах остались образцы станковой живописи XVII в.


Примечания

  1. Петрушевич А.С. "Дополнение по сводной Галицко-руской лѣтописы съ 1700 по 1772 года". Львов, 1896 г., Ч. И., ст. 334.

5. Литература и источники