Надо Знать

добавить знаний



Фарфор



План:


Введение

Фарфор - один из видов тонкой керамики - белый материал. Слово "фарфор" происходит от староиталийського "porcellana" - названия моллюска Concha Veneris. Название заимствовано, в связи с полупрозрачным виду его раковины (раковины), которая аналогична настоящей фарфора.

Это материал, который в основном состоит из SiO 2, Al 2 O 3 i K 2 O. Как сырье для извлечения используют белую глину - каолин, кварцевый песок и полевой шпат (K 2 O Al 2 O 3 6SiO 2). Фарфор получают высокотемпературной термической обработкой этой смеси. С развитием техники появились разновидности фарфора: циркониевая, глиноземный, литиевый и другие.

Фарфор имеет небольшую пористость, из-за чего она непроницаема для газа и воды, имеет достаточно высокую механическую прочность и термостойкость, электроизоляционные свойства. На рубеже имеет стекловидный вид, что спекся. Ценится фарфор, которая просвечивается при свете.

Китайский фарфор

1. Использование

Изготавливают посуда, санитарно-технические изделия, электроизоляторы, предметы быта, художественные изделия, зубные протезы.

2. История

Фарфор впервые был получен в 620 году в Китае. Фарфор пользовалась в стране большим спросом, поэтому возникло несколько фарфоровых центров и ее разновидностей:

  • Фарфор Китая династии Северная Цинь, селадон 10 ст., музей Гиме, Париж.

  • Китайская фарфоровая ваза периода династии Мин

  • Фарфор Китая династии Канха (1662-1722), Бристоль, музей

Через 500 лет соседи корейцы наладили производство так называемого твердого фарфора: изделия из белой глины подвергались высокотемпературному обжигу. Еще через 500 лет секретом фарфора (второе название фарфора) завладели японцы. Состав твердого фарфора, изобретенного китайцами еще в VI веке, так и не был раскрыт. Китайцы веками хранили тайну и совершенствовали свою фарфор. В Европу китайский фарфор завезли португальские мореплаватели.


2.1. Европа

Музей фарфора Флоренции. Фарфор Севра, Франция.
Полупрозрачность настоящей фарфора

Способ ее изготовления долго оставался тайной. Восточные фарфоровые изделия были большой редкостью в Европе еще до XV века. Они попадали бы в королевских дворов в качестве подарков или взяток европейским монархам. В эпоху Возрождение Европа пользовалась посудой, изготовленной из мягкого фарфора. Он выглядел очень эстетичным, но чрезвычайно хрупким и недолговечным. Попытки похитить формулу твердого фарфора делали еще со времен Марко Поло, проживший в Китае 17 лет, но так ничего и не узнал. Он привез первую весть о фарфор в Европу после возвращения из Китая в 1298. История помнит также миссионера Антреколла, который проповедовал христианство в Китае в начале XVII ст. и по совместительству шпионил за фарфоровой производством. Но все напрасно.

В XVIII веке тяжелый оловянный, золотой, серебряный сосуд вышел из моды королевских дворов и требования к легкой белоснежной фарфора становились все настойчивее.


2.2. Фарфор Медичи

В XV веке начались попытки получения своей, европейского фарфора. Известно, что в 1470 году дымчатый керамическая посуда была изготовлена ​​венецианским мастером. А в конце XVI века в Флоренции при дворе Медичи удалось получить "мягкую фарфор", которую назвали "Медичи-фарфором". Изделия из нее были прозрачными, но имели желтоватый оттенок. Тогда же была получена и имитация фарфора - особый вид непрозрачного стекла, однако не было очень прочным и устойчивым к термообработке.

Фарфор Медичи, Лувр, Париж.

В Италии 1575 по распоряжению великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемая фарфор Медичи, который по своим свойствам занимает середину между твердой и мягкой фарфором, был хотя и прозрачная благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватая, и поэтому глазурь применялась белая, уже известная по майоличного производства. Сохранилось около 50 аутентичных вещей - тарелок, блюд, подносов, полевых и паломнических фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированные они либо стилизованными цветами вроде декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, чотириочкамы и маскарадных, тогда как выполнен декор кобальтом, иногда в сочетании с синевато-лиловой краской из окиси марганца. Марка на фарфоре Медичи - "F" и над ней купол флорентийского собора - синяя.

Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно. После нее были другие попытки: в Англии (д-р Дуайт и Франсис Плейс, вторая половина XVII в.) И во Франции (Руан, Сен-Клу).


2.3. Хронологическая последовательность возникновения фарфоровых мануфактур в Европе


2.4. Саксония, Дрезден, Мейсен.

Настоящим переворотом в истории западноевропейского фарфорового производства было то, что в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Беттгер удалось получить первую в Европе твердую белую фарфор при дворе саксонского императора Августа, а первая мануфактура была основана в Мейсене в 1710 году ( Германия).

Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз - немецкий философ, математик. Чирнгауз проводил исследования в области оптики. Он усовершенствовал производство стекла и основал несколько стекольных заводов в Саксонии. Именно Чирнгауз был изобретателем европейского белого фарфора, но после его смерти в 1708 году лавры достались его ученику - Иоганну Беттгер, который продолжил дело учителя.

Фарфор из Мейсена

Иоганн Фридрих Бетгер - немецкий алхимик и фальшивомонетчик. Учился на аптекаря в Берлине. Стал первым руководителем фарфорового завода в городе Мейсен (Саксония), основанном вскоре после блестящего открытия. В 1706 году открыл собственную формулу твердого фарфора. Попытка Бетгер продать секрет изготовления фарфора королю Пруссии закончилась заключением. В тюрьме Бетгер и умер.

Саксонская фарфоровая мануфактура течение пятидесяти лет не знала себе равных. Своей славой мейсенского фарфора во многом благодаря замечательному художнику Иоганну Герольдту, который создал чрезвычайный декор из цветов, казались живыми, а также выдающемуся скульптору Иоганну Кэндлеру, который был известен своей мелкой пластикой в стиле рококо.

Фирменный знак мейссенского фарфора - скрещенные голубые рыцарские мечи - известен уже триста лет. До сегодняшнего дня, практически не меняя технологии, на знаменитой мануфактуре выполняют ручной отливка и ручная роспись.

Секрет фарфора недолго оставался в стенах Мейсена. Во всей Европе ученые работали над разгадкой секретов. Центр фарфорового производства перемещается в Вены и Венеции, где открываются фарфоровые фабрики, каждая со своим собственным стилем. Постепенно по всей Европе стали появляться новые фарфоровые фабрики. Берлинский, Севрский, Венский заводы делали прекрасную фарфор, постепенно вытесняя с европейского рынка своих китайских и японских конкурентов.


3. Франция

В период бурного развития барокко, во второй половине XVII века многочисленный посуду "мягкого фарфора" стали изготавливать во Франции. Залежи каолина, открывшие недалеко Севра, дали начало производству французского фарфора ( 1756. год). Севрский королевская мануфактура течение века выпускала только "мягкую фарфор".

4. Англия. Фарфор Веджвуд.

Английский фарфор XVIII века также получила мировое признание. По числу керамических фабрик Англия в то время уверенно занимала первое место в Европе. В отличие от континентальных фабрик, находящихся под финансовым патронажем королевских семей или других богатых лиц, английские предприятия действовали на коммерческой основе. Настоящая фарфор был изобретен в Англии довольно поздно, распространены были изделия из различных видов каменной массы. В начале XIX века на предприятии в Стоук-он-Трент Споуд была изобретена костная фарфор, частично состоит из прожаренных и измельченных в порошок костей крупного рогатого скота. Далее, как грибы после дождя, начали расти фарфоровые фабрики в Испании, Дании, Швеции, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Австрии, Венгрии. Ближайшим конкурентом Споуда стала фарфор фабрики Минтон. Фарфор в Великобритании делали заводы Бау, Челси, Вустера, Дерби подобное.

Признание в Европе получила и фарфоровая фирма Джозая Веджвуда с сыном, основана 1 мая 1759 года. Типичными образцами фарфора Веджвуд были изделия с голубым фоном, на который старательно наносили рельефный декор белого цвета. Это была не совсем фарфор, потому что не была полупрозрачной и имела другую температуру обжига. Но изделия Веджвуда имели индивидуальность и причастность к нетипичным произведений искусства.

  • Образец керамики Веджвуда

  • Ваза производства Веджвуда


4.1. Россия

В России первую фарфоровую мануфактуру учредила 1744 императрица Елизавета Петровна. Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась маленькими изделиями, как правило мейссенского образца. Художественное подъем фарфорового производства пришлось на царствование Екатерины Великой. Восхищение французской культурой сказывается в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды.

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный 1754 году в Вербилки под Москвой. 1780 его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит в собственность М.Кузнецова. Завод имел очень широкий ассортимент продукции, в том числе и изготовленную для двора. Выпускался столовая посуда с росписью преимущественно серо-и светло-зеленых тонов в различном сочетании с красным или светло-желтым. Многие образцы кузнецовский и Гарднеровского посуды попало в аристократические дома Киева.

В России также работали над фарфоровым секретом. В 1736 году в Германию были отправлены для обучения химическим наукам лучшие московские студенты, среди которых Виноградов Дмитрий Иванович и Ломоносов Михаил Васильевич. Виноградов проходил обучение в Саксонии, где в то время сосредоточились лучшие мастера по производству фарфора. В 1744 году он вернулся в Россию. Того же года в Санкт-Петербурге была основана "Фарфоровая мануфактура", где через три года Виноградов нашел способ получения твердого фарфора из местных материалов. С 1765 "Фарфоровая мануфактура" стала называться "Императорским фарфоровым заводом". Предприятие выпускало простые и изящные вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал для императорского двора. Наиболее успешным фарфоровым русским предпринимателем был Кузнецов Матвей Сидорович, который приобрел несколько крупных фарфоровых фабрик на территории Российской Империи.

См.. также: Волокитинского фарфоровая мануфактура


4.2. Украина

В Украине впервые выпуск фарфора был организован в конце XVIII века. Развитию фаянсовой и фарфоровой дела способствовали большие залежи каолина на Волыни и Черниговщине. В этих местах и ​​строились заводы. Первая фарфоровая мануфактура в Украине была сформирована 1784 году во владении крупнейшего магната Правобережье Юрия Чарторыйского на окраине Корецкого замка. Производство оказалось выгодным. Первым директором фабрики стал польский инженер Франтишек Франциск Мезер. В мае 1790 года Мезера удалось получить изделия из местного материала. После Мезера фабрику возглавил керамист с Севрской фарфоровой мануфактуры - Шарль Меро. Завод успешно выпускал посуду, аптекарское принадлежности. В 1810 году, после смерти Чарторыйского, положение ухудшилось. Производство просуществовало до 1832 года. Также в прошлом были известны и такие фарфоровые заводы в Украине:

  • Киево-Межигорская,
  • Барановский,
  • Городницкий,
  • Волокитинского.

Последний из названных был очень известным, но, к сожалению, проработал 20 лет и в 1861 году прекратил производство. В советское время выпуск фарфора украинскими заводами составил 30% всесоюзного. В наше время [ Когда? ] успешно работают такие заводы: Барановский, Городницкий, Коростенский и другие. Небольшой выпуск налажен в Полтаве, Тернополе, Сумах. Последние заводы построены в 60-х годах. С конца XX века производство фарфора становится все более массовым. На производстве вводится полный механизация.


5. Япония

С японской фарфором 300 лет назад нас познакомили голландцы. Этот фарфор называлась "имари". Качеством она уступает китайской, и декор его значительно богаче и разнообразнее: кроме красок, которые применяли китайцы, японцы декорировали фарфор золотом.


6. Китай

7. Материал, технология

Классическая Fine China - фарфор с белой глиной-каолином в основе. Фарфор класса "люкс" - это Bone China, есть костяная (изобретена 1796 года в Великобритании). Каолин в нем заменен фосфатом кальция, проще говоря - измельченными коровьими костями.

А вот знаменитые французские марки фарфора - севрского и лиможский - производятся из лиможский белой глины без примесей фосфата кальция и традиционно имеют другие клейма.

Специалисты до сих пор спорят, что лучше - твердый или костный фарфор. Объективной оценки еще не дал никто. Как говорится, у кого вкус. Прочность и долговечность зависят только от качества сырья, температурного режима обжига и мастерства керамиста.


8. Качество изготовления

Чем отличается элитная фарфор от просто хорошего? Разница видна невооруженным глазом. Элитная фарфор очень белая и прозрачная настолько, что рисунок должен просвечивать на свет, но заодно удивительно прочная. Как-то ради смеха огромный автомобиль поставили на чашки элитной костяного фарфора. И что в итоге? А ничего - ни трещинки!

Есть и другие способы проверки качества фарфоровой посуды. Профессионалы из компании Villeroy & Boch советуют поймать блестящей белой поверхностью (например, серединой тарелки) солнечный зайчик, а затем внимательно осмотреть освещенную лучиком участок. Там, как в капле воды на свету, отразятся все инородные тела. Итак, качественная фарфоровая масса должна быть абсолютно чистой, без малейших дефектов и вкраплений.

Дорога фарфор - это фарфор с абсолютно гладкой блестящей поверхностью. Между прочим, у родоначальников фарфорового промысла китайцев ценным считался посуда ручной работы с отпечатками пальцев автора. В Европе же изделия даже с микронными отклонениями признают браком. На ценность сервиза указывает также качество декора, дорогие виды отделки (матовое золото, рельефы с золотом и прочее) и, разумеется, марка.

Определить на глаз марку того или иного сервиза под силу разве что профессионалу. А вот соблюсти этикет и доставить удовольствие хозяйке дома не так уж трудно: можно просто перевернуть тарелку и, посмотрев на клеймо, сказать с видом знатока: "Так я и думал, настоящий Мейссен (Веджвуд, Споуд)". Не сделать такого знака внимания радушным хозяевам в хороших домах до сих пор считается дурным тоном.


9. Утилитарное значение

В XIII веке европейские ювелиры вставляли китайский фарфор в оправу и наравне с другими ценными предметами хранили в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Ценятся также изделия из твердого фарфора среди дворов шейхов и т.п., поскольку по законам мусульманства и иудаизма посуду из костного фарфора (т.е. из животного материала) использовать для еды нельзя.

9.1. Коллекционирование, исследования. Музейные сохранения

  • Музей фарфора в Кускове.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам