Надо Знать

добавить знаний



Федерализм



План:


Введение

Карта федеральных стран мира (зеленый цвет).

Федерализм, гос.-прав на мнение и система, также движение, направленное на создание союзных держав - федераций (ф.), которые являются формой интеграции близких географически, родственных исторически и культурно и связанных другими интересами стран в одно целое при сохранении самоуправления и гос. статуса составных частей. Некоторые унитарные, в частности багатонац. государства пытаются через ф. избежать фрагментации и сохранить единство, причем возникают самоуправляемые составляющие государственные единицы по национальным признакам.

Модные ф. датируются со времени образования США (1787); старейшей из существующих ф. является Швейцария, которая возникла в средневековье из отдельных государств-кантонов, через кон-федеральный союз с современной федеративного государства. Государства-члены ф. объединяются на равных правах, а прерогативы и власть суперординатного (общей) государства и его член. определены и гарантированы Конституцией. Функцией ф. децентрализация полет. системы и деконцентрация власти. Ф. составляет высшую форму автономии (автономизма) и является последствием соревнования к самоуправлению. Самодерж. структуры и имперские концепции отрицают Ф., а дем. системы, в частности респ. и либерально-конституционные доктрины, способствуют ему.


1. Федерализм в Украине в 19 в.

Федеральные признаки и тенденции к союзному государству проявляла, за историком Н. Костомаровым, Киев. Русь, которая была союзом земель (княжеств), Однако этот процесс не вивершився достаточно через пап. завоевания и преимущество на сев. др.. гос. строя: централизации власти и унитарного государства. Рос. историк П. Данилевский видел в Киев. Государстве "самодержавно-слов. Ф.". В. Ключевский определял Киев. Русь не как полет. ф., а как генеалогическую, построенную на родстве правителей. Нем. историк Георг фон Равх называет ее "Furstenfoederation". С укр. историков права Р. Лащенко и М. Чубатый соглашаются с Костомаровым, что киев. союз княжеств проявлял федеративные тенденции. В Моск. Государству федеративного принципа не было, потому даже если Москва присоединяла большей частью силой др.. княжества и нерос. гос. формации и оставляла им временно какой-то степени автономии (Гетманщина, В. Войско Донское, Грузия), это строилось на вассальной основе.

Статус укр. земель в Поль. или Лит. государствах так же нельзя считать федеративным по той причине, что "русская" их компонент там никогда не вступил ривнорядного статуса, а Речь Посполитая не была суперординатного государством. Могли быть зародыши Ф. в концепции И. Выговского и Гадячской соглашении (1658), но это не вышло за начальную стадию планирования.


2. Федерализм в 19 в.

Современная федералистические мысль развивается в Украине и России только с 19 в. Среди декабристов только Общество соединенных славян поднимало идею ф. для слов. народов, но без предоставления федеральных прав Украины. Рос. Славянофилы в принципе отвергали ф., ибо их идеалом была сильная власть рус. "Земско-р. Царя-самодержца" как залог защиты всех славян против неслов. мира.

В противоположность рус. концепции укр. славянофильство, представлено Кирилло-Методиивським Братством, выдвинуло на лоб своей программы идею ф. слов. народов, равных и свободных, с респ. и дем. строем. Братство предполагало для Украины центр. место в слов. ф. ("Книги бытия украинского народа"). Среди кирилло-методиивцив выразительным представителем Ф. был М. Костомаров. В свое время эти идеи не имели широкое распространение, но впоследствии они инспирировали др.. полет. мыслителей и деятелей.

Некоторые рус. либеральные и рев. круга сер. 19 в. также видели в ф. решения многих проблем царской самодерж. России. В частности провозглашал идеи Ф., включая право Украины на автономию в новой рус. ф. или даже на отделение, А. Герцен (статьи в ж. "Колокол"). Федералистами были проф. Казанского Университета А. Щапов, письм. и публицисты Н. Огарев и Н. Чернышевский; последний рассматривал ф. как союз равных "державплемен", основанный на самоуправлении. Анархический Ф. отстаивал среди россиян М. Бакунин.

На передового теоретика Ф. в Украине и России вообще выбился М. Драгоманов, органично продолжал гол. идеи Кирилло-Методиивського Братства. Он перекликался с рус. либерал-федералистами, но его концепция ф. была глубже и лучше наук. обоснована. В полет. Ф. (в противовес экон. Ф. П. Прудона) Драгоманов видел лучшую решения нац. вопрос России и Австрии, также как лучшую форму демократии. В основу ф. Драгоманов ставил самоуправления общин и широких обл. (Земель), которые объединяются в "свободный союз-союз" на основе современных принципов конституционализма и представительных органов на разных уровнях, а централизм, даже респ. и парламентарный, по его мнению, чужой настоящему Ф. Идеал полет. ф. Драгоманова реализуется исследовали децентрализации и видбюрократизування государства "снизу вверх" при полном признании самоуправляемых единиц. Общим гос. органом ф. должно быть двухпалатная дума, представляющей все население и нац. государства. Практически на современном ему этапе Драгоманов способствовал земском движении и городском самоуправлению (автономия городов), что должно привести рус. полет. жизнь в ф.

В основу Ф. Драгоманова положена "свободная община" (отсюда название - громадивства) и свободные договорные отношения между общинами и землями. В одном из своих проектов, считая екон.-геогр. критерий, он разделил Россию на 20 составляющих автономных земель, в том числе 4 на укр. землях (полесская, киев., одесская, харьковская). Драгоманов сугерував для Галичины федералистические концепцию, основанную на коронных краях Австрии.

В женевской "Громаде" выяснял свои федералистические взгляды, исходя из драгомановской "общины", которая представляет полную демократию, также С. Подолинский. Украина, по Подолинским, должна составлять федеративную республику свободно объединенных общин, в свою очередь может войти в мировую ф. Составные части государства (общества) принимают сами для себя во всех делах обязательные нормы, а общая "совет общин" является скорее арбитром в случае конфликтов между ними. Не только законодательная и исполнительная власть должны быть децентрализованы, а судопроизводство. Совместными органами ф. должны быть федеральная полиция, войск. штаб, статистическое управление и некоторые ведомства общего кандидата. планирования и управления.


3. Федерализм в 20 в.

Мнения Драгоманова и Подолинского разделяла полет. активная часть деятелей Приднипрянщини в кон. 19 в., в частности когда нач. 20 в. стали возникать полет. партии. Только Рев. Укр. Партия (в нач.) И Укр. Нар. Партия были самостийницкими. Ин. (Соц.дем., Радикально-дем., Общество Укр. Прогрессистов) выдвигали еще программу автономии и эвентуально ф. Преимущественно, такой была программа и др.. нерос. фракций Гос. Думе (см. Союз автономистов) также на первой стадии революции 1917 Съезд народов России, собравшийся в сентябре 1917 под руководством М. Грушевского, потребовал перестройки государства по федеративному принципу. С рос. партий только соц.-революционеры были готовы принять для респ. России ф. Меньшевики и большевики были централистами, такими же были и октябристы, а кадеты шли на ограниченную автономию для нерос. народов. Соц. партии нерос. народов, включая еврейским "Бунд", выступали за ф. Провозглашенная 14. 9. 1917 года по А. Корейского Рос. Республика своего полит. устройства не определяла вообще. Большинство др.. народов, в частности окраинных, быстро стали на позицию самостоятельности. Более. переворот ускорил числе эволюцию от автономии к самостоятельности. Это иллюстрируют универсалы Укр. Центр. Рады. Хоть 3 Универсал еще декляративних отстаивал ф., Но фактически уже не с кем федеруватися. Будучи последовательно верными "самоопределению" и дем. идеям "р / волеизъявления", создатели 4 Универсал оставили возможность учредительным собраниям решать вопрос о возможном федеративной связи, УНР с др.. частями России. С нач. 1918 практически все укр. партии стояли за независимость Украины. Рос. партии в Украине еще теоретически настаивали на ф., хотя убежденных федералистов в рус. антибильш. движении было мало. Когда шансы Укр. Гос. в альянтський дипломатии были почти жадные, гетман Скоропадский, под влиянием своего рус. окружения, объявил 14. 11. 1918 ф. Украина с Россией, но и те россияне, которые содействовала ему, скорее считали ее тактическим маневром для восстановления рус. централизованного государства. После рев. событий 1917 - 20 и кратковременного существования укр. государства уже не было почтеннее укр. группы, которая поддерживала бы ф. Заметное исключение составил гал. политик В. Панейко, который 1922 представил план конфедерации с Россией как альтернативу поль. господство над зах.-укр. землями.

Объединение УНР и ЗУНР не происходило на платформе ф., Скорее зарисовувалося после 21. 1. 1919 слияние двух государств при временном оставлении двух отдельных полет. и войск. структур. Внутр. укр. Ф. для будущего Украины предлагали два юристы в отдельных проектах конституции УНР - С. Днестровский и А. Ейхельман.

На пути федеративного преобразования была в 1938 - 39 pp. Чехо-Словацкая Республика, в составе которой должна быть Карпато-Укр. Государство.


4. Советский федерализм в теории и на практике

Рос. марксисты, следуя за К. Марксом и Ф. Энгельсом, отвергали Ф. ( Плеханов, В. Ленин), ибо пидважував их центр. идею - концентрацию власти в руках раб. классы, на деле же - партии, и принципы марксовского социализма вообще. Ленин и большевики были также против федеральной структуры Рос. Социал-Дем. Роб. Партии (конфликт с укр. "Союзом" и еврейским "Бунд"). В антифедералистичному вразумления большевики встретили рус. революции и готовили свой переворот, хотя критиковали Временное правительство за антинац. политику против окраинных народов. Когда эти последние уже были на пути к самостоятельности, 3 Всерос. съезд Советов принял 25. 1. 1918 постановление, по которому "Сов. Рос. Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советов. Нац. Республик". 1920 Коминтерн подтвердил ф. как переходных форм советов. государственности до полного единства. Образована 1917 Рос. Советов. Федеративная Социалистическая Республика считалась скорее ф. автономных "народов", а не "государств". Еще до того, создав в декабре 1917 для Украины советов. правительство в Харькове, большевики провозгласили, что Украина находится в федеральном связи с Россией. После вынужденного срыва этой связи (Брестский мир между центр. Государствами и Россией) и объявления советов. Украина "самостоятельной", также как в ответ на попытки большевиков в центре разбить единство Украины созданием отдельных советов. респ. (Донецко-Криворожской, Таврии, Крыму и Одесской), укр. национал-коммунисты и привержены им левые эсдеки и эсеры планировали в феврале-апреле 1918 оформить УНР как "самостоятельную федеральную советов. республику".

Временное раб.-пос. правительство Украины 25.1. 1919 вновь одобрил объединение Украины с РСФСР "на основе советов. Ф.". Это подтверждено отдельным договором и проч. законодательными актами в июне 1919 и позже. Несмотря на "федеральный связь" советов. республик, Рос. Ком. Партия (большевиков) осталась централизованной с другом ЦК, а партии отдельных респ. действовали на правах обл. организаций.

Офиц. определялись взаимоотношения между РСФСР и др.. респ., в том числе и СССР, в 1918 - 23 как федеративные, основанные на полет., экон., войск. и дипломатическом союзе, однако в действительности их можно считать лишь как квазифедеративни. Роль совместных федеральных органов выполняли гос. органы одного государства (несимметричные отношения между членами ф.) не было жадных гарантий для "суверенных" прав составляющих республик, их взаимоотношения основывались то на договорных началах, то на де факто вмешательстве РСФСР в дела др.. советов. республик. Современные соз. юристы квалифицируют отношения между РСФСР и др.. советов. республиками как "федеративные", однако этот взгляд не был общепринятый в 1920-х pp. M.Рейхель, А. Малицкий, Н. Палиенко, Д. Магеровский, Е. Коровин взаимоотношения между советов. республиками в 1919 - 23 pp. считали конфедеральные. Некоторые зап. авторов также разделяет этот взгляд (В. Гсовски), в том числе и некоторые укр. юристы в эмиграции ( Б. Галайчук, А. Юрченко, Р. Якемчук).

Во время создания СССР была тенденция включить еще формально "независимых" советов. республики в РСФСР путем т. н. автономии (Сталин и др.).. Представители некоторых соз. республик (Украины и Грузии), в частности X. Раковский, М Скрипник, В. Затонский, Мдивани, Цивцивадзе и др.., Предпочитали конфедеративное связь с оставлением широких прав нац. республикам. Между двумя крайностями Ленин своим авторитетом решил дискуссию в пользу ф., Которую создан в почти классической форме относительно структуры (см. Союз Советов. Социалистических Республик). Новую ф. создано на основании союзного договора 30. 12. 1922, впоследствии конституции, по которой объединены составляющие государства (РСФСР и некоторые другие.) И унитарные. В связи с этим, некоторые советы. авторы рассматривают два типа советов. Ф.: гос. соединения высшего типа (СССР) и низкого (РСФСР и некоторые другие. республики) - только с автономными формациями. До сих принадлежала в 1924 - 40 и УССР, имея в своем составе Молд. АССР (см. полит.-гос. Устройство в ст. Укр. Советов. Соц Республика).

Конституции СССР (1924, 1936) и СССР (1925, 1929 и 1937) были построены на принципе формальной ф., А фактически СССР стал централизованным государством. Этот последний аспект советов. государственности укрепляет факт, что нигде нет гарантии республиканских прав, постепенно и без формального конституционного процесса узурпувалися центр. органами. Через постоянную тенденцию к централизации власти и произвольную замену респ. органов союзными некоторые зап. исследователи отрицают федеративное природе СССР (Ливингстон, Мавра, Файнер, Аспатурян). Большинство авторов, в том числе и укр., Соглашаются, что речь здесь о специальном типе ф. (Сов. ф.) С тенденцией к де факто унитарного государства при сохранении институционально-функциональных федеральных форм. Этого общ. процесса не изменили две попытки распространения прав союзных респ. (1944 - предоставление республикам внешн.-полит. Компетенций и некоторых прерогатив у войск. Участке, а в 1956 - 59 - распространение экон. Прав), поскольку их фактически осуществлены. Последние временами идет дальше процесс "видфедерализування" СССР, хотя номинально Конституция 1977 подтвердила принцип и институты ф. Во время обсуждения проекта новой конституции СССР кое-кто высказывался за постепенное видживання ф. (П. Семенов, Д. Златопольский), что согласуется с идеей "слияния наций". Вместе с тем за продолжительность федеративного принципа высказывались Куличенко, С. Якубовская, Г. Александренко и др.. На характер этой дискуссии и будущее советов. ф. влияют эволюция национальной политики КПСС, а также после 22 съезда концепция т. н. "Советов. Народа".


5. Федерализм в Украине XXI века

Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Костомаров Н. Мысли о федеративных началах в древней Руси. же. Основа, ч. 1. П. 1861;
  • Drahomanov M. Essai d'un programme politique et social ukrainien. Женева 1884;
  • Zasztowt-Sukiennlcka H. Federalisme en Europe orientale. Париж 1926;
  • Рейхель М. Советский федерализм. М - Л. 1930;
  • Ladreit de Lacharriere G. L'idee federale en Russie de Riourik a Staline (862-1945). Париж 1944;
  • Rudnytsky IL [ Mykhailo Drahomanov. A Symposium and Selected Writings. ] The Annals of Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the USA, vol. II, ч. 1 (3). Нью-Йорк 1952;
  • Krupnytsky В. Federalism and Russian Empire, ibid., Vol. II, ч. 2. Нью- Йорк 1952;
  • Von Rauch G. Russland; Staatliche Einheit und nationale Vielfalt. Мюнхен 1953;
  • Чистяков А. Взаимоотношения советских республик до образования СССР. М., 1955;
  • Pipes R. The Formation of the Soviet Union. Кембридж 1964;
  • Юрченко А. Природа и функция сов. федеративных форм. Мюнхен 1956;
  • Якубовская С. Строительство союзного советского социалистического государства 1922 - 25. М., 1960;
  • McNeal R. Stalin's Conception of Soviet Federalism (1918 - 23); The Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the USA, vol. IX, ч. 1 - 2. Нью-Йорк 1961;
  • Bilinsky A. Die Entwicklung des sowjetischen Foederalismus. Jahrbuch fur Ostrecht. vol. Ill, ч. 2. 1962;
  • Сокуренко В. Демократические учения о государстве и праве на Украине во второй половине XIX в. Л. 1966;
  • Златопольский Д. СССР - федеративное государство. М., 1967;
  • Kis T. Le federalisme sovietique. Оттава 1973

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам