Надо Знать

добавить знаний



Феликс Мендельсон



План:


Введение

Феликс Мендельсон

Феликс Мендельсон ( нем. Felix Mendelssohn , Полное имя Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy - Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди * 3 февраля 1809 - ? 4 ноября 1847) - немецкий композитор еврейского происхождения, пианист, органист, дирижер, музыкально-общественный деятель, автор свадебного марша.


1. Биография

Родился 3 февраля 1809 в Гамбурге в семье банкира Абрагама Мендельсона, который вместе с женой Лией приняли христианство, и их дети были крещены под фамилией Мендельсон-Бартольди. Дед Феликса Мендельсона - Мозес Мендельсон был признан в Германии философом. В 1812 переезжает с семьей в Берлин, где с 1817 начинает заниматься музыкой с К.Цельтером, а в 1821 знакомится с Гете.

На формирование эстетических взглядов Мендельсона значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной мысли (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Н. Паганини) большую роль сыграли многолетний контакт с И. В. Гете, привил Мендельсону симпатии к классическому искусству, а также курс лекций Гегеля по эстетике, который был прослушан Мендельсоном в Берлинском университете.

Создание увертюры к комедии В. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (1826) - свидетельство ранней творческой зрелости Мендельсона. Значительным событием в музыкальной жизни того времени было исполнение под управлением Мендельсона после многолетнего забвения "Страстей по Матфею" Баха (1829). Одновременно Мендельсон приобретал славу композитора, пианиста, скрипача. В 1829-32 Мендельсон путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в "Итальянской", "Шотландской" симфониях и других сочинениях.

В 1833 Мендельсон руководил Нижнерейнского музыкальными фестивалями, в 1833-35 музыкантов-директор в Дюссельдорфе (под управлением Мендельсона впервые исполнены многие произведения Г. Ф. Генделя, Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена). С 1835 дирижер и руководитель оркестра Гевандхауза в Лейпциге, получивший благодаря Мендельсону мировую известность. В 1843 по инициативе Мендельсона открылась Лейпцигская консерватория.


2. Творчество

Мендельсон - один из виднейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона - основателя лейпцигской школы - отличалась ориентацией на классические образцы), однако Мендельсон искал новых типов выразительности. Музыка Мендельсона отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни ( "Песни без слов" для фортепиано и др..). Специфическая для Мендельсона образная сфера - изящная фантастическая скерцознисть (увертюра из музыки к пьесе "Сон в летнюю ночь" и др..). Исполнительский стиль Мендельсона-пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты, ансамбли и др..). Один из создателей романтического симфонизма, Мендельсон обогатил его жанром программной концертной увертюры (?Морская тишь и счастливое плавание", 1832, и др..).


2.1. Список произведений

Оперы и Зингшпиль
  • "Два племянника, или Дядюшка из Бостона"
  • "Свадьба Камачо"
  • "Любовь солдата"
  • "Два педагога"
  • "Бродячие комедианты"
  • "Возвращение с чужбины" (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)
Оратории
  • "Павел", op. 36 (1835)
  • "Илия", op. 70 (1846)
  • "Христос", op. 97 (не окончена)
  • Te Deum
Кантаты
  • "Christe, Du Lamm Gottes" (1827)
  • "O Haupt voll Blut und Wunden" (1830)
  • "Vom Himmel hoch" (1831)
  • "Wir glauben all" (1831)
  • "Ach Gott vom Himmel sieh darein" (1832)
  • "Вальпургиева ночь", op. 60
  • "Праздничные песнопения", op. 68 (1840)
  • "Wer nur den lieben Gott lasst walten" (1829)
Оркестровые произведения
  • Увертюра C-Dur ("Увертюра с трубами"), op. 101 (1825)
  • Увертюра "Сон в летнюю ночь", op. 21 (1826/1831)
  • Увертюра "Сказка о прекрасной Мелузина", op. 32 (1833)
  • Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера", op. 26 (1832)
  • Увертюра "Морская тишь и счастливое плавание", op. 27 (1828/1833/1834)
  • Увертюра "Рюи Блаз", op. 95 (1839)
  • Музыка к трагедии "Антигона", op. 55 (1841)
  • Музыка к комедии "Сон в летнюю ночь", op. 61 (1843) (включает Свадебный марш)
  • Музыка к пьесе "Атал", op. 74 (1843-1845)
  • Музыка к трагедии "Эдип", op. 93 (1845)
  • Музыка к пьесе "Лорелея", op. 98 (1845)
Концерты
  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)
  • Концерт для скрипки с оркестром e-Moll OP. 64 (1838, вторая редакция 1844)
  • Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
  • Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823-1824)
  • Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром D-dur (1823)
Камерные произведения
  • Семь струнных квартетов;
  • Струнный октет;
  • Две сонаты для скрипки и фортепиано;
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано;
  • Два фортепианных трио;
  • Три фортепианных квартета;
  • Соната для альта и фортепиано
Произведения для фортепиано
  • Прелюдии и фуги
  • Вариации
  • Три сонаты
  • Этюды
  • Каприччио
  • "Песни без слов", восемь тетрадей
  • Рондо-каприччиозо
Сочинения для органа
  • Прелюдия d-moll (1820)
  • Анданте D-dur (1823)
  • Пассакалья c-moll (1823)
  • Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
  • Три фуги (1839)
  • Прелюдия c-moll (1841)
  • Шесть сонат op. 65 (1844/45)
  • Анданте с вариациями D-dur (1844)
  • Аллегро B-dur (1844)
Вокальные и хоровые произведения
  • "На крыльях песни"
  • "Gruss"
  • Шесть песен, op. 59 (1844)
  • Лес

Источники


4. Библиография

  • Иванов-Борецкий М. В. Мендельсон. - М., 1910.
  • Дамс В. Ф. Мендельсон-Бартольди / Пер. с нем. - М., 1930.
  • Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников. / Пер. с нем. М., 1966.
  • Карминский М. В. Счастливый гений / / Харьковские ассамблеи. Международный музыкальный фестиваль 1994 г.: "Ф. Мендельсон-Бартольди и просвещение". Сборник материалов / Составитель Г. И. Ганзбург. - Харьков, 1994. - С. 11-16.
  • Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. - Харьков, 1995. - 172 с.
  • Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1972.
  • Brown C. A Portrait of Mendelssohn. Yale University Press. 2003. - 551pp.
  • Cooper J. M.; Prandi J. D. (editor). The Mendelssohns: Their Music in History. Oxford University Press. 2002. - 382 pp.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам