Надо Знать

добавить знаний



Феодализм



План:


Введение

Феодализм - господствующая в средневековья в Западной и частично в Центральной и Восточной Европе общественно-экономическая система. Феодальный строй-это такой порядок, когда землевладелец дает зависимым крестьянам землю в обмен на их работу

Политическая система большинстве европейских стран в средние века строилась по принципу вассалитета - предоставление военной знати земли в обмен на службу. Центром феодальной иерархии был король, который в средние века был прежде всего полководцем. С 9-го по 14-е века важнейшей составляющей войска были конные рыцари. Снаряжение рыцаря, однако, требовало немалых средств. Король отдавал землю, известную под названием феод или лен высшем слое знати, получая от них рыцарей. Эта высокая знать была вассалами короля. Основные знать, в свою очередь, раздавала землю рыцарям, которые сдавали ее в аренду крестьянам. Король был сюзереном о своих вассалов, королевские вассалы были сюзеренами о своих рыцарей.

Вассалы присягали на верность своим сюзеренам, однако действовало правило непосредственного подчинения "вассал моего вассала - не мой вассал".


1. Расхождения в трактовках

Проблема феодализма достаточно контраверсийная о наличии в истории Украина и в восточных славян, потому что это вопрос разно интерпретирует западная, в том числе украинский несовицька, и марксистская историческая наука. Согласно западными историками, основными чертами феодализма является институты вассалитета (соглашение между господином и вассалом, что объединяет их обоюдными обязательствами и лояльностью) и лена или наследственного землевладения (полученного вассалом от господина за несение военных и других повинностей). Феодализм начавшееся пислякаролингського периода (9 - 10 вв.) и за незначительными его пережитками, упал на рубеже средневековья и новейшей эпохи.

Значительно более широкое понимание феодализма представляет коммуно-большевистская историография, которая больше подчеркивает его социально-экономический аспект, чем институционально-правний. Согласно марксизмом, человечество прошло ряд общественно-еконономичних формаций : от первобытно-общинного через рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй - до социализма, что в конечном итоге должно привести к полному коммунизма. Эта схема развития должна быть в целом действительной для всего человечества, хотя допускаются различия в эволюции отдельных народов; так же возможно, что при определенных условиях та или иная формация не развилась. Например, в германских и славянских народов переход от первобытнообщинного строя к феодализму прошел без творения рабовладельческой формации. Природу данного строя определяют способ производства и основанная на нем классовая структура. Каждая формация, за исключением первоначального коммунизма и конечного социализма, определяется наличием двух основных антагонистических классов - первоначальных производителей и господствующего класса, который, обладая средствами производства, использующего труд первых. Феодальный строй характеризуется натуральным (нерыночным) хозяйством, главным земледелием. Основными классами феодализма является полусвободные крестьяне, прикрепленные к земле, и землевладельцы ( аристократия). Эксплуатация крестьян происходит путем неплатнои труда (см. Барщина) и несения других служб, натуральных даней, позже и денежной ренты.


2. Вопрос о феодализм у восточных славян

Из-за нехватки существенных институтов феодализма - вассалитета и лена, - историки-немарксисты подвергают сомнению наличие феодализма в восточных славян; этого мнения было большинство украинских дореволюционных историков, включая М. Грушевским. Советские историки вместо утверждают, что феодальный период на восточно-славянских землях длился от возникновения Киевского Государства в 9 - 10 вв. до отмены крепостничества 1861. Такая концепция, выдвинутая Лениным, а затем развита в работах историков Б. Грекова, С. Юшкова и др.., был догматически принята советской историографией с 1930-х годов.

Советские историки различают три этапа "русского" феодализма: ранняя феодальная монархия (с 9 - 10 до начала 16 в.), сословно-представительная монархия (16 - вторая половина 17 в.) и абсолютная монархия (с конца 17 в.). В отношении к Украина советская историки подчеркивают антифеодальный характер казацких восстаний в 16 - 17 вв. Большое восстание Хмельницкого ( 1648) ликвидировало на значительной части украинских земель владения польских феодалов и нанесло значительный удар феодализму. Однако, феодальные отношения были впоследствии восстановлены в Украина благодаря преобразованию казацкой старшины на новую феодальную аристократию и переутверждению внедрению крепостничества. Советская историография применяет двойные мерки в оценке прошлого России и Украина : она благосклонно оценивает "прогрессивную" роль российских монархов и феодалов в строительстве российской государства и культуры, зато негативно оценивает и очерняет традиционные руководящие слои общества Украина, за исключением тех групп и лиц, которые были пророссийской ориентации.

С чисто эмпирических причин, вопреки утверждениям марксизма, нецелесообразно определять целое тысячелетие истории загальниковим ярлыком феодализма и растягивать его на каждое общество, в котором сосуществуют земельный шляхта и зависимое крестьянство. Правда, так же не следует сужать это понятие, ограничивая его лишь к вассалитета. Найвластивишим будет понимание феодализма как комплексного явления, в котором объединяются различные взаимосвязанные социально-экономические, политические, правни и культурные элементы.


2.1. 9-12 века

Имея это в виду, можно представить такой очерк развития и роли феодализма в истории Украины. Киевская Русь, очевидно, не была феодальным государством за ее начального периода (9 - 10 вв.). ее господствующий слой состояла не из землевладельцев, а из подвижных воителей- купцов, благосостояние и условия жизни которых определяли международная торговля, военная добыча и дани (полюдье). Основная масса населения состояла не из крепостных, а из свободных крестьян, живших в родах и племенах. Процесс феодализации начался на Руси-Украине в середине 11 в. с поселениями княжеской дружины на земле. Одновременно Киевская Государство начало распадаться на удельные княжества (уделы). Возникновение многих ячеек государственной власти напоминало подобное развитие в Западной Европе несколько раньше. Украинскому-русские князья и бояре 12 - 13 вв. руководствовались рыцарским этосом, что среди его стоимости на первом месте стояло поиски чести и славы, верность государю (начальников), борьба с неверными (степняками) и другие. Феодальные тенденции сильнее проявлялись в западном княжестве Галичина (впоследствии Галицко-Волынской государстве), где сильная и бурная боярская слой был под влиянием соседних польских и венгерских аристократий. Однако, несмотря на определенные аналогии, существовали существенные структурные различия между Русью-Украиной удельного периода и феодальной Западной Европой. На Руси не было формальных договорных отношений между князем и боярином. Земельные владения бояр были не условными феодальными ленами, а наследственной собственностью ( вотчинами). Эта наследственная собственность имела нечто общее с существованием "родовой знати" в Хазарии. Так же не было иерархии аристократических титулов. Киевский великий, а впоследствии и старше удельные князья совершали высокомерную власть над меньшими удельными князьями, но так как все князья принадлежали к той самой династии Рюриковичей, их взаимоотношения носили характер скорее межсемейное, чем феодальных связей, их понимали как отношения между отцом и сыновьями или между старшими и младшими братьями, а не между сюзереном и вассалам. Вообще население было свободное, хотя было много рабов (главным образом пленные) и растущая прослойка полусвободных покупок, ими становились преимущественно из-за задолженности. К татарского нашествия Русь - Украина имела много городов, население которых пользовалось определенными политическими правами, которые осуществлялись через веча. В противовес западным, русские города не имели самоуправления и мещане правно не отличались от сельского населения. Церковь на Руси, за византийской традиции, была менее активна в государственных делах от Римской Церкви в Западной Европе.


2.2. 13-16 века

Если общественно-политический строй княжеского государства дотатарские периода можно считать феодальным лишь с большой осторожностью, то в Литовско-Русском государстве существовал уже полнотой феодализм. Таким образом вершок феодального развития в Украина приходится от середины 14 в. в 1569, когда на Западе феодализм уже заныкал. В Великом княжестве Литовском под властью великого князя существовала целая иерархия князей и князей (принадлежавших к Гедиминовичей или происходили из разных веток Рюриковичей), вельмож и магнатов некняжого рода ( баронов, по латинским источникам) и земельных бояр, позднее названных, за польским образцом шляхтой. Князья и магнаты были почти независимы в управлении своим владениям и возглавляли свои воинские соединения во время походов и осваивали высокие посты в государстве. Благородные имения несли немалые обязательства военной службы. В награду за службу шляхта получила течение 15 в. ряд привилегий, которые им обеспечивали права собственности, освобождение от налогов и другие льготы, участие в органах земского управления. Эти права были закреплены в земских уставах, а позже скодификовани в Литовских уставах.

Своеобразным явлением Великого Княжества было то, что его аристократия и шляхта делились на римско-католическую литовскую и православную русскую (белорусско-украинский) группы. Последняя была в большинстве, но первая была влиятельнее в Свободные и центральном правительстве. Конституционно Литовско-Русское государство развилась в феодально-парламентарную систему. Важным органом была Паны-Рада, с которой великий князь делил власть, она его заменяла по его отсутствия (когда, как польский король, он находился вне Великим Княжеством). В начале 16 в. возникли земськи сеймики, которые начали посылать избранных депутатов в Вильны, образуя таким образом в другую палату - Сейм. Важные города получили по немецкому образцу городскую самоуправление на базе Магдебургского права. Но и города были исключены из государственного управления, что было общим явлением в Восточной Европе. Разграничение между низшим боярством и крестьянами сначала было плавающих но постепенно очерчивался четче. Крестьяне попали под юрисдикцию землевладельцев и были сведены к крепостного состояния.

Люблинская уния 1569 можно считать окончанием феодального периода, в нужном смысле, в истории Украины. Уния создала зфедеровану польско-литовскую Речь Посполитую и передала украинским земли из-под литовской власти во власть польской короны. Система шляхетской демократии, введена в Украина, была в основном нефеодального в ее институционально-правних и политических аспектах, она включала равноправие всех шляхтичей (т.е. отмены феодальной иерархии) и освобождала шляхту от его служебных обязанностей. Шляхта Речи Посполитой потеряла свой ​​военный характер и стала слоем сельскохозяйственных предпринимателей. Крупные землевладельцы и средняя шляхта в погоне за прибылями производили на экспорт. Этот переход от прожиточной экономики к ориентированной на рынок сельскохозяйственной продукции привел к усилению барщины и к организации плантационного типа фильваркового хозяйства. Некоторые историки считают и эту "вторую крепостничества" за форму феодализма. Но употребление этого термина не должно закрывать существенной разницы между средневековым феодализмом и фильваркового хозяйства, связанным с порабощением, характерным для ранней новой эпохи Восточной Европы.


2.3. 17-18 века

Следует сделать некоторые замечания в связи с феодализмом относительно общественного развития в Украина в 17 - 18 вв. Основной причиной восстания 1648 было очень распространено социальное недовольство Речи Посполитой. Однако Хмельницкая была не только антифеодальным крестьянским бунтом, но скорее национально-освободительной борьбой Украинскому народу, в котором принимали участие все слои населения за исключением магнатов и их служащих. Запорожское Войско было ядром, вокруг которого группировались крестьяне и мещане, к ним присоединилась значительная часть православной мелкой шляхты. Гетманская Государство, которое возникло в выводах революции Хмельницкого, не была по своей общественной структурой ни феодальной, ни, очевидно, "буржуазно-демократической". Ее можно рассматривать как отличие сословного корпоративного общественного строя, замечательного для Европы 17 в. Самобытным для Украина было приспособление казацкой военной организации, которая возникла в условиях степного пограничья, с требованиями гражданского общественной жизни. Социальные слои Гетманщины, или состояния, состоящие из казацкой старшины (которая абсорбировала немало шляхтичей Речи Посполитой), из рядовых казаков (класса земледельцев-воителей) мещан (к которым далее касалось Магдебургское право) и посполитых крестьян. Общественная дифференциация стала отчетливой после Б. Хмельницкого, а на вторую пол. 17 в. приходился проявление значительных классовых антагонизмов. Однако положение крестьянства в Гетманщине было лучше, чем в любой другой стране Восточной Европы того времени, оно было лично свободно и могло владеть землей. Самобытное развитие Украина претерпел большие изменения в течение 18 в. в выводах напора и интервенций Рос.Империи. Это вызвало между прочим и экономическую разруху украинских городов и постоянное ухудшение положения крестьян. Окончательная отмена автономии Украина 1783 совпало с восстановлением крепостничества.

Начиная с конца 18 в., общественный порядок в Украина был приспособлен к господствующей системы в России. Если речь о сути этой системы, то советская историки определяют ее как "феодальную". Однако этой точки зрения не разделяют несовицьки историки. Элементы феодализма, которые существовали на территории северо-восточной Руси, поздней России, по удельного периода (12 - 14 вв.), были подавлены и устранены с возникновением Московского государства.

Великое Княжество, позже Царство Московское, в 15 - 17 вв. развилось в патримониальные самодержавие, что скорее напоминало ориентальные деспотические государства (например, Оттоманскую Империю), чем европейские феодальные монархии. Особенностями московской системы были: отсутствие обеспечения личных прав и права собственности, отсутствие автономных корпоративных соединений и полное подчинение всех социальных групп, включая "служилым дворянством", неограниченной власти и произвола царя. Реформы Петра оказали России фасада тогдашних европейских абсолютных монархий, но не изменили патримониальной сути системы. Если вопрос об общественно-политической характер слагаясь Московского государства и Российской империи может еще дискуссионным, то два тезиса можно считать удовлетворительно доказанными: 1) общественное развитие Украина на протяжении 400 лет, во время литовского, польского и казацкого периодов, был значительно отличается от развития в Московии - России, 2) присоединение Украина до российского государства носило преимущественно вредные и регрессивные последствия для общественных отношений украинского народа.


Литература

Братский проект Посмотрите феодализм в Викисловарь, свободном словаре.
  • Любавский М. Очерк истории Литовско-Русского государства. М. 1910, 2 изд. Гага 1966;
  • Павлов-Сильванский Н. феодализм в удельной Руси. п. 1910;
  • Багалей Д. Очерк истории Украины на соц.-экон. почве, т. И. X. 1928;
  • Греков Б. Феодальные отношения в Киевским государстве. М. - Ленинград 1936;
  • Юшков С. Очерки по истории возникновения и первоначального развития феодализма в Киев. Руси. К. 1939;
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989 .
  • Малый словарь истории Украины / Ответственный редактор Валерий Смолий. - М.: Просвещение, 1997.


История Средневековья Это незавершенная статья Истории Средневековья.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам