Надо Знать

добавить знаний



Феодосий Печерский


Икона Феодосия Печерського.jpg

План:


Введение

Феодосий Печерский ( 1009 ? - 3 мая 1074) - святой Православной церкви, преподобный, один из основоположников монашества на Движении, выдающийся церковный и политический деятель второй половины XI ст. Был игуменом первого русского Киево-Печерского монастыря.


1. Детство и юность

1.1. Рождения

Феодосий родился в г. Василию (настоящее Васильков под Киевом) 1009 года, согласно "Житию Антония Печерского", которое помещено в печатном Киево-Печерском патерике 1661 г. С начала ХХ в. считается, что Феодосий родился около 1036 г. [1]. М. Брайчевский датирует рождения Феодосия Печерского между 1035 и 1038 годы. [2] До сих пор не существует единого мнения относительно даты рождения святого, как и по ряду других событий на начальном этапе его жизни. Имя, данное младенцу непосредственно после рождения или на сороковой день во время крещения, остается неизвестным.
Имена родителей также не сохранились, однако знаем, что его отец был в Василии дружинником князя не особо знатного, но довольно родовитого. [3] Впоследствии отец Феодосия стал тиуном в Курске. Мать - строгая, гордая и умная женщина. Сколько детей было в семье неизвестно, но из "Жития ..." можно сделать вывод, что в семье было много детей разного возраста.


1.2. Переезд в Курск

Вскоре юноша вместе с семьей переехал в Курская. Здесь он был отдан отцом "одному из учителей учиться Божественных книг ...". [4] Подросток оказался способным учеником, быстро изучил все Божественное письмо. Также играл грамоту и арифметику, через ежедневное посещение храма научился церковного пения и изучил Псалтырь. Уже в это время он имел желание подражать жизни христианских подвижников. Когда Феодосию исполнилось 13 лет, умер его отец, поразило юношу. Оставив детские игры и забавы, сбросив дорогую одежду, он пошел работать на поле вместе с простыми рабочими. Но все это натолкнулось на решительное сопротивление матери.
Первая попытка скрыться с паломниками к Иерусалим завершилась неудачно. Со временем, устав постоянно наказывать сына, мать разрешила ему заниматься любимым делом.
На протяжении трех лет Феодосий занимался выпечкой просвир. Когда он увидел, что в Курской храме часто не служат Божественную литургию из-за недостатка проскурок, то сам приобрел пшеницу и начал выпекать просфоры, одну часть которых относил к храму, другую продавал, а на вырученные средства покупал пшеницу для новой выпечки и раздавал бедным. Но из-за препятствования матери был вынужден тайком отправиться в другой город, где жил в доме священника. Однако, мать снова нашла юношу и "захватив его, поволокли избивая, к своему городу". [4] Впоследствии, начальник города поручил ему ухаживать за своей церковью. Феодосий, несмотря на свое привилегированное положение в храме, продолжал вести аскетический образ жизни.

Еще в юношеские годы Феодосий носил на теле железную цепь (вериги). Вериги были тяжелыми и впивались в тело, образуя кровяные раны и нанося нестерпимой боли, таким образом постоянно напоминая о крестных страданиях Иисуса Христа.


2. Путешествие в Киев и принятия монашества

Пещера Феодосия в Киеве

Воспользовавшись отлучением матери, Феодосий вместе с купцами направился с Курская к Киева. В то время в столице Киевской Руси существовало несколько греческих христианских монастырей. [5] Феодосий посетил их, желая принять постриг, но настоятели ему отказывали. Тогда он узнал о афонского постриженця Любечанин Антония, который жил и подвизался в пещере близ Киева в селе Берестове. Никон постриг юношу в иночество и "в одежду монашеский надел года 6540 ( 1032) [6] за князя благочестивого Ярослава Владимировича (Мудрого) ". [4] По другой же версии, Феодосий сначала вернулся в свой ​​родной Василев, где около двух лет прожил суровой жизнью в собственноручно выкопанной пещере (на северо-восток от вала Василя детинца), а уже потом пришел к Антонию. Местонахождение этой пещеры было известно до 1818 года, но на сегодняшний день оно точно не установлено. [7]

С "Жития ..." Нестора Летописца узнаем, что новопострижений инок Феодосий с рвением отдался монашеским подвигам так, что Антоний с Никоном вплоть удивлялись из этого "А это за то, прославляли Всемилостивого Бога." [4] Но и здесь он не смог спрятаться от своей матери. Через 4 года она узнала, что ее сын постригся в монашество и находится в Киеве. Наконец она узнала о пещере Антония и настойчиво уговаривала Феодосия вернуться в родной дом. Более того, Феодосий предложил матери самой принять постриг в одну из киевских монастырей. После долгих раздумий, она решилась на этот решительный шаг и приняла монашество в киевском монастыре святого Николая, где и закончила свой ​​жизненный путь. Была похоронена во дворе нынешних Дальних пещер Киево-Печерской лавры. [4]

Постепенно вокруг Антония собирались другие монахи, которые расширяли пещеру и устроили в ней церковь и кельи. В 1056-1057 годах их насчитывалось 13 вместе с Антонием - символическое число для христианства. Среди них были: Никон Великий, Моисей Угрин, Феодосий Печерский, Иларион Схимник, Варлаам, Ефрем, среди других могли быть Агапий Печерский, Василий и Федор преподобномученика, Марко Пещерник, Иеремия Прозорливый, Евстратий Постник, Никон Сухой, Исаакий затворник.

Когда первый пресвитер Никон, который осуществлял постриг братии, отправился в Тмутаракани, пресвитером назначили Феодосия. С тех пор он служил Божественную литургию и постригал в монахи. [4]


3. Игуменство

Феодосий Печерский. Акафисты. 1625.

Феодосий Печерский был избран и поставлен игуменом в Киево-Печерском монастыре 1059 или 1060 года, а согласно официальной историографии 1063 года. [5] В то время численность братии составила 20 человек, не считая тех, что жили в Ближних пещерах круг Антония. С первых дней игуменства Феодосия Печерского, к нему начали приходить князья и знатные люди, которые считали за честь жертвовать в пользу обители. Это позволило начать строительство наземного монастыря, который должен прийти на смену тесным пещерным кельям и небольшой часовни - церкви во имя Святой Богородицы, которая была построена при предыдущем игумена Варлаама. [4] Новая деревянная церковь Рождества Богородицы была построена 1062 года на вершине надпечерного холма, подаренного князем Изяславом Ярославичем. Вокруг расположились кельи монахов в виде отдельных домов, трапезная с поварни и кладовые. Вся территория была защищена оградой с монастырскими воротами на западной стороне. Таким образом при игумене Феодосия протяжении конца 50-х - начале 60-х годов ХИ ст. началось формирование архитектурного ансамбля Киево-Печерской лавры.


3.1. Введение устава

Возвращение Ефрема в Киев. Л. Тарасевич. Патерик. 1702.

Еще в пещерный период монастыря в нем начали сосуществовать два направления монашества: анахоретизм и киновия. В отличие от Антония, Феодосий был противником отшельничества, считая, что монахи должны жить общиной в обители. Поэтому, вскоре после переселения в наземного монастыря, когда количество иноков достигла 100 человек, необходимо было ввести устав монашеской жизни. В инока Студийского монастыря Михаила "пришедший из греков с митрополитом Георгием." Феодосий переписал список Студийского устава. [4] Другой список впоследствии принес в монастырь Ефрем по просьбе Феодосия. На основе этих двух описаний Студийского устава и был создан устав Киево-Печерского монастыря, который стал третьим доработанным списком Студийского устава. От Киево-Печерского монастыря "все [Русские монастыри] переняли устав и ввели его во всех монастырях. Поэтому и почитается монастырь Печерский как старый и славный из всех." [8]
Кроме мелких разногласий бытового характера, Феодосий включил в устав несколько собственных идей:

  1. На территории монастыря не запрещалось пребывание паломников и даже женщин.
  2. Был утвержден разделение иноков на велико-и малосхимникив.

Состоял устав с 8 разделов и 38 параграфов.


3.2. Книжное дело

В сутки игуменства Феодосия в Киево-Печерском монастыре была основана книжное дело - переписывание, написания и сбора рукописных книг. 26 предписаний введенного устава обязывал монахов заниматься чтением книг свободные от исполнения послушания дни, взятых в монастырской библиотеке монаха библиотекаря. [3] Это обеспечивало стопроцентную грамотность всех насельников. Поэтому Печерский монастырь с первых лет существования стал твердыней грамоты. Необихдно отметить, что еще при игумене Феодосия процесс книгописання получил цеховой организации. Активное участие в этом принимал сам Феодосий, а также Никон, Иларион Схимник. Также среди братии были своеобразные "книголюбы", такие как Дамиан Целитель, Григорий Чудотворец


3.3. Феодосии постриженци

Известны имена нескольких иноков, которые приняли монашество в Киево-Печерском монастыре в эпоху игуменства Феодосия.

  • Между 1060 и 1062 в пещеру к Феодосию пришел в будущем Нестор Летописец.
  • 1064 был пострижен в монашество Григорий Чудотворец.
  • Дамиан Целитель пришел к обители в начале игуменства Феодосия и первым среди братии приобрел славу целителя. [4]
  • в начале 60-х годов XI в. можно отметить приход в монастырь Матфея прозорливых, который затем отмечался даром предвидения и чтения тайных человеческих мыслей.
  • С 1060 по 1062 находился в монастыре и Стефан, который потом стал игуменом.
  • 1060-1065 гг состоялся постриг Исаия Чудотворца.
  • Иеремия Прозорливый прибыл в монастырь в начале игуменства Феодосия. [8]

4. Фонд Успенского собора

1073 года на праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялась торжественная закладка первой каменной постройки Киево-Печерского монастыря - Успенского собора. Существует много легенд об этом событии. [4] В ней участвовал сам князь Святослав, который и выделил часть поля великокняжеской усадьбы в Берестовом для строительства, а также пожертвовал 100 гривен золотом. [9] Феодосий пригласил мастеров из Константинополя, очевидно, демонстрируя независимость Киево-Печерской обители от местной светской и церковной власти. При жизни Феодосия было завершено фундамент храма. [4] Как свидетельствует его "Житие ...", игумен "повседневно пидвизався и трудился на строительстве того Дома."

Причиной строительства нового собора было то, что количество монахов достигло 100 человек и старая деревянная церковь стала тесной для общества. Уже после закладки собора, монахи начинали строить свои кельи и заселять окрестности. Фактически, после освящения храма, здесь возник новый монастырь, поскольку на старом месте осталось лишь несколько монахов для ухода за могилами и взимания панихиды.

Завершение строительства Успенского собора, отделка и освящение стало одним из главных событий в церковной жизни Киевской Руси в домонгольский период.


5. Последние дни

Последние часы жизни Феодосия Печерского описаны в "Житии Феодосия Печерского" Нестора Летописца и в "Повести временных лет" под 1074 годом. Проведя Великий пост в своей келье, встретив Пасха, Феодосий заболел. Через пять дней, на собрании братии был избран новый игумен Стефан. Следующий день больного посетил князь Святослав с сыном Глебом [8] a Феодосий дал последние наставления новому игумену. На восьмой день после Пасхи в два часа ночи 3 мая (по старому стилю) Феодосий Печерский умер. [4] По завещанию, похоронили его в той одежде, который всегда носил, в Дальних пещерах, где он жил и уединялся во время Великого поста.


6. Канонизация

Вопрос о канонизации Феодосия Печерского было возбуждено в Киево-Печерском монастыре в начале игуменства Никона Великого (1078-1088 гг.) В связи с этим под его руководством Нестор Летописец написал сочинение "Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского". [6] Сам автор был свидетелем фактически всех суток игуменства Феодосия Печерского, придя в монастырь, как отмечалось выше, между 1060 и 1062 годами. Исследователи считают, что произведение писалось прежде всего для Киевской митрополии, от которой зависела дело канонизации, потому Нестор придавал большое значение соблюдению правил написания подобных произведений и поиска параллелей в житиях известных святых. [6] Продолжил дело Никона Великого пятой игумен Киево-Печерского монастыря Иван (1088-1103 гг.)


6.1. Перенесение мощей

1091 года монахи Киево-Печерского монастыря решили открыть мощи Феодосия для доказательства их нетленности, что является необходимым условием канонизации, и перенести их в Успенского собора. Киево-Печерский патерик описывает открытие мощей как результат большого совета братии. Но, с другой стороны, летописная статья 1091 освещает поиски мощей Феодосия как едва не сокровенную дело, проходившей, очевидно, без благословения киевского митрополита-грека и нарушая завет самого Феодосия. Причиной могло быть только желание ускорить процесс канонизации.

Рада монахов происходила 10 августа 1091 года. 13 августа игумен Иоанн Нестор Летописец и двое доверенных монахов, одним из которых был, вероятно, Марко Печерник, вночі провели розкопки келії Феодосія, під ранок нарешті відшукавши домовину. Наступного дня зібралися єпископи Єфрем Переяславський, Стефан Володимирський, Іван Чернігівський, Мар'ян Юріївський, Антоній Порозький " всі ігумени всіх монастирів із чорноризцями прийшли, і люди благовірні взяли мощі Феодосієві із тем'яном та свічками, і принесли й поклали у його рідній церкві Успенському соборі , у притворі з правого боку у четвер 14 серпня в годину дня? ". [8] Потрібно зазначити, що київського митрополита-грека на перенесенні мощей не було. Ймовірно, його насторожувала участь у цьому заході п'ятьох руських єпископів, що могло свідчити про послаблення авторитету митрополії.


6.2. Завершення справи канонізації

Собор преподобних отців Києво-Печерських. XIX в.

Для просування процесу канонізації ігумену Івану вкрай необхідна була підтримка нового київського князя Святополка Ізяславовича, проте вони так і не досягли порозуміння і справа про занесення імені Феодосія Печерського до Синодика не була завершена. Ситуація змінилась лише на початку ХІІ ст. за наступного ігумена Феоктиста.

  • 1103 р. ім'я Феодосія Печерського за наполягання князя було внесено до Синодика. [8] [4] У той час мова про визнання Феодосія Печерського святим і присвоєння йому окремого дня пам'яті не йшла. Хоча, враховуючи відсутність чітких правил [10] [11], сам факт занесення імені до Синодика можна вважати канонізацією.
  • 1619 р. архімандрит Києво-Печерського монастиря Захарій Копистенський помістив у святкову мінею (Анфологіон) поруч із вселенськими та загальноруськими святими імена 24 Печерських преподобних.
  • 1643 р. був укладений "Канон Печерським святим", що проголошував вшанування українських угодників і передусім печерських чорноризців (74 імені, з яких 41 належало лаврським святим).
  • 1762 р. російська церква проголосила 45 преподобних у Дальніх печерах і 73 у Ближніх печерах загальноросійськими святими.

На цьому завершилось формування сучасного лаврського пантеону святих.


6.3. Місцеперебування мощей

1131 року мощі Феодосія Печерського лежали в срібній з позолотою раці, на облаштування якої " тисяцький Георгій, син Шимона, онук Африкана, князів Варязьких, отримавши князівську область від князя Георгія Володимировича [Мономаховича] в землі Суздальській пожертвував 500 гривень срібла та 50 гривень золота ". [4] В 2007 році в фондах музею Києво-Печерської лаври була знайдена кришка від цієї раки. 1240 р. напередодні монголо-татарського спустошення, мощі були заховані ченцями "під спудом" Успенського собору так, що їхнє місцезнаходження досі залишається невідомим. Можливо, вони були перевезені до рідного міста Феодосія - Василева. З відродженням обителі в Успенському соборі було зроблено кенотаф, який проіснував до руйнації собору в 1941. В наш час він, на жаль, не відновлений.


7. Литературное наследие

Символічний кенотаф Феодосія Печерського.

Феодосію Печерському приписують понад двадцять різноманітних творів [12], але вченими доведено належність йому лише одинадцяти, які дійшли до наших днів:

  1. "Повчання блаженного Феодосія, ігумена печерського про кари Божі";
  2. "Слово святих отців про пияцтво";
  3. "Про любов до Бога";
  4. "Про допомогу бідним";
  5. "Про терпіння";
  6. "Про подвижництво";
  7. "Про ходіння до служби Божої";
  8. "Повчання келарю";
  9. "Про віру варязьку";
  10. "Про недільний день та про піст середи та п'ятниці";
  11. "Молитва за всіх християн";

Основним завданням дидактичної прози Феодосія Печерського було загальнодоступне розкриття і тлумачення найелементарніших понять християнської догматики та моралі. [13] Повчання Феодосія є дуже важливими з огляду на розуміння християнського, соціально-побутового та політичного життя Русі в ХІ столітті та роль чернецтва в ньому.
Показовим у захисті християнської(православної) догматики є друге послання Феодосія Печерського "Про віру варязьку" 1069 р. до князя Ізяслава в зв'язку з зарученням підтримки поляків у боротьбі за владу в Києві, що викликало обурення православної братії.
1073 р. ігумен написав "епістолію" до Святослава, який скинув з престолу свого брата, Великого князя Київського Ізяслава. В ній Феодосій порівняв Ствятослава з біблійним братовбивцею Каїном.


8. Іконографія

Печерська(Свенська) ікона Божої Матері

З Києво-Печерського патерика відомо, що вже в ХІ ст. були ікони Антонія та Феодосія Печерських, які ігумен монастиря Никон Великий показував перехожим. Найдавнішим зображенням Феодосія є Печерська(Свенська) ікона Божої Матері датована 1288 роком. Зображення цієї ікони мало широке розповсюдження в іконографії починаючи з ХVI ст. Різниця в індивідуальних рисах Антонія і Феодосія набула усталеності в печерській іконографії. На більшості ікон, як і на Свенській, Антоній має суворий, безсторонній і самозаглиблений вираз обличчя, на відміну від більш живого і відкритого обличчя Феодосія. Причому Антоній зображається як сивобородий старець-схимник, а Феодосій - як людина середнього віку з непокритою головою. Також набули поширення такі іконографічні композиції як Богородиця Печерська і Печерське Успіння.

Одним з найкращих зразків києво-печерської іконографії є ікона преподобних (кінця XVII ст.), які стоять по обидва боки Успенського собору. Обличчя собору з гострими двосхилими дахами, лускоподібним покриттям бань відповідає його зображенням на гравюрах 60-70 рр. XVII ст. Традиційним є червоний колір єпитрахилі Феодосія і зелений колір схими Антонія, а також текст на свої Феодосія: " Господи, во ім'я Пресвятої Богородиця Матерє Твоєя создан бить дом сей ".

Образи преподобних були розміщені в іконостасі собору Скиту Манявського, у стінописі церкви Святого Духа, що на Галичині, і першій половині XVII ст. Феодосій разом з Антонієм внесені до складу Деісуса, написаного в середині XVI ст. на вівтарних дверцятах храму Успіння Пресвятої Богородиці Псковсько-Печерського монастиря.

На дзвонах Києво-Печерської лаври 1719 ? 1720 рр., на іконі ХІХ ст., на ростовських іконах сер. ХІХ ст. і ІІ-ї пол. ХІХ ст. преподобні зображені перед Богородицею з немовлям, знизу в центрі - Успенський собор. На обкладинці Евангелия 1701 р. Антоній та Феодосій зображені під час саджання дерев.

Ікони з великим поясним зображенням Феодосія Печерського містяться біля його поховання у лаврських печерах, а ікона, що міститься в Дальніх печерах дає початок іконографічному типу Феодосія, близькому до Ісуса Христа. Він простежується у деяких іконах ХІХ і ХХ веков.

Відомі також зображення преподобних Антонія і Феодосія на різблених дерев'яних хрестах ХVII - XVIII ст., що знаходяться у лаврській колекції. [14]

Ікона ХІХ ст.
Антоній і Феодосій при Успенськім соборі й іконі Успіння пресвятої Богородиці. Гравюра Іллі. Патерик. 1661.
Феодосій Печерський. Іконописна майстерня Києво-Печерської лаври
Антоній і Феодосій Печерські. Ікона ХVII ст.
Феодосій Печерський з житієм. ХVII ст.

9. Сноски

  1. Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. - К., 1901
  2. Брайчевський М. Історичні портрети. - К., 1999
  3. а б Голубинский Е. История русской церкви. - Т.1 ч.2. - М., 1904
  4. а б в г д е ж и к л м н п р Києво-Печерський патерик Касіянівської 2-ої редакції (1462 р.)//Абрамович Д. І. Києво-Печерський патерик (Вступ. Текст. Примітки). - К., 1931
  5. а б Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника. - К., 1992
  6. а б в Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике, как историко-литературном памятнике. - Спб., 1902
  7. Edward Rulikowski Opis powiatu Wasylkowskiego. - Warsawa, 1853
  8. а б в г д Повесть временных лет. Летопись (По Ипатским списком) / Пер. с древнерусской, послесловие, комментарии В. В. Яременко. - М.: Сов. писатель, 1990. - 558 с.
  9. Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры. - М., 1862
  10. Васильев В. История канонизациы русских святых. - М., 1893
  11. Голубинский Е. История канонизациы святых в русской церкви. - Сергиев Посад., 1894
  12. Словарь Книжников и книжности Древней Руси. Вып. И. - Л., 1987
  13. История украинской литературы. В 8 т. Т.1 - М., 1967
  14. Хроника 2000 / / Украинский культурологический альманах. - К., 2000

10. Библиография

Жизненный путь и деяния Феодосия Печерского является объектом исследований многих историков. Первым биографом отец восточнославянской истории, постриженик и насельник Киево-Печерского монастыря диакон Нестор Летописец, результат работы которого изложен в "Житии преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского", созданное в стенах монастыря в 80-х годах XI ст. Эта работа дошла до нас в составе так называемого Успенского сборника. Не позднее XV в. "Житие ..." становится неотъемлемой частью Киево-Печерского патерика. Тщательное исследование биографии, деятельности и творчества Феодосия Печерского начинается в XIX в. и продолжается до наших дней.

  • Киево-Печерский патерик Касиянивской второй редакции 1462 / / Патерик Киево-Печерский / / упорядочили, адаптировала украинским языком, составила примечания и приложения Ирина Жиленко. - К., 1998
  • Повесть временных лет. Летопись (По Ипатским списком) / Пер. с древнерусской, послесловие, комментарии В. В. Яременко. - М.: Сов. писатель, 1990. - 558 с. - ISBN 5-333-00032-8.
  • Бабич А.И., Шекера А. Жизнь и деятельность Феодосия Печерского. - Васильков: Вечерний Васильков, 2010.
  • Детские годы Феодосия описаны в книге для детей "Воскобойников Валерий об Иосифе Прекрасном, Архимеда, Николая Чудотворца, Феодосия Печерского, Авраама Линкольна, Джона Леннона, Билла Гейтса" / В. Воскобойников. - Киев: Грани-Т, 2008. - 144 Страница: иллюстрации. - Серия " Жизнь выдающихся детей" . - ISBN 978-966-2923-77-3. - ISBN 978-966-465-100-1

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам