Надо Знать

добавить знаний



Феофан Грек



План:


Введение


Донская Богоматерь

Феофан Грек (около 1337 - после 1405) - византийский художник, один из самых художников средневекового иконописи. На Руси мастерство высоко ценили и называли философом. Феофан Грек основал в Москве свою школу, среди учеников которой был Андрей Рублев.


1. Византия

Феофан Грек родился на острове Крит, который в то время входил в состав Византийской империи. Однако его нельзя путать с другим византийским иконописцем Феофаном критянин. [1] Художник работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галати и Кафе.


2. Русь

2.1. Новгород

К Руси Феофан Грек прибыл около 1370 года уже зрелым художником, вероятно вместе с митрополитом Киевским Киприаном, он поселился в Новгороде. 1378 года начал работу над росписью церкви Спаса на Ильин улице. Грандиозным изображением в храме есть погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофан расписал барабан фигурами праотцев и пророков Илии и Иоанна Предтечи. До нас дошли также росписи абсиды - фрагменты чина святителей и Евхаристии, часть фигуры Богородицы на юго алтарном столбе, "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Проповедь Христа апостолам" и "Восхождение в ад" на своде и стенах, к нему примыкают. Лучше сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура "Знамение" с предстоящими ангелами, престол с фигурами четырех святителей, которые подходят к нему, в верхней части стены - Столпник, ветхозаветные "Троица", медальоны с Иваном Лествичник, Агафон, Акакием и Фигура Макария Египетского.

Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастера, которые исповедовали то же мировоззрение и восприняли частично манеру мастера, расписали церковь Успения Богородицы на Волотовом поле и церковь Феодора Стратилата. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильина своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором цветов. Память о Феофана Грека осталась и в новгородских иконах - в иконе "Отечество" (14 век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильина, в клейме "Троица" - иконе 15 века - прослеживаются параллели с "Троицей" Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в Новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как "Псалтырь Ивана Грозного" (последнее десятилетие 14 века) и "Погодинскому Прологе" (вторая половина 14 века).


2.2. Москва

О Московский период Феофана Грека почти не сохранилось достоверных свидетельств. По некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания премудрого игумену Афанасиевого монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал также в Нижнем Новгороде. Некоторые исследователи склонны считать, что он работал и в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг Феофан прибыл в Москвы.

Здесь он проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и написании икон. Феофан оформил Евангелие боярина Федора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. [2] Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует яркими заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами -инициалами. Характерны резкие линии, колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека. Другой выдающийся рукопись - Евангелие Хитрова, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные различия в стилистике и колористика свидетельствуют о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось четкой информации. Традиционно его авторству приписывают "Успения Божьей Матери", "Донскую икону Божьей Матери", "Преображение Господне" и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона "Успение", но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двусторонней, на одной стороне изображен сюжет Успения Божией Матери, а на другой - образ Богоматери с младенцем Христом. В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Кроме этого Феофанию приписывается икона "Преображение" - храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславль-Залесский, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере есть нечто внешним и поверхностным.

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей - это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, вместе Семеном Черным и учениками - церкви святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорел во время нашествия Тохтамыша и церкви Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами, изображенными в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: "Василий Великий", "Апостол Петр", "Архангел Михаил", "Богоматерь", "Спас", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст".


См.. также

Примечания

  1. http://www.pravoslavieto.com/history/14/1330_Teofan_Grek/index.htm # 3 - www.pravoslavieto.com/history/14/1330_Teofan_Grek/index.htm # 3
  2. http://dragonet.narod.ru/rus/rus.html - dragonet.narod.ru / rus / rus.html

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам