Надо Знать

добавить знаний



Феофан Прокопович



План:


Введение

Феофан Прокопович

Феофан (Елеазар) Прокопович (также: Феофан Прокопович * 18 июня 1681 - 19 сентября 1736) - украинский богослов, писатель, поэт, математик, философ, ректор Киевской академии ( 1710 -16 гг), архиепископ Великоновгородского и Великолукский.

Феофан Прокопович - выдающийся украинский деятель эпохи барокко. Непостоянство дарований, энциклопедичность знаний, выдающиеся достижения в области науки, политики, без сомнения позволяют поставить его в ряд гениев человечества. Труды Ф.Прокоповича касаются физики, философии, математике, астрономии, логике, наук о государстве и праве, теологии.


1. Жизненный путь

Елеазар Прокопович родился в Киеве 7 июня 1681 года в семье лавочника Церейського. После смерти отца и матери его опекуном стал дядя по матери Феофан Прокопович, наместник киевского Братского Богоявленского монастыря, профессор и ректор Киево-Могилянского коллегиума.

Дядя отдал Елеазара в начальную школу при монастыре. После ее окончания, Елеазар становится студентом Киево-Могилянского коллегиума. В годы учебы был одним из лучших учеников, хорошо освоил церковнославянский, греческий и латинский языки, не раз побеждал в научных диспутах, помимо традиционных для коллегиума дисциплин изучал произведения европейских философов. После смерти дяди, Феофана Прокоповича, его поддерживал киевский митрополит Варлаам Ясинский.

1698 Елеазар заканчивает Киево-Могилянский коллегиум и решает продолжить образование. Того же года вступает в Владимир-Волынского униатского коллегиума, живет в Василианском монастыре, где принимает унию и постригается в монахи под именем Елисея. Униатский владимир-волынский епископ Заленский заметил необычные способности молодого монаха и способствовал его переводу в Римской католической академии св. Афанасия, в которой готовили богословов для распространения католичества среди сторонников восточного православия.

В Риме Елисей пользовался ватиканской библиотеки, кроме богословских наук изучал произведения древних латинских и греческих философов, историков, памятники старого и нового Рима, основы католической веры и организации папской церкви, знакомился с произведениями Томмазо Кампанеллы, Галилея, Джордано Бруно, Николая Коперника.

28 октября 1701 года покидает Рим, не закончив полного курса академии. Пешком проходит Францию ​​, Швейцарию, Германию, некоторое время изучает в городе Галле, где знакомится с идеями реформаторства.

1704 года возвращается в Украину, сначала в Почаевский монастырь, затем в Киев, отрекается от католической веры, проходит епитимью и постригается в православные монахи, приняв имя Феофана в память своего дяди.

С 1705 года преподавал риторику, поэтику и философию в Киево-Могилянской коллегии, заключил курс пиитики и риторики, написал трагикомедию "Владимир", посвятив ее гетману Ивану Мазепе. Вместе пишет и произносит богословско-философские проповеди, благодаря которым был замечен киевским генерал-губернатором Д.Голициним и Меншикова.

1707 года становится префектом Киево-Могилянской академии.

1711 году его принимают в составе свиты царя Петра I в Прутский поход, во время которого в Яссах он произносит по случаю годовщины Полтавской битвы проповедь, которая понравилась царю. По возвращении в Киев Феофана Прокоповича назначен ректором Киево-Могилянской академии и профессором богословия. Одновременно он становится игуменом Братского монастыря.

1716 года по желанию Петра I Прокопович переезжает в Петербурга.

1718 года назначен епископом псковским и Нарвской, становится приближенным к царскому двору. Пишет на заказ царя книги "Апостольская география", "Краткая книга для учения отроков", "Духовный регламент" 1720.

1721 года назначен вице-президентом святейшего синода, председателем которого был выходец из Украины Стефан Яворский.

1724 году Феофан по приказу царя пишет указ об устройстве монашества, который обустраивал и регламентировал монастырскую жизнь по образцу древних монастырских уставов, направлял монашеская жизнь на пользу обществу, активно участвует в осуществлении реформ в России. После смерти Петра I способствует восхождению Екатерины I на трон.

1725 года Прокоповича назначен архиепископом новгородским и первым членом Синода, фактическим главой Русской православной церкви. Он принимает участие в организации Российской Академии наук, возглавляет так называемую "ученую дружину" деятелей культуры, к которой принадлежали Татищев, Кантемир и др.. Последнее десятилетие жизни почти оставил деятельность ученого, подвергался преследованиям со стороны противников петровской политики, которые плели вокруг Прокоповича интриги, слали в Синод доносы, пытаясь лишить его высокого положения в церковной иерархии.

19 сентября 1736 года скончался в Новгороде, похоронен в новгородском Софийском соборе.


2. Творчество

Феофан Прокопович

В 1979 г. в Киеве вышел трехтомник лекций по риторике, логике, физике, математике и этики, которые читал Ф.Прокопович в Киево-Могилянской Академии в 1705-1709 гг Ранее в советские времена были опубликованы произведения Ф.Прокоповича в Москве и Ленинграде (Ф. Прокопович. Сочинения, М.-Л., 1961). Ф.Прокопович - автор "Букваря", за которым много десятилетий учились украинским, россияне, белорусы, греки, молдаване, сербы, грузины, болгары. Его произведения были очень распространены во всех восточнославянских 'янских странах. Скажем, в Сербии "Первое Учение отрокам" выдержало 7 переизданий. Курс теологии Ф.Прокоповича опубликовано на латинском в Кенигсберге в 70-х годах XVIII в. в трех томах, и тогда же в Лейпциге в шести томах. В переводе на русский этот же курс издан в Москве в XVIII в. И это только некоторые произведения великого мыслителя, писателя, политика, ученого. Произведения Ф.Прокоповича выдавались книжной и литературной украинские, латинском, старославянский "янской, русском, немецком, английском, французском, шведском, другими языками.


2.1. Прокопович о мироздании

Философские взгляды Ф.Прокоповича базировались на объективном идеализме. Он доказывал, что Бог существовал "прежде бытия мира ... как самый разум". Возникновение мира вещей по Ф.Прокоповича произошло из-за божественной эманации (излучения, истечение). Надо сказать, что эти взгляды (близкие к неоплатонизма) распространялись еще в киевский Украины-Руси. Но вместе с тем в произведениях Ф. Прокоповича есть много утверждений, которые тяготеют к пантеизму и деизма. Так в своей "Натурфилософии" он пишет: "Под природой понимают самого Бога". Или в другом месте: "Полное определение природы совпадает с Богом относительно природных вещей, в которых Он с необходимостью существует и которые Он движет. Отсюда следует, что это определение не только природы ..., а оно, очевидно, относится и к материи и формы" , "В природе существует и живет Бог", "Бог в вещах", "природа сохраняется Богом, а это все равно, хранящихся субстанции". Это очень близко к дефиниции Дж. Бруно "Бог в вещах", или Б.Спинозы: "... сам вселенной и есть Бог". Одновременно Ф.Прокопович выступает против антропоморфизма в понимании Бога: "Не разумно рассуждают те, - говорит он, - которые думают, что Бог подобен составу человека и якобы он и голову, и бороду, и руки, и ноги и все другие телесные члены". По мнению Прокоповича взгляды "антропоморфитив, которые буесловилы о Боге, что он подобные телесном составляющие нашей органы" есть не что иное как остатки первичных верований древних народов.

Чрезвычайно интересны отдельные тезисы Ф.Прокоповича о мироздании, адекватные или даже идентичны современным представлениям астрономии, космологии и космогонии. Вот некоторые из них:

" Мир ... не является бесконечным, но замкнутым и ограниченным определенными границами "

- Ф. Прокопович, по сути утверждение является адекватным современным представлениям о Метагалактику

;

" Прежде всего, нужно знать, что движение со временем имеет очень тесную связь так, что ничто не движется иначе как во времени и ничто не измеряется временем, если не движется "

- Ф. Прокопович

По сути дела здесь Ф. Прокоповичем сформулированы фундаментальную тезис о связность времени, пространства и материи, которая лежит в основе современной теории относительности. Только "закрытость" достижений украинских мыслителей перед миром неизученность их трудов до сих пор не позволяет задать имя нашего ученого на достойное место рядом с Лукрецием Титом Каром, Ньютоном, Фридманом, Эйнштейном - и современные физики должны поработать в этой области, переосмыслив и переоценив произведения украинских мыслителей, в частности Ф.Прокоповича, предоставить мировой сведения их незаурядным, а иногда и абсолютно пионерским достижением.

А вот хотя теологическое по форме, но научное по содержанию формулировки закона незнищуваности материи с Ф.Прокоповича: "... материи никогда нельзя создать, ни разрушить, также ни увеличить, ни уменьшить ту, которую создал Бог в начале мира, и какой и в каком количестве создана, таким остается до сих пор и будет оставаться всегда ". По Ф. Прокоповичем мир является "материальным соединением вещей", а "небо состоит из материи". Наряду с Эпикуром и Анаксарх, М.Кузанським, Г.Галиеем, Дж. Бруно Ф. Прокопович фактически признает множественность миров. Отмечает, что Млечный Путь - скопление звезд, учит о единстве мира через материю: "Материя есть общей и одинаковой во всех телах, однако формы разные". Мыслитель вполне справедливо считал, что "нет материи без формы". Таких определений, толкований мы встречаем множество, читая "Физику" Ф. Прокоповича. Основными своими идейными противниками Прокопович считал томистов (последователей учения Фомы Аквинского). Не соглашается Ф. Прокопович и с Эпикуром в том, что атом является неделимым: "Все ... тела тоже состоят из бесконечно делимых телец". До сих этот фундаментальный тезис в центре внимания физики. Уже давно стало понятно, что собственно атомы делимы, их место "неделимых" заняли элементарные частицы, но и они, как доказано новейшими исследованиями, состоящие из мелких частиц - кварков. Так Ф. Прокопович пока остается правый - делимость материи в принципе может быть бесконечной, хотя и специфической (принцип квантования).

Ф. Прокопович работал над важнейшими фундаментальными философскими, естественнонаучными, мировоззренческими проблемами - учением о материи, движение и покой, свет, планеты, звезды, Солнце, а также о природных процессах на Земле - землетрясения, атмосферные явления. Можно с уверенностью говорить о выдающихся для того времени достижения украинского ученого на этом поприще, о большой исторической перспективе его идей. И остается только грустить по поводу слишком узкой сведения и непропрацьованости специалистами в сегодня чрезвычайно богатого наследия мыслителя. Но, с другой стороны, далеко не все потеряно - ничего не мешает современным составителям учебников и пособий по физике, астрономии опираться не только на труды известных зарубежных исследователей, но и вспомнить отечественных не менее выдающихся, но в силу исторических обстоятельств, к сожалению, менее известных ученых.


2.2. Прокопович - автор теории просвещенного абсолютизма

Ф.Прокопович был основным идеологом реформ Петра I. Критическое острие своей теории государства Ф.Прокопович направляет на княжеско-боярскую оппозицию процесса централизации государства и против высокомерия и автономии власти церкви в отношении государства. Создавая свою теорию Прокопович глубоко изучает историю страны, опирается на раннебуржуазных труда о государстве и праве Гоббса, Гроция, Пуффендорфа. Но при этом он создавал свой оригинальный вариант теории государства и государственности. Ф.Прокопович пишет ряд общественно-политических работ: "Слово о правде и чести царской, Правда воли монаршей" и др.. где преподает основы идеи крепкого государства и применяет их непосредственно к тогдашней России. По сути сам Ф.Прокопович и его теория становятся промотором реформ в этой стране и главной причиной ее укрепления. Без практического применения просвещенного абсолютизма при Петре I и продолжение этой политики после него не было бы той России которую мы знаем.

Первым принципом, на котором она основана просвещенного абсолютизма Ф.Прокоповича был принцип общего (всенародной) пользы: "Всякая верховная власть единую своей установки причину конечную имеет - всенародную пользу. Это лишь знать народ должен, что обладатель обязан его пользой заниматься, однако по делам опеки не народу, а единому Богу ... подлежит ". По Прокоповичем эта опека царя включает благосостояние своих подданных, их поучения (духовное и светское обучение), государственную безопасность. Феофан Прокопович приходит к выводу, что общественные и военные дела являются главными в обязанности царей.

Второй принцип теории Ф.Прокоповича - принцип централизации, который был однозначно направлен против остатков феодальной раздробленности. Относительно возможных государственных устройств, то Прокопович, как и другие исследователи проблем государства, считал основными его формами аристократию, демократию и монархию. Оригинальная особенность подхода Прокоповича заключалась в том, что он не ставил вопрос о том, какой из этих устройств является лучшим, а о том ", который так или другому народу нужнее".

Ф.Прокопович связывает наилучшее обеспечение народного пользы с сильным государством, а сила государства видится им в единстве и неделимости. С этих позиций Ф.Прокопович жестко критикует унию и католицизм (как инструменты внутреннего разделения народа), аристократическую олигархию, обосновывает необходимость подчинения церкви светской власти. Создание "Духовного регламента", который вступил в силу закон, и учреждение Синода - орган управления Русской Православной Церкви, который подчинялся светской власти были практическим воплощением идей Прокоповича.


2.3. Между наукой и теологией

Время Ф.Прокоповича - это время когда активно шло разграничение науки и теологии. Ф. Прокопович выступает одновременно как ведущий теолог и ученый своего времени. Бесспорным фактом является то, что умело используя новомодное коперниканство и картезианства (течение на основе учения Р. Декарта) Ф.Прокопович пытается усовершенствовать традиционную теологию, примирить науку и религию. Ему принадлежит идея рациональной теологии. Между Божьим откровением, законами природы и разумом человека, считал Ф.Прокопович, не должно быть противоречий, поскольку они гармонично приспособлены друг к другу своим создателем. Однако, если между новыми данными науки и изотерических знанием все же окажутся противоречия, то это означает, по мнению мыслителя, что выводы науки подлежат сомнению. Библейские же тексты надо толковать аллегорически, в соответствии с уровнем представлений и мировосприятия современных людей. Нельзя отделаться от впечатления о том, что это мнение нашего современника. Сегодня тоже есть аналогичные попытки объединить казалось бы необьеднуване - божественное и научное. В этом контексте Ф.Прокопович прочитывается очень по-современному.

Одновременно Ф.Прокопович блестяще показывал невежество схоластов, не боялся подвергать сомнению веками установленные догматы, ценил научный поиск, стремление к научной истине. Даже Библия не является для него бесспорным авторитетом. В курсе риторики и натурфилософии он говорит о противоречивых места в Библии, существующие неточности.

Ф. Прокопович основательно исследует вопросы объекта и субъекта познания, проблемы чувственности и мышления, методов познания.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам