Надо Знать

добавить знаний



Фердинанд де Лессепс



Ferdinand de Lesseps.jpg

Фердинанд Мари де Лессепс ( фр. Ferdinand Marie, comte de Lesseps ; 19 ноября 1805 - 7 декабря 1894) - французский дипломат и предприниматель, виконт, автор проекта и руководитель строительства Суэцкого канала.


Жизнеописание

Родился 19 ноября 1805 года в Версале. Род де Лессепса ведет свою историю с XIV века, среди его предков были и шотландские, и испанские, и французские аристократы.

Он окончил престижный Лицей Генриха IV, получил юридическое образование и в 20-летнем возрасте начал дипломатическую карьеру. В 1825-1849 годах занимал различные дипломатические должности в ряде стран Европы и Африки, в том числе Египте (1831-1837).

Во время своего пребывания в Египте Лессепс увлекся идеей создания искусственного канала на Суэцком перешейке. Блестящая молодой человек, обаятельный и остроумный собеседник, Лессепс быстро стал душой местного общества. Особенно хорошие отношения сложились Фердинанд с сыном правителя Египта Мухаммедом Али Саидом. Саид-паша страдал ожирением, и правитель попросил Лессепса заняться с наследником верховой ездой, а заодно научить европейского этикета и хороших манер. Тесное общение французского дипломата и наследника престола египетского стало началом дружбы, которая сыграла ключевую роль в создании Суэцкого канала.

В конце 1837 Лессепс вернулся во Францию. Там, ожидая нового дипломатического назначения, он женился на девушке из хорошей семьи, 18-летней Агате Деламаль. Этот брак длился 16 лет.

Следующие 12 лет жизни Лессепса были связаны с дипломатией: он занимал должность консула в Роттердаме, затем в Малаге, стал генеральным консулом в Барселоне, послом Франции в Мадриде.

Карьерный взлет неожиданно прервалась в неспокойном для Европы 1849 году, когда Лессепс был послан вести мирные переговоры между французской армией и войсками мятежного Гарибальди, сошедший в Риме. Как выяснилось позже, Лессепс был послан в Италию лишь для вида, и французское правительство вовсе не собирался заканчивать военные действия. Узнав об этом, гордый аристократ разозлился и вышел в отставку.

Разочаровавшись в политике и дипломатии, Лессепс вернулся во Францию ​​и поселился с семьей в своем имении Ла-Шене. Через четыре года произошло два трагических события: в течение небольшого промежутка времени скарлатина унесла жизни двух сыновей виконта и любимой жены. Лессепс стал жить размеренной жизнью вдовца и сельского помещика.

В 1853 году родственники Лессепса Евгения Монтихо вышла замуж за императора Франции Наполеона III. Фердинанд Лессепс был двоюродным братом матери Евгении.

Императрица Евгения загорелась идеей построения Суэцкого канала после первого же разговора с Лессепс. Она пообещала склонить на его сторону Наполеона III.

В июле 1854 Лессепс узнал о том, что правителем Египта стал его воспитанник Саид-паша. Используя личные связи с представителями египетского двора, Лессепс в 1854 году получил от Саида-паши концессию на сооружение Суэцкого канала на льготных условиях. Строительство канала возглавила созданная Лессепс "Всеобщая компания Суэцкого канала", юридически считалась египетским предприятием.

Поскольку концессионный договор был заключен с правителем одной из провинций Османской империи, которой тогда был Египет, то он подлежал утверждению турецким султаном. Турецкий султан полностью зависел от правительства Великобритании, а Великобритания была категорически против строительства канала. Четыре года Лессепс провел в бесконечных разъездах между Парижем, Каиром, Лондоном и Стамбулом. Не добившись поддержки британского парламента, в ноябре 1858 года он выставил на продажу акции Всеобщей компании Суэцкого морского канала: 400 тысяч акций по 500 франков каждая. В торговых домах и финансовых учреждениях Европы это известие вызвало смех кто решится вложить деньги таким сомнительное мероприятие?

Тогда Лессепс начал пропагандистскую кампанию в прессе, обращаясь к патриотическим чувствам рядовых французов. "Британия препятствует осуществлению самого крупного проекта века, - говорил он. - Но неужели нас это остановит? Мы проиграли при Ватерлоо, но можем победить в Суэце. Раз проект плох для англичан, значит, он хорош для французов! "

В кассу Всеобщей компании потекли сбережения представителей среднего класса - чиновников, адвокатов, торговцев, офицеров. Только во Франции Лессепс за месяц продал 207 111 акций (всего было продано 314 494 акции).

Лессепс через императрицу Евгению обратился к императору Наполеону III с просьбой о поддержке и получил ее. Но понадобилось еще семь лет дипломатических игр, интриг и сделок, в течение которых изменились египетский правитель, турецкий султан и британский премьер-министр, семь лет непрерывных работ на канале, прежде чем в марта 1866 турецкое правительство признал очевидное и завизировал выданную Лессепсу концессию.

Египетское правительство приобрел 44% всех акций, 53% было размещено во Франции, 3% в других странах. Строительство канала было начато 25 апреля 1859 и завершено в 1869 году.

Вернувшись на родину, Лессепс был объявлен национальным героем. Во Франции виконт, уже отметил свое 64-летие, женился на 20-летней Луизе-Элен Отар где Брагар. Несмотря на разницу в возрасте и насмешки скептиков, этот брак оказался счастливым, в нем родилось 12 детей.

В 1875 году Лессепс был избран почетным членом Английского королевского общества, в 1884 году - членом Французской академии.

В 1879 году, ровно через 10 лет после завершения Суэцкий эпопеи, Фердинанд Лессепс с согласия правительства Колумбии создал акционерное общество "Всеобщая компания межокеанского Панамского канала".

Чтобы объяснить потенциальным акционерам, какие выгоды сулит сооружение канала между Тихим и Атлантическим океанами, Лессепс развернул мощную пропагандистскую кампанию в прессе. Подписка на акции стала быстро расти. Но немало денег съела сама рекламная кампания. К тому же выяснилось, что трассу будущего канала пересекает американская железная дорога, и компания купила ее по тройной цене. Так, еще до начала земляных работ было потрачено 60 млн долларов (две трети от стоимости Суэца).

В 1885 году, когда средства от продажи акций уже почти иссякли, руководители компании задумали пополнить кассу, проведя лотерею. Лотерея, которая принесла 254 млн франков вместо предполагаемых 720 млн, положение не исправила. До 1889 компания профукали около 1,3 млрд франков (260 млн долларов) - деньги 700 тысяч человек, а тем временем канал не был прорыт и на четверть.

В начале 1889 было официально объявлено о банкротстве компании Панамского канала, которое повлекло за собой разорение тысяч мелких инвесторов. Затем началось расследование, которое выявило грандиозный коррупционный скандал: для того чтобы спасти строительство канала, руководство компании подкупало и французских чиновников с депутатами, и журналистов, а также их колумбийских коллег. Слово "Панама" стало синонимом финансовой авантюры. Несколько депутатов парламента покончили жизнь самоубийством.

В 1893 году через "Панамского скандала" Фердинанд де Лессепс и его сын Шарль были приговорены парижским судом к пяти годам тюремного заключения и 3000 франков штрафа. Кассационный суд вскоре отменил приговор.

"Отец Суэцкого канала", которому было в момент вынесения приговора восемьдесят пять лет, ничего не узнал о нем, поскольку незадолго до этого с ним случился удар.

7 декабря 1894 Фердинанд Мари де Лессепс умер в своем имении Ла-Шене вблизи Орлеана.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам