Надо Знать

добавить знаний



Фернан Магеллан



План:


Введение

Подпись Фернана Магеллана
Магелланов пролив на старинной карте
Магеллан в проливе, названной его именем
Гибель Магеллана на острове Мактан
Современная реконструкция судна "Виктория"

Фернан (Фернандо) Магеллан ( исп. Hernando de Magallanes , порт. Ferno de Magalhes ) (* 1480 - 27 апреля 1521) - португальский мореплаватель на испанской службе.


1. Молодые годы

Магеллан родился в горной ферме в местности Саброза (Sabrosa), в современном округе Вила-Реал (Vila Real), расположенном в северо-восточном регионе Португалии, в исторической провинции Траз-уж-Монтиш (Trs-os-Montes). Его родители были Педро де Руи Магальяйнш (Pedro Rui de Magalhes), мэр города и Альда де Мескита (Alda de Mesquita). Магеллан был брат Диего де Соуза и сестру Изабель.

Родители Магеллана умерли, когда ему было 10 лет. В возрасте 12 лет, Магеллан стал пажом короля Жоао II и королевы Элеоноры при королевском дворе в Лиссабоне, куда его брат попал на два года раньше. Здесь, со своим двоюродным братом Франциском Серрано, Магеллан продолжает образование, интересуется географией и историей.

В возрасте 25 лет, Фернан Магеллан впервые вышел в море. В 1505 году он был отправлен в Индии, чтобы поставить там к власти Франсишку де Алмейда, как португальского вице-короля и заложить по дороге военные и военно-морские базы. Именно в этом походе получил боевое крещение: когда один из местных царей отказался платить дань, подразделения Алмейды завоевали мусульманский город Килва-Кисивани, на территории нынешней Танзании. В 1509 году он сражался в битве при Диу [1], а затем плавал под руководством Диогу Лопиша ди Секейра в первой португальской экспедиции в Малакки, с Франсишку Серрано, его другом и, возможно, двоюродным братом. [2]

В 1513 году Магеллан был послан в Марокко, где 28 августа принял участие в битве под Аземмур (Azamor) и получил тяжелое ранение в колено во время осады мавританские-марокканской крепости. Он получил звание интенданта, но ему не повезло: он был обвинен в незаконной торговле с маврами-мусульманами. Он также был в конфликте с Алмейдой, потому отлучился со службы без разрешения командования и Алмейда подал рапорт на него в португальский двор с отрицательной характеристикой. Магеллан попал в немилость у короля Мануэля I и тот отказал ему в повышении жалованья.

Король сообщил, что Магеллан с 15 мая 1514 больше не будет на королевской службе. Вернувшись в Португалию в 1516 году Магеллан вместе с Руи Фалейру разработали план плавания в Молуккских островов западным путем.

Основой плана Магеллана, возможно, стал отчет экспедиции Лижбоа в 1514 году, который утверждал, что открыл пролив на 40 градусе южной широты. Магеллан нашел карту, нанесенный на основе предыдущих поездок, на которой указывалась большая залив в дельте реки Ла-Плата в Южной Америке, через которую он задумал пересечь континент для выхода в Южные моря. Он решил первым пройти этот маршрут для достижения Молуккских островов, ключевой точки для стратегически важной и чрезвычайно прибыльной торговли пряностями. Король Португалии Мануэль И грубо отверг этот план, не желая помогать испанцам.

Трудно сказать, знали испанцы о плавании Фроиша и Лижбоа, но точно известно, что король Фердинанд, в 1514 г. получил информацию об открытии Южного моря, решил направить на поиски пролива флотилию из трех кораблей. Ее командиром он назначил Хуана Диаса Солиса, ставший с 1512 года, после Америго Веспуччи, главным пилотом Кастилии.

Солис отток не ранее 8 октября 1515 года, но не известно, где он добрался Юго-Американского материка. Двигаясь на северо-запад вдоль бразильского берега, около 35 градусов южной широты Солис достиг нового "Пресного моря". Затем он обогнул небольшой выступ (Монтевидео) и прошел на запад около 200 км, вероятно будучи убежденным, что нашел проход до Восточного океана. На самом деле он открыл устья двух больших рек - Параны и Уругвая. Солис высадился на берег в середине февраля 1516 и был там убит индейцами. Два судна его флотилии в сентябре того же года вернулись в Испанию. Позже Магеллан назвал совместное устье двух рек Рио-де-Солис (с середины XVI в. - Ла-Плата).


2. Планы морского путешествия вокруг света

Магеллан добрался до Севилье 20 октября 1517, а оттуда отправился в Вальядолид с целью встретиться с молодым королем Карлом I (в будущем именуемым Карла V Габсбурга - последний человек, который никогда не был формально провозглашен римским императором).

С помощью Хуан де Аранда, одного из трех главных чиновников Совета по делам Индии в Севилье, и других друзей, особенно португальца Диого Барбосы, который вскоре стал его зятем, Магеллан натурализовался как испанец. Получив значительное влияние в Севилье, завоевал доверие короля Карла и влиятельного Хуана Родригеса де Фонсека (Juan Rodriguez de Fonseca), епископа Бургоса, бывшего врага Христофора Колумба.

В 1517 году Магеллан - с согласия короля - официально отказался от гражданства и уехал из Португалии, чтобы предложить свои услуги королевскому двору Испании, меняет свое имя Ferno de Magalhes на Fernando de Magallanes.

Реализовывать план помог ему Руи Фалейру, астроном и выходец из Португалии. 22 марта 1518 Casa de Contratacin de las Indias (Управление делами Индии) и король Карл поддержали проект Магеллана и выделили ему значительные средства. Магеллан дал присягу в церкви Santa Mara de la Victoria de Triana, давая деньги на местных монахов, чтобы молились за его успех.

В марте 1518 между королем Карлом V и Магелланом и Ферейру было подписано соглашение. По ней оба получали титул "аделантадо" (наместники) на всех открытых землях и островах, также право на двадцатую часть доходов. Государственная казна обязывалась снарядить 5 каравелл и запасы продовольствия на 2 года. Чтобы не раздражать португальцев, целью экспедиции было объявлено поиск пролива до Южного моря. Но Лиссабон следил за действиями испанцев, и португальские шпионы делали свое дело. Магеллана было объявлено изменником. Был проведен ряд диверсий и покушений. Компаньоны получили письмо от Мануэля и с обещаниями монарших милостей в обмен на отказ "служить подъему морского могущества Кастилии" [3], но Магеллан остался непреклонен.

Для того, чтобы реализовать этот проект взял на себя обязательства плыть на юг в поисках прохода до 75-й параллели.

На деньги, полученные от короля, Магеллан и Фалейру купили пять судов, "Тринидад" (тоннажем 110 тонн, экипаж 55 человек), "Сан-Антонио" (тоннажем 120 тонн, экипаж 60), "Консепсьон" (тоннажем 90 тонн , экипаж 45), "Виктория" (тоннажем 85 тонн, экипаж 42) и "Сантьяго" (тоннажем 75 тонн, экипаж 32). "Тринидад" был флагманским кораблем Магеллана и кроме Фалейру капитанами были Хуан де Картегена, Гомес, Гаспар де Кесада и Луис де Мендоса.


3. Экспедиция

10 августа 1519 флот из пяти кораблей под командой Магеллана покинул Севилью и отправился рекой Гвадалквивир в город Санлукар де Баррамеда (Sanlcar de Barrameda), где он оставался еще в течение пяти недель. Испанские власти опасались португальского адмирала и мало хватало, чтобы путешествие было отменено, но 20 сентября 1519 Магеллан наконец отправился в плавание с 270 членами экипажа, чтобы достичь Молуккских островов западным путем.

Узнав об отплытии Магеллана, португальский король Мануэль I направил военно-морской отряд для его преследования, но Магеллан ускользает от преследования португальцев. После короткой остановки на Канарских островах прибывает в Кабо-Верде, откуда берет курс на мыс Святого Августина в Южной Америке. 20 ноября экспедиция пересекает экватор, а 6 декабря экипаж увидел берега Бразилии.

Бразилия в то время была португальской территории. Магеллан взял на себя ответственность и 13 декабря стал на якорь близ современного Рио-де-Жанейро, где стояла хорошая погода и туземцы были дружественно настроены. Флот пополнил запасы, но из-за неблагоприятных отношения это было сделано с опозданием. Далее они двигались вдоль побережья Южной Америки с остановкой 10 января 1520 в устье Рио-де-ла-Плата. Во время длительных поисков у берегов Аргентины прохода к морю на другую сторону континента неожиданно для экспедиции наступила зима.

Магеллан решил перезимовать в Патагонии. 31 марта экипаж заложил поселение, которое они назвали Пуэрто Сан-Хулиан (Порт Святого Юлиана). Тогда произошел бунт, в котором приняли участие три из пяти капитанов кораблей. Бунт оказался неудачным, поскольку большая часть экипажей оставались верными Магеллану. Кесада и Мендоса были казнены, а Картахена и капеллан экспедиции были высажены на берег.

24 августа вновь начали движение и судно "Сантьяго" был отправлен на берег в разведку, но на обратном пути оно разбилось и потонуло. Только два матроса вернулись суше, чтобы сообщить Магеллана, что произошло. На 52 градусе южной широты 21 октября 1520 флот достиг мыса Вирхенес (Cape de las Virgenes) и мореплаватели сделали вывод, что здесь есть пролив, поскольку вода была соленой и глубокой. Четыре корабля начали медленное движение опасным проходом длиной 372 км, который Магеллан назвал Estreito de Todos los Santos (Пролив Всех Святых), ибо флот вошел в нее на День Всех Святых, 1 ноября. Впоследствии этот пролив стала называться Магелланов пролив. Она пересекает южную часть Южной Америки и соединяет Атлантический и Тихий океаны.

Магеллан приказал судам "Сан-Антонио" и "Консепсьон" сначала изучить пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжелым, кроме того, "Сан-Антонио" под командованием Гомеса, который шел первым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию. 28 ноября три корабля, оставшиеся вышли в южную часть Тихого океана. Магеллан стал первым европейцем, проплыл с Атлантического океана в Тихий. Магеллан назвал эти воды океана Mar Pacifico (Спокойное море) из-за их спокойное поведение в течение первого этапа путешествия [4].


4. Гибель Магеллана

Двигаясь в северном направлении, 13 февраля 1521 экспедиция пересекла экватор. 6 марта был открыт острова Гуам и Рота в архипелаге Марианских островов, а 16 марта достигла острова Homonhon в архипелаге Филиппинских островов. До этого момента оставалось всего 100 участников экспедиции.

Магеллан имел возможность общаться с местными жителями, потому что имел малайского переводчика, который понимал их язык. 7 апреля моряки добрались до острова Себу. Магеллан организовал там постой, стремясь привлечь местное население к христианской вере. Вскоре, возможно слишком полагаясь на силу владения огнестрельным оружием, он принял участие в конфликте между местными правителями. 27 апреля 1521, во время одного из боев на острове Мактан, жители которого отказались платить дань испанской короне, Магеллан был убит вместе с частью своих товарищей.

Раджа острова Себу, что уже принес присягу на верность королю Испании, воспользовался тем и заманил испанцев на торжественный обед, где устроил резню и убил несколько десятков моряков. Кораблям пришлось срочно уплыть. Брак опытного руководителя сказался. Уже вблизи цели поездки, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.


5. Разделение экспедиции. Возвращение

Карта путешествия Магеллана и его завершения через 16 месяцев после смерти Магеллана судном "Виктория", одним из пяти судов, которые начали путешествие

На Молуккских островах были закуплены пряности и экспедиция готовилась к обратному маршруту. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, а его корабли подлежали аресту. Во время плавания судна износились и обветшали. "Консепсьон" еще раньше был оставлен командой и сожжен. Оставалось только два корабля. "Тринидад" было отремонтировано и судно направилось на восток до испанских владений в Панаме, а "Виктория" - на Запад в обход Африки. "Тринидад" попал в полосу встречных ветров и был вынужден вернуться в Молуккских островов, где был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. "Виктория" под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен незначительным числом островитян-малайцев (почти все они погибли в пути). На корабле вскоре стало не хватать провизии и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили во что попробовать доплыть до Испании.

"Виктория" с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и потом два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль побережья.

9 июля 1522 изношенный корабль с истощенным экипажем подошел к островов Зеленого мыса, находящихся в португальском владении. Не сделать здесь остановки было невозможно из-за крайней нехватки питьевой воды и продовольствия. Хитростью удалось частично пополнить запасы продовольствия у португальцев. Но, чтобы избежать ареста, команда вынуждена была отправиться дальше, оставив в плену на берегу тринадцати моряков.

6 сентября "Виктория" под командованием Элькано добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблем флотилии Магеллана, победоносно вернулся в Севилью. На корабле было восемнадцать путешественников, которые выжили.

18 путешественников "Виктории", доставшиеся в Севилье в 1522 году
Имя Должность
Хуан Себастьян Элькано / Juan Sebastin Elcao Капитан
Франциско Альбо / Francisco Albo, Лоцман
Мигель де Родас / Miguel de Rodas Лоцман
Хуан де Акурио / Juan de Acurio Лоцман
Антонио Ломбардо (Пигафетта) / Antonio Lombardo (Pigafetta) Статист
Мартин де Худисибус / Martin de Judicibus Старший по загрузке
Эрнандо де Бустаманте / Hernando Bustamente Моряк
Николас Гриего / Nicholas o Grego Моряк
Мигель Санчес / Miguel Smchez Моряк
Антонио Эрнандес Кольменеро / Antonio Hernndez Colmenero Моряк
Франциско Родригес / Francisco Rodrigues Моряк
Хуан Родригес / Juan Rodrigues de Huelva Моряк
Диего Кармона / Diego Carmona Моряк
Ханс / Hans Артиллерист
Хуан де Арратии / Juan de Arratia Матрос (звание)
Васко Гомес Гальего / Vasco Gomez Gallego Матрос (звание)
Хуан де Сантандер / Juan de Santandres Юнга
Хуан де Субилета / Juan de Zubelita Паж

Элькано получил от короля Карла V благородство и плату в 500 дукатов в год. Король потребовал, чтобы его свояк Жоао III освободил португальского ареста в Островов Зеленого мыса остальные 13 членов экипажа. Заместитель Элькано Мигель де Родас, получил от короля зарплату 50.000 мараведи в год (двойная зарплата офицера в то время), а три года спустя, он жаловался, что ничего на руки так и не получил. Основной инвестор экспедиции Магеллана Кристобаль-де-Аро, несмотря на гибель людей и судов, стал богатым человеком. Привезено примерно 1925-1926 тонн гвоздики, которая была продана за ошеломляющую цену в 7888634 мараведи, что соответствует 947 тысячам сегодняшних долларов США [4].

Позже, в 1525 году, еще четверо из 55 членов команды корабля "Тринидад" были доставлены в Испанию. Также были выкуплены с португальского плена те члены команды "Виктории", которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зеленого Мыса.


6. Итоги экспедиции

Продажа груза, привезенного "Викторией", не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму в 350 тысяч золотых дукатов. В 1523 был издан отчет императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции - венецианца Антонио Пигафетта.

Таким образом, испанцы открыли западный путь в Азию и Островов Пряности. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о округлость Земли и неделимость океанов, омывающих сушу.


7. Потерянный день

Кроме того, как оказалось, участники экспедиции "потеряли день". В те времена не было понятия о разнице в местном и всемирном времени, поэтому далекие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одним и тем же маршрутом, пересекая меридианы сначала в одном направлении, а затем - в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированному в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, "не возвращаясь", но двигаясь только вперед, на мероприятие.

На кораблях испанского короля, как положено, для поддержания очередности вахт, вычисления пройденных расстояний, ведения записей, но, в первую очередь, для соблюдения церковных католических праздников, велось исчисление времени. Хронометров в те времена не было, моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по стаканам). Начало отсчета времени суток был полдень. Естественно, каждый ясный день моряки определяли момент полудня, когда Солнце находилось в самой верхней точке, т.е. пересекало меридиан (с помощью компаса или по длине тени). От этого велся и счет дней календаря, в том числе воскресных дней, пасхальных и всех других церковных праздников. Но каждый раз моряки определяли время местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому, у них современный хронометр или простой часы настроены на местное время порта Санлукар де Баррамеда, моряки заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов а их местный полдень все больше и больше отстает от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день.

Церковные праздники эти отважные испанские моряки отмечали со всей тщательностью, как ревностные католики, но, как оказалось, по своему собственному календарю. В итоге, когда горстка измученных скитальцев морей вернулась в родной Испании, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины и Церкви на целые сутки. То есть они неправильно праздновали воскресенья, Пасху и другие праздники. Герои-моряки были объявлены вероотступниками и отлучены от церкви. Лишь впоследствии удалось разобраться в этой ситуации и моряков восстановили в правах.

Люди поняли и признали, что Земля имеет форму шара, тела с непрерывной поверхностью, и при путешествиях вдоль параллелей, то есть в плоскости ее суточного вращения вокруг своей оси, время как бы меняет свою продолжительность. Если двигаться на запад, за Солнцем, день (сутки) будто удлиняется. Если двигаться на восток, навстречу Солнцу, сутки, наоборот, сокращается.

Для преодоления этого парадокса позже была разработана система часовых поясов и понятие линии перемены дат. Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто делает дальние, но быстрые, путешествия на самолетах или скоростных поездах.


8. Памяти Магеллана

В честь Магеллана названы:


9. Фильмы про Магеллана

  • Пропавший флот Магеллана (Magellan's Lost Fleet), документальный фильм, 2002 год, производство: США, A & E Television Networks, режиссер: Скотт Миллер;
  • Великая война Магеллана (The Great War of Magellan), фантастика, приключения, 2005 год, производство: США, режиссер: Ричард Хэтч;

10. Примечания

  1. James A. Patrick, "Renaissance and Reformation", p. 787, Marshall Cavendish, 2007, ISBN 0-7614-7650-4 (приведены по английской Википедии)
  2. William J. Bernstein, "A Splendid Exchange: How Trade Shaped the World", p.183-185, Grove Press, 2009, ISBN 0-8021-4416-0 (приведены по английской Википедии)
  3. Кунин К.И. Магеллан. - М.: Мол. гвардия, 1940. - 304 с.
  4. а б Samuel Eliot Morison: The European Discovery of America: The Southern Voyages, Oxford University Press, New York 1974

11. Литература про Магеллана

11.1. Первичные источники

  • Pigafetta, Antonio (1906), Magellan's Voyage around the World, Arthur A. Clark (Orig. Primer viaje EN Torno Del Globo - www.archive.org/details/primerviajeentor00piga Retrieved on 2009-04-08)
  • Maximilianus Transylvanus, De Moluccis insulis, 1523, 1542
  • Nowell, Charles E. ed. (1962), Magellan's Voyage around the World: Three Contemporary Accounts, Evanston: NU Press
  • The First Voyage Round the World, by Magellan - full text, English translation by Lord Stanley of Alderley, London: Hakluyt, [1874] - six contemporary accounts of his voyage
  • Oliveira, Fernando (1550-1560), The Voyage of Ferdinand Magellan - books.google.com / books? id = MByAAAAAMAAJ, National Historical Institute (издано 2002), ISBN 9789715381635 , http://books.google.com/books?id=MByAAAAAMAAJ - books.google.com / books? id = MByAAAAAMAAJ , English translation by Peter Schreurs from the original Portuguese manuscript in the University Library of Lieden, The Netherlands.

11.2. Вторичные источники


11.3. Источники онлайн


Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам