Надо Знать

добавить знаний



Фетишизм



Фетишизм ( фр. fetichisme ) - Одна из ранних форм религиозных верований; поклонение предметам неживой природы - фетишам, которые якобы наделены чудодейственной силой. Ярким примером фетишизма в настоящем является ношение различных амулетов, оберегов (например, крестиков у христиан), вера в чудодейственность икон, идолов и т.д..

Фетишем может стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела ( зубы, клыки, кусочки кожи, высушенные лапки, кости и т. д.). Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животные. Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Особая группа фетишей связана с распространенным у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы - человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины [1].

Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И, если его владельца сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магическую силу. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет- оберег должен оберегать своего владельца [2].


Фетишизм в научных исследованиях

В то время как одни исследователи (Шульце) называют фетишизмом почитание любых материальных предметов (включая небесные тела, людей и животных), другие (Штернберг, Тот) склонны ограничивать объем этого понятия, включая в него только почитание неодушевленных и притом земных предметов. Одни авторы при этом называют фетишем материальный предмет, которому отдается почитание (де Бросс), другие относят это название не к самому предмету, а к духа, находящегося в нем (Тайлор, Спенсер, Шурц), в то время как третьи считают характерной чертой фетишизма именно неотделимость предмета от духа, живущего в нем (Вайц, Харузин, Зеленин). Мало того, хотя большинство авторов называют фетишем материальный объект культа, есть исследователи, склонны столь расширять это понятие, в него включаются не только объекты, но и материальные принадлежности культа (например, церковное утварь, одежда), которые сами по себе не являются предметом почитания (Францев). Наконец, для других исследователей сроки "фетиш", "фетишизм" означают не какой-либо определенный вид почитаемых предметов, а определенное отношение человека к сверхъестественному миру, именно то отношение, при котором человек верит в свою способность заставить сверхъестественные существа служить себе [3].

Впервые феномен фетишизации подробно описал французский исследователь Шарль де Брюс в книге "Культ богов-фетишей". Он считал, что фетиши - это предметы неживой природы, привлекали внимание человека какими-то особыми чертами. Действительно, фетишистские представления связаны не со всеми, а лишь с особыми предметами и явлениями. Для человека ранньородового общества, например, не каждый камень мог быть фетишем, а лишь тот, который поражает воображение особенностями формы или обстоятельствами, при которых его нашли.

Но неправильно было бы по примеру где Брюса и некоторых других исследователей, считать фетишизм за веру в сверхъестественные свойства "мертвых" предметов. Такое толкование фетишизма противоречит самой его сущности как олицетворению неживой природы. Фетиши - не просто предметы, а по воображением человека, которые чтит, - существа, наделенные собственным жизнью и способны именно благодаря каким-то таинственным, сверхъестественным, сверхчувствительным свойствам определенным образом действовать на человека и его окружающей среды, то есть этим предметам приписывались не присущие им свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.д..). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, она считала, что в этом ей помог фетиш, и оставляла его себе. Если же человек получил какой-либо неудачи, то фетиш выбрасывали или заменяли другим.

Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным уважением к выбранного предмета: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность "Наказывали". С этой точки зрения интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, думая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их [4].


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам