Физическое воспитание

Физическое воспитание, физвоспитания, физвих - педагогический процесс направлен на физическое развитие, функциональное совершенствование организма, обучение основным жизненно важным двигательным навыкам, умениям и связанных с ними знаниями для успешной последующей профессиональной деятельности.

В Украина физическое воспитание путем проведения обязательных занятий осуществляется в дошкольных воспитательных, средних общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях в соответствии с учебными программами, утверждаемыми в установленном порядке. Согласно стандартам Высшей аттестационной комиссии Украины, физическое воспитание (физическая культура) имеет код специальности 24.00.02 (См. Таблица Коды специальностей по ВАКом # 24 Физическое воспитание и спорт).


1. Исторические корни возникновения физического воспитания как общественного явления в Украине

Украинская национальная система физического воспитания имеет глубокие исторические корни. Полного развития в историческом аспекте она достигла в Запорожской Сечи, где особое внимание уделялось физическому воспитанию детей и подростков в сечевых церковных школах. [1]

2. Основные задачи

Основные задачи физического воспитания:

  • повышение функциональных возможностей организма средствами физической культуры;
  • содействие всестороннему гармоничному развитию, отказ от вредных привычек, улучшения умственной и физической работоспособности;
  • формирование мнения о систематические занятия физическими упражнениями с учетом особенностей их будущей профессии, физическое самосовершенствование и здоровый образ жизни;
  • получения студентами и учащимися необходимых знаний, умений и навыков в области физической культуры с целью профилактики заболеваний, восстановления здоровья и повышения профессиональной трудоспособности;
  • использование средств физической культуры в лечебно-профилактической деятельности;
  • овладение методами определения физического состояния и самоконтроля;
  • воспитание организаторских навыков, личной гигиены и закаливания организма;
  • умение составлять и выполнять упражнения из комплексов утренней гигиенической гимнастики;
  • воспитание патриотических, морально-волевых и эстетических качеств;
  • совершенствования спортивного мастерства студентов и учащихся, занимающихся избранными видами спорта.

3. Гигиена физического воспитания

В высших учебных заведениях предусмотрен курс лекций по гигиене физического воспитания.

Гигиене физического воспитания можно условно разделить на 4 раздела:

  • общая гигиена - занимается изучением влияния факторов внешней среды на здоровье человека, рассматривает основные гигиенические требования по предупреждению негативного влияния внешних факторов на организм ребенка и их использование в процессе физического воспитания учащихся или студентов; раскрывает значение, правила и методику закаливания с помощью физических факторов .
  • школьная гигиена - излагаются гигиенические требования (нормативы) к спортивным школьных зданий, площадок и оборудования, спортивной одежды и обуви, организации учебно-воспитательного процесса в школе.
  • гигиена физического воспитания - излагаются сведения о гигиеническое значение отдельных средств и форм физического воспитания; приводятся гигиенические требования к уровню двигательной активности и дозировки физических нагрузок в возрастном аспекте; излагаются общие гигиенические требования к планированию, организации и методики занятий физической культурой, а также к занятиям в отдельных видах спорта ( гимнастика, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры, туризм, единоборства).
  • методика преподавания гигиенических знаний в общеобразовательной школе - излагается теоретический материал по основным вопросам методики формирования знаний гигиенического характера, основное внимание уделяется анализу школьной программы по физическому воспитанию.

4. Средние общеобразовательные и профессиональные заведения

В средних общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях уроки по физической культуре являются обязательными и проводятся не менее трех раз в неделю.

Периодичность проведения занятий по физической культуре, требования к сдаче зачетов по физическому воспитанию устанавливаются по согласованию с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.

Средние общеобразовательные и профессиональные учебно-воспитательные учреждения с учетом местных условий, интересов и запросов учеников самостоятельно определяют содержание, формы и средства их двигательной активности, методы проведения занятий по физической культуре, а также организуют внеучебной физкультурно-спортивную работу с участием внешкольных учебно-воспитательных учреждений , общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.

В "Государственных требованиях учебных программ физического воспитания в системе образования" о физвоспитания в средней школе написано:

" Учебный материал школьного компонента (программы по физической культуре) определяется учителем физической культуры по согласованию с директором школы. Предпочтение при этом предоставляется национальным подвижным играм, интересным для учеников упражнениям ритмической и художественной гимнастики; упражнениям, которые имеют прикладное значение и проводятся на свежем воздухе средствам, способствующие интенсивному развитию двигательных качеств. Значительную часть содержания этого компонента должны составлять физические упражнения и виды спорта, которые традиционно проводятся или углубленно изучаются в данной школе. К ним могут относиться гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол и др.)., Плавание, зимние виды спорта и т.д..

Региональный и школьный компоненты предусматривают один дополнительный урок в неделю во всех классах. [2]

"

5. Высшие учебные заведения

Согласно "Государственными требованиями учебных программ физического воспитания в системе образования", утвержденными приказом Министерства образования Украины от 25 мая 1998 г. N 188 "О нормативных документов по физическому воспитанию", высшие учебные заведения на основании учебного плана и базовой учебной программы по физическому воспитанию разрабатывают свои рабочие учебные программы по физическому воспитанию. Они конкретизируют и дополняют содержание базовой физкультурного образования, учитывая региональные, этнографические, экономические и экологические особенности, местные народные традиции, географические условия, физкультурные и спортивные интересы студентов, специфику кадрового и материально-технического обеспечения и требования стандартов высшего образования в соответствии с образовательно-квалификационных характеристик профилю подготовки специалистов определенного уровня ( "Бакалавр", "Специалист", "Магистр").


5.1. Учебная программа

Учебная программа по физическому воспитанию в вузе утверждена Министерством образования Украины как базовая и является обязательным для усвоения ее содержания студентами дневной формы обучения высших учебных заведений III и IV уровней аккредитации всех форм собственности. Методологической основой проограмы являются действующие государственные документы, регламентирующие физическое воспитание как обязательную дисциплину. Она разработана на основе "Государственных требований учебных программ физического воспитания в системе образования".

Программа основывается на:

  • концептуальных основах законов Украины "О физической культуре и спорте", "Об образовании", Целевой комплексной программы "Физическая культура - здоровье нации".
  • Положении о государственных тестах и ​​нормативах оценки физической подготовленности населения Украины,
  • Концепции физического воспитания в системе образования Украины,
  • Государственных требованиях учебных программ физического воспитания.
  • Государственных стандартов высшего образования и других документах, выданных Министерством образования Украины.

Главная цель базовой программы - определить стандарт физического воспитания, соответствующий минимальный уровень обязательной физкультурного образования для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях и получают квалификацию - "бакалавр", "специалист", "магистр".

Программа вступает в силу с момента его утверждения Министерством образования Украины. Она предусматривает проведение обязательных аудиторных занятий в объеме не менее 4-х часов в неделю в течение всего периода обучения за исключением последнего выпускного семестра.


5.2. Основные принципы

Осуществления физического воспитания в вузе основывается на:

  • общих социальных принципах воспитательной стратегии общества, предусматривающие всестороннюю подготовку личности к трудовой и других общественно важных видов деятельности и всемерное развитие жизненных сил и способностей человека как высшей ценности общества;
  • общепедагогической принципах: личного подхода, фундаментальности, гуманизации, демократизации педагогического процесса;
  • загальнометодичних принципах: сознания, активности, доступности, индивидуализации, систематичности;
  • специфических принципах физического воспитания: непрерывного систематического чередование нагрузок и отдыха, постепенного наращивания педагогических воздействий, адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения системы занятий, пиковой и общеобразовательной адекватности направлений физического воспитания.

5.3. Средства и методы

Соответствии с учебной программой, разработанной инициативной группой ученых по заказу Министерства образования Украины, в процессе физического воспитания в высших учебных заведениях используются традиционные и нетрадиционные средства и методы физкультурного образования и физического совершенствования.

Подбор средств и методов осуществляется по усмотрению преподавателей с учетом физкультурных и спортивных интересов и индивидуальных особенностей занимающихся, уровня их здоровья, физкультурного образования, физической подготовленности, наличия условий для занятий, экологического благополучия.

Запрещается использование средств и методов в физическом воспитании, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, а также таких, которые не соответствуют этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.


5.4. Формы и виды занятий

Основными видами учебных занятий по физическому воспитанию в высших учебных заведениях являются:

Другие виды учебных занятий определяются в порядке, установленном кафедрой физического воспитания высшего учебного заведения. Позаучбови занятия по физическому воспитанию организуются и проводятся в форме:

  • занятий в спортивных клубах, физкультурно-оздоровительных центрах, секциях, группах по интересам;
  • самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
  • массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;
  • занятий в течение дня по обеспечению работоспособности, послерабочее восстановления, психорегуляции, коррекции.

5.5. Контроль

Усвоения программы физического воспитания в высшем учебном заведении предполагает систему контрольных мероприятий, включающий оперативный, текущий, итоговый контроль и итоговую аттестацию.

Главная цель этих мероприятий - оптимизировать процесс физического воспитания, добиться его максимальной результативности. Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами отдельных видов учебной работы:

  • отношение студентов к предложенной программы занятий;
  • усвояемости программного материала;
  • степени адекватности и приемлемости учебных нагрузок;
  • исходном уровне подготовленности студентов к овладению программным материалом и прочее.

5.5.1. Текущий контроль

Текущий контроль ставит своей задачей выявить степень усвоения студентами отдельных разделов и тем учебной програрамы и физического воспитания на контрольном этапе образования.

Формами и методами оперативного и текущего контроля являются педагогические и врачебно-педагогические наблюдения: устное и письменное опроса студентов, выполнение контрольных работ, заданий, упражнений, тестов, решения компьютерных задач по физической культуре, экспертные оценки, анализы и другие.

Итоговый контроль проводится с целью оценки конечных результатов физического воспитания на определенном образовательном (квалификационном) уровне или на отдельных его завершенных этапах.


5.5.2. Итоговый контроль

Итоговый контроль в вузах III-IV уровня аккредитации включас летний контроль и заключительную аттестацию студентов.

В вузах может также проводиться модули и другие формы итогового контроля по завершении логичию чппсршснои части занятий по физическому воспитанию, результаты которого учитываются при выставлении итоговой оценки по предмету.

Годовой контроль физического воспитания осуществляется в форме дифференцированного зачета в период зачетной сессии и направлен на выявление и оценку уровня сформулированносты физической культуры студента или ее элементов.

Общая концепция и методика зачете определена в Положении об организации учебного процесса в высших учебных заведениях (приказ Министерства образования Украины от 2 июня 1993 г. N 161) и Положении о зачетах по физическому воспитанию студентов (приказ Минобразования Украины 25 мая 1998 г. N 188). Порядок и график проведения зачетов устанавливается непосредственно учебным заведением. При этом студенты должны быть извещены о ней не позднее чем за 3 месяца до установленных сроков.


5.5.3. Аттестация по физическому воспитанию

При окончании учебного заведения, курса физического воспитания или достижении одного из образовательно-квалификационных уровней (бакалавра, специалиста, магистра) проводится итоговая аттестация по физическому воспитанию соответствии с требованиями образовательно-квалификационной характеристики специалиста.

Аттестация проводится по последним данным медицинских осмотров, проводок занятий по физическому воспитанию, по результатам выполнения государственных тестов физической подготовки, оценкам уровня теоретической и методической подготовки.


5.6. Проблемы

Физическое воспитание на современном этапе сталкивается с все большим количеством проблем. Очевидными является вопрос материального обеспечения. Однако, современные специалисты педагоги указывают на следующие основные методические проблемы физического воспитания в вузе:

  • В педагогических исследованиях, направленных на изучение и совершенствование физического воспитания студентов в высших учебных заведениях, как правило, анализируется какая-то одна сторона данной проблемы - "преподавательская" или "студенческая" [3] [4] [5].
  • В теории и практике физического воспитания недостаточно изучены педагогические условия формирования сознательного отношения студента к физическому воспитанию, что невозможно создать и реализовать без тесного личностного сотрудничества между преподавателем и студентом.
  • Процесс физического воспитания в сознании студентов становится деятельностью механической, лишенной творчества [6] [7]

6. Физическое воспитание в украинских молодежных организациях

6.1. Пласт

7. Военнослужащие

Физическое воспитание военнослужащих является составной частью общей системы обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил Украины, органов внутренних дел, других воинских формирований и осуществляется в форме специальной физической подготовки.

Примечания

  1. http://referaty.com.ua/ukr/details/2533/ - referaty.com.ua/ukr/details/2533 /
  2. http://www.uazakon.com/document/spart71/inx71134.htm - www.uazakon.com/document/spart71/inx71134.htm
  3. Стасюк Р. М., Востоцкая И. Ф., Осипова И. Л. Проблемы и пути повышения эффективности физического воспитания вуза. Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко
  4. Лигоцький А. А. Стратегия Развития профессионального образования в Украине: Учеб. метод. пособ / Нац. акад. внутр. прав Украины. - К., 1997. - 48с
  5. Ведмеденко Б. Ф. Теоретические основы и практика воспитания молодежи средствами физической культуры. - К., 1993. - С. 123-126.
  6. Тамбовский А. Н., БархударянР. Г. Двигательная активность, зрение, студентов / / Межд. науч. конгресс "Физическая культура, спорт, туризм-в новых условиях развития стран СНГ." - Минск: Тесей, 1999. - С. 194-197.
  7. Чернобаб И. О., Грибан Г. П., Чубаров М. М. Пути повышения эффективности физического воспитания в вузах / / Физическая культура и спорт в повышение социальной активности студентов: Сборник научных трудов / Уманский сельхозинститут. - Умань, 1990. - С. 9-20.

Литература

п ? в ? р Медицинская помощь по специальностям
Разделение медицинских специальностей по видам помощи, в некоторых случаях специализации относятся к двум и более категорий
Стационарная
Хирургическая помощь

Абдоминальная хирургия ? Андрология ? Гинекология ? Неотложная медицинская помощь ? Акушерство Анестезиология ? Эндокринная хирургия ? Общая хирургия ? Кардиохирургия ? Торакальная хирургия ? Колоректальная хирургия, проктология ? Реаниматология ? Неотложная хирургия ? Нейрохирургия ? Онкохирургия ? Ортопедия ? Ортодонтия ? Отоларингология ? Офтальмохирургия ? Детская хирургия ? Пластическая хирургия ? Сосудистая хирургия ? Ангиология ? Травматология ? Трансплантология ? Урология ? Хирургическая стоматология ? Челюстно-лицевая хирургия ?

Стационарная
терапевтическая помощь

Аллергология ? Венерология, Дерматовенерология ? Вирусология ? Эндокринология ? Гастроэнтерология ? Гепатология ? Гериатрия ? Гематология ? Гомеопатия ? Дерматология ? Инфекционные болезни ? Общая медицинская практика ? Паразитология ? Иммунология ? Микология ? Неотложная медицинская помощь ? Нефрология ? Кардиология ? Онкология ? Пульмонология ? Профпатологии, профессиональная патология ? Ревматология ? Тропическая медицина ? Терапия ? Терапевтическая стоматология ? Педиатрия ? Неонатология ? Неврология ? Офтальмология ? Косметология ? Интенсивная медицина ? Фармация ? Клиническая фармакология, фармакология ? Фтизиатрия

Психиатрическая,
психологическая помощь

Гипнологии ? Детская психология ? Психология ? Психиатрия ? Психология пожилого и старческого возраста ? Сексология ? Наркология ?

Поликлиническая,
амбулаторная помощь,
диспансерное наблюдение
Превентивная,
реабилитационная
помощь

Валеология ? Гигиена ? Диетология ? Эпидемиология ? Курортология ? Медицина сна ? Медицинская генетика ? Медицина профессий ? Медицина катастроф ? Медицинское обеспечение войск, Военная медицина ? Здравоохранение ? Подростковая медицина ? Планирование семьи, генетическая консультация ? Профилактическая медицина ? Реабилитология ? Здоровье ? Семейная медицина ? Спортивная медицина ? Социальная медицина Судебная медицина Тератология ? Токсикология ? Физическое воспитание ? Физиотерапия ? Физиатрией ?